Правила ведения валютных операций в Российской Федерации.
В науке финансового права валютное регулирование принято рассматривать в контексте категории "правовой режим". В соответствии с таким подходом выделяются три режима валютного регулирования: 1) валютная монополия; 2) система валютных ограничений; 3) отсутствие валютных ограничений (свободная конвертируемость валюты). С такой позиции валютное регулирование принято рассматривать в качестве правового режима осуществления валютных операций. Перечень валютных операций законодательно закреплен. К ним относятся (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании): - приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа; - приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; - приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа; - ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;
- перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации; - перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации. Анализ норм Закона о валютном регулировании позволяет выделить валютные операции, · осуществляемые между резидентами и нерезидентами; · валютные операции нерезидентов, а также · валютные операции между резидентами, разрешенные к осуществлению (поскольку Закон о валютном регулировании в принципе содержит запрет на их проведение, за некоторыми исключениями). В науке валютные операции принято подразделять на текущие и операции, связанные с движением капитала. Действующий Закон о валютном регулировании регулирует порядок осуществления капитальных валютных операций, но четкой классификации последних не содержит. Между тем в отдельных статьях упоминаются текущие валютные операции. Государство самостоятельно устанавливает границы регулирования, выраженные в следующих принципах (ст. 3 Закона о валютном регулировании и валютном контроле). 1. Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования. Государственное регулирование порядка проведения валютных операций может быть прямым и косвенным. Непосредственное регулирование осуществляется с помощью введения административных запретов и ограничений на осуществление валютных операций, закрепляемых нормативно.
Опосредованное воздействие предполагает применение государством только необходимых для достижения целей валютного регулирования мер экономического характера. Отмена с 1 января 2007 г. валютных ограничений, установленных ранее, свидетельствует о том, что государство действительно отдает предпочтение экономическим рычагам воздействия на валютный рынок (например, применение ставки рефинансирования ЦБ РФ). 2. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов. Этот принцип базируется на нормах Основного Закона государства. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Частью 2 ст. 35 Конституции РФ закреплено право собственности на имущество, т.е. владения, пользования и распоряжения им как единолично, так и совместно с другими лицами. Названный принцип валютного регулирования означает, что государство берет на себя обязательство не ограничивать проведение тех валютных операций, которые не могут повлиять на достижение целей валютного регулирования либо проведение которых не затрагивает интересов государства или порядок осуществления таковых урегулирован в достаточной мере. 3. Единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации означает, что государство устанавливает такой правовой режим осуществления валютных операций, который позволяет обеспечить интересы страны не только на внутреннем, но и на мировом валютном рынке. В целях обеспечения реализации принципа единства системы валютного регулирования и валютного контроля на законодательном уровне установлена система органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля, определены границы их деятельности. Так, например, органы валютного регулирования вправе осуществлять нормотворчество, т.е. принимать подзаконные акты в валютной сфере. 4. Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Рассматриваемый принцип основан на таких конституционных гарантиях, как:
- охрана законом частной собственности (ст. 35 Конституции РФ); - гарантия государственной защиты и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ст. 45 Конституции РФ); - гарантия каждому судебной защиты его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ). Указанными правами могут воспользоваться иностранные граждане и лица без гражданства на основании ч. 3 ст. 62 Конституции РФ.
Анализ положений Закона о валютном регулировании, закрепленных ст. ст. 6, 9 - 15, 24, позволяет выделить следующие права резидентов и нерезидентов при проведении ими валютных операций: - осуществлять любые валютные операции между собой без ограничений, за исключением случаев установления требований к оформлению документов и осуществления таких операций через счета, открытые в уполномоченных банках; - без ограничений открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в уполномоченных банках (для резидентов - и в банках иностранных государств в порядке, определяемом ЦБ РФ) (ст. ст. 13, 14 Закона о валютном регулировании); - осуществлять расчеты посредством своих банковских счетов в любой иностранной валюте независимо от того, в какой валюте был открыт банковский счет (Закон о валютном регулировании допускает также возможность проведения конверсионных операций); - приобретать и продавать валюту и валютные ценности (преимущественно через уполномоченные банки, за исключением случаев, прямо перечисленных в ч. ч. 2, 3 ст. 14 Закона о валютном регулировании); - знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля; - обжаловать решения, действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля, их должностных лиц в порядке, закрепленном российским законодательством; - требовать возмещения реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля, а также их должностными лицами, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
Поскольку государство заинтересовано в привлечении иностранного капитала, развитии импортозаменяющих отраслей, нерезиденты наделены также правами осуществления между собой переводов иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами государства на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках и, наоборот, валютных операций с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с соблюдением требований антимонопольного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг (ст. 10 Закона о валютном регулировании).
Правовой статус резидентов и нерезидентов неразрывно связан с институтом валютного контроля. Для названных субъектов валютных правоотношений установлены следующие обязанности: - соблюдать нормы валютного законодательства, акты органов валютного регулирования и выполнять предписания актов органов и агентов валютного контроля; - представлять органам и агентам валютного контроля документы и предоставлять информацию, названные в ст. 23 Закона о валютном регулировании; - вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям. Закон также устанавливает систему контрольных мероприятий за проводимыми валютными операциями.
Таким образом, валютные ограничения - своеобразные административные и экономические барьеры на пути проведения тех валютных операций, которые нежелательны для государства или невыгодны ему с позиций направления валютной политики. Валютные ограничения - это проявление, форма валютного регулирования. Цель применения валютных ограничений - создание правового режима осуществления валютных операций, обеспечивающего интересы государства. В связи с этим правительства отдельных стран прибегают к установлению прямых запретов и ограничений на проведение валютных операций, т.е. используют административные способы воздействия на валютный рынок.
На современном этапе воздействие государства на участников валютных правоотношений имеет косвенный характер, осуществляется преимущественно посредством применения экономических инструментов (например, установление ставки рефинансирования, искусственное сдерживание роста курса российской валюты и др.). Однако по Закону о валютном регулировании некоторые валютные барьеры продолжают действовать, например: - запрет на осуществление валютных операций между резидентами (ст. 9); - количественное ограничение перемещения наличной валюты и валютных ценностей резидентами и нерезидентами (ст. 15); - репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации (ст. 19).
Рассмотрим валютные запреты и ограничения, применяемые в Российской Федерации, и изъятия из установленных правил их применения. В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о валютном регулировании валютные операции между резидентами запрещены, за исключением законодательно установленных случаев.
Три меры валютного регулирования выполняют одновременно задачу валютного контроля: 1) обязательство резидентов осуществлять расчеты по валютным операциям через счета, открытые в уполномоченных банках; 2) обязательство резидентов открывать без ограничений счета (вклады) за рубежом только в тех странах, которые принимают участие в международных организациях по борьбе с легализацией преступных доходов; 3) обязательство нерезидентов открывать на территории Российской Федерации банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|