Разделы дисциплины, виды учебной деятельности
Практическая психология образования (Психология образования, для очной формы обучения)
Семинар 1: Документация психологической службы (6 ч.) Цель: знакомство с нормативной документацией и формирование навыка оформления специальной и организационно-методической документации психолога в условиях образовательного учреждения. Основные понятия: нормативная документация, организационно-методическая документация, специальная документация, психологический инструментарий, развивающая программа, циклограмма. План: 1). Виды документации педагога-психолога (нормативная, организационно-методическая, специальная) и их характеристика. 2) Нормативная документация в работе психолога образования: 2.1. Закон Российской Федерации об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; 2.2. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.; 2.3. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Принят Государственной Думой 03.07.98. Одобрен Советом Федерации 09.07.98.
2.4. Приказ Минобразования и науки РФ от 22.10.99 №636 «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»; 2.5. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 марта 2006 г. № 69. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений. 2.6. Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы заставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (ред. от 18.08.2008) 2.7. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования». 2.8. Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования» 2.9.Приказ Минобрнауки от 20.09. 2013 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». (с приложениями) 2.10. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования:(Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16) 2.11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.09.2009 г. № 06-1216 «О совершенствовании комплексной психолого- педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам». 2.12. Министерство образования Российской Федерации Инструктивное письмо 24.12.2001 г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».
2.13. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России, принятый на Всероссийском съезде практических психологов образования 26.03.2003 г. 3). Организационно-методическая документация психолога образования: 3.1. Хронометраж рабочего времени психолога образовательного учреждения; 3.2.График работы психолога в образовательном учреждении; 3.3.Годовой план работы психолога образования (форма1); 3.4.Журнал консультаций психолога(форма 3); 3.5.Журнал учета групповых форм работы(форма 4); 3.6.Программы работы педагога-психолога с группой, программы коррекционных и развивающих занятий. Требование к авторским программам(формы 7,8, 9). 3.7.Аналитический отчет о работе педагога-психолога(форма 10). 3.8.Аналитический отчет руководителя муниципальной методической службы (форма 11). 4). Специальная документация в работе психолога образования. 4.1.Психологические заключения(форма 2). 4.2.Коррекционные карты. 4.3.Протоколы диагностических исследований. 4.4.Протоколы коррекционных занятий. 4.5.Карты психологического развития. 4.5.Психологические характеристики. Практическое задание: 1). Классифицировать документы в соответствии с номенклатурой психолога образования
Семинар 2: Психологическая служба на различных ступенях образования (8 ч.) Цель: сформировать представление об особенностях организации профессиональной деятельности психолога с различными возрастными группами учащихся. Основные понятия: адаптация, аутизм, дезадаптация, депривация, диагностико-коррекционный подход, одаренность, психологический диагноз, психологическое консультирование, психологическая коррекция. План занятия: 1. Психологическая служба в дошкольном образовательном учреждении: основные, цели, задачи, функции, схема организации работы ПС ДОУ.Характеристика основных направлений деятельности педагога-психолога ДОУ (цели, задачи, мероприятия):психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение. Психологическое сопровождение ФГТ (ФГОС) ДО: цели, задачи, виды деятельности, мероприятия, модель.
2. Психологическая служба в начальной школе: основные цели, задачи, функции, схема организации работы ПС начальной школы. Характеристика основных направлений деятельности педагога-психолога начальной школы(цели, задачи, мероприятия):психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение. Психологическое сопровождение ФГОС НОО: цели, задачи, виды деятельности, мероприятия, модель. 3. Психологическая служба в средней школе: основные цели, задачи, функции, схема организации работы ПСсредней школы. Характеристика основных направлений деятельности педагога-психолога средней школы(цели, задачи, мероприятия):психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа,психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение. Психологическое сопровождение ФГОС ООО: цели, задачи, виды деятельности, мероприятия, модель. 4.1.Основная литература
а) Основная: 1. Демидова, И.Ф. Рабочая книга психолога в старших классах [Текст] / И.Ф. Демидова. – Ростов на/Д: Феникс, 2009. – 256 с. 2. Дубровина, И.В. Психологическая служба в современном образовании. Рабочая книга [Текст] / И.В. Дубровина. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с. 3. 3.Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной СПб.: Питер, 2004.-592с. 4. Изотова, Е.И. Психологическая служба в системе образования [Текст] / Е.И. Изотова. - М.: Академия, 2012. – 304 с. 5. Самоукина, Н.В. Практический психолог в школе. Лекция, консультирование, тренинг [Текст] / Н.В. Самоукина. – М.: Психотерапия, 2009. – 272 с. 6. Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами [Текст] / О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2010. – 192 с. 7. Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями [Текст] / О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2010. – 160 с. 8. Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися [Текст] / О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2010. – 208 с. б) Дополнительная: 9. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов.- 4-е изд., перераб. и доп. / Г.С. Абрамова.- Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 512с.
10. Анастази, А.А. Психологическое тестирование [Текст] / А.А. Анастази. - М., 1982. – 688 с. 11. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе /М.Р. Битянова.2-е изд., исправленное. -М.: Совершенство, 1998.-298с. 12. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе / Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л.-М.: Издательство Совершенство, 1998.-352с. 13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И. Божович. – М: Просвещение, 1995. 14. Бурменская, Г.В., Возрастно-психологическое консультирование, проблемы психического развития детей [Текст] / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. – М.: Изд-во МГУ, 1990. - 136 с. 15. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие /И.В. Вачков.- М.: «Ось-89», 2002.- 224с. 16. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие /И.В. Вачков.- М.: «Ось-89», 2003.- 224с. 17. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. -416с. 18. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т.Д. Марцинковской. –М.: Гардарики, 2003.- 255с. 19. Детский практический психолог: программы и методические материалы: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений / О.А. Шаграева, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, Г.Г. Филиппова; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.-256с. 20. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога /Н.Н. Ежова. -Изд. 3-е. –Ростов н/Д: Феникс, 2005. -315с. 21. Ермолаева М.В. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста /М.В. Ермолаева. – М, 1996. 22. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова. – Ростов- на /Д., 2003. -512с. 23. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – О.Н. Истратова. – Ростов- на /Д., 2003. -512с. 24. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования /О.А. Карабанова. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. -320с. 25. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 342 с. 26. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб.пособие для студ. высш. Учеб.заведений / А.Г. Лидерс.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 256с. 27. Лукьянова, М.И. Взаимодействие школьного психолога с учителями – основа развития их компетентности [Текст] / М.И. Лукьянова // Психологическая наука и образование. – 1999. - №3-4. - С. 23-29. 28. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности [Текст] / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1998. - №6. - С. 29-33.
29. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования /Под.ред. Н.Ю. Синягиной, С.Г. Косарецкого //Школьный психолог.- 2004.- №1.- с.10-14. 30. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе /Р.В. Овчарова. -М.: ТЦ «Сфера», 1999. -240с. 31. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов /Р.В. Овчарова.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.-448с. 32. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2001-448с. 33. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 240 с. 34. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Ов-чарова. - М.: «Просвещение», 1996. - 352 с. 35. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: учебное пособие / В.Э. Пахальян.-СПб.: Лидер, 2006.-256с. 36. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.93. // Приложение к сборнику документов психологической службы образования. - М: ППС Центр, 1998. 37. Положение о состояниях перспективы развития службы практической психологии образования РФ (от 29 марта 1995), Рекомендации об экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений РФ // Вестник образования. - Т.7, 1995. 38. Практикум по психологическим играм детьми и подростками / Т.В. Азарова, О.И.Барчук, Т. В. Беглова, М.Р. Битянова.- СПб.: Питер, 2002.- 304с. 39. Практическая психология образования [Текст]: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с. 40. Психология одаренности детей и подростков /Под.ред. Н.С. Лейтеса.- М.: Изд. Центр «Академия», 1996.- 416с. 41. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб.пособие для студ. высш. Учеб.заведений /Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с. 42. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова [и др.]; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Международ-ная педагогическая академия, 1995. - 376 с. 43. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: Учебное пособие / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с. 44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. - 270 с. 45. Рубцов, В.В. Система психологической поддержки образования [Текст] / В.В. Рубцов, Л.К. Селявина, С.Б. Малых // Психологическая наука и образование. – 1999. - №2. - С. 5 - 32. 46. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг / Н.В. Самоукина.- Ярославль.: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.- 224с. 47. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги / Н.В. Самоукина. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.- 244с. 48. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома [Текст]: Психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н.В. Самоукина. – М.: Новая школа, 1993. – 153 с. 49. Семаго, М.М. Организация и содержание деятельности психолога спе-циального образования [Текст]: Методическое пособие. / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. - М.: АРКТИ, 2005. - 336 с. 50. Служба практической психологии образования России [Текст] // Рабочие материалы совещания 3-4 марта 1999 года, Москва. – М.: Генезис, 1999. 51. Флоренская, Т.А. Диалог в практической психологии [Текст] / Т.А. Флоренская.- М.: Институт психологии АН СССР, 1991. - 224 с. 52. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Учебное пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы психологии – М., 1995. -544с. 53. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. Для учителей и родителей /В.С. Юркевич.- М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.-136с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|