Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методология педагогики высшей школы

Методология педагогики высшей школы

Введение

Учебная дисциплина «Педагогика высшей школы» тесно связана с общенаучным циклом общегуманитарных и социально-экономических дисциплин. педагогика методология образование

Задачи данной учебной дисциплины обусловлены процессами реформирования многоступенчатой системы высшего образования, переход от массово-репродуктивных форм и методов преподавания к индивидуально-творческим, возрастающими требованиями к уровню общекультурной и специальной подготовки выпускников вузов, подготовкой будущих специалистов к профессиональному компетентному вхождению в рынок труда с прочно сформированными потребностями в постоянном профессиональном самообразовании как саморазвивающейся личности с творческим стилем научного мышления и высоким уровнем профессиональной компетентности.

Любая наука, в том числе и педагогика, может развиваться только в том случае, если она будет пополняться все новыми и новыми фактами, в свою очередь для их накопления, интерпретаций, объяснения нужны научно-обоснованные исследования, которые зависят от совокупности теоретических принципов, которые получили название методология. Методология дает характеристику компонентов научного исследования его объекта, предмета анализа, задач исследования, совокупности исследовательских средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения исследовательских задач.

 


 

Методология педагогики высшей школы

 

Прежде чем подробно углубиться в проблему нашей темы дадим определения основных понятий, которые и будут представлять собой суть дальнейшего повествования.

Педагогика высшей школы – отрасль педагогической науки, изучающая теоретические, методические и практические проблемы высшего образования [3].

Методология – раздел науки о наиболее общих принципах познания и преобразования объективной действительности, путях и способах этих процессов. «Методология» от греч. «учение о методе» или «теория метода»[3].

В широком смысле слова методология представляет собой совокупность наиболее общих, прежде всего мировоззренческих принципов в применении к решению сложных теоретических и практических задач. Это - мировоззренческая позиция исследователя.

В узком смысле слова методология трактуется как совокупность методов научного исследования.

Таким образом, в современной научной литературе под методологией понимается учение о принципах построения, формах и способах научно-познавательной деятельности.

Методология науки дает характеристику компонентов научного исследования – его объекта, предмета, задач, совокупности исследовательских методов и средств, необходимых для их решения, а также формирует представление о последовательности движения исследователя в процессе решения научной проблемы.

Методология педагогики – совокупность гносеологических подходов, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях[3].

Педагогика как наука представляет собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем.

К началу XXI века педагогика стала сложно организованной наукой, в составе которой выделяется большое количество научных течений, направлений, дисциплин.

Показателем самоопределения педагогики как самостоятельной научной дисциплины является то место, которое она заняла в университетском образовании. Об этом свидетельствует тот факт, что педагогика как учебная дисциплина с 1995 года включена в обязательный гуманитарный образовательный стандарт вузов.

Об уровне развития любой науки судят по степени дифференцированности ее исследований и по тому многообразию связей данной науки с другими, благодаря которому и возникают пограничные научные дисциплины.

В систему педагогических наук входят:

общая педагогика, исследующая основные закономерности образования; история педагогики, изучающая развитие педагогических идей и воспитания в различные исторические эпохи;

сравнительная педагогика, исследующая закономерности функционирования и развития образовательных систем в различных странах путем сопоставления и нахождения сходства и отличий;

профессиональная педагогика изучает закономерности, осуществляет теоретическое обоснование, разрабатывает принципы, технологии воспитания и образования человека, ориентированного на конкретно-профессиональную сферу действительности и др.

Будучи наукой, педагогика высшей школы имеет свой объект и предмет исследования, опирается на ряд основных педагогических категорий.

Цель педагогики высшей школы – исследование закономерностей развития, воспитания и обучения студентов и разработка на этой основе путей совершенствования процесса подготовки квалифицированного специалиста.

В качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педагогических явлений, связанных с его развитием.

Поэтому объектом педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Э ти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

По большому счету, объектом педагогики является воспитание в широком смысле. Таким образом, объект педагогики высшей школы – система высшего образования и педагогические процессы в ней.

Предмет педагогики высшей школы включает следующие компоненты:

– учебно-воспитательный процесс и процесс профессиональной подготовки специалистов, культурной элиты современного общества;

– изучение закономерных связей, существующих между развитием, воспитанием и обучением студентов в высших учебных заведениях;

– разработка на этой основе методологических, теоретических и методических проблем становления современного интеллектуального высококвалифицированного выпускника вуза (специалиста) в любой сфере материального или духовного производства (научной сфере)[1].

Методология педагогики – это концептуальное изложение цели, содержания, методов исследования, которые обеспечивают получение максимально объективной, точной, систематизированной информации о педагогических процессах и явлениях[1].

Методология педагогики как отрасль научного познания выступает в двух аспектах:

как система знаний

и как система научно-исследовательской деятельности.

При этом имеются в виду два вида деятельности – методологические исследования и методологическое обеспечение.

Задача первых – выявление закономерностей и тенденций развития педагогической науки в ее связи с практикой, принципов повышения качества педагогических исследований, анализ их понятийного состава и методов. Обеспечить исследование методологически – значит использовать имеющиеся методологические знания для обоснования программы исследования и оценки его качества, когда оно ведется или уже закончено.

Названными различиями обусловлено выделение двух функций методологии педагогики – дескриптивной, т. е. описательной, предполагающей также и формирование теоретического описания объекта, и прескриптивной-нормативной, создающей ориентиры для работы педагога-исследователя.

Методологические идеи педагогики высшей школы исходят из общей педагогики и в то же время имеют свою специфику.

Методологическая основа педагогики высшей школы – это система основополагающих, философски осмысленных положений, которые составляют стержень науки и влияют на ход ее развития.

К ведущим методологическим положениям педагогики высшей школы можно отнести следующие:

1. Педагогические исследования необходимо рассматривать во временном контексте; исторический подход дает возможность определить их актуальность, своевременность и необходимость для развития высшего образования, осуществить правильный анализ трактовок положений, категорий, выводов.

2. Системно-структурный подход к педагогическому процессу высшей школы способствует многоконтекстному восприятию и анализу этого процесса, создает предпосылки для получения объективного результата.

3. Профессиональная подготовка в условиях высшего учебного заведения является системообразующим элементом всего процесса становления личности специалиста.

4. Источником развития личности студента являются внутренние и внешние факторы: наследственность, среда, воспитание, профессиональная подготовка, самовоспитание, самообразование.

5. Решающую роль в профессиональном становлении личности студента играют познание, деятельность, общение.

6. Продуктивность процесса воспитания и профессиональной подготовки студента детерминирована его активностью, что особенно значимо для самообразования и самовоспитания.

7. Студенческую молодежь необходимо изучать в динамике ее развития, анализировать постоянные изменения, прогрессивные движения вперед.

8. В формировании мировоззренческой позиции, ценностных ориентации, мотивационной сферы будущего специалиста важное значение имеет гармония личных и общественных интересов, национальных и общечеловеческих ценностей.

9. Наиболее благоприятной средой для воспитания, обучения, формирования личности студента являются коллективные отношения. В условиях вуза такой средой становится студенческий коллектив.

10. Важным потенциалом и питательной почвой развития педагогики высшей школы является практика, в роли которой выступает вся жизнедеятельность вуза[1].

Методологические положения определяют исследовательскую позицию ученого, направленность исследовательского процесса, способствуют повышению его эффективности.

В структуру научного познания входят объекты, средства познания, ранее полученные в науке результаты– факты, системы знаний и т. д. Одной из составных частей структуры процесса научного познания является научное исследование. Научное исследование, в соответствии с общим пониманием сущности науки, определяется как процесс выработки новых научных знаний, субъективный процесс получения новых знаний отдельным исследователем или их группой. Общепринято выделять фундаментальные, прикладные исследования и исследования-разработки.

Фундаментальное исследование – это исследование, открывающее устойчивые закономерности в сфере науки, на которые, в свою очередь, опирается дальнейший поиск, а также общетеоретические концепции, методологию, историю науки.

Признаками фундаментального исследования являются:

– теоретическая актуальность, выражающаяся в выявлении закономерностей, принципов или фактов, имеющих принципиально важное значение;

– концептуальность;

– историзм;

– критический анализ научно несостоятельных положений;

– использование методик, адекватных природе познавательных объектов действительности;

– новизна и научная достоверность полученных результатов[1].

Прикладное исследование – это исследование, направленное на решение отдельных теоретических и практических задач.

Признаками прикладного исследования являются приближенность к актуальным запросам практики; сравнительная ограниченность выборки исследования; оперативность в проведении и внедрении результатов исследования.

Исследование-разработка– это исследование, которое непосредственно обслуживает практику, содержит конкретные указания по организации различных видов деятельности в программах, учебниках, учебных пособиях, инструктивно-методических рекомендациях и пр. Его признаки– целевая направленность, конкретность, определенность, сравнительно небольшой объем[3].

Общие методологические характеристики науки, научно-исследовательской деятельности нуждаются в конкретизации применительно к исследованиям тех или иных объектов действительности. Одним из таких объектов является образование, для педагогики высшей школы–высшее образование, проблемы развития которого находят отражение в педагогических научных исследованиях.

Общепринятой является позиция, что педагогическое исследование – это получение новых знаний о закономерностях образования, его структуре и механизмах, содержании, принципах и технологиях.

По-разному учёные раскрывают сущность понятия «педагогическое исследование», содержательный анализ педагогического исследования позволяет определить его как многозначное понятие:

1) процесс получения новых педагогических знаний;

2) результат исследовательской деятельности;

3) вид научной деятельности;

4) способ получения новых знаний;

5) форма познания и организации исследования;

6) система элементов и др [1].

Исходя из целей науки и научного исследования, основным назначением педагогического научного исследования, по М.Н. Скаткину, является «добывание новых достоверных знаний о процессах обучения и воспитания, раскрытие их сущности (внутренняя структура, функционирование, возникновение и развитие), раскрытие объективных закономерных связей между педагогическими явлениями».

Одним из важных элементов методологического аппарата исследования является метод.

В научной литературе под методом педагогического исследования понимается способ организации теоретико-логической или экспериментальной работы. Выделяются еще методы, сопровождающие теоретическую или экспериментальную работу. Чтобы получить в итоге проведенного исследования конечные результаты, обладающие убедительными доказательствами их достоверности, необходимо соблюдать следующие условия:

– отобрать такие методы, которые позволили бы на протяжении всего исследования наблюдать за одним и тем же объектом, подлежащим изучению;

– отобрать такое количество методов, которое дало бы возможность получить необходимый и достаточный фактический материал для выявления и построения объективно действующих закономерностей;

– отобранные методы должны способствовать преобразованию объекта исследования;

– для подтверждения или проверки неслучайности полученных результатов или выводов целесообразно организовать параллельное исследование с использованием тех же методов (или других) в другом коллективе, но с той же исследовательской целью;

– совокупность использованных методов или исследовательских методик должна обеспечить получение результатов в таком виде, чтобы его мог использовать любой заинтересованный потребитель[1].

Разработка и совершенствование методов исследования способствуют развитию педагогической науки. Педагогика высшей школы стала самостоятельной наукой в то время, когда общая педагогика обладала значительным фондом методов, использовавшихся для организации исследований различного типа.

В настоящее время педагогика высшей школы располагает системой различных методов, которые с учетом характера педагогического исследования можно подразделить на три группы: теоретические, эмпирические (экспериментальные), графические и математические[1].

Выбор тех или иных методов, их сочетание, создание методики исследования детерминированы проблемой, целью, объектом, характером самого исследования.

В связи с расширением теоретических и методологических исследований, а также исследований в области зарубежной педагогики педагогика высшей школы акцентирует внимание на развитии группы теоретических методов.

В работах по проблематике высшей школы ученые используют следующие теоретические методы:

анализа (понятий, научной литературы, документации, архивных материалов), синтеза, моделирования, целенаправленного построения систем новых теоретических представлений; аналогий; восхождения от конкретного к абстрактному; мысленного эксперимента; прогнозирования развития системы без вмешательства исследователя и др.

К группе экспериментальных методов относят:

педагогический эксперимент (констатирующий, преобразующий, контрольный), наблюдение, беседу, анкетирование, тестирование, интервьюирование, методнезависимых характеристик и др.

Графические и математические (методы математической статистики) методы выступают как способ фиксации и регистрации количественных показателей в исследовании.

Каждое педагогическое исследование имеет свою структуру. В оптимальном варианте компоненты исследования выстраиваются следующим образом:

Первый этап. Общее ознакомление с проблемой исследования, ее разработанности педагогическими и другими науками, определение границ исследования, выявление актуальности проблемы для теории и практики.

Второй этап. Определение цели и задач исследования– общих и промежуточных, выявление объекта и предмета.

Третий этап. Определение гипотезы исследования– объяснительной или прогностической, разработка его методики.

Четвертый этап. Разработка программы эксперимента – констатирующего, преобразующего, контрольного.

Пятый этап. Проведение трех этапов педагогического эксперимента, проверка гипотезы.

Шестой этап. Обработка, обобщение и синтез полученных экспериментальных данных, формулирование выводов, рекомендаций [3].

Задачи исследования связаны с его целью, конкретизируют ее, но они как бывытекают и из гипотезы, раскрывают последовательность действий исследователя в процессе проведения эксперимента.

Предложенная структура характерна для экспериментальных исследований.

 

Заключение

Педагогика высшей школы – теоретическая и прикладная наука. Как теоретическая наука она выявляет причинно-следственные отношения и связи в воспитании, обучении и научной подготовке будущих специалистов. Такая теория представляет собой систему идей, служащих обоснованием и руководством к действию. Она также указывает рациональные пути, направляет работу высшей школы в сторону желаемой мечты, выявляет такую систему действий, которая наилучшим образом удовлетворяла бы и отвечала бы поставленным целям.

Методология в свою очередь устанавливает процессы исследований, их структуру, определяет задачи и совокупности исследовательских методов. Благодаря этому и развивается, находится в постоянном процессе модернизации такая наука, как педагогика высшей школы.

Гипотеза, являясь осевой линией исследовательского процесса, выступает как прообраз будущей теории. Поскольку педагогическое исследование всегда носит творческий характер, постольку и его регламентация относительна и зависит от позиции ученого. Важно, чтобы любое исследование способствовало развитию педагогики высшей школы и было необходимо воспитательно-образовательной практике


 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...