Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Правила ведения валютных операций в Российской Федерации.





В науке финансового права валютное регулирование принято рассматривать в контексте категории "правовой режим".

В соответствии с таким подходом выделяются три режима валютного регулирования:

1) валютная монополия;

2) система валютных ограничений;

3) отсутствие валютных ограничений (свободная конвертируемость валюты).

С такой позиции валютное регулирование принято рассматривать в качестве правового режима осуществления валютных операций.

Перечень валютных операций законодательно закреплен. К ним относятся (п. 9 ч. 1 ст. 1 Закона о валютном регулировании):

- приобретение резидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу резидента валютных ценностей на законных основаниях, а также использование валютных ценностей в качестве средства платежа;

- приобретение резидентом у нерезидента либо нерезидентом у резидента и отчуждение резидентом в пользу нерезидента либо нерезидентом в пользу резидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

- приобретение нерезидентом у нерезидента и отчуждение нерезидентом в пользу нерезидента валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг на законных основаниях, а также использование валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг в качестве средства платежа;

- ввоз на таможенную территорию Российской Федерации и вывоз с таможенной территории Российской Федерации валютных ценностей, валюты Российской Федерации и внутренних ценных бумаг;

- перевод иностранной валюты, валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета, открытого за пределами территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый на территории Российской Федерации, и со счета, открытого на территории Российской Федерации, на счет того же лица, открытый за пределами территории Российской Федерации;



- перевод нерезидентом валюты Российской Федерации, внутренних и внешних ценных бумаг со счета (с раздела счета), открытого на территории Российской Федерации, на счет (раздел счета) того же лица, открытый на территории Российской Федерации.

Анализ норм Закона о валютном регулировании позволяет выделить валютные операции,

· осуществляемые между резидентами и нерезидентами;

· валютные операции нерезидентов, а также

· валютные операции между резидентами, разрешенные к осуществлению (поскольку Закон о валютном регулировании в принципе содержит запрет на их проведение, за некоторыми исключениями).

В науке валютные операции принято подразделять на текущие и операции, связанные с движением капитала. Действующий Закон о валютном регулировании регулирует порядок осуществления капитальных валютных операций, но четкой классификации последних не содержит. Между тем в отдельных статьях упоминаются текущие валютные операции.

Государство самостоятельно устанавливает границы регулирования, выраженные в следующих принципах (ст. 3 Закона о валютном регулировании и валютном контроле).

1. Приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования. Государственное регулирование порядка проведения валютных операций может быть прямым и косвенным. Непосредственное регулирование осуществляется с помощью введения административных запретов и ограничений на осуществление валютных операций, закрепляемых нормативно.

Опосредованное воздействие предполагает применение государством только необходимых для достижения целей валютного регулирования мер экономического характера. Отмена с 1 января 2007 г. валютных ограничений, установленных ранее, свидетельствует о том, что государство действительно отдает предпочтение экономическим рычагам воздействия на валютный рынок (например, применение ставки рефинансирования ЦБ РФ).

2. Исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов. Этот принцип базируется на нормах Основного Закона государства. Так, в соответствии с ч. 1 ст. 34 Конституции РФ каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности. Частью 2 ст. 35 Конституции РФ закреплено право собственности на имущество, т.е. владения, пользования и распоряжения им как единолично, так и совместно с другими лицами.

Названный принцип валютного регулирования означает, что государство берет на себя обязательство не ограничивать проведение тех валютных операций, которые не могут повлиять на достижение целей валютного регулирования либо проведение которых не затрагивает интересов государства или порядок осуществления таковых урегулирован в достаточной мере.

3. Единство внешней и внутренней валютной политики Российской Федерации означает, что государство устанавливает такой правовой режим осуществления валютных операций, который позволяет обеспечить интересы страны не только на внутреннем, но и на мировом валютном рынке.

В целях обеспечения реализации принципа единства системы валютного регулирования и валютного контроля на законодательном уровне установлена система органов валютного регулирования, органов и агентов валютного контроля, определены границы их деятельности. Так, например, органы валютного регулирования вправе осуществлять нормотворчество, т.е. принимать подзаконные акты в валютной сфере.

4. Обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций. Рассматриваемый принцип основан на таких конституционных гарантиях, как:

- охрана законом частной собственности (ст. 35 Конституции РФ);

- гарантия государственной защиты и свобод человека и гражданина в Российской Федерации (ст. 45 Конституции РФ);

- гарантия каждому судебной защиты его прав и свобод (ст. 46 Конституции РФ).

Указанными правами могут воспользоваться иностранные граждане и лица без гражданства на основании ч. 3 ст. 62 Конституции РФ.

 

Анализ положений Закона о валютном регулировании, закрепленных ст. ст. 6, 9 - 15, 24, позволяет выделить следующие права резидентов и нерезидентов при проведении ими валютных операций:

- осуществлять любые валютные операции между собой без ограничений, за исключением случаев установления требований к оформлению документов и осуществления таких операций через счета, открытые в уполномоченных банках;

- без ограничений открывать банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации в уполномоченных банках (для резидентов - и в банках иностранных государств в порядке, определяемом ЦБ РФ) (ст. ст. 13, 14 Закона о валютном регулировании);

- осуществлять расчеты посредством своих банковских счетов в любой иностранной валюте независимо от того, в какой валюте был открыт банковский счет (Закон о валютном регулировании допускает также возможность проведения конверсионных операций);

- приобретать и продавать валюту и валютные ценности (преимущественно через уполномоченные банки, за исключением случаев, прямо перечисленных в ч. ч. 2, 3 ст. 14 Закона о валютном регулировании);

- знакомиться с актами проверок, проведенных органами и агентами валютного контроля;

- обжаловать решения, действия (бездействие) органов и агентов валютного контроля, их должностных лиц в порядке, закрепленном российским законодательством;

- требовать возмещения реального ущерба, причиненного неправомерными действиями (бездействием) органов и агентов валютного контроля, а также их должностными лицами, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

 

Поскольку государство заинтересовано в привлечении иностранного капитала, развитии импортозаменяющих отраслей, нерезиденты наделены также правами осуществления между собой переводов иностранной валюты со счетов (с вкладов) в банках за пределами государства на банковские счета (в банковские вклады) в уполномоченных банках и, наоборот, валютных операций с внутренними ценными бумагами на территории Российской Федерации с соблюдением требований антимонопольного законодательства и законодательства о рынке ценных бумаг (ст. 10 Закона о валютном регулировании).

 

Правовой статус резидентов и нерезидентов неразрывно связан с институтом валютного контроля. Для названных субъектов валютных правоотношений установлены следующие обязанности:

- соблюдать нормы валютного законодательства, акты органов валютного регулирования и выполнять предписания актов органов и агентов валютного контроля;

- представлять органам и агентам валютного контроля документы и предоставлять информацию, названные в ст. 23 Закона о валютном регулировании;

- вести в установленном порядке учет и составлять отчетность по проводимым ими валютным операциям.

Закон также устанавливает систему контрольных мероприятий за проводимыми валютными операциями.

 

Таким образом, валютные ограничения - своеобразные административные и экономические барьеры на пути проведения тех валютных операций, которые нежелательны для государства или невыгодны ему с позиций направления валютной политики.

Валютные ограничения - это проявление, форма валютного регулирования. Цель применения валютных ограничений - создание правового режима осуществления валютных операций, обеспечивающего интересы государства. В связи с этим правительства отдельных стран прибегают к установлению прямых запретов и ограничений на проведение валютных операций, т.е. используют административные способы воздействия на валютный рынок.

 

На современном этапе воздействие государства на участников валютных правоотношений имеет косвенный характер, осуществляется преимущественно посредством применения экономических инструментов (например, установление ставки рефинансирования, искусственное сдерживание роста курса российской валюты и др.).

Однако по Закону о валютном регулировании некоторые валютные барьеры продолжают действовать, например:

- запрет на осуществление валютных операций между резидентами (ст. 9);

- количественное ограничение перемещения наличной валюты и валютных ценностей резидентами и нерезидентами (ст. 15);

- репатриация резидентами иностранной валюты и валюты Российской Федерации (ст. 19).

 

Рассмотрим валютные запреты и ограничения, применяемые в Российской Федерации, и изъятия из установленных правил их применения.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Закона о валютном регулировании валютные операции между резидентами запрещены, за исключением законодательно установленных случаев.

Так, в соответствии с п. п. 1 - 19 ч. 1 ст. 9 Закона о валютном регулировании ряд валютных операций между резидентами осуществляется без ограничений, например: - между комиссионерами (агентами, поверенными) и комитентами (принципалами, доверителями) при оказании комиссионерами (агентами, поверенными) услуг, связанных с заключением и исполнением договоров с нерезидентами о передаче товаров, выполнении работ, об оказании услуг, о передаче информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них; - операции по договорам транспортной экспедиции, перевозки и фрахтования (чартера) при оказании экспедитором, перевозчиком и фрахтовщиком услуг, связанных с перевозкой вывозимого из Российской Федерации или ввозимого в Российскую Федерацию груза, транзитной перевозкой груза по территории Российской Федерации, а также по договорам страхования указанных грузов; - операции с внешними ценными бумагами, осуществляемые через организаторов торговли на рынке ценных бумаг Российской Федерации, при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации; - операции с внешними ценными бумагами при условии учета прав на такие ценные бумаги в депозитариях, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации, и осуществления расчетов в валюте Российской Федерации; - операции, связанные с осуществлением обязательных платежей (налогов, сборов и других платежей) в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации, местный бюджет в иностранной валюте в соответствии с законодательством Российской Федерации; - операции, связанные с выплатами по внешним ценным бумагам (в том числе закладным), за исключением векселей; - операции, связанные с расчетами и переводами при исполнении бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и др. Согласно с ч. 3 ст. 9 Закона о валютном регулировании отдельные валютные операции между резидентами и уполномоченными банками также могут осуществляться без ограничений, например, операции, связанные с получением и возвратом кредитов и займов, уплатой сумм процентов и штрафных санкций по соответствующим договорам. Особое внимание следует уделить положениям ст. 12 Закона о валютном регулировании. Так, ч. 6 названной статьи указывает, что юридические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции со средствами, зачисленными, в соответствии с Законом о валютном регулировании, на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории Российской Федерации, за исключением валютных операций между резидентами, за исключением валютных операций, указанных в ч. 6.1 ст. 12 Закона о валютном регулировании. Физические лица - резиденты вправе без ограничений осуществлять валютные операции, не связанные с передачей имущества и оказанием услуг на территории Российской Федерации, с использованием средств, зачисленных, в соответствии с Законом о валютном регулировании, на счета (во вклады), открытые в банках за пределами территории государства. В указанных случаях между резидентами без ограничений осуществляются валютные операции, связанные: - с выплатой заработной платы сотрудникам дипломатических представительств, консульских учреждений Российской Федерации и иных официальных представительств государства, находящихся за пределами территории Российской Федерации, а также постоянных представительств Российской Федерации при межгосударственных или межправительственных организациях; - возмещением командировочных расходов; - выплатой заработной платы сотрудникам представительства юридического лица - резидента, находящегося за пределами территории Российской Федерации, и др. (см. подробнее ч. 6.1 ст. 12). Статья 15 Закона о валютном регулировании устанавливает количественные ограничения на перемещение валюты в наличной форме и валютных ценностей в случае их перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации. Такие ограничения сопряжены с процедурой документального таможенно-банковского валютного контроля. Например, обязательному декларированию подлежит вывозимая валюта стоимостью, эквивалентной свыше 3 тыс. долл. США, но не превышающей 10 тыс. долл. США. Подобные ограничения и необходимость декларирования применяются в целях недопущения бесконтрольного вывоза наличной валюты за рубеж. Среди важнейших валютных ограничений можно выделить обязанность резидентов по репатриации валюты, закрепленную ст. 19 Закона о валютном регулировании. Репатриация представляет собой обязательство резидента зачислить валютную выручку от экспорта товаров, работ, услуг на счет, открытый в уполномоченном банке в России, в сроки, установленные во внешнеторговом контракте. При осуществлении импортных операций на резидента возлагается обязанность по обеспечению возврата валюты, перечисленной в пользу нерезидента в виде предоплаты, если импортные товары (работы, услуги) не были доставлены на таможенную территорию государства (выполнены, оказаны) в контрактный срок. Закон содержит и исключения из правила и устанавливает случаи, когда обязательство по перечислению валюты в уполномоченный банк резидентом может не соблюдаться, например, при оплате заказчиками (нерезидентами) местных расходов при проведении строительных работ и др. (ч. 2 ст. 19 Закона о валютном регулировании). В случае несоблюдения валютного законодательства в части репатриации валюты резиденты подлежат административной ответственности (ст. 15.25 КоАП РФ); руководитель организации или индивидуальный предприниматель могут быть привлечены и к уголовной ответственности (ст. 193 УК РФ).

 

 

Три меры валютного регулирования выполняют одновременно задачу валютного контроля:

1) обязательство резидентов осуществлять расчеты по валютным операциям через счета, открытые в уполномоченных банках;

2) обязательство резидентов открывать без ограничений счета (вклады) за рубежом только в тех странах, которые принимают участие в международных организациях по борьбе с легализацией преступных доходов;

3) обязательство нерезидентов открывать на территории Российской Федерации банковские счета (банковские вклады) в иностранной валюте и валюте Российской Федерации только в уполномоченных банках.





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2021 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.