Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Безопасность жизнедеятельности в чрезвычайных ситуациях





 

В России регулярно происходят техногенные аварии и катастрофы. Основными источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера являются объекты экономики и жизнедеятельности населения.

Важнейшими составляющими национальных интересов России являются защита личности, общества и государства от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и их последствий, а так же от опасностей возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий. Государство, обязуясь заботиться о безопасности своих граждан, должно взвешенно оценивать реальные опасности и принимать соответствующие меры по их устранению или смягчению, а так же разрабатывать мероприятия по ликвидации последствий.

В России для решения проблем безопасности в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени действует « Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» (РСЧС), которая функционирует на основании Федеральных законов и Постановлений Правительства ЛФЗ «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций», «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», «О защите населения и территории от ЧС природного и техногенного характера». Таким образом, организация обязана планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников социального назначения от чрезвычайных ситуаций: разрабатывать и осуществлять меры, направленные на сохранение объектов, существенно необходимые для устойчивого функционирования экономики и обеспечения безопасности населения [46].

Для решения проблемы безопасности в Российской Федерации существует и совершенствуется единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, в которых любая организация является объектовым звеном. Согласно Федеральному закону «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [47] организации обязаны:



- Планировать и осуществлять необходимые меры в области защиты работников организаций и подведомственных объектов производственного и социального назначения от чрезвычайных ситуаций.

- Обеспечить создание, подготовку и поддержание в готовности к применению сил и средств по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций, обучение работников организации способам защиты и действия при чрезвычайных ситуациях в составе невоенизированных формирований.

Функции координации действий по проведению противопаводковых мероприятий на федеральном уровне возложены на Межведомственную комиссию по предупреждению и ликвидации ЧС. Эта комиссия создана на основе постановления Правительства «О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации». Согласно этому постановлению РСЧС руководит разработкой и осуществлением мероприятий по предупреждению ЧС, повышению надежности потенциально–опасных объектов, обеспечению устойчивости функционирования организации и объектов при возникновении ЧС объектовые комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Объектом исследования является река Кан. Река в центральной части Красноярского края, крупный правый приток Енисея, берет начало в Восточном Саяне, на северных склонах горного массива Канского белогорья, после слияния горных рек Дикий Кан и Тихий Кан, пересекает Канско-Рыбинскую котловину и южные отроги Енисейского кряжа. Впадает в Енисей в 108 км севернее города Красноярска. Длина реки 629 км, площадь водозабора 36900 км2, средний расход воды 288 м3/сек. Падение от истоков (Дикий Кан) до устья около 1350м.

Внешними источниками риска возникновение ЧС :

- природного характера:

1. сейсмическая опасность;

2. паводки и затопления;

3. лесные пожары;

4. сильные морозы;

5. гололед;

6. снежные заносы;

7. ураганы;

8. крупный град;

9. заторы и зажоры,

10. сильный туман;

11. просадки (провалы) земной поверхности;

12. сильные пыльные бури;

13. сильные метели;

14. засуха.

На реках изучаемой территории наблюдаются наводнения, причиняющие значительные убытки народному хозяйству, в отдельных случаях они носят катастрофический характер. По условиям возникновения наводнения можно подразделить на следующие типы:

- от талых вод (снеговые) и смешанные (снегодождевые),

- от талых вод с элементами затора льда при вскрытии рек,

- дождевые.

Большие и очень большие наводнения формируются преимущественно от талых вод.

Заторы и зажоры льда представляют собой скопление льда в русле, предшествуя подъему уровня воды в реке, при котором вода выходит из берегов и затопляет прилегающую местность. Представляют также опасность навалы льда на берегах, давление больших масс льда на сооружения.

 

-техногенного характера:

1. Химически опасные объекты(КРАЗ, ЦБК,ХМЗ). При аварии на которых или разрушение которых может произойти гибель людей или химическое заражение людей, животных и растений, а также заражение окружающей среды. Например, Красноярский алюминиевый завод (КРАЗ) выбрасывает в окружающую среду большое количество оксидов азота, фторидов, сажу, бензаперен, натрия карбонат и другие опасные химические вещества. Оксиды, соединяясь с парами воды, выпадают на Землю в виде кислых осадков. Кислотные дожди отрицательно влияют на живые существа, растительность. Приносят большой вред архитектурным сооружениям и памятникам.

2. Взрывопожароопасные объекты (ГСМ, АЗС). Все вышеперечисленные источники при возникновении пожара становятся взрывоопасными, а в случае аварии могут стать источниками загрязнения вод нефтепродуктами.

Для ликвидации розлива нефтепродуктов в организации существует постоянная комиссия и разработан план организационно – технических мероприятий, рейдовые суда оборудованы для сбора и локализации розлива.

3. Гидродинамические опасные объекты (Красноярская ГЭС, Саяношушенская ГЭС, Братская ГЭС). Прорыв одной из этих плотин может оказать непосредственную опасность, которая представляет стремительный и мощный поток воды, вызывающий поражения, затопления и разрушения зданий и сооружений. Жертвы среди населения и различные разрушения происходят из-за большой скорости и все сметающего на своем пути огромного количества бегущей воды.

4. Радиационнопасные объекты: ледоколы с ядерными реакторами, ГХК, РТ-2- г.Железногорск, ЭХЗ- г. Зеленогорск. Эти факторы в случае взрыва могут также привести к катастрофе, гибели людей, уничтожению населенных пунктов и построек, загрязнению окружающей среды. Воздействие радиации приводит к гибели живых организмов. В результате радиационного заражения развивается лучевая болезнь, нарушающая генетику организма. Появление излучения связано с функционированием предприятий, и использующих радиоактивные материалы, авариями на ядерных установках и деятельностью организаций по переработке и захоронению радиоактивных отходов.

Внутренние источники источниками риска возникновения ЧС являются: недостаточная квалификация персонала, ошибки в проектах, физический и моральный износ оборудования, низкая трудовая и технологическая дисциплина работников, неоправданная экономия средств на профилактических мероприятиях.

Планирование, подготовка и деятельность должна осуществляться с учётом реального источника риска для организации находящейся в г. Красноярске по ул. Сурикова, где разрабатывается прогноз сроков вскрытия реки Кан. Возможными внезапно возникающими чрезвычайными ситуациями для такого объекта как здание КЦГМС-Р могут явиться пожар, ядовитый выброс облака хлора при аварии на станции водозабора (при направлении ветра в сторону здания КЦГМС-Р), а к прогнозируемым: например, затопление или подтопление здания из-за затора или зажора, весеннего половодья, паводка. На основании долгосрочных прогнозов могут приниматься решения о планировании и осуществлении мероприятий по смягчению последствий возможных чрезвычайных ситуаций, определяться приоритетные направления этой работы, предусматриваться соответствующие расходы в бюджетах.

Для защиты персонала и населения от негативного последствия поражающих факторов используют средства коллективной и индивидуальной защиты. В КЦГМС-Р имеются такие СИЗ как: противогазы, респираторы, рукавицы, перчатки, аптечка индивидуальная, защитные маски, защитные очки, пневмокостюмы, гидроизолирующие костюмы, ботфорты, тулупы, диэлектрические коврики. В качестве средств коллективной защиты в кабинетах установлена звуковая пожарная сигнализация, а так же в режиме ЧС для защиты населения используются фортификационные сооружения (окопы, траншеи, блиндажи, убежища, укрытия и др.).

 

Начальник штаба ГО ЧС – начальник отдела по гидрологии
Комиссия по ГО ЧС
Штаб ГО ЧС
Службы ГО ЧС
Резервы
Общественного назначения
Специального назначения
Специализированного назначения
Финансовые
Материальные
Рисунок 6.5 – Схема структуры ГО ЧС ОЭ

 

В организации КЦГМС-Р создана структура гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций (ГОЧС), в состав которой входят: начальник ГОЧС – начальник КЦГМС-Р; начальник штаба ГОЧС – зам. начальника КЦГМС-Р; информатор – главный специалист; начальник оповещения и связи – специалист; эвакуационная комиссия – отдел кадров КЦГМС-Р.

Согласно Постановлению Правительства РФ « О Единой государственной системе предупреждения и ликвидации ЧС» на предприятии необходимо составить план действия.

Основные мероприятия, осуществляемые при функционировании объектовой Комиссии как звена подсистемы РСЧС.

В режиме повседневной деятельности:

- осуществление наблюдения и контроля за состоянием окружающей среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

- расчет предполагаемых последствий для населения, объектов экономики, окружающей среды;

- планирование мероприятий по защите населения, в том числе и производств и т. д.;

- определение предполагаемых сроков, объемов, видов подготовительных работ;

- совершенствование подготовки органов управления по делам ГО ЧС, сил и средств к действиям к ЧС, организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;

- создание и выполнение резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС.

В режиме повышенной готовности:

- начало работы объектовой Комиссии по ЧС и формирование оперативной группы;

- круглосуточная работа дежурно- диспетчерской службы;

- усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС и их масштабов;

- принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивого функционирования объектов.

В режиме ЧС:

- организация защиты населения, производств, персонала ;

- выдвижение оперативных групп в район ЧС;

- организация ликвидаций очага поражения ЧС;

- определение границ зоны очага поражения ЧС;

- организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения.

Законодатель указывает на основные задачи, которые призвана решить РСЧС. В первую очередь это законодательная и нормотворческая деятельность в области защиты людей от ЧС, выражается в издании правовых и экономических норм. Выполнение этой задачи крайне не обходимо для обеспечения выполнения других задач. Также РСЧС осуществляет разработку специальных государственных целевых и научно-технических программ, результатами которых должно стать спасение жизни и здоровье людей, исключение возможности появление ЧС в общем, сохранение материальных, культурных и иных ценностей, обеспечение непрерывной деятельности социально значимых объектов и организаций РСЧС заблаговременно, до наступления ЧС создает финансовые, материальные ресурсы, а также обеспечивает готовность сил и других средств на случай возникновения ЧС.Обеспечивается поток информации между этой системой и другими объектами и организациями, т.е. РСЧС собирает, обрабатывает и обменивается сведениями, касающиеся защите населения и территорий РФ от ЧС и предоставляет их по запросу.В самой структуре РСЧС формируется стройная система управлений, задачи которых является обеспечение готовности всех сил и средств, находящихся под их контролем. На местах так же действуют управления, в их компетенции входит защита населения и территории от ЧС. РСЧС делает прогнозы и оценки последствий возникшей ЧС, а так же анализирует, контролирует и наблюдает за деятельностью организаций в сфере защите от ЧС. РСЧС непосредственно ликвидирует ЧС и оказывает необходимую медицинскую, материальную, правовую, гуманитарную и иную помощь и поддержку пострадавшему населению. Правовая поддержка выражается, прежде всего, в реализации прав и обязанностей населения и в частности тех, кто принимал участия в ликвидации ЧС.

Правильная реализация мероприятий позволит повысить устойчивость функционирования предприятия и обеспечить жизнедеятельность работников в ЧС. Разработаны планы организованного проведения мероприятий по ликвидации ЧС природного и техногенного характера, средства связи и оповещения находятся в исправном состоянии, производиться инструктаж и подготовка рабочих к действиям в ЧС.

Чёткое понимание руководящим составом своих функциональных обязанностей и умение принимать правильные решения позволит грамотно действовать в условиях чрезвычайной ситуации, обеспечивая безопасность персонала и предотвращая экономический ущерб от последствий чрезвычайных ситуаций [46,47,48,49,50].

 

 

7 Экономические расчеты

 

 

Таблица 7.1- График выполнения НИР

 

Виды работ Руководитель Исполнитель
1.Разработка технологического задания, дни -  
2.Сбор информации, дни
3. Анализ результатов, дни -
4. Составление отчета, дни
Итого

 

 

7.1 Стоимость оборудования участвующего в работе НИЦ

 

 

Все работы по разработке и внедрению гидрометеорологических прогнозов выполняются на быстродействующих ЭВМ.

 

 

Таблица 7.2 – Стоимость оборудования связанных с выполнением работ

 

Наименование Цена, руб. Количество, шт. Сумма, руб.
CD-ReWriter NEC NR-9500
Системный блок AMDSEMPRON
Принтер HP С4092A
Винчестер: HDD 80 Gb IDE Seagate Barracuda
Факсмодем EXT ACORP
Монитор Sumsung Syng DFX
Настольныая лампа
Всего

 

 

Таблица 7.3 – Стоимость материалов связанных с выполнением работ

 

Наименование Цена, руб. Количество, шт. Сумма, руб.
Сетевой фильтр 154
Картридж НР С4092A (принтер)
Картридж FC220 (ксерокс)
Flash Card Kingston
Коврик для мыши Slim
Мышь Cameron
Органайзер
Клавиатура Sumsung
TDK CD-R80
Всего

 

 

1. В среднем 10% от стоимости оборудования (41783 руб.) составили транспортные расходы на его загрузку и перевозку

 

41783·0,1=4178,3 руб.

 

2. Стоимость оборудования с учётом транспортных расходов

 

41783+4178,3 =45961,3 руб.

 

3. В среднем 15 % от этой суммы составляют подключение и установка оборудования в помещении НИЦ

 

41783·0,15=6894,2 руб.

 

4. Полная стоимость оборудования с доставкой и подключением

 

41783+6894,2 =52855,5 руб.

 

 

7.2 Расчёт амортизационных отчислений

 

 

А= Те *(Ф·НА)* (Чд/Чг)., (11)

 

где А - годовая сумма амортизационных отчислений, руб.;

Ф - стоимость соответствующих основных фондов, руб.;

НА - норма амортизационных отчислений, 15%;

Те – плановая трудоемкость работ, выполняемых участником НИР, чел-дни;

Чг – годовая норма рабочего времени для различных категорий работников, при 36-часовой рабочей неделе – 1800 часов (условно);

Чд – ежедневная норма рабочего времени при 36-часовой рабочей неделе – 6 ч.

 

Амортизационные отчисления на оборудование

 

А = 120*(52855,5 * 0,15)*(6/1800) = 3139(руб.)

 

Таблица 7.4 – Расчёт сметы расходов по содержанию и эксплуатации оборудования за год

 

Статьи расходов Сумма расходов, руб. Пояснения
Приобретение, доставка, установка оборудования 52855,5  
Содержание оборудования - Услуги мастерских - Материалы для ремонта   528,5 528,5 Услуги мастерских и материалы для ремонта составляют по 1% от стоимости оборудования
Всего

 

 

7.3 Расчет основной заработной платы работников НИЦ

 

 

По штату в НИЦ на работе состоит 2 человека: руководитель и исполнитель. Заработная плата каждого из работников начисляется по должностному окладу.

 

Таблица 7.5 – Тарифные ставки, (оклады) по единой тарифной сетке, оплаты труда работников бюджетной сферы

 

Разряд Исполнитель Руководитель
Оклад, руб. 5958,3

 

 

Фонд основной заработной платы определяется:

 

- для руководителя

 

Фр=(Те*((Ом*12*Чд)/Чг)*Кд*Крс)+Д’., (12)

 

Фр – фонд основной заработной платы участника НИР,руб;

Те – плановая трудоемкость работ, выполняемых участником НИР, чел-дни;

Ом – должностной месячный оклад ,руб;

Кд – коэффициент доплат к тарифной заработной плате. Учитывает надбавки, доплаты и другие виды выплат стимулирующего характера, принимается 1,7;

Крс – коэффициент, учитывающий районное регулирование заработной платы и северные надбавки, принимется 1,6;

Чг – годовая норма рабочего времени для различных категорий работников, при 36-часовой рабочей неделе – 1800 часов (условно);

Чд – ежедневная норма рабочего времени при 36-часовой рабочей неделе – 6 ч;

Д’ - надбавка, Д’ = Те *(Д*12* Чд) /Чг., (13)

 

где Д= 6000 руб.

 

Д’= 42*(6000*12*6)/1800 =10080 руб.

 

Фр= (42*((5958,3*12*6)/1800)*1,7*1,6)+ 10080=37307 руб;

 

- для исполнителя

 

Фр=Те*((Ом*12*Чд)/Чг)*Кд*Крс., (14)

 

Фр = 120*((1600*12*6)/1800)*1,7*1,6=20890 руб.

 

 

Таблица 7.6 – Расчёт годового фонда заработной платы работников НИЦ за год

 

Должность Численность, чел Должностной оклад, руб. Доплата руб. Годовой фонд основной заработной платы с учетом Р,К и северной надбавки ,руб.
Продолжение таблицы 7.6
Руководитель

5958,3
  Исполнитель     -  
Итого    

 

 

7.4 Расчет дополнительной заработной платы работников НИЦ

 

 

Таблица 7.7 –Баланс рабочего времени работников в год

 

Показатели Руководитель Исполнитель
1.Календарный фонд времени, дней
2.Количество нерабочих дней, всего
-праздничные
-выходные
3.Номинальный фонд времени (п.1-п.2), дней
4.Неявки на работу, всего
-отпуска очередные и дополнительные
-отпуска на учебу    
-по болезни
-в связи с выполнением государственных обязанностей  
5.Эффективный фонд времени (п.3-п.4), дней
6.Процент дополнительной заработной платы (п.4/п.5)*100% 69,6 32,4

 

 

Таблица 7.8- Фонд оплаты труда

 

Категория работников Месячный оклад Заработная плата
основная дополнительная всего
Руководитель 5958,3
Продолжение таблицы 7.8
Исполнитель

Итого 7558,3

 

 

7.5 Расчет страховых взносов

 

 

Страховые взносы принимаются в размере 34% от годового фонда основной и дополнительной заработной платы

77049* 0,34 = 21197 руб.

 

7.6 Расчет арендной платы

 

 

В состав прочих расходов входят расходы на аренду помещения. Стоимость аренды 1м3 каб. 4-14 УГМС 450руб. в месяц с учетом стоимости аренды оборудования, необходимого для проведения научно-исследовательской работы:

 

V= S*H.,

(15)

где S- площадь помещения (25м2);

Н- высота помещения (4м);

 

V= 25*4=100м3.

 

Стоимость арендной платы:

 

С= V*a/ q*Tе ., (16)

 

где а- стоимость аренды 1м3, 450руб.

q-количество дней в месяце;

Те – плановая трудоемкость работ, выполняемых участником НИР, чел-дни;

 

С= 100*450/30*120=180 тыс.руб.

 

7.7 Составление итоговой сметы

 

 

Таблица 7.9 - Единовременные затраты

 

Статьи затрат Сумма, тыс. руб.
Первоначальная стоимость оборудования 52,8
Всего 52,8

 

 

Таблица 7.10 – Итоговая смета текущих затрат

 

Статьи затрат Сумма, тыс. руб.
Затраты на материалы для выполнения работ 11,9
Затраты на содержание и эксплуатацию оборудования 1,1
Затраты на выплату заработной платы 77,1
Страховые взносы 26,2
Амортизационные отчисления 3,1
Прочие 281,61
Всего 401,01

 

 

7.8 Доходы СУГМС

 

 

Доходы СУГМС формируются от поставок ими информации: Енисейскому бассейновому водно-хозяйственному управлению (приточность водохранилища), Краевой администрации (максимальные уровни воды), управлению «Сибирь - Энерго» (приточность водохранилища), большую долю прибыли СУГМС получает от Красноярской ГЭС за счет предоставления информации от НИЦ.

 

Таблица 7.11 – Доходы СУГМС от поставок информации за год

 

Заказчики Плата за информацию, тыс. руб. Доля, %
Енисейское речное пароходство 9,2
Енисейское бассейновое водно-хозяйственное управление 12,2
Управление "Сибирь Энерго" 17,5
Краевая администрация 12,9
Продолжение таблицы 7.11
Красноярская ГЭС

33,4
Выручка
Экономический эффект 83,7
       

 

 

Экономический эффект разработки прогноза рассчитывается :

 

Эоб= В-С+Ен*КВ., (17)

 

Где В- выручка от реализации прогноза, тыс.руб;

С- себестоимость разработки прогноза, тыс.руб;

КВ- капитальные вложения при разработке прогноза, тыс.руб;

Ен- нормативный коэффициент эффективности КВ, 0,15.

 

Эоб= 517-401,01+0,15*52855,5=83,7 тыс.руб

 

33,4% прибыли СУГМС получает от Красноярской ГЭС за счёт информации от НИЦ.

Одним из приоритетных направлений государственной водохозяйственной политики является предупреждение и снижение вредных воздействий паводков, наводнений и подтопления территорий, что особенно актуально для территорий Красноярского края в связи со значительными ущербами, которые эти явления наносят экономике края. Только за последние шесть лет сумма ущерба от вредного воздействия паводковых вод на территории края составила около 650 млн. руб. (в ценах 2006 г.). Известно, что реальные размеры ущербов от чрезвычайных ситуаций, как правило, многократно превышают официальные оценки и суммы компенсаций, так как подсчитывается только прямой ущерб от наводнений, а косвенный ущерб не поддаётся оценке.

Для достоверной оценки прямого ущерба от наводнений и, в особенности, косвенного, а также для разработки организационных и защитных мероприятий, первостепенное значение имеет исследование возможных социально-экономических и экологических последствий наводнений.

Социально-экономические последствия выражаются в гибели людей, ухудшении здоровья населения, во временном отселении жителей в безопасные районы; в проживании в условиях, лишенных водо - , газо-, электроснабжения и т.д.; затоплении и разрушении жилых и промышленных зданий, а также различных объектов инфраструктуры; затоплении и порче сельскохозяйственных угодий; гибели урожая и домашних животных, что приводит к нарушению нормальных условий жизни не только в пострадавших районах, но и в других регионах, связанных с ними многими организационными и экономическими нитями.

К экологическим последствиям, в первую очередь, относятся изменение химического состава воды и резкое ухудшение ее качества, влияние наводнений на почвы, их свойства и уровень плодородия, на русловые процессы, на растительный и животный мир в период и после стихийного бедствия.

 

 

7.9 Расчет оценки ущерба от наводнений

 

 





Рекомендуемые страницы:

Воспользуйтесь поиском по сайту:
©2015- 2020 megalektsii.ru Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав.