Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Функциональная теория денег




деньги теория кейнс стюарт

Функциональная теория денег рассматривает покупательную силу денег как результат их обращения, или функционирования. Функциональная теория денег обосновывает несущественность для денег их металлического содержания вследствие выполнения ими функций в сфере обращения. Функциональная теория денег имеет различные варианты. Так в 18 в., в период роста промышленности особенно подчеркивалась функция денег как средства обращения и возможность отказа от металлических денег, несущественность металлического содержания денег вообще. В конце 19 в. функциональную теорию денег широко поддерживали представители австрийской школы политэкономии, в том числе Ф. Визер, а в начале 20 в. Л. Мизес и др. Они пытались объяснить ценность денег на основе психологической теории ценности, сводили ценность товаров к субъективным психологическим оценкам, а деньги объявляли средством выражения этих оценок. По их утверждениям, ценность денег выражена в ценах и зависит от отношений, которые складываются между потребностью в деньгах и их массой в обращении. Тем самым сторонники психологического варианта функциональной теории денег приходят к близкому количественной теории денег выводу, отводя при этом определенное место психологическим факторам.


 

Государственная теория денег

 

Государственная теория денег представляет собой разновидность номиналистической теории денег и рассматривает деньги как результат деятельности государственной власти. Согласно этой теории, государство не только создаёт деньги, но и предписывает им платёжную силу. Трактуя чисто юридическую природу денег, Государственная теория денег отрицает всякое значение для платежной силы денег их металлического содержания, утверждая, что бумажные деньги так же хороши, как металлические. Основной функцией считается функция платёжного средства, и игнорируется функция денег как меры стоимости, сокровища и мировых денег. Основное положение государственной теории денег, заключающееся в том, что государство устанавливает платёжную силу денег, было выдвинуто с целью оправдания порчи монет, широко практиковавшейся в Древнем Риме и в средние века. Обычно порча монеты была направлена на уменьшение государственных долгов, которые могли уплачиваться в денежных единицах с меньшим металлическим содержанием, чем в период заключения займа. Оправдание этой практики фактически означало признание чисто номинального характера долгов, что поддерживали юристы. В России подобные взгляды развивал Иван Посошков, выступивший в царствование Петра I в защиту порчи монет. В начале 20 в. государственная теория денег получила развитие в Германии; это было продиктовано задачей финансовой подготовки к войне и стремлением оправдать инфляцию. Виднейший её представитель - немецкий экономист Г.Фр.Кнапп, опубликовавший в 1905 г. книгу "Государственная теория денег". Деньги он рассматривал только как платёжное средство. Платёжная сила денег, утверждал Кнапп, устанавливается государством. Поэтому деньги следует рассматривать как продукт государственной власти и права. "Сущность денег, - писал Кнапп, - заключается не в материале знаков, а в правовых нормах, регулирующих их употребление". Металлическое содержание денежной единицы имело значение лишь тогда, когда деньги обращались в слитках и принимались по весу. С переходом к чеканке монет деньги превратились в знаки, а их стоимость стала чисто номинальной. Кнапп считал, что при переходе от одних денег к другим, например, от серебра к золоту, государство вправе устанавливать между ними любое весовое соотношение. Поэтому не имеет значения, из какого материала изготавливаются деньги, и лучшими деньгами следует считать бумажные. В качестве доказательства правильности своей теории он ссылался на бумажные деньги, которые наряду с металлическими используются как платежное средство. Создание государством платёжных средств, по Кнаппу, выражается в том, что оно определяет внешний вид новых платёжных средств, даёт им наименование и устанавливает соотношение между старой и новой денежными единицами. Постоянно подчеркивая номинальную, или, по его выражению, "хартальную" (от греч. харта - знак), природу денег, Кнапп, как и его приверженцы, пытался "развенчать золото" и тем самым оправдать его изъятие из обращения и превращение в военный резерв. Государственная теория денег получила широкое распространение в периоды мировых войн, использовалась в качестве теоретического обоснования выпуска денежных суррогатов для финансирования военных действий. Государственная теория денег Кнаппа несостоятельна в научном отношении. Государство может в законодательном порядке установить масштаб цен, но оно не в состоянии определить стоимость денег, которая складывается под влиянием объективных законов товарно-денежного обращения. Существуют также менее известные (устаревшие) и распространённые теории денег, которые не получили широкого признания вследствие тех или иных причин. К таким теориям можно отнести, например, товарную теорию денег, которая трактует деньги как товар или информационную теорию денег, трактующую деньги как информацию. Эта теория является развитием номиналистической, государственной, количественной и других теорий денег.


 

Заключение

 

Онере де Бальзак утверждал, что «деньги - это шестое чувство, позволяющее нам наслаждаться пятью остальными». Более строго и сухо определяют их экономисты. А. Смит называл деньги «колесом обращения», К. Маркс - «всеобщим эквивалентом».

Деньги - это, пожалуй, одно из наиболее великих изобретений человеческой мысли. В живой природе аналогий не найдётся. Вся структура современной экономики предопределена существованием денег. Деньги «родила» торговля, а поскольку торговля - одно из самых древних занятий человечества, то в старину уходят корни и денежной системы, хотя устройство её (как и вид самих денег) многократно меняется на протяжении истёкших тысячелетий.

Необходимость денег вызвана товарным производством. Товарное производство предполагает рассмотрение общих причин, объясняющих его необходимость и, следовательно, необходимость денег во всех экономических формациях.

Общая причина возникновения денег - общественное разделение труда. Товарное производство возможно без денег, но деньги не могут существовать без товарного производства. Частные причины объясняют необходимость денег в конкретной общественно-экономической формации. Общие и частные причины не исключают, а дополняют друг друга. Частные причины:

. Непосредственный труд каждого производителя является частным трудом. Общественное признание труда возможно только через обмен, таким образом общественный характер труда скрыт, т. е. деньги необходимы для соизмерения затрат на создание продукта.

. Неоднородность труда, обусловливающая распределение материальных благ в зависимости от затрат человека.

. Уровень развития производительных сил предопределяет распределение материальных благ по затратам энергии.

. Труд не стал первой жизненной необходимостью каждого члена общества, следовательно, требуется стимулирование затрат труда. Наиболее действенный метод - материальное стимулирование.

. Наличие разных форм собственности на средства производства и продукты труда.

. Стремление людей потреблять максимальное количество материальных благ.

. Наличие международного разделения труда, международных экономических связей, требующие эквивалентного обмена продуктами труда между странами.

Каковы же основные этапы истории развития денег? Первый этап - появление денег с выполнением их функций случайными товарами; второй этап - закрепление за золотом роли всеобщего эквивалента (этот этап был, пожалуй, самым продолжительным); третий этап - этап перехода к бумажным или кредитным деньгам; и последний четвертый этап - постепенное вытеснение наличных денег из оборота, вследствие чего появились электронные виды платежей.

При переходе от плановой к рыночной экономике роль денег в нашей стране резко возросла. Рыночная экономика не может существовать без денег. Если раньше дефицитом были товары и люди искали возможность потратить свои деньги на что-нибудь полезное, то теперь такой проблемы нет - были бы деньги. Следовательно, дефицитом стали деньги…

Целью работы является составление единого, общего представления о деньгах, их происхождении, роли в экономике и жизни каждого человека.

Работа позволяет рассмотреть поставленный вопрос с разных точек зрения. Так же убедиться в отражении законов экономики на конкретных примерах. Позволяет оценить всю важность и неизбежность существования денег.

Царство денег - одна из сложнейших систем рынка, и нет человека, которого бы не затрагивали каждый день процессы, происходящие в этом особом мире.

В современных условиях деньги являются неотъемлемым атрибутом хозяйственной жизни. Поэтому все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами. Расчеты представляют собой систему организации и регулирования платежей по денежным требованиям и обязательствам. Основным назначением расчетов является обслуживание денежного оборота (платежного оборота).

Деньги являются важнейшим атрибутом рыночной экономики. От того, как функционирует денежная система, во многом зависит стабильность экономического развития страны. Изучение природы и основных функций денег, процесса эволюции денежных систем, организации и развития денежного обращения, причин, последствий и методов борьбы с инфляцией необходимо для последующего анализа особенностей функционирования всей финансовой системы.


 

Литература

 

1. Деньги. Кредит. Банки. Под. ред. Белотеловой Ж.С., Белотеловой Н. П., изд.: ИТК Дашков и Ко, 2008 г. - 484 с.

2. Деньги. Кредит. Банки. Под. ред. Белоглазовой Г.Н., изд.: Высшее образование. 2008 г. - 624 с.

.   Деньги. Кредит. Банки. Под. ред. Кузнецовой Е.И., изд.: Юнити-Дама, 2009 г. - 568 с.

.   Деньги. Кредит. Банки. Под. ред. Куликова А.Г., КноРус, 2009 г. 656 с.

.   Деньги. Кредит. Банки. Под. ред. Чернецова С.А., изд.: Магистр, 2009 г. - 496 с.

.   Деньги. Кредит. Банки. Под. ред. И. Н. Олейниковой, изд.: Магистр, 2008 г. - 496 с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...