Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Глава 17. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании.

Глава 19. Информационные и коммуникационные технологии в активизации познавательной деятельности учащихся.

Расширение возможностей предъявления учебной информации – воссоздание реальной обстановки деятельности посредством ИКТ.

Одним из приоритетных направлений повышения эффективности профессионального обучения является совершенствование педагогического мастерства через внедрение современных педагогических технологий. Среди разнообразных технологий наиболее оптимальными, на мой взгляд, являются информационно- коммуникативные технологии, интерактивные, проектные и деятельностные.

Использование ИКТ в образовательном процессе имеет ряд преимуществ: расширяют возможности предъявления учебной информации; применение цвета, графики, звука позволяют воссоздать реальную обстановку деятельности; повышают мотивацию студентов к обучению; вовлекают студентов в образовательный процесс, способствуя раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности; позволяют качественно изменять контроль деятельности студентов, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

Внедрение в образовательный процесс ИКТ в КТММ осуществляется в рамках работы над единой методической темой «Инновационная деятельность как ориентир подготовки высококвалифицированных кадров машиностроительного профиля». На протяжении двух лет я вхожу в состав внутритехникумовской творческой группы по направлению «Использование информационно- коммуникативной технологии», основной целью нашей деятельности является стимулирование и поддержание интереса студентов к освоению учебных дисциплин через применение ИКТ в образовательном процессе и подготовка высококвалифицированных специалистов.

Общетехнические дисциплины являются базой для всех специальных дисциплин, поэтому у меня, как преподавателя спецдисциплин, одной из основных задач является формирование у студентов стойкого интереса к выбранной профессии, интереса к дисциплинам, которые объясняют различные явления не только практической деятельности, но и реальной жизни. Поэтому на занятиях по общетехническим дисциплинам мною используются разнообразные мультимедийные ресурсы: электронные учебники, видео- и аудио энциклопедии; медиауроки с использованием презентаций, выполненных в Power Point и флеш-анимаций; текстовые и графические редакторы; тематические Интернет-ресурсы; интерактивные тесты, доступные в Интернете или разработанные в рамках ВТГ.

Недостаточность иллюстративного материала по общетехническим дисциплинам в техникуме решается путем использования мультимедийного оборудования. Так, например преподавание дисциплин «Материаловедение», «Машиностроительное производство», «Оборудование машиностроительного производства» сопровождается использованием на уроках учебных электронных наглядных пособий и презентаций. В данных пособиях содержатся дидактические материалы- рисунки, схемы, определения и таблицы по дисциплине, предназначенные для демонстрации преподавателем на лекциях через мультимедиа-проектор.

На занятиях по дисциплине «Машиностроительное производство» используются видеоматериалы, динамические схемы, графики.

Одно из положений педагогики говорит, что «действию можно научиться только посредством собственного действия». Таким образом, только приступив к практическим «действиям», студент может правильно оценить степень своей подготовленности к выполнению требуемой работы.

Активная работа студентов на занятиях вместо пассивного конспектирования получаемой информации без сомнения дает хорошие результаты. В этом тоже могут помочь приемы информационно- коммуникационных технологий. Например, объяснив содержание того или иного раздела курса, я предлагаю студентам использовать только что полученную информацию для выполнения заданий, предложенных по средствам проектора. Вначале я предлагаю алгоритм выполнения той или иной задачи, после чего студенты переходят к самостоятельному выполнению аналогичных заданий. Обучающиеся охотно работают над предлагаемыми заданиями, они с удовольствием решают нетрудные задачи и даже готовы расширить объем выполняемых заданий. После такой деятельности студентам на слайдах предлагается эталон выполненного задания. Что помогает им самостоятельно проанализировать выполненную работу, выявить недочеты, исправить допущенные ошибки.

Не редко я практикую введение «нестандартных» вопросов по материаловедению. Студенту предлагается смысловой отрывок текста, почерпнутого из учебников или журналов типа «Металловедение и термическая обработка металлов». К примеру, задается отрывок: «... Вследствие высокого содержания легирующих элементов точка Мк для насыщенного углеродом цементованного слоя стали 18Х2Н4ВА будет находиться ниже 0°С. Следовательно, при обычной закалке и низком отпуске в таком слое будет сохраняться большое количество остаточного аустенита, что часто снижает твердость слоя ниже допустимого уровня (HRG 58—62)».

Студент должен внимательно прочитать отрывок и ответить на ряд вопросов: понятен ли ему общий смысл отрывка; может ли он расшифровать марку стали; представляет ли он сущность обработки, о которой идет речь; понимает ли он причины влияния легирующих элементов на положение точки Мк; знает ли он, что такое остаточный аустенит; умеет ли он расшифровать смысл обозначения IIRC 58—62 и т. д.

Следовательно, внедрение ИКТ в образовательный процесс позволяет варьировать:

• Способами предъявления материала, вызывающими у студентов активность различной модальности (зрительную, слуховую, моторную).

• Формами предъявления материала (в виде текста, формул, рисунков, графиков, схем и т. д.).

• Характером познавательных задач (одни задачи требовали практических действий студентов, другие различного уровня умственных операций).

• Логическими схемами предъявляемого материала.

• Связями между ключевыми понятиями.

Таким образом, использование ИКТ на занятиях общетехнических дисциплин опирается на множество разработанных методов, которые начинают работать одновременно - это и исследования, и проблемное обучение, и работа над проектами, и имитация каких-то действий. С помощью мультимедиа можно добиться глубокого понимания студентами изучаемого вопроса. Применение мультимедиа является одним из основных средств реализации принципа наглядности в обучении, создает необходимые условия для формирования материалистического мировоззрения при изучении техники, убеждая в познаваемости явлений и законов реальной действительности.

 

 

Глава 17. Цели и задачи использования информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовании.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...