Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Изучение нового материала.

ЛЕКЦИЯ 24.

Выбор и формулировка темы исследования. Выделение проблемы.

Организационный момент.

2. Объявление темы, цели и плана урока. Цель – «Сегодня на занятии вы узнаете о выборе и формулировке темы исследования, об определении актуальности темы исследования, об обосновании практической значимости темы, об описании проблемной ситуации как описании обстоятельств и условий, содержащих противоречия и об определении проблемного вопроса, отражающего сущность, основное противоречие рассматриваемой темы».

План:

2.1. Повторение пройденного «Сначала мы повторим предыдущую тему».

2.2. Выбор и формулировка темы исследования. Определение актуальности темы исследования. Обоснование практической значимости темы.

2.3. Описание проблемной ситуации как описание обстоятельств и условий, содержащих противоречия. Определение проблемного вопроса, отражающего сущность, основное противоречие рассматриваемой темы

2.4. Самостоятельная работа.

Повторение пройденного.

3.1. Дайте определение метода аналогии.

3.2. Дайте определение метода моделирования.

3.3. Для какой цели нужно моделирование?

3.4. Опишите метод восхождения от абстрактного к конкретному.

Изучение нового материала.

4.1. Сегодня мы будем рассматривать вопросы подготовки и проведения исследования по учебному проекту на конкретных примерах из взятых вами тем. Под запись. «Актуальность базируется на выполненном анализе ситуации в области исследования и должна объяснить, почему данная тема должна быть исследована именно сейчас. Актуальность темы исследования обычно обосновывается по двум направлениям: теоретическому (по результатам исследования источников и других работ видно, что тема исследования недостаточно изучена) и практическому (выполненные исследования позволят решить востребованную практическую задачу на базе полученных в ходе исследования данных).

Как выполнить анализ ситуации? Сначала следует разбить тему на ключевые слова – тэги. Например, для темы «Планирование и организация анимационной деятельности» теги будут такие: анимация, планирование деятельности, планирование и организация деятельности. Для темы «Социальные сети как инструмент продвижения турпродукта» - социальные сети это, виды социальных сетей, турпродукт это, состав турпродукта. Получившиеся определения заносим в файл и в квадратных скобках указываем ссылку на Интернет-ресурс – как и во всех случаях, когда берем что-то из Сети.

Теперь о практической значимости. В первую очередь следует определить – чему должно служить решение, полученное в ходе исследования? В первом приближении – улучшению обслуживания, увеличению количества клиентов и прочим привлечением внимания к турфирме. Если смотреть более глобально – решение проблемы должно служить увеличению прибыли или уменьшению расходов туристской фирмы. Вот в таком разрезе и следует обосновывать практическую значимость работы».

4.2. Перейдем к противоречию, проблеме, проблемной ситуации и проблемному вопросу. Под запись. «Для каждой темы эта ситуация своеобразна, и единого мнения тут нет. Вместе с тем можно зайти издалека. Зададимся вопросом – почему вообще необходимо это исследование? И ответим – потому что… далее по теме исследования. В первую очередь надо взять противоречие. От него, при грамотном подходе, выводится и все остальное.

Для целей нашего курса дадим такое определение противоречия: это исследовательская операция, состоящая в выявлении нарушений связей между элементами исследуемого явления, обеспечивающих в своем единстве развитие такого явления. Если совсем просто: мы не видели предмета, но знаем, как он должен выглядеть. Увидев предмет, мы понимаем – выглядит он совсем не так, как мы себе представляли. Вот это и есть противоречие. Почему так? Здесь и возникает проблема. Проблема – «знание о незнании», когда возникает осознание того, что ранее усвоенных знаний оказывается недостаточно. Проблемная ситуация - когда надо выяснить, чего именно мы не знаем о том или ином предмете, и в результате возникает субъективная потребность в новых знаниях, для достижения которых мы целенаправленно ищем материал. Но надо знать, что именно искать. Здесь появляется проблемный вопрос – вопрос, определяющий область тех неизвестных закономерностей или способов действия, которые могут или должны быть раскрыты на основе усвоенных знаний и достигнутого уровня способов действия.

Например, для темы «Историческая реконструкция как основа формирования нового турпродукта» - мы знаем, что такое турпродукт и знаем, что такое историческая реконструкция. Теоретически они несоединимы. Вот отсюда и вытекает противоречие. Мы не знаем, возможно ли это на практике. Здесь начинается постановка проблемы. Соответственно проблемная ситуация – это знания о подготовке исторической реконструкции и формировании турпродукта; возможно, где-то есть пересечение? И тогда проблемный вопрос – каким образом историческая реконструкция может послужить основой формирования нового турпродукта?

Или тема «Проблемы и перспективы развития гастрономического въездного туризма». Обратим внимание на словосочетание «проблемы и перспективы развития». Обычно считается так: если есть проблемы, то их надо решать, а уже после этого можно говорить о перспективах развития. Аналогично с перспективами развития – если они есть, то надо их реализовывать. А в данном случае обе ситуации объединены. Отсюда и ставится противоречие. Почему так? Мы не знаем, но хотим узнать. Здесь начинается постановка проблемы. Соответственно проблемная ситуация – что мы знаем именно о гастрономическом въездном туризме? Какой аспект больше работает на прибыль – гастрономический или въездной? Какие возникают проблемы в зависимости от аспекта? Какие могут быть перспективы развития в зависимости от аспекта? Ну, и проблемный вопрос – связаны ли между собой проблемы и перспективы развития гастрономического въездного туризма?

4.2. Самостоятельная работа. Запишите в тетрадь название своей темы, определите противоречие, проблему, проблемные ситуацию и вопрос.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...