Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема: Психология поведения человека в организации и типы сотрудников.




Белорусский национальный технический университет

 

  УТВЕРЖДАЮ ДИРЕКТОР МИДО _____________________ И.А. Сатиков _____________________ Регистрационный № УД-_______________/р.

 

 

ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ

Учебная программа учреждения высшего образования

По учебной дисциплине

1-25 01 07, 1-26 02 02

 

Факультет МИДО

 

Кафедра «Информационные технологии в управлении»

Курс 2 Семестр 3,4  
   
Лекции – 6 часов   Зачет – 3 семестр Экзамен – 4 семестр
Практические (семинарские) занятия – 8 часов    
Лабораторные занятия – не предусмотрены   Курсовой проект – не предусмотрен
Аудиторных часов по учебной дисциплине – 14 часов   Форма получения высшего образования – дистанционная
Всего часов по учебной дисциплине – 14 часов    

Составила: Л.В. Акимова, кандидат философских наук, доцент

 

 

2014 г.


 

Учебная программа составлена на основе типовой учебной программы «Психология управления»

 

Рассмотрена и рекомендована к утверждению кафедрой «Информационные технологии в управлении» МИДО Белорусского национального технического университета

(протокол №____ от ________________ 2014 г.)

Заведующий кафедрой ___________________________ В.Ф. Голиков

 

Одобрена и рекомендована к утверждению Научно-методическим советом МИДО

(протокол № ____ от _________________ 2014 г.)

 

Председатель методической комиссии _______________________

 

 

 

 

Цели и задачи дисциплины "Психология управления"

Психология управления является одной из основных учебных дисциплин вузов для специалистов по управлению.

Социально-экономические процессы во всех странах мира привели к тому, что эффективность управленческой деятельности в настоящее время связана с тем как используются знания психологии в деятельности. Все аспекты руководства в управлении связаны с взаимодействием людей. Это могут быть подчинённые, руководители, конкуренты, участники переговоров.

Современному специалисту по управлению необходимо использовать знания психологии при организации своего коллектива, реализации личного общения. Все эти данные о психологии управленческой деятельности студенты получают при изучении предложенного курса, который тесно связан с такими дисциплинами, как “Общая психология и педагогика”, “Социальная психология”, “Этика делового общения”, “Основы менеджмента”, “Маркетинг”, “Управление персоналом”, и информационно воздействует, вооружая будущих специалистов необходимыми знаниями и умениями.

 

Студенты должны приобрести знания:

– о психологических требованиях к личности руководителя и его социально-психологических функциях в организации;

– о типах лидерства и стилях руководства;

– о типологиях личности и особенностях личностных отношений;

– об общении руководителя в коллективе и современных тенденциях в психологии управления.

Студенты должны уметь:

– различать стили руководства, влияющие на социально-психологический климат в трудовом коллективе и проявлять (в дальнейшем) гибкость при применении их;

– оценивать уровень качества планирования, организации, мотивации и контроля менеджера;

– общаться в группе с учётом индивидуально- психологических (типологических) особенностей личности;

– определять методом социометрии статус членов группы;

– анализировать межличностные отношения и управленческие организации в коллективе.

 

Основная цель курса – формирование у студентов системных представлений о психологических закономерностях управленческой деятельности, создания у них полной ориентировочной основы для исследования этого вида труда, раскрытие специфики использования психологического знания в структуре деятельности руководителя, формирование у студентов навыков анализа психологических причин, лежащих в основе снижения эффективности управления.

 

Распределение учебного времени по темам и видам занятий на заочном отделении факультета ЭСМ

№ п/п Тема занятия Кол-во лекционных часов Кол-во практических часов
1. Психология управления как наука  
2. Психология личности как объекта управления -
3. Основные социально-психологические функции руководителя    
4. Лидерство    
5. Личность руководителя  
6. Психология групп и коллективов    
7. Общение руководителя - -
8. Мотивация трудовой активности -
9. Психология управленческих решений и организация их исполнения    
10. Деятельность современного руководителя  
  ВСЕГО:    

 

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА "ПСИХОЛОГИЯ УПРАВЛЕНИЯ"

Тема 1. Психология управления – как самостоятельная научная дисциплина.

Психология управления – самостоятельная междисциплинарная отрасль науки. Она носит прикладной характер и тесно взаимодействует с отраслями психологии: общей, социальной, инженерной.

Психология управления (менеджмент) является частью науки управления. Это и теория, и практика управления. Психология управления изучает основные функции управления: планирование, организация, мотивация, контроль.

Главным субъектом управления в организации являются руководитель (менеджер).

Основным объектом управления – личность исполнителя, малая (рабочая) группа, организация в целом. Цель организации – достигнуть успеха в решении значительных для организации проблем, задач. Управление – система скоординированных мероприятий, благодаря которым выполняются организационные цели.

Основными понятиями психологии управления являются: организация; менеджмент (управление); менеджер – лицо, отвечающее за постановку целей, принятие решений и их реализацию, ответственное за деятельность персонала в малых группах. Организация, как понятие, в психологии управления используется в 2-х основных смыслах: 1) групп людей, которые сознательно и добровольно объединяются в рамках определенной структуры для достижения определенных значимых целей; 2) одна из функций управления по координации деятельности ее отдельных звеньев.

Предмет психологии управления –деятельность руководителей (менеджеров), реализуемая в выполнении основных управленческих функций.

Содержание психологии управления – разработка психологических аспектов деятельности человека, группы и организации в целом.

Источники психологии управления: практика управления, развитие психологической науки, развитие социологии организаций.

Цель психологии управления – разработка путей повышения эффективности и качества жизнедеятельности организационных систем.

Задачи психологии управления: обеспечить психологическую подготовку менеджеров, развить их психологическую и управленческую культуру.

Методологические подходы к управлению: системный, ситуационный, процессный.

Школы управления.Школа научного управления (1885 – 1920 гг.). Классическая школа управления (1920 – 1950 гг.). Школа человеческих отношений (1930 – 1950 гг.). Школа человеческих отношений и школа поведенческих наук (1930 – 1950 гг.). Школа науки управления (1930 – по настоящее время). Школа управления или количественный подход (1950 – по настоящее время).

Психологические закономерности управления. Закон неадекватности самооценки. Закон расщепления смысла управленческой информации. Закон самосохранения. Закон компенсации. Закон Паркинсона, Законы Мерфи и др..

Сравнение 2-х моделей управления: старый и новый. Управление в современных условиях. принципы новой стратегической концепции управления персоналом. Принцип равновесия, принцип взаимопонимания, принцип совместности усилий, принцип коперативности, принцип самостоятельности, принцип мотивации.

 

Тема 2. Личность как объект управления.

Поведение человека в организации и типы сотрудников.

Термин "личность" используется по отношению к человеку как носителю каких-либо черт, свойств, обладающему теми или иными признаками. При этом обязательно отмечается социальность личности, ее включенность в определенную систему социальных отношений. В целом, личность каждого индивида представляет собой своеобразную интеграцию его физических, психических, моральных и социальных свойств в административном поведении, это: социальность, импульсивность, честолюбие, склонность к доминированию и объективность.

Под социльностью понимается восприимчивость индивидуума к взглядам и желаниям тех, с кем он непосредственно общается. Эта восприимчивость является одним из главных средств приспособления к групповым нормам. Для служащих, с высокой степенью социальности, родство с рабочей средой или разделяемое всей группой чувство важности работы и необходимости ее сделать может оказаться ключевым фактором мотивации.

Честолюбивый человек постоянно озабочен своим статусом и придвижением в организации.

Под склонностью к доминированию понимается стремление брать на себя инициативу в межличностных отношениях или устанавливать контроль над ними.

Под объективностью понимается степень, до которой поведение управляется требованиями реальной ситуации, а не желанием индивида выразить себя.

Социальная роль – нормативная система действий, ожидаемая от индивида в соответствии с его социальной позицией (положением), т.е. место в конкретной системе социальных отношений.

Образы поведения, ожидаемые от личности в производственной организации, обуславливаются как в организационно-технической, так и социальными сторонами деятельности предприятия. Ну групповом уровне ролевые предписания определяются соответствующими групповыми ценностями, нормами, традициями, которые могут быть различными в пределах предприятия. Необходимо подчеркнуть при этом, что в ролевых предписаниях, исходящих от конкретных лиц или групп, ярко проявляются их социально-психологические особенности.

Типы сотрудников. Психологические типы. "Ломака". "Любитель решать все сразу". "Разведчик". "Наставник". "Хвастун". "Рассказчик". "Ударник". "Человек, вынашивающий скрытые планы". "Доморощенный психолог". "Везунчик". "Нытик". "Озабоченный". "Манипулятор".

Типы манипуляторов: "диктатор", "тряпка (слабак)", "вычислитель", "прилипала", "хулиган", "славный парень", "судья", "защитник".

Психологические типы людей и их проявление в работе, бизнесе, общении. Типология темперамента и акцентуация характера. Интуитивность. Психосоциотипы.

Характеристика психоцоциотипов: экстравертный – интровертный; сенсорно-ощущающий – интуитивный; мыслительно-логический – эмоциональный; решающий, рациональный –иррациональный. Цифровой тест "Социотип" (В. Мегель, А. Овчаров).

Типология людей по доминированию инстинкта:эгофильный; генофильный; альтруистический; исследовательский; либертофильный; дигнотофильный; доминантный.

Психогеометрическая типология. "Формы" личности и их поведенческие характеристики. Типологическая характеристика основных форм личности: "квадрата", "треугольника", "круга", "зигзага" по следующему плану: внешний вид, речь, рабочая и бытовая среда, язык тела; психологические свойства, привычки, конфликтные ситуации, протекание стресса, руководство, общение.

Основные современные тенденции активизации человеческого фактора.

Психология оценки работников.

 

Тема 3. Основные социально-психологические функции руководителей.

Основные управленческие функции –повторяющиеся процессы, которые обеспечивают достижение системы целей, эффективное функционирование, сохранение и развитие организации. В психологии управления выделяют следующие управленческие функции: планирование; организация; мотивация; контроль.

Планирование – это начало и основа управленческой деятельности. Принципы планирования: План должен быть экономически обоснован и рационален; должен опираться на реальные возможности; должен быть достаточно гибким без ущербы для достижения поставленной цели.

Виды планов: стратегический, тактический, оперативный, текущий.

Требования к планированию: наличие целей, задач и этапов; учет реальных условий, средств; альтернативность; сценарность; контроль за выполнением плана.

В понятие планы, как определенного заранее направления входят три основных момента: ориентация на будущее; необходимое действие; ответственные за выполнение плана.

Важным является то, что планирование плана – это основное средство, с помощью которого предприятие, как подсистема, может приспосабливаться к изменяемой обстановке во внешней экономической среде. Именно планирование отмечает социальную организацию от прочих открытых систем.

Планирование – процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения. Организация как функция управления.

Функция организации предполагает создание такой системы, в которую вписываются три компонента: работающий человек или группа людей, экономические отношения, технические средства. Хороший организатор –не тот, кто хорошо работает только сам, а тот, у кого хорошо работают подчиненные.

Основные принципы организации управления (А. Файоль). Конкретные формы организации деятельности.

Контроль –одна из управленческих функций. Процесс, обеспечивающий достижения организацией поставленных целей. Основные формы контроля.

Принципы и объекты контроля. Заблаговременность. Объективность. Экономичность. Объективность. Открытость. Индивидуальный подход.

Функция мотивации. Мотивация трудовой активности – как основной вопрос психологии управления. Термины "мотив" и «мотивация». Мотивация отвечает на вопрос: почему так, а не иначе поступает данный человек. Это относится к конкретному руководителю, участвующему в управлении. Различают мотивацию двух видов: положительную и отрицательную.

Теории трудовой мотивации. Теория Ф.У. Тейлора (10-е г. XX в.) - теория "концепции экономического человека". Теория Э. Мэйо –"концепция человеческих отношений". Теория А.Х. Маслоу - "иерархическая модель потребностей". Теория Ф. Херцберга- " мотивационно-гигиеническая" или "теория обогащения работы". Теория мотивации Д. Мк Грегора – двухфакторная, содержащая в себе две противоположные теории: "Теорию Х" и "Теорию У". Теория Д. Мак Клелланда и Д. Аткинсона (70-е г. ХХ в.) – попытка дать объективную оценку научным способам измерения мотивации, выделив три фактора: 1) стремление к успеху; 2) получение признания; 3) стремление к власти.

 

Тема 4. Лидерство и руководство.

Понятие "лидер" и "лидерство". Лидерство как способность оказывать влияние как на отдельную личность, так и на группу, направляя усилия всех на достижение целей организации. Связь лидерства с властью авторитета, властью влияния. Связь руководства с властью полномочий, компетенции и др.

Лидерство – проявление психологического влияния, неформальной власти. Руководство – официальное лицо в организации, наделенное властными полномочиями и отвечающее за выполнение всех функций управления. Лидер – член группы, играющий в ней ключевую роль в отношении направления, контроля и изменения деятельности других членов группы по достижению групповых целей.

Формальное лидерство. Руководство – это всегда формальное лидерство. Неформальное лидерство – субъективная способность, готовность и изменение человека выполнять роль лидера, а также призванное за ним право на руководство со стороны группы. Неформальный лидер далеко не всегда является руководителем по статусу. Теории лидерства. Концепция физических качеств (высокий рост, вес, сила). Концепция интеллигентности. Концепции харизматического лидера. Поведенческий подход к лидерству

Ситуационная теория Ф. Фидлера. Мотивационная концепция Т. Митчела и Р. Хауса –"путь – цель". Теория П. Херси и К. Блашора - "теория жизненного цикла". Модель принятия решений Врума–Йеттона.

Типология лидерства по психоаналитическому подходу: "Вожак". "Тиран". "Организатор". "Соблазнитель". "Герой". "Дурной пример". "Кумир". "Изгой". "Козел отпущения". В зависимости от преобладающих функций, выделяют следующие виды лидеров: лидер–организатор; лидер–борец; лидер–дипломат; лидер–утешитель. По содержанию лидерской деятельности в социальных группах обычно выделяют деловое лидерство, эмоциональное лидерство, информационное лидерство.

В управлении персоналом используется классификация в зависимости от того, как их воспринимается группа: "один из нас"; "лучший из нас"; "хороший человек"; "слушатель".

Лидерство различают и по силе влияния на членов группы: "беспрекословный лидер"; "небеспрекословный лидер".

В зависимости от направленности влияния, лидерства рассматриваются как конструктивное, деструктивное и нейтральное. Лидерские качества.

Стили управления: авторитарный; ситуативный; демократический; аллогичный; новаторский; партисипативный (соучаствующий).

Критерии оценки эффективности руководства. Психологические ориентации: удовлетворенность членством в коллективе; психологический климат коллектива; мотивация членов; авторитет руководителя; самооценка коллектива.

Непсихологические критерии: прибыльность; производительность; количество; экономичность; нововведения; действенность.

 

 

Тема 5. Личность руководителя в организации.

Психологические требования к менеджеру. Менеджер – профессионально подготовленный руководитель. Факторы успеха в деятельности менеджера:

желание и интерес человека заниматься деятельностью менеджера; умение работать с людьми, общаться, взаимодействовать, убеждать, влиять; гибкость, поведение, оригинальность мышления; оптимальное сочетание раскованности и ответственности в характере; способность предвидеть будущее развитие событий, последствия решений, интуиция; высокая профессиональная компетентность и специальная управленческая подготовка.

Исследователи психологии личности В Франкл, Абрахам Маслоу считают, что личность должна быть активной, действенной и верить в смысл своих поступков.

В. Франкл выделял три группы позитивных смысловых ценностей: ценности творчества; ценности, реализуемые в переживаниях; ценности отношений.

А. Маслоу рассматривал становление личности как работу самоактуализации, которая предполагает: адекватное, безоценочное принятие себя, честность и доверие по отношению к себе; принятие на себя ответственности за свои поступки и действия; способность быть спокойным, естественным, открытым новому опыту; стремление к независимому, автономному существованию, определение собственной точки зрения на окружающий мир; развитие демократичности, способности к глубоким межличностным отношениям; способность к сопереживанию – эмпатии.

Феномен личности руководителя имеет соответствующую психологическую структуру, в которую входит целый комплекс характеристик:организаторские способности;коммуникативные качества;нравственно-этические характеристики отношения к другим людям;мотивационные факторы;волевая сфера;"практический" интеллект;"личный характер";эмоциональная сфера;

психодинамические характеристики; половозрастные характеристики.

Ядром психологической структуры личности менеджера являются –организаторские способности. Мышление руководителя и принятие решения. Технические приемы (средства), активизирующие процесс мышления: список контрольных вопросов; техника "расчленения"; анализ затрат и результатов; механизм ассоциации; выяснение мнения других; метод использования неожиданных мыслей; технический прием Гордона.

Управленческие решения. 4 уровня принятия решений: рутинные, селективные, адапционные, инновационные. Принятие управленческих решений – сложный процесс, в котором выделяют 5 стадий: изучение проблемы; выработка идей; отсев и оценка применяемых альтернативных идей; планирование нововведений; обратная связь и анализ.

 

Тема 6. Психология групп и коллективов.

Социальная группакаксоциальная общность людей, объединенных в процессе совместной деятельности. Признаки социальной группы: внутренняя организация; групповые ценности; собственные принципы обособления; групповое давление; общие цели и задачи деятельности; стремление к устойчивости;

закрепление традиций, символики. Положение индивида в группе: статус; система групповых ожиданий; групповые нормы.

Групповая работоспособность: групповая совместимость; отрицательное взаимодействие в группе, проявляющееся тревожностью, фрустрацией, конфликтами. Социально-психологическая структура групп основывается на трех "китах": статусно-ролевые отношения; квалификационные характеристики; половозрастной состав.

Межличностные отношения в группе. Особенности воздействия на личность, как закономерности социальной перцепции. Три типа установки на восприятие другого человека: позитивная, негативная, адекватная. Эти установки лежат в основе межличностного восприятия. Эффект "ореола"; эффект "последовательности"); эффект "авансирования"; свойство заражения; внушение; подражание; соревнование; эмпатия; рефлексия; идентификация (отождествление);

каузальная атрибуция.

Оценка взаимоотношений в группе методом социометрии метод предложен американским психологом Джекобом Морено. Социометрия – это измерение отношений внутри группы по социальным критериям. Этот метод определяет статус человека в группе (его положение в коллективе).

Основные характеристики коллектива, его формирование и управление. Коллектив как группа людей, объединенных общими целями и задачами достигнутая в процессе социально-ценной совместной деятельности высокого уровня развития. Этапы развития группы по Л.И. Уманскому: группа конгломирант; номинальная группа; группа ассоциации; группа кооперации; группа автономия (коллектив). Процессы и феномены развития группы в направлении формирования коллективного субъекта деятельности. Признаки коллектива:

высокий уровень развития группы; социально-позитивная деятельность; высокая сплоченность членов группы; опосредованность межличностных отношений совместной деятельностью. Межличностные отношения в коллективе. 1 страта (слой) центр (ядро) групповой активности – совместная деятельность. 2 уровень (статус) образует феномены, возникающие за счет опосредования межличностных отношений совместной деятельностью.3 страта – межличностные отношения, опосредованные совместной деятельностью. 4 страта(статус) – межличностные отношения эмоционального содержания. Виды коллективов – формальные и неформальные. Взаимодействие личности и коллектива. Влияние коллектива на личность выражается в категориях: конформизм, индивидуализм, нигилизм, коллективизм. Влияние личности на коллектив проявляется в категориях: авторитет, власть, лидер, руководитель.

Р уководитель – глава группы, выбираемый или назначаемый в официальных группах, больших общностях; утверждается организацией на санкциях, определенных должностью; его ответственность многоступенчатая и опосредованная.

Для создания коллектива руководителю требуются высокие способности: правильный подбор сотрудников; забота о других членах коллектива; заинтересованность в результатах работы; четкость определения; распределение обязанностей между сотрудниками, анализ без критики в адрес конкретных людей, поддержка личного развития своих сотрудников, поощрение творческого потенциала, стремление к обратной связи.

 

 

Тема 7. Общение руководителя: коммуникация в организации.

Общение – процесс установления и развития контактов между людьми, в основе которого лежит мотивация участников, направленная на изменение поведения и личностно-смысловых образований партнера. Характер процесса общения выражается в единстве трех его сторон: коммуникативной (передача информации), интерактивной (взаимодействие); перцептивной (взаимодействие).

Эффективность общения зависит от умения коммуникатировать – передавать информацию; взаимодействовать – последовательно (адекватно) реагировать на партнера по общению в совместной деятельности; взаимовоспринимать и понимать друг друга. На результативность перцепции влияют перцептивные способности: идентификация, эмпатия, рефлексия, адекватное атрибутирование.

Качества личности и ее психические процессы необходимые для общения:

1. Направленность на других – это когда другие люди в центре системы ценностей для человека. 2. Определенные характеристики интеллекта. 3. Воспитанность эмоциональной сферы. 4. Умение сопереживать другим людям. Широта проявления этой способности определяется кругом лиц (пределы семьи, товарищи по работе, плохо знакомые, все люди).

Пути формирования качеств: собственный опыт личности из непосредственного общения и познания людей; постоянное обогащение человека теоретическими сведениями (знакомство с литературой – специальной, художественной, просмотр романтических по содержанию фильмов и спектаклей); формирование способности сопереживать окружающим людям; упражнения в поведении, которое не оскорбляло бы и не ущемляло бы достоинство других. Всесторонняя воспитанность может быть достигнута личностью в процессе работы над собой.

Манера общения, взаимодействия с людьми: манера говорить, улыбаться, одеваться, проявлять знаки внимания, выражать похвалу и поддержку, комплименты. Коммуникативная компетентность – способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми. Причинами плохой коммуникации могут быть: стереотипы, "предвзятые представления", плохие отношения между людьми, отсутствие внимания и интереса собеседника, пренебрежение фактами, ошибки в построении высказываний, неверный выбор стратегии и тактики общения.

 

Тема 8. Стрессоустойчивость работников управления.

Стресс, по Г. Селье, это естественная общая реакция организма на сильное негативное или позитивное воздействие. Суть этой реакции в мобилизации физиологических и психологических рецепторов для преодоления воздействий их последствий.

Стрессовые реакции – это защитные действия организмы. Знание механизмов возникновения стрессов и методов стрессозащиты необходимы руководителю в двух отношениях: чтобы быть успешным в делах; руководитель должен быть обучен методам распознавания стрессовых сигналов в коллективе исполнителей и методам регулирования условий работы. Умение противостоять стрессам. Высокая стрессоустойчивость работников организаций – это высокая производительности их труда, непотопляемость, конкурентности, развитие организаций и повышение комфортности, качества и продолжительности жизни их сотрудников. Преодоление стрессов. Объективизация стрессов.

 

ЛИТЕРАТУРА ПО КУРСУ:

Основная:

1. Аксененко Ю.Н., Касиарян В.Н., Самыгин С.И., Суханов И.О. Социология и психология управления. – Ростов н/Д., 2004.

2. Бойделл Т. Как улучшить управление организацией: Пособие для руководителя. – М., 1995.

3. Жариков Е.С. Психология управления. – М., 2010.

4. Кабаченко Т.С. психология управления. Часть I. Управленческая деятельность: Учебное пособие –М., 2010.

5. Кочеткова А.И. Психологические основы современного управления персоналом. – М., 2006.

6. Машков В.Н. Психология управления. – С-П., 2002.

7. Психология управления: Курс лекций/ Л.К. Аветенко и др. –Новосибирск, 2007.

8. Розанова В.А. Типология управления. Ч. III., № 1, № 3 – М., 2002.

9. Самыгин С.И., Столяренкко Л.Д. Психология управления. № 2 – Ростов н/Д., М., 2006.

10. Свенцицкий А.А. Социальная психология управления/ Под ред. Е.С. Кузьмина. –Л., 2006.

11. Свенцицкий А.Л. Психология управления организациями. №2 – С-П., 2006.

12. Столяренко Л.Д. Основы психологии. № 3 – Ростов н/Д., 2007.

13. Шейнов В.Г. Как управлять другими, как управлять собой. – 2-е изд., доп. – Мн., 1996.

14. Шепель В.М. Управленческая психология. –М., 1984.

15. Щекин П.В. Практическая психология менеджмента. – К., 2004.

 

Дополнительная литература:

1. Акофф Р. Искусство решения проблем. М., 2002.

2. Акофф Р., Эмери Ф. О целеустремленных системах. М., 2002.

3. Американская социология. М., 1992.

4. Американский капитализм и управленческие решения. Теория и методы принятия решений. М., 1997.

5. Андреева Г.М., Богомолова Н.Н., Петровская Л.А. Современная социальная психология на Западе (теоретические направления). М., 1998.

6. Андреева Г.М. Социальная психология. М., 2006.

7. Ансофф И. Стратегическое управление. М., 2003.

8. Афанасьев В.Г. Человек в управлении обществом. М., 2007.

9. Аунапу Ф.Ф. Методы подбора и подготовки руководителей производства. М., 2001.

10. Бестужев-Лада И. Социальное управление: методы, ориентиры, прогнозы. В ж.: "Проблемы теории и практики управления", 2009, № 4.

11. Бляхман Л.С. Организация управления социалистическим предприятием. М., 2003.

12. Бобнева М.И. Производственная организация как социальный инструмент современного общества и его изменения. М., 2004.

13. Броннер К. Индустриальные следствия стресса. В кн.: "Эмоциональный стресс". Л., 2002.

14. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование. 2009.

15. Вахрушев В. Принципы японского управления. М., 2009.

 

 

ТЕМАТИКА СЕМЕНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ.

Занятие 1,2

Тема: Психология поведения человека в организации и типы сотрудников.

1. Особенности женской и мужской психологии.

2. Возрастные характеристики сотрудников.

3. Человеческий фактор в управлении.

Занятие 3,4

Тема: Психологические особенности реализации функции руководителя.

1. Сущность планирования. Объективные и субъективные предпосылки снижения эффективности планирования.

2. Сущность организации. Объективные и субъективные предпосылки снижения эффективности реализации этой функции.

3. Сущность контроля, виды контроля, объективные и субъективные предпосылки снижения эффективности контроля в управленческой деятельности.

4. Сущность мотивации. Факторы влияющие на мотивацию и удовлетворенность трудом. Критерии эффективности мотивации и регулирования. Методы стимулирования результативности труда.

 

Занятие 5,6

Тема: Социально-психологические аспекты проблемы лидерства и руководства в организации.

1. Сущность, стили и типопология лидерства и руководства.

2. Современные концепции управления.

3. Стили лидерства, руководства и их эффективность.

4. Психологические аспекты власти и влияния при управлении персоналом.

5. Социально-психологические аспекты принятия управленческого решения.

6. Диагностика лидерских и управленческих качеств.

Занятие 7,8

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...