Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лекция № 1. Финансы и финансовая система Российской Федерации.




1. Финансы: понятие, сущность и функции.

2. Финансовая система Российской Федерации: понятие и структура.

3. Формы и методы финансовой деятельности публично-правовых образований.

4. Органы, осуществляющие финансовую деятельность.

1. Финансы: понятие, сущность и функции

Происхождение финансов как экономического и правового феномена теснейшим образом связано с деньгами, сферой денежного обращения. Термин «финансы» происходит от лат. finare (finire), что означает окончание, урегулирование денежного спора. Отсюда затем появилось понятие «financia» — обяза­тельная уплата денег или денежный платеж вообще. С XVII в. термин «финансы» получает международное признание и применяется для наименования всех отношений, связан­ных с доходами и расходами государства. Необходимыми предпосылками возникновения и развития финансов являются, во-первых, возникновение товарного производства, а, во-вторых, - развитого денежного оборота.

Понятие финансы можно рассматривать в нескольких аспектах. По своему материальному содержанию финансы госу­дарства и органов местного самоуправления, предприятий и организаций представляют собой фонды денежных средств. В качестве экономической категории финансы рассма­триваются как совокупность экономических отношений, образующихся в процессе формирования, распределения и использования денежных фондов.

В правом смысле слова финансы — это общественные отношения по созданию, распределению и использованию денежных фондов, урегулированные нормами права. Таким образом, во всех аспектах финансов прослеживается теснейшая связь с деньгами, различными денежными фондами и отношениями по поводу их формирования. Несмотря на генетическую близость финансов и денег, денежных отношений, финансы не охватывают всей сферы денежных отношений. Их содержанием, как мы убедились, являются те из денежных общественных отношений, посредством которых образуются денежные фонды государства, территориальных подразделений государства, муниципальных образований, предприятий, организаций и учреждений. Синтезируя различные походы к пониманию финансов, можно сказать, что финансы – это общественные денежные отношения по формированию, распределению и использованию фондов денежных средств государства, его территориальных подразделений, муниципальных образований, а также предприятий, организаций и учреждений, необходимых для реализации их функций, целей и задач.

Сущность такого феномена как финансы раскрывается через функции, финансами выполняемые. Финансы выполняют три важнейших функции – распределительную, регулирующую и контрольную. Распределительная функция заключается в том, что посредством финансов осуществляется распределение и перераспределение накопленного общественного богатства – валового внутреннего продукта. Через механизм изъятия части национального дохода у владельцев факторов производства и его распределение через централизованные публичные фонды, происходит эффективное и справедливое перераспределение национального богатства в целях гармонизации общественных отношений, обеспечения расширенного воспроизводства. Регулирующая функция финансов находит своё выражение в их способности оказывать воздействие на направленность и содержание макроэкономических процессов. Государство использует данную способность финансов в целях проведения антикризисной политики, смягчения циклических колебаний и нестабильности, имманентно присущих рыночной экономике. И, наконец, контрольная функция финансов находит своё отражение в том факте, что с их помощью осуществляется контроль за производством и распределением материальных и социальных благ в рамках народнохозяйственного организма. Данная функция теснейшим образом связана с распределительной функцией финансов.

 

2. Финансовая система Российской Федерации: понятие и структура

Складывающиеся в процессе финансовой деятельно­сти общественные отношения представляют собой не про­стую их совокупность, а определенную систему, порядок их расположения, взаимодействия между собой. Финансы составляют целостную систему, включающую несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объяс­няется тем, что финансы обслуживают многообразные по­требности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности.

Под финансовой системой РФ понимается совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов, а также система государственных органов и учреж­дений, осуществляющих в пределах своей компетенции фи­нансовую деятельность. Совокупность финансовых институтов, их взаимодей­ствие по созданию, перераспределению и использованию фондов денежных средств образует финансовую систему, которая отражает особенности развития государства в усло­виях перехода к рынку. Так, финансовую систему РФ составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

- бюджетная система;

- внебюджетные фонды;

- финансы организаций;

- фонды страхования;

- государственный и банковский кредит.

Все фонды денежных средств в государстве подразделя­ются на централизованные и децентрализованные, которые взаимно увязаны и взаимно обусловлены. К централизованным фондам денежных средств, или централизованным финансам, относятся денежные средства, поступающие в распоряжение государства как властвующе­го субъекта. Прежде всего, это все средства, аккумулируемые в бюджетной системе государства, государственные внебюд­жетные фонды, государственное страхование (имуществен­ное и личное), кредит (государственный и банковский). Централизованные денежные фонды в определённых территориальных пределах используются для удовлетворения общих нужд соответствующего территориального образования. К децентрализованным фондам денежных средств отно­сятся финансы предприятий и организаций всех форм соб­ственности, используемые для производственных и социальных целей в пределах указанных организаций, предприятий и учреждений соответственно их предназначению. Также выделяют целевые и общие денежные фонды. Фондами общего характера являются бюджеты, государственные и местные. К целевым денежным фондам относятся государственные внебюджетные фонды – Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования.

Центральное место в финансовой системе РФ занимает бюджетная система РФ. Путём её использования образуются централизованные денежные фонды в форме федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований. Такого рода централизованные денежные фонды необходимы для реализации задач общегосударственного, территориального или местного развития, обеспечения обороноспособности и безопасности страны. Бюджеты всех уровней служат финансовой основой суверенитета государства, самостоятельности субъектов РФ, развития муниципальных образований. Средства бюджетов всех уровней образуются за счёт налогов, иных обязательных платежей физических и юридических лиц, привлечения заёмных средств за счёт использования государственного и муниципального кредита.

Бюджетная система РФ включает в себя, как это следует из действующей редакции Бюджетного кодекса, и бюджеты государственных внебюджетных фондов (ст. 10 БК). В БК дано определение государственного вне­бюджетного фонда как фонда денежных средств, образуе­мого вне федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, предназначенного для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное обеспече­ние по болезни, инвалидности, в случае потери кормильца, рождения и воспитания детей и в иных случаях, предусмо­тренных законом; социальное обеспечение в случае безра­ботицы; охрану здоровья и получение бесплатной медицин­ской помощи.

Создание подобных внебюджетных фондов денежных средств позволяет аккумулировать значительные денежные ре­сурсы и направлять их на решение определенных социально- экономических задач. Внебюджетные фонды образуются в соответствии с законодательством РФ, которое определяет также и порядок их расходования. Средства этих фондов нахо­дятся в федеральной собственности. Одновременно средства государственных внебюджетных фондов не входят в состав бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и изъятию не подлежат. Правовой основой формирования и использования вне­бюджетных фондов являются Бюджетный кодекс РФ и другие нормативные акты. К ним относятся государственные внебюджетные фонды (Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования) и территориальные государственные внебюджетные фонды. Внебюджетные фонды формируются в основном за счёт обязательных платежей физических и юридических лиц – страховых взносов.

Финансы организаций, предприятий и учреждений представляют собой совокупность общественных отношений, возникающих в связи с образо­ванием, распределением и использованием децентрализо­ванных фондов наличных и безналичных денежных средств хозяйствующими субъектами. В рамках данного элемента финансовой системы РФ выделяют финансы коммерческих и некоммерческих организаций. Финансы хозяйствующих субъектов являются одной из основ финансовой системы страны в том плане, что они непосредственно связаны со сферой материального производства, в которой создаётся национальное богатство, распределяемое и перераспределяемое с помощью финансовой системы. В материальном смысле финансы предприятий, организаций и учреждений различных форм собственности представляют собой обособленные денежные фонды, создаваемые на каждом отдельном предприятии и используемые для производства материальных и нематериальных благ, а также для удовлетворения разнообразных социальных нужд их работников.

Институт кредитования образуют: 1) отношения, возни­кающие между клиентами и кредитными организациями по поводу привлечения и размещения денежных средств; 2) от­ношения государственного кредита.

Государственный кредит основан на добровольности пла­тежей. Государственный кредит предполагает возможность для государства выступать как в качестве кредитора, так и в качестве заемщика. Прежде всего, это деятельность государства по получению в кредит средств от юридических, физических лиц и других государств, межгосударственных организаций. Государственное кредитование осуществляется через размещение государственных ценных бумаг, получение кредитов от кредитных организаций. Государственный кредит широко применяется при дефиците бюджета. Он может быть внутренним и внешним. Внутренний долг представляет собой в совокупности все заёмные обязательства государства, выраженные в национальной валюте. Государственный кредит - это также и внешние займы государства, когда для покрытия бюджетного дефицита, а иногда и для инвестиционных вложений, государство берет кредиты у зарубежных государств по совместным соглаше­ниям или у международных фондов, таких, как Междуна­родный валютный фонд (МВФ), Европейский банк рекон­струкции и развития (ЕБРР) и др. в иностранных валютах. Государство в законах о бюджете регулярно предусма­тривает расходы на покрытие государственного долга как внутри страны, так и за рубежом.

Двойственность государственного кредита выражается и в том, что публично-правовые образования могут выступать и в качестве кредиторов. Бюджетные средства предоставляются на возмездной, срочной и возвратной основе бюджетам иных уровней бюджетной системы Российской Федерации, а также юридическим лицам. Такого рода предоставления именуются бюджетными кредитами.

Банковский кредит представляет собой элемент финансовой системы РФ, воплощающий отношения, складывающиеся по поводу предоставления кредитными организациями денежных средств физическим и юридическим лицам на началах платности, срочности и возвратности для решения последними собственных нужд производственного, потребительского и социально-бытового характера. При этом источником кредитных ресурсов банков выступают временно свободные денежные средства физических и юридических лиц, привлекаемые на основании договоров банковского вклада, банковского счёта, а также иные денежные средства. Таким образом, прослеживается достаточно устойчивая зависимость банковского кредитования от осуществления кредитными организациями сберегательных операций.

Страхование обеспечивает формирование страховых денежных фондов, направляемых на возмещение гражданам различных неблагоприятных последствий, обусловленных наступлением страховых случаев. Средства страховых фондов формируются за счёт взносов физических и юридических лиц, вступающих в страховые правоотношения. Выделяется две главных формы страхования: обязательное, добровольное. Обязательное страхование осуществляется в силу требований законодательства за счёт средств государственных бюджетов, а также средств страхователей – физических и юридических лиц. К видам обязательного страхования относятся, к примеру, обязательное пенсионное, медицинское, социальное страхование. Добровольное страхование возникает на основании договора, заключаемого физическим или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком). По объекту страхования выделяют также имущественное страхование, когда страхуется имущество, ответственность или имущественные риски, и личное страхование, когда объектом страхования выступает жизнь, здоровье гражданина.

 

3. Формы и методы финансовой деятельности публично-правовых образований

Финансовая деятельность - вид человеческой деятель­ности, обусловленный товарно-денежными отношениями в обществе и необходимостью создания фондов денежных средств, используемых для удовлетворения соответствующих потребностей. Финансовой деятельностью занима­ются государственные органы, органы местного самоуправ­ления, хозяйствующие субъекты. Особая значимость финансовой деятельности публично-правовых образований заключается в том, что государство и местное самоуправление определяют условия, «правила игры» для хозяйствующих субъектов в сфере финансов. В силу этого публичная финансовая деятельность приобретает основополагающий характер.

Финансовая деятельность вызвана объективной необ­ходимостью распределения и перераспределения нацио­нального дохода, удовлетворения не только личных, индивидуальных потребностей граждан, но и общества в целом. Определенный процент совокупного общественного про­дукта идет на возмещение потребленных средств производ­ства. Оставшиеся средства образуют национальный доход, одна часть которого направляется на оплату труда работни­ков материального производства, другая - на дальнейшее развитие производства, создание специальных резервных, страховых фондов, оборону страны, содержание управ­ленческого аппарата, социальные нужды. Распределение и перераспределение совокупного общественного продук­та и национального дохода происходят в денежной форме. Это - первое объективное условие существования финан­совой деятельности публично-правовых образований.

Товарное производство, действие закона стоимости определили необходимость существования денег, кредита, других экономических категорий. В процессе производства у предприятий и иных организаций, а также у граждан обра­зуются децентрализованные фонды денежных средств. При финансовой деятельности часть этих средств привлекается в общегосударственный фонд для удовлетворения обще­ственных потребностей. Это - второе объективное условие финансовой деятельности.

Таким образом, финансовую деятельность государства и муниципальных образований мы можем определить как организационную деятельность уполномоченных органов, должностных лиц по образованию, перераспределению и использованию централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях эффективного функционирования государства и муниципальных образований и выполнения ими стоящих перед ними целей и задач. То есть, содержанием публичной финансовой деятельности являются усилия по формированию, распределению и использованию соответствующих фондов денежных средств, которые обеспечивают реализацию функций публично-правовых образований.

 

4. Органы, осуществляющие финансовую деятельность.

В осуществлении финансовой деятельности государства принимают участие все без исключения органы государства, муниципальные органы, государственные учреждения и предприятия, частные предприятия, общественные организации и граждане-налогоплательщики.

Все органы государства, принимающие участие в осуществлении финансовой деятельности, можно подразделить на ряд групп.

К одной относятся высшие органы государства, осуществляющие общее руководство финансовой деятельностью.

Президент РФ по представлению Председателя Правительства РФ назначает на должность министра финансов РФ, представляет Государственной Думе кандидатуру на должность Председателя ЦБ РФ, подписывает и обнародует федеральные законы о введении или отмене налогов, о выпуске государственных займов, о федеральном бюджете; выступает с Бюджетным посланием перед Государственной Думой. Используя нормотворческие полномочия, Президент РФ издает указы по вопросам исполнения бюджетного, налогового и валютного законодательства, укрепления финансовой дисциплины, обеспечения финансового государственного контроля.

Государственная Дума рассматривает и принимает федеральный бюджет, назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ, Председателя Счетной палаты и половину состава ее аудиторов, принимает федеральные законы по вопросам федеральных налогов, финансового, валютного, кредитного, таможенного, регулирования, денежной эмиссии.

Правительство РФ в соответствии со ст. 114 Конституции РФ разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение, обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики.

К другой группе относятся государственные органы специальной компетенции, для которых финансовая деятельность является основной и которые несут основное бремя этой деятельности. К ним относятся Минфин России и ЦБ РФ.

Минфин России относится к числу федеральных ведомств, постоянная необходимость и актуальность которого доказывается тем, что оно непрерывно функционирует в России с 1802 г. Минфин России, в соответствии с Положением о нем, утв. постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 3292, является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной, налоговой, страховой, валютной, банковской деятельности, кредитной кооперации государственного долга, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, производства, переработки и обращения драгоценных металлов и драгоценных камней, таможенных платежей, определения таможенной стоимости товаров, инвестирования средств для финансирования накопительной части трудовой пенсии, организации и проведения лотерей, азартных игр, производства и оборота защищенной полиграфической продукции, финансового обеспечения государственной службы.

Минфин России осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении ФНС России, Федеральной службы страхового надзора, Федеральной службы финансово-бюджетного надзора и Федерального казначейства.

Минфин России осуществляет следующие основные функции:

- составляет проект федерального бюджета;

- утверждает сводную бюджетную роспись федерального бюджета;

- доводит до главных распорядителей, распорядителей и получателей средств федерального бюджета показатели сводной бюджетной росписи в форме уведомлений о бюджетных ассигнованиях;

- открывает в ЦБ РФ и кредитных организациях счета по учету средств федерального бюджета;

- осуществляет управление средствами Стабилизационного фонда РФ;

- запрашивает и получает в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Минфина России вопросам.

Из названных федеральных служб, находящихся в ведении Минфина России, особую роль в осуществлении финансовой деятельности играет Федеральное казначейство, отвечающее за исполнение федерального бюджета как по доходам, так и по расходам, за накопление и использование денежных средств как бюджетных, так и внебюджетных фондов, за состояние государственной казны. При исполнении бюджета Федеральное казначейство организует сбор налогов, пошлин и других доходов в бюджет; открывает бюджетные кредиты и предоставляет средства в соответствии с утвержденными ассигнованиями.

Центральный банк РФ является другим специальным органом, осуществляющим финансовую деятельность и руководящим банковской деятельностью в стране. В соответствии с Законом о Банке России данный орган осуществляет денежную эмиссию, организует наличное денежное обращение, осуществляет защиту и устойчивость рубля, развивает и укрепляет банковскую систему страны.Свои функции и полномочия ЦБ РФ осуществляет независимо от других федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации и органов местного самоуправления.

Многочисленную группу образуют федеральные органы исполнительной власти, для которых финансовая деятельность не является основной, но, будучи вспомогательной, обусловливает наличие в их составе специальных финансовых структурных подразделений. Например, МВД России имеет в своем составе Финансово-экономический департамент. Аналогичные структурные подразделения имеют другие федеральные органы исполнительной власти: Министерство здравоохранения и социального развития РФ, Министерство сельского хозяйства РФ и т.д.

Органы государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляют финансовую деятельность в пределах своих территорий. Представительные органы рассматривают и утверждают бюджет субъекта Российской Федерации, осуществляют контроль за его исполнением. Органы исполнительной ветви власти осуществляют исполнение бюджета. По Уставу Иркутской области администрация области как орган исполнительной власти разрабатывает проект областного бюджета, исполняет областной бюджет, составляет отчет об исполнении областного бюджета и представляет его губернатору для внесения на рассмотрение и утверждение Законодательным собранием.

В составе администраций субъектов Российской Федерации функционируют финансовые управления, которые осуществляют техническую работу по составлению проекта бюджета, его исполнению, управляют государственным и муниципальным долгом, создают фонды финансовой поддержки муниципальных образований, выдают ссуды, выделяют субвенции органам местного самоуправления и оказывают иные формы финансовой помощи, осуществляют государственный финансовый контроль на соответствующей территории.

Органы местного самоуправления осуществляют финансовую деятельность главным образом через входящие в состав администрации финансово-бюджетные управления. Местные финансы включают денежные средства местного бюджета, государственные и муниципальные ценные бумаги, принадлежащие органам местного самоуправления, другие финансовые средства. Каждый орган местного самоуправления имеет право на собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования денежных средств из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации.

Органы местного самоуправления (представительные и исполнительные):

- устанавливают местные налоги и сборы, предоставляют льготы по их уплате в соответствии с федеральными законами;

- обращаются за финансовой помощью к федеральным органам и органам субъектов Российской Федерации, которые перечисляют средства из фондов финансовой поддержки в бюджеты муниципальных образований;

- составляют проект местного бюджета, рассматривают и утверждают его, исполняют и отчитываются о его исполнении;

- осуществляют взаимодействие местных финансовых органов с финансово-кредитными организациями;

- осуществляют эмиссию муниципальных облигаций и жилищных сертификатов;

- предоставляют необходимую информацию налоговым органам;

- получают в банках и других кредитных организациях краткосрочные и долгосрочные кредиты;

- осуществляют муниципальные займы путем выпуска муниципальных облигаций.

 

Лекция № 2. Финансовое право как отрасль права и учебная дисциплина.

1. Предмет и метод финансового права.

2. Принципы финансового права.

3. Система финансового права: понятие и структура.

4. Финансово-правовые нормы.

5. Финансовые правоотношения: понятие и структура.

 

1. Предмет и метод финансового права.

 

Основными критериями деления права на отрасли в соответствии с положениями теории права и государства принято считать предмет и метод правового регулирования.

Предметом регулирования любой отрасли права являются общественные отношения. Предметом финансового права служат общественные отношения по созданию, распределению и использованию денежных фондов, т.е. финансы.

Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансового права, заключаются в том, что:

— они складываются в сфере финансовой деятельности в целях образования необходимых обществу денежных фондов, т.е. имеют организационный характер;

— в них участвуют уполномоченные государственные органы, наделенные соответствующими властными полномочиями относительно иных субъектов таких отношений, т.е. они носят властный характер;

— объектом данных отношений всегда выступают деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов, т.е. эти отношения имеют имущественный характер.

Названные особенности позволяют выделить из большого круга денежных отношений те, которые по своему характеру являются финансовыми. Они имеют ряд особенностей, позволяющих их классифицировать по определенным группам. Так, финансовые отношения возникают:

— между федеральными, региональными и местными представительными органами государственной власти по поводу разграничения компетенции в области финансов, распределения доходов и расходов между отдельными видами бюджетов, порядка их формирования и исполнения;

— между федеральными, региональными и местными исполнительными органами власти;

— между финансово-кредитными органами и предприятиями, учреждениями, организациями, министерствами, ведомствами, физическими лицами в связи с уплатой налогов, иных платежей, их перечислением в бюджет и т.п.;

-- внутри единой системы исполнительных органов в области финансов и кредита (например, между Минфином России и ЦБ РФ) в связи с реализацией функциональных обязанностей названных органов.

Своеобразие предмета регулирования обусловливает особенности метода регулирования, свойственного финансовому праву. Основным методом финансового права становится административно-правовой (императивный) метод. Он основан на неравенстве участников правоотношений. Одна из сторон имеет право выдавать в отношении другой обязательные для исполнения властные предписания.

Отношения «власти и подчинения» при регулировании финансовых отношений, как правило, не основываются на отношениях субординации, подчинения «по вертикали». Властные предписания исходят в большинстве случаев от финансовых, налоговых и кредитных органов, с которыми другие участники финансовых отношений не находятся в административной зависимости. Эти властные предписания носят организационный, имущественный характер в сфере финансовой деятельности.

Регулирование финансовых правоотношений осуществляется также гражданско-правовым (диспозитивным) методом, основанным на равенстве участников правоотношений. Он применяется в основном в банковских и кредитных отношениях. Законность данного метода иногда оспаривается, поскольку в основе регулирования названных выше отношений лежит административно-правовой метод, с помощью которого государственными органами и учреждениями (например, ЦБ РФ) устанавливаются правила обращения банков и клиентов, кредиторов и должников и т.д.

 

2. Принципы финансового права.

 

В основе финансового права лежит принцип приоритета в области финансовой деятельности государства представительных органов перед исполнительными органами государственной власти. Законодательные (представительные) государственные органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, контролируют исполнение бюджетов. Очень важно, чтобы в работе над этим основным финансовым актом обязательно участвовали обе ветви власти. Право принять закон о федеральном бюджете имеют только обе палаты представительного органа (ст. 106 Конституции). То же касается и всех других уровней бюджетов при обсуждении и утверждении их органами государственной и исполнительной власти. За представительными органами власти закреплены также вопросы налогов, кредита, эмиссии денег, таможенного дела и т. д.Вторым принципом финансовой деятельности и финансового права считается принцип федерализма. Он состоит в том, что в государстве теперь принимается не один государственный бюджет, как было раньше, а целая серия законодательных актов о бюджетах различных уровней, которые только по расчетам представляют собой консолидированный бюджет, а в реальной жизни являются почти самостоятельными фондами денежных средств для органов представительной и исполнительной власти всех уровней, для каждой территории, вплоть до бюджетов местного самоуправления. Несомненно, одним из основных принципов финансовой деятельности государства и финансового права следует признать принцип законности.

Финансовое право не обходится и без принципа плановости. Хотя в условиях перехода к рынку от административного планирования отказались, однако, анализируя развитие человечества, можно сделать вывод о том, что человеческое общество — это саморегулирующаяся, самонастраивающаяся система. Развиваясь, оно начало осуществлять сначала простой товарообмен, затем сложилось денежное обращение, а затем общество, объединенное в государство, стало считать свои доходы и расходы, и, что особенно важно, не только произведенные, но и предполагаемые на следующий год. Таким образом, оно изобрело инструмент своего общественного саморегулирования в виде финансового плана, которым, несомненно, является бюджет, а теперь еще и внебюджетные фонды. Государство не может развиваться, не спланировав свои доходы и расходы на следующий год. Рассчитывая количество и объем доходов, которые должны поступить в бюджет, государство в то же время не может не учесть и затраты на предстоящий период. Оно должно проследить и за поступлением доходов, и за совершением расходов, а для этого необходимо иметь единый плановый акт в государстве — бюджет, или целую серию бюджетов всех уровней, соответствующих бюджетной системе и отражающихся в консолидированном бюджете (см. ст. 13 БК). Это — объединенные в систему плановые акты государства, которые лежат в основе всего остального финансового планирования: смет бюджетных учреждений, балансов предприятий и организаций, общего баланса доходов и расходов населения, денежного баланса — наличной и безналичной массы денег, обслуживающих обращение, и т.д. Есть отдельный план — по доходам государства и специальный план — по расходам. Это рабочие планы финансовых органов, уточняющие и детализирующие бюджетные показатели. По бюджету, финансовым балансам, сметам и другим финансовым планам может наиболее эффективно осуществляться финансовый контроль. Таким образом, принцип плановости есть основное условие всей финансовой деятельности государства.

 

3. Система финансового права: понятие и структура

 

Система финансового права есть научно организованная совокупность правовых норм, распределенных по под отраслям и правовым институтам, которые образуют отрасль — финансовое право.

Финансовое право состоит из двух частей: общей и особенной.

К общей части финансового права относятся нормы, регулирующие общие принципы, правовые формы и методы финансовой деятельности государства, систему органов государства, осуществляющих финансовую деятельность, их правовое положение, а также правовое положение всех субъектов участников финансовых правоотношений. Сюда же относятся вопросы регулирования финансового контроля в государстве, принципы, лежащие в основе зарубежных институтов финансового права.

Особенная часть финансового права включает в себя расположенные в определенном научно обоснованном порядке и логической последовательности под отрасли и институты финансового права, регулирующие отдельные виды финансовых отношений. Правовые нормы, регулирующие финансовую деятельность, группируются внутри отрасли в определенные правовые институты и под отрасли. Институты—это взаимосвязанные и взаимообусловленные группы правовых норм, регулирующих однородные общественные отношения определенной узкой области внутри отрасли права. Под отрасль права — более крупная группировка норм права, регулирующих однородные общественные отношения, включающая несколько институтов права. Они существуют объективно. Порядок их расположения и изучения институтов внутри отрасли права объективно обусловлен системой общественных отношений в области финансовой деятельности государства.

Основной под отраслью финансового права принято считать бюджетное право, так как в бюджетной системе аккумулируются важнейшие государственные финансовые ресурсы, предназначенные для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

К централизованным финансам относятся также централизованные государственные внебюджетные фонды денежных средств, а нормы, регулирующие данные отношения,

образуют институт, входящий в данную под отрасль. Правовые институты, управляющие общественными отношениями, которые складываются в данной области, являются ведущими среди других финансово-правовых институтов.

Бюджет— это доходы и расходы государства, поэтому естественно, что самостоятельный раздел финансового права — государственные доходы, где основные нормы — это нормы, регулирующие налоговые отношения, складывающиеся в государстве со стороны как юридических, так и физических лиц и образующие вторую важнейшую под отрасль финансового права. К доходам государства относятся институты, объединяющие финансово-правовые нормы, регулирующие децентрализованные фонды денежных средств, и нормы в области государственного кредита и страхования.

Для нормального функционирования финансовой системы государства необходимо не только аккумулировать доходы в централизованные и децентрализованные фонды денежных средств, но и правильно направить и израсходовать собранные деньги. Поэтому за институтом государственных доходов следует институт расходов в государстве. Сюда относятся бюджетное финансирование, банковское кредитование, выплаты по государственному долгу и страхованию. Особо нужно сказать о банковском кредите, который является категорией очень сложной, так как через систему банков деньги вначале аккумулируются, собираются в государстве, а затем уже расходуются. Таким образом, банковский кредит может рассматри

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...