Образ автора в публицистическом стиле.
Официально-деловой стиль Это канцелярский язык, это 1-я попытка человека овладеть языковой стихией. Сфера сущ-я – административно-правовая. Право, власть, коммерция. Форма сущ-я письменная. Автор коллегиален у документа есть: • Составитель (их бывает несколько лиц) • Человек, кот. Подписыв. И несет ответст-ть за содерж. Документа • Распространитель (СМИ). Отчасти несут ответ-ть (малейш. Опечатка меняет смысл) Этапы становления оф.-делов. Стиля: • Доприказн. Период. Домонгольск. И монгольск. Времени Межфеодальные соглашения (клятвенное фиксирован. Обязан-ти). Словарь оф.-делов. Ст. Еще не сложился. Документ оф.-делов. Ст. Транслирует нормы разговорн. Речи. • Приказная канцелярия. Складыв-ся в конце XV в. И приобретает классич. Вид в XVII в. К этому времени форм-ся сист. Жанров офиц.-делов. Ст. Дела вершились устно, в письм-й форме сущ. Только фиксация результатов. Появл-ся формулы, по кот-м созд-ся документы. Оф.-делов. Ст. Очень формализованный, стандарты в нем доминируют. В этот период характер общения м. Назвать товарищеским (раб твой, челом бью – это вроде «мы-скромность», витиеватые обращения). • Канцелярия 12 коллегий. Появл-ся заимствования (XVIII в.). Латынь и немецкий. Документ приобрет. Личный хар-р (за него несет ответ-ть человек, подписавший). Появл-ся подпись. Исчезает семействен-ть. Переходим на «вы», до этого «ты». Титулатура лиц изм-ся в соответ-и с табелью о рангах. Документ приобрет. Хар-р основной гос. Бумаги. • XIX в. Министерская канцелярия. Сперанский – свод законов. Документ несет в себе принцип законносообразности, т.е. любое дело рассматрив-ся в соответ-и с законом, поэтому сам документ приобретает вид личного общения, сопровождаемого справкой из закона. К XIX в. Окончат-но сформиров-ся словарь офиц.-делов. Ст., возникает проблема, связанная с употребл-м канцеляризмов.
Канцеляризм – слово или выражение оф.-делов. Ст., употребленное в др. стиле яз. Великий комбинатор Остап Бендер знал всего около 400 сравнительно честных способов отъема денег у граждан, но в ловкости и изобретательности ему до правительства РФ ох, как далеко. (отъем – канцеляризм) • Современный этап. Ранее назывался «советская канцелярия», ничего не изм-сь. Развилась тематика документа. Делопроизв-во приобрет. Ведомственный характер. Документу отведена удостовертиельная роль: д.б. подпись и штамп и печать (гербов. И негербов.). Изменился образ автора: это юридическое лицо.
Экстралингвистич. Хар-ки • Точность изложения • Недопустим-ть двусмысленности • Детальность излож-я • Стереотипность и стандартизов-ть • Есть долженствующе-предписующий хар- изложения
Анализ текста – экстролинг. Факторы 1. Сфера общения – законодательная 2. Форма мышления – логико-понятийная 3. Функция языка – эстетическая 4. Среда общения – официальная 5. Тип содержания (тема) – закон (описание определенной ситуации) 6. Цель общения – общая (второй вариант - частная)
Шаблон проявл-ся • На уровне языковых средств • Композиции текста • В делении на разделы • Рубрикация введена в текст • Возможны шрифтовые выделения • Наличие реквизитов
Повестка № - реквизит, фиксируем официальность Шрифтовыми выделениями подчеркиваем самую важную инф-ю Дата Композиция: 1 часть – предписание, 2 часть – справка из законодательства. Фа’ксимильная подпись.
Поуровневый анализ - Лексич. 1. Основу лексики составляют нейтральные и общекнижные лексические единицы. 2. Лексика, имеющ. Соответ-ю функционально-стилевую окраску («канцеляризмы», но так не назыв-ся). Единовременная выплата, кассационная жалоба, воинская обязанность
3. Нейтральн. По стилистич-й окраске, но становящиеся приметой стиля слова. Ответственность Оф.-делов. Непроницаем для иностилевых элементов. Активно исп-ся терминология дипломатическая, юридическая и экономическая. (справка ф. 26) 4. наличие устаревшей лексики 5. ограниченные синонимичные ряды
- Морфология Именной строй речи. Засилие отглагольных сущ-х и именных словосочетаний. Характерно нанизыв. Р.п. (генетивная цепочка). Глаголы пассивны, носят связочный хар-р, стоят в повелит-м наклонении. Очень часто исп-ся инфинитив в значении повелительного накл-я. Наиболее употребительны глаг. Настоящ. Времени, значение времени – настоящее предписание. Отсут. Местоим. 1-го и 2-го лица, за исключ-м персонал-м обращением (в деловой переписке Вы с большой буквы). При названии лица в оф.-делов. Ст. Употребл-ся имена сущ., обозначающие лицо по признаку, обусловленному каким-то действием, чтобы точно называть роли участников (Истец и ответчик; военный комиссар и призывник).
- Синтаксис Максимальное колич-во стандартных синтаксических конструкций с отыменными предлогами: в соответствии, в случае. Инфинитивные и безличные предложения со значением долженствования. Активное использование причастных и дееприч. Оборотов. Для компрессии текста и исключения двусмысленности. Часто исп-ся пассивные конструкции и СПП. Целевые и условные придаточные доминир.
Разновидности. Подстили: • Законодат. • Дипломатич. • Административно-канцелярский
Оф.-делов. Стиль м.б. включ. В публиц., но только в виде цитаты, иначе – канцеляризмы.
Д/з Текст оф.-делов. Стиля в оф. Документе И еще один в публицистике Поуровневый анализ каждого текста + сравнительная таблица.
18.02.11 Образ автора в публицистическом стиле. Автор журналистского текста позиционирует себя на одном уровне с читательской аудиторией. Автор публицистического текста- конкретный человек т.е может быть проявлен субъективизм, а также он (автор) социальный человек, из этого следует что в тексте м.б оценочность. Образ автора определяется как коллективный, программой издания, соответственно на восприятие журналистского текста будет накладываться художественное оформление издания и политика издания (мнение главного редактора, коллектива)
Автор в публицистическом тексте прямо отождествляет себя с читателем, чтобы верили. Функции: 1. Информационная. 2. воздействующая.
Экстралингвистические факторы публицистического стиля: Анализ текста – экстролинг. Факторы 1. Сфера общения – социальная сфера 2. Форма мышления – логико-понятийная + образная 3. Функция языка – воздействующая/информационная 4. Среда общения – официальная 5. Тип содержания (тема) 6. Цель общения – общая (второй вариант - частная)
1. Предназначенность для массовой аудитории. 2. оперативность 3. дублирование и варьирование информацией (важные материалы будут воспроизводиться и дублироваться) материалы делятся по признакам: национальный, административно - территориальный, профессиональный, социальное положение, возраст, интересы, 4. периодичность (повтор как принцип существования издания) 5. коллективное авторство 6. тематический диапазон не ограничен 7. использование других первичных текстов. В основе журналистского материала зачастую лежит другой социально значимый текст. Функции публицистического стиля 1. Информирование. Требуются такие качества как: - официальность; - документальность; - фактологичность; -объективность; - сдержанность; - преобладание стандарта над экспрессией 2. Воздействующая. В аналитическом и художественно-публицистическом жанре: -эмоциональность; - побудительность; - оценочность; - выразительность; - преобладание экспрессии над стандартом. Стандарт - речевой элемент который характеризуется воспроизводимой однозначной семантикой и нейтрально-нормативной окраской. Экспрессема (частное проявлении экспрессии) – речевой элемент, который характеризуется экспрессивную, индивидуальную и является результатом творчества. Стандарт-то что ожидаемо. ПР: Поцелуй- чистый рецидив ритуального кормления. Ритуального кормления -лексически устойчивое сочетание основ.
Синтаксически предложение представляет собой стандарт. Рецидив- возвращение болезни, повторение преступления, повторение чего-либо негативного. Принципы публицистического стиля: 1. принцип диалогичности 2. сочетание и чередование экспрессий и стандарта. Поуровневый анализ публицистического стиля Имеют значения лишь лексика и синтаксис. Морфологический уровень т.к публицистический стиль не стандартизован и зависит от индивидуальности пишущего, уходит на второй план.
Лексический уровень: 1.В основе п.с общеупотребительная лексика, на фоне которой выделяются лексические единицы с газетно-публицистической функционально-стилевой окраской (социаьная оценка, смешение полит, экономической лексики) 2. Эмоционально- оценочная и экспрессивная лексика. Лексика материала зависит от темы (может быть насыщена терминологией) широко используется разговорные элементы как средство установления контакта с аудиторией. Ирония очень распространена как средство выражения не прямой оценки (позволяет избежать прямого выражения собственной позиции) Синтаксис публицистического стиля: 1. Предельная длинна словосочетания 5-7 слов 2. Трехчастная структура материала (тезис, антитезис, синтез; введение, основа, заключение) 3. не желательно введение левого распространения. 4. Газетный текст должен создавать контактоустанавливающие средства (обращение, вопросительные предложения, восклицательные предложения.
Д/З 2 текста в публицистическом стиле. 1 текст со стандартами 2й с экспрессией. Полный анализ текста + таблица. Художественный стиль Употребляется в слов.-худ. Тексте. Цель – воздействие на чувства и мысли читателя с помощью образов Главное – выдумка Образ автора – индивидуален Автор сам определяет словарь, ритм, обороты речи и представляет себя читателю человеком определенного рода. Безграмотная свобода для проявления индивидуальности автора. Пафос состоит в том, чтобы создавать худ. Вымысел, создавая правдоподобную модель ситуации
Функция – эстетика, худ. Текст представляет собой личностную Изобразительность + выразительность = образность Изобразительность – это способность текста вызывать у читателя представления об изображаемом действии. Реализуется за счет использования слов с предметной и отвлеченной семантикой. Предметный мир с помощью предметной стилистики, а внутренний мир – с помощью отвлеченной семантикой
В основе изобразительности оказывается деталь, преобладание предметной лексики Выразительность – способность текста давать читателю предстваление об отношении автора к предмету: точка зрения, контактоустанавливающие ср-ва (маша и медведь 14 серия) Субъект – модальные средства значения, оценочные значения, тропы и фигуры, восклицательные предложения, риторические вопросы, выбор деталей. Описательные тексты объективны Образность – способность текста к закреплению в сознании читателя образа. Образ – компонент текста, изображающий фрагмент внеязыковых действий, выражающий при это отношение автора к изображаемому в соответствии к общему замыслу и концепции произведения. Речь – как предмет изображения! Изображение речи – в центре внимания Подтекст – намного больше, чем вербально выражаемая Язык ничем не ограничен Анализ индивидуального стиля автора Анализ текста – экстролинг. Факторы 7. Сфера общения – сфера художественного творчества 8. Форма мышления – образная 9. Функция языка – эстетическая 10. Среда общения – официальная 11. Тип содержания (тема) 12. Цель общения – общая (второй вариант - частная) Поуровневый анали3 Худ. Стиль. Все ком.: слова с предметным значением - изобразительность Субъективное начало, отбор деталей, троп, гипербола – отрицательный образ Переход от внешнего к внутреннему Д.з. найти текст В тексте ярко выражено авторское начало Во 2ом – наоборот Функциональная стилистика Типы языковых значений: 1. Предметное значение – значительная часть внеязыкового мира, чувственно-воспринимаемый мир. Элемент этого мира называется – предметы. Предмет – это не только вещь, но и всякая конкретная материальная проявление, воспринимаемая органами чувств и мышления, как существующая особа. К предметам относим – вещи, звуки, запахи, физические состояния и свойства. Предметным значением могут обладать глаголы, существительные, прилагательные, наречия. Разъяснить значение слова можно простым указанием на предмет. Функция в тексте: · Назвать конкретный предмет, актуализируется денотативный аспект слова, в таком случае слово воссоздает мир чувственно воспринимаемый читателем, а потому переживаемый как действительность. Изобразительность.
Пример: Толстые лисьи мордочки с маленькими ушками; туловища круглые, как тыквы; короткие кривые лапы и крошечные, торчащие вверх зачатки хвостиков – все это было так не похоже на волка (опис). Внезапно один из волчат почуял мой запах, он прекратил попытку откусить хвост брата и поднял на меня дымчато-голубые глазки.
Если слова с предметной семантикой организованы на основе пространственных отношений, получается описание.(предметное описание) Если слова с предметной семантикой организованы на основе временных отношений, получается повествование. 2. Событийная семантика. Это поступки, действия, решения, состояния, изменения, случай, ситуация. Это мир, в котором что-то происходит, мир событий Основная языковая единица выражающая событийную семантику – предложение. Событие происходит во времени и связано с действительностью людей, имеют частный или глобальный характер. Всегда личностно окрашен.
Пример В конце 40х годов прошлого века многодетный школьный учитель с горя пошел в бакалейщики. Но расстрига Ментор мечтал о реванше: он пожертвовал правом пестовать умы, пусть один из сыновей пестует души. В семье будет пастырь. Станет им Шарль. Однако Шарль предпочел удрать из дому, пустившись вдогонку за цирковой наезницой. Отец приказал повернуть портрет сына лицом к стене.
Предложения с событийной семантикой, организованные на основе отношений временной последовательности, дают событийные повествования.
Пример 2 Он ушел из жизни 80 лет назад, но его забальзамированное тело все ещё лежит в ста метрах от кабинета нынешнего президента страны – при свете красных ламп, правильном температурном режиме и уровне влажности. Уникальный научный эксперимент, начавшийся в марте 1924 года, продолжается до сих пор.
Если предложения с событийной семантикой организованы на основе одновременности, мы получаем описание положения дел. События всегда связаны с внутренним миром человека его психической жизнью, то, что не представляет интерес для отдельно взятого человека событием быть не может. О поступке можно рассказать, его можно оценить и интерпретировать. Носителями событийной семантики являются отдельные предложения, обособленные члены предложения, лексические единицы (существительные с отвлеченным значением, существительные, образованные от глаголов), лица в событийном контексте обозначаются преимущественно именами собственными или местоимениями.
Пример Игры, как известно, бывают разными… А все потому, что люди очень любят поиграть, появление компьютера, казалось бы, мало что могло изменить в жизни человека играющего. Какая, собственно, разница как играть?
Если предложение с событийной семантикой выявляют отношения обусловленности, создается практическое рассуждение.
3. Фактообразующая семантика Это уровень отвлеченных знаний человека о мире. Факт – результат вторичной обработки сведений о мире. События существуют в реальной действительности, факт – это информация о событии, полученная человеком в зависимости от его потребности. События в своем возникновении и существовании от человека не зависят. А факт предполагает наличие человека, устанавливающего этот факт. Факт – это результат целенаправленного изучения события. Носители фактообразующей семантики: · Простые повествовательные предложения, лишенные эксплицитных средств выражения, субъективно модальных значений. · Сложные предложения с придаточными места и времени. · Цифровая информация
Предложения с фактообразющей семантикой стремиться к максимально объективированному выражению смысла Описание Описательный тип речи складывается из перечисления признаков предмета мысли и речи. Эти признаки оформляются в самостоятельные суждения. Суждения имеют вид предложений. Описание – это констатирующая речь, ему свойственная реальная модальность. (содержание высказывания соответствует действительности) Описанию не характерно выражение субъективно-модальных значений, отношение автора реализуется за счет отбора деталей. Виды описаний 1. Предметное описание. В нем будет преобладать лексика с предметным значением. Цель предметного описания – изображения фрагмента вещного мира, в котором разворачиваются события. Виды предметного описания: · Статическое – описательный порядок слов в предложении (сказуемое находится в препозиции (сказуемое – подлежащее)). Акцент делается на подлежащим и его составе. В статическом описании подчеркивается пространственное расположение предметов. Подлежащее и сказуемое входят в одну синтагму, глаголы десемантизируются (теряют значение) могут быть легко убраны из текста. Пример: На западе ещё тлеет заря(акцент), в зарослях волчих ягод кричит выпь(акцент) и на мшарах бормочут и возятся журавли(логический акцент). · Динамическое – повествовательный порядок слов. Подлежащее потом сказуемое. Акцент падает на состав сказуемого следовательно основное внимание уделяется качественному аспекту мира. В центре внимания краткие прилагательные и глаголы. Предметы динамического описания – запахи, звуки, закономерные (повторяющиеся) движения. Подлежащее и сказуемое входят в разные синтагмы (разделяются паузами) Пример: Между тем веселое пламя так вскидывалось и опадало, вспыхивая и заливая светом маленького косца на верхушке голландских часов, что чудилось, что он стоит как вкопанный перед мавританским дворцом, да и все вокруг неподвижно кроме пламени. Структурно-смысловые описательные жанры 2. Портрет. Описание внешнего вида одушевленного и реже неодушевленного предмета. 3. Пейзаж (общий вид местности). Картина природы 4. Интерьер (описание помещения) 5. Характеристика – перечисление существенных особенностей, признаков кого-либо, чего-либо. Черты характера, свойства предмета, наклонности, род занятий человека.
6. Описание положения дел. Имеет более отвлеченный характер чем описание. Событийная семантика Цель – создание у читателя представления о положении дел в какой-либо области в определенном временном срезе. Пример. Вена. Один из самых музейных городов мира: здесь более двухсот музеев. Произведение Тициана, Веласкеса, Брегиля насчитываются не единицами – залами. И вдруг, именно в этом городе, где художественная среда более чем насыщена, затевается строительство квартала музеев. Анализ 1.превязка к тексту - вена 2.фиксация временного среза- сегодня 3.раскрывает состояние дел в определенный момент времени, в определенной сфере 4.предложения представляют собой самостоятельные в плане семантики единицы. 5. между предложениями складываются отношения соположений при свободном порядке следования. Если поменяем местами предложение смысл текста не изменится. 7. Описание ситуации общения. Данный тип речи считается факультативным. Он носит вспомогательный характер. Цель – описать компоненты ситуации общения. Коммуникаторы в характер речевых действий, сопровождающие речь, мимику и жесты. Описание ситуации общения оформляет начало или конец абзаца и вводит в текст чужую речь. Важным признак – глаголы речемыслительно деятельности. Пример Незнакомец поднял голову и, переведя глаза с хозяина на хозяйку, проговорил: - Ваша дочь, любезный? - Жена – ответил Джон - племянница? – переспросил незнакомец -Жена! – проревел Джон - В самом деле? – заметил незнакомец – неужели правда? Он спокойно отвернулся и спокойно начал читать. Искусство описания – это искусство детали и деталь должна быть максимально приметна Дз. Пишем два текста. Название: мой лучший в мире однокурсник. 1 текст – статическое описание, 2-й динамическое 25.03.11 Повествование Повествование = рассказ В повествовании действие изменяется по вектору времени и по вектору пространства На первом плане порядок протекания действий Действие двигает глагол совершенного вида, который обозначает предельность сменяющихся действий. Наречия со значения времени будут двигать глагол
Два вида повествования 1. Изобразительное (сценическое, кинематографическое) предметная лексика характерна, она дает представление о последовательности физических действий, характерна для отрезков текста, где речь идет о действиях одного или нескольких персонажей. Сказуемое выражено преимущественно глаголами совершенного вида. Между предложениями формируются отношения перечисления. Порядок следования задан временной последовательностью действий. Цель – создание эффекта присутствия. Пример. Наконец (нар. Места) где-то вдали он увидел(с.в.) белую полоску льда и бросился(с.в.) было к ней. Но тут поодаль раздался короткий сухой щелчок, что-то тупо ткнулось в шею медведя и обожгло ему горло. Он сделал ещё несколько шагов и упал в снег.
2. Событийное Событийная семантика. Цель – дать представление о последовательности событий в жизни какого-либо человека, группы, организации или страны. Событийное повествование дает представление о событии в связи с мнениями, оценками персонажа, поэтому достаточно часто будет использоваться оценочная лексика, модально окрашенные слова, вводные слова. Данный вид повествования дает представление не о физ. Действиях, а о событиях, решениях, поступках. Предложения автосемантичны, вступают в отношения соположения. Порядок следования фиксирован и задан последовательностью события. Пример Великий шелковый путь появился во 2ом веке до нашей эры и просуществовал около 16 столетий. Свое значение он потерял только в эпоху великих географических открытий, когда европейские мореплаватели взяли курс на Китай и Индию через океан.
Динамичность повествования Динамичностью называется актуализация перехода от одного действия к другому. В повествовании реализуется за счет использования следующих средств: 1. Форма совершенного вида глагола. Глаголы с базисным значением. (указывают на этап совершения действия) 2. Наречные слова со значением времени (сперва, потом, затем) 3. Союзы. Разделительные союзы (то как зверь она завоет, то заплачет как дитя) 4. Частицы, со значением интенсивного действия (он как даст ногой) Д.з. написать два текста 1. изобразительное повествов 2. Событийное повеств Название: Черный снег Рассуждение 1.04.2011 Рассуждение – функционально-смысловой тип речи, соответствующий форме абстрактного мышления и умозаключения. Основная сфера существования рассуждения – письменная речь. В устной речи рассуждение встречается, но в несколько усеченной форме. В ней могут быть опущены некоторые логические звенья цепи рассуждения. В основе рассуждения лежат причинно-следственные связи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|