Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Разделы дисциплины, виды учебной деятельности

Практическая психология образования

(Психология образования, для очной формы обучения)

 

Наименование раздела (формулировки изучаемых вопросов) Виды учебной деятельности, включая самостоятельную работу студентов (в часах)  
лекци семинары л/практ с.р. Всего
 
  Теоретические основы практической психологии образования          
  Организация и характеристика основных видов деятельности практического психолога образования          
  Документация в работе практического психолога образования          
  Психологическая служба на различных ступенях образования          
  Итого:          

 

Семинар 1: Документация психологической службы (6 ч.)

Цель: знакомство с нормативной документацией и формирование навыка оформления специальной и организационно-методической документации психолога в условиях образовательного учреждения.

Основные понятия: нормативная документация, организационно-методическая документация, специальная документация, психологический инструментарий, развивающая программа, циклограмма.

План:

1). Виды документации педагога-психолога (нормативная, организационно-методическая, специальная) и их характеристика.

2) Нормативная документация в работе психолога образования:

2.1. Закон Российской Федерации об образовании от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2.2. Конвенция о правах ребенка. Принята Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.89 и ратифицирована Верховным Советом СССР 13.06.90.;

2.3. Федеральный закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Принят Государственной Думой 03.07.98. Одобрен Советом Федерации 09.07.98.

2.4. Приказ Минобразования и науки РФ от 22.10.99 №636 «Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования РФ»;

2.5. Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 марта 2006 г. № 69. Об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха педагогических и других работников образовательных учреждений.

2.6. Постановление Правительства РФ от 03.04.2003 № 191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы заставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений» (ред. от 18.08.2008)

2.7. Приказ Минздравсоцразвития России от 26.08.2010 №761н «Об утверждении единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

2.8. Приказ Минздравсоцразвития России от 05.05.2008 № 216н «Об утверждении профессиональных квалификационных групп должностей работников образования»

2.9.Приказ Минобрнауки от 20.09. 2013 «Об утверждении положения о психолого-медико-педагогической комиссии». (с приложениями)

2.10. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования:(Письмо Министерства образования Российской Федерации от 27 июня 2003 г. № 28-51-513/16)

2.11. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 24.09.2009 г. № 06-1216 «О совершенствовании комплексной психолого- педагогической и медико-социально-правовой помощи обучающимся, воспитанникам».

2.12. Министерство образования Российской Федерации Инструктивное письмо 24.12.2001 г. № 29/1886-6 «Об использовании рабочего времени педагога-психолога образовательного учреждения».

2.13. Этический кодекс педагога-психолога службы практической психологии образования России, принятый на Всероссийском съезде практических психологов образования 26.03.2003 г.

3). Организационно-методическая документация психолога образования:

3.1. Хронометраж рабочего времени психолога образовательного учреждения;

3.2.График работы психолога в образовательном учреждении;

3.3.Годовой план работы психолога образования (форма1);

3.4.Журнал консультаций психолога(форма 3);

3.5.Журнал учета групповых форм работы(форма 4);

3.6.Программы работы педагога-психолога с группой, программы коррекционных и развивающих занятий. Требование к авторским программам(формы 7,8, 9).

3.7.Аналитический отчет о работе педагога-психолога(форма 10).

3.8.Аналитический отчет руководителя муниципальной методической службы (форма 11).

4). Специальная документация в работе психолога образования.

4.1.Психологические заключения(форма 2).

4.2.Коррекционные карты.

4.3.Протоколы диагностических исследований.

4.4.Протоколы коррекционных занятий.

4.5.Карты психологического развития.

4.5.Психологические характеристики.

Практическое задание:

1). Классифицировать документы в соответствии с номенклатурой психолога образования

 

Семинар 2: Психологическая служба на различных ступенях образования (8 ч.)

Цель: сформировать представление об особенностях организации профессиональной деятельности психолога с различными возрастными группами учащихся.

Основные понятия: адаптация, аутизм, дезадаптация, депривация, диагностико-коррекционный подход, одаренность, психологический диагноз, психологическое консультирование, психологическая коррекция.

План занятия:

1. Психологическая служба в дошкольном образовательном учреждении: основные, цели, задачи, функции, схема организации работы ПС ДОУ.Характеристика основных направлений деятельности педагога-психолога ДОУ (цели, задачи, мероприятия):психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение. Психологическое сопровождение ФГТ (ФГОС) ДО: цели, задачи, виды деятельности, мероприятия, модель.

2. Психологическая служба в начальной школе: основные цели, задачи, функции, схема организации работы ПС начальной школы. Характеристика основных направлений деятельности педагога-психолога начальной школы(цели, задачи, мероприятия):психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа, психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение. Психологическое сопровождение ФГОС НОО: цели, задачи, виды деятельности, мероприятия, модель.

3. Психологическая служба в средней школе: основные цели, задачи, функции, схема организации работы ПСсредней школы. Характеристика основных направлений деятельности педагога-психолога средней школы(цели, задачи, мероприятия):психологическая диагностика, коррекционно-развивающая работа,психологическая профилактика, психологическое консультирование, психологическое просвещение. Психологическое сопровождение ФГОС ООО: цели, задачи, виды деятельности, мероприятия, модель.

4.1.Основная литература

 

а) Основная:

1. Демидова, И.Ф. Рабочая книга психолога в старших классах [Текст] / И.Ф. Демидова. – Ростов на/Д: Феникс, 2009. – 256 с.

2. Дубровина, И.В. Психологическая служба в современном образовании. Рабочая книга [Текст] / И.В. Дубровина. - СПб.: Питер, 2009. - 400 с.

3. 3.Дубровина И.В. Практическая психология образования: Учебное пособие 4-е изд. / Под редакцией И.В. Дубровиной СПб.: Питер, 2004.-592с.

4. Изотова, Е.И. Психологическая служба в системе образования [Текст] / Е.И. Изотова. - М.: Академия, 2012. – 304 с.

5. Самоукина, Н.В. Практический психолог в школе. Лекция, консультирование, тренинг [Текст] / Н.В. Самоукина. – М.: Психотерапия, 2009. – 272 с.

6. Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба. Работа с педагогами [Текст] / О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2010. – 192 с.

7. Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба. Работа с родителями [Текст] / О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2010. – 160 с.

8. Хухлаева, О.В. Школьная психологическая служба. Работа с учащимися [Текст] / О.В. Хухлаева. - М.: Генезис, 2010. – 208 с.

б) Дополнительная:

9. Абрамова Г.С. Практическая психология: Учебник для студентов вузов.- 4-е изд., перераб. и доп. / Г.С. Абрамова.- Екатеринбург: Деловая книга, 1999.- 512с.

10. Анастази, А.А. Психологическое тестирование [Текст] / А.А. Анастази. - М., 1982. – 688 с.

11. Битянова М.Р. Организация психологической работы в школе /М.Р. Битянова.2-е изд., исправленное. -М.: Совершенство, 1998.-298с.

12. Битянова М.Р. Работа психолога в начальной школе / Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л.-М.: Издательство Совершенство, 1998.-352с.

13. Божович Л.И. Проблемы формирования личности /Л.И. Божович. – М: Просвещение, 1995.

14. Бурменская, Г.В., Возрастно-психологическое консультирование, проблемы психического развития детей [Текст] / Г.В. Бурменская, О.А. Карабанова, А.Г. Лидерс. – М.: Изд-во МГУ, 1990. - 136 с.

15. Вачков И.В. Групповые методы в работе школьного психолога: Учебно-методическое пособие /И.В. Вачков.- М.: «Ось-89», 2002.- 224с.

16. Вачков И.В. Основы технологии группового тренинга. Психотехники: Учебное пособие /И.В. Вачков.- М.: «Ось-89», 2003.- 224с.

17. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: Учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. и др. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. -416с.

18. Детская практическая психология: Учебник / Под ред. Т.Д. Марцинковской. –М.: Гардарики, 2003.- 255с.

19. Детский практический психолог: программы и методические материалы: Учеб. пособие для студ. высш.пед.учеб.заведений / О.А. Шаграева, А.Д. Кошелева, В.И. Перегуда, Г.Г. Филиппова; Под ред. О.А. Шаграевой, С.А. Козловой. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.-256с.

20. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога /Н.Н. Ежова. -Изд. 3-е. –Ростов н/Д: Феникс, 2005. -315с.

21. Ермолаева М.В. Методы работы психолога с детьми дошкольного возраста /М.В. Ермолаева. – М, 1996.

22. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога начальной школы / О.Н. Истратова. – Ростов- на /Д., 2003. -512с.

23. Истратова О.Н., Эксакусто Т.В. Справочник психолога средней школы. – О.Н. Истратова. – Ростов- на /Д., 2003. -512с.

24. Карабанова О.А. Психология семейных отношений и основы семейного консультирования /О.А. Карабанова. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2004. -320с.

25. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Изд. Центр «Академия», 2004. – 342 с.

26. Лидерс А. Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб.пособие для студ. высш. Учеб.заведений / А.Г. Лидерс.- М.: Издательский центр «Академия», 2001.- 256с.

27. Лукьянова, М.И. Взаимодействие школьного психолога с учителями – основа развития их компетентности [Текст] / М.И. Лукьянова // Психологическая наука и образование. – 1999. - №3-4. - С. 23-29.

28. Матюшкин, А.М. Концепция творческой одаренности [Текст] / А.М. Матюшкин // Вопросы психологии. - 1998. - №6. - С. 29-33.

29. Методические рекомендации по психолого-педагогическому сопровождению обучающихся в учебно-воспитательном процессе в условиях модернизации образования /Под.ред. Н.Ю. Синягиной, С.Г. Косарецкого //Школьный психолог.- 2004.- №1.- с.10-14.

30. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе /Р.В. Овчарова. -М.: ТЦ «Сфера», 1999. -240с.

31. Овчарова Р.В. Практическая психология образования: Учебное пособие для студентов психологических факультетов университетов /Р.В. Овчарова.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.-448с.

32. Овчарова Р.В. Технологии практического психолога образования: Учебное пособие для студентов вузов и практических работников / Р.В. Овчарова. – М.: ТЦ Сфера, 2001-448с.

33. Овчарова, Р.В. Практическая психология в начальной школе [Текст] / Р.В. Овчарова. - М.: ТЦ «Сфера», 1996. - 240 с.

34. Овчарова, Р.В. Справочная книга школьного психолога [Текст] / Ов-чарова. - М.: «Просвещение», 1996. - 352 с.

35. Пахальян В.Э. Психологическое консультирование: учебное пособие / В.Э. Пахальян.-СПб.: Лидер, 2006.-256с.

36. Положение о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации. Приказ Министерства образования Российской Федерации № 636 от 22.10.93. // Приложение к сборнику документов психологической службы образования. - М: ППС Центр, 1998.

37. Положение о состояниях перспективы развития службы практической психологии образования РФ (от 29 марта 1995), Рекомендации об экспертизе образовательных программ для дошкольных образовательных учреждений РФ // Вестник образования. - Т.7, 1995.

38. Практикум по психологическим играм детьми и подростками / Т.В. Азарова, О.И.Барчук, Т. В. Беглова, М.Р. Битянова.- СПб.: Питер, 2002.- 304с.

39. Практическая психология образования [Текст]: Учебник для студентов высших и средних специальных учебных заведений / Под ред. И.В. Дубровиной. – М.: ТЦ «Сфера», 1997. – 528 с.

40. Психология одаренности детей и подростков /Под.ред. Н.С. Лейтеса.- М.: Изд. Центр «Академия», 1996.- 416с.

41. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Учеб.пособие для студ. высш. Учеб.заведений /Е.И. Артамонова, Е.В. Екжанова, Е.В. Зырянова и др.; Под ред. Е.Г. Силяевой.- М.: Издательский центр «Академия», 2002.- 192с.

42. Рабочая книга школьного психолога [Текст] / И.В. Дубровина, М.К. Акимова, Е.М. Борисова [и др.]; Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Международ-ная педагогическая академия, 1995. - 376 с.

43. Рогов, Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании [Текст]: Учебное пособие / Е.И. Рогов. - М.: ВЛАДОС, 1995. – 529 с.

44. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии [Текст] / С.Л. Рубинштейн. - СПб.: ЗАО «Издательство «Питер», 1999. - 270 с.

45. Рубцов, В.В. Система психологической поддержки образования [Текст] / В.В. Рубцов, Л.К. Селявина, С.Б. Малых // Психологическая наука и образование. – 1999. - №2. - С. 5 - 32.

46. Самоукина Н.В. Первые шаги школьного психолога. Психологический тренинг / Н.В. Самоукина.- Ярославль.: Академия развития: Академия Холдинг, 2002.- 224с.

47. Самоукина Н.В. Практический психолог в школе: лекции, консультирование, тренинги / Н.В. Самоукина. - М.: Издательство Института Психотерапии, 2003.- 244с.

48. Самоукина, Н.В. Игры в школе и дома [Текст]: Психотехнические упражнения и коррекционные программы / Н.В. Самоукина. – М.: Новая школа, 1993. – 153 с.

49. Семаго, М.М. Организация и содержание деятельности психолога спе-циального образования [Текст]: Методическое пособие. / М.М. Семаго, Н.Я. Семаго. - М.: АРКТИ, 2005. - 336 с.

50. Служба практической психологии образования России [Текст] // Рабочие материалы совещания 3-4 марта 1999 года, Москва. – М.: Генезис, 1999.

51. Флоренская, Т.А. Диалог в практической психологии [Текст] / Т.А. Флоренская.- М.: Институт психологии АН СССР, 1991. - 224 с.

52. Шевандрин Н.И. Социальная психология в образовании. Учебное пособие. Ч. 1. Концептуальные и прикладные основы психологии – М., 1995. -544с.

53. Юркевич В.С. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность: Кн. Для учителей и родителей /В.С. Юркевич.- М.: Просвещение, Учебная литература, 1996.-136с.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...