ОАО «Томский электромеханический завод» располагается на территории Российская Федерация в городе Томск. Почтовый адрес: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 28.
Описание хозяйственной деятельности предприятия ОАО «Томский электромеханический завод»
ОАО «Томский электромеханический завод» располагается на территории Российская Федерация в городе Томск. Почтовый адрес: 634050, г. Томск, пр. Ленина, 28. Целью предприятия является: извлечение прибыли. Предприятие осуществляет деятельность по следующим направлениям: · обеспечение эффективного функционирования производственно-технологических комплексов и связанных с ним инфраструктур · оказание услуг производственного и непроизводственного характера испытания продукции по обязательной и добровольной сертификации в заявленной аккредитации, в установленном законом порядке; оказание услуг связи; осуществление капитального строительства; · осуществление внешнеэкономической деятельности; · проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектных, технологических и внедренческих работ · проведение и обеспечение проведения мероприятий по мобилизационной подготовке в соответствии с законодательством РФ и договорам на выполнение мероприятий по мобилизационной подготовке; · выполнение работ, связанных с сохранением окружающей среды и использованием отходов основного производства; · осуществление экспортно-импортных операций и брокерской деятельности; · создание совместных предприятий с Российскими и иностранными партнерами как на территории Российской Федерации, так и на территории других республик и зарубежных стран; · самостоятельное определение форм, систем, размеров и видов оплаты труда, включая оплату в натуральной форме; · распоряжение своими фондами, образованными за счет законных источников и необходимых ему для обеспечения собственной деятельности.
Миссия организации - быть надежным поставщиком своей продукции, постоянно повышать кредит доверия партнеров и расширять круг деловых контактов, руководствуясь принципами открытого, честного сотрудничества и внимательного отношения к потребностям и интересам заказчиков. Приоритетными направлениями деятельности предприятия являются: . Разработка конструкций новых изделий и модернизация выпускаемых. . Техническое перевооружение основного и вспомогательного производства. . Проведение ремонта сооружений, помещений цехов основного и вспомогательного производства. . Оптимизация производственного процесса, экономия энергетических ресурсов, топлива. Основные виды деятельности: производство вентиляторов, пневматического ручного инструмента, частей подъёмно-транспортного оборудования. Доля вентиляторов, выпускаемых ОАО «ТЭМЗ» в целом по России составляет около 40%. Доля сбыта ОАО «ТЭМЗ» на рынке отбойных молотков по итогам прошедшего года составляет около 30%. Доля на рынке подъемно-транспортного оборудования в 2011 году в РФ составила 10-15%.
Анализ внешней среды
Макросреда Предприятие располагается на территории РФ, правовое регулирование, т.е. степень правовой защищенности на данный момент не высока, что связано с отсутствием надежной законодательной базы, ее изменчивости. Правовые риски существуют. Это наблюдается в сфере налоговое законодательства России. Следует отметить также нестабильно экономической ситуации (экономический кризис 2008 - …года), и на данный момент сложную политическую ситуацию, которая может значительно повлиять на стратегию развития фирмы, как в краткосрочном, так и в долгосрочном периоде. Социальная и культурная составляющая общества изменяется относительно медленно, в ближайшее время влияние на распространение продукции оказываться не будет.
Кроме того, российская экономика характеризуется высокими темпами инфляции, что снижает уровень жизни и покупательскую способность потребителей. Затраты компании могут возрасти, а нормы прибыли сократиться из-за инфляции. В области технологии наблюдается постоянная динамика развития. ОАО ТЭМЗ занимается инновационной деятельностью и ежегодно выделяет средства на модернизацию техники и оборудования. К примеру, в 2011г. затраты предприятия, связанные с инновационной деятельностью составили 52848,7 тыс. руб. за счёт собственных средств. Появление конкурентов, их товаров и новых методов работы на рынке может помочь повысить конкурентоспособность предприятия даже при небольших изменениях в работе. В общем предприятие конкурентоспособно и занимает стабильные позиции на рынке производимого оборудования. Остановимся подробнее о влиянии рисков на деятельность предприятия. Страновые и региональные риски. Объём экспорта продукции ОАО «ТЭМЗ» в другие страны в 2011г. составил 11,6%. Влияние данного фактора для Общества несущественно. Финансовые риски. Финансовые риски существенного влияния на финансовые результаты Общества в 2011 году не оказали. Правовые риски. Правовые риски существенного влияния на финансовые результаты Общества в 2011 году не оказали. Риски, связанные с деятельностью Общества. Одним из факторов, оказавших влияние на рост себестоимости выпускаемой и реализуемой продукции, является увеличение тарифов в 2011г: Фактический рост тарифов по каждому виду энергоресурсов для предприятия составил: § электроэнергия - на 4,0% § газ природный - на 13% § бензин автомобильный - на 8% § топливо дизельное - на 21% В течение всего отчётного года предприятие проводило организационно-технические мероприятия в целях экономии каждого из используемых энергетических ресурсов, особенно в условиях роста объёма производства продукции и роста энерготарифов.
Микросреда предприятия Основными потребителями продукции предприятия являются предприятия угольной и горнорудной промышленности горнодобывающего сектора, предприятия металлургии и машиностроения. Предприятия Кузнецкого угольного бассейна являются покупателями около 50% всего реализуемого ОАО «ТЭМЗ» оборудования, это - вентиляторы местного проветривания, сверла электрические, сверла пневматические, электропилы, гидротолкатели и тормоза колодочные во взрывозащищенном исполнении, молотки отбойные.
Крупные потребители угольного сектора: ОАО «ОУК Южкузбассуголь» («ЕвразХолдинг»), ОАО «УК Южный Кузбасс», АК «ЛУКОЙЛ», ООО «Распадский уголь». Предприятия металлургического сектора в 2011 году приобретали продукцию подъёмно-транспортного назначения (гидротолкатели, тормоза колодочные) для текущей замены оборудования, связанной с модернизацией и текущим ремонтом. Основные потребители металлургического сектора: Новолипецкий металлургический завод; Первоуральский Новотрубный завод. Предприятия машиностроения - это в основном Уральский регион, где сконцентрированы предприятия занимающиеся производством оборудования, в т.ч. для добывающей промышленности. Основными потребителями сектора машиностроения: Александровский машиностроительный завод, ООО «Техно-Таль», ОАО «НПО Горнефтемаш», ООО «УралГорнефтемаш». ОАО «Уралкалий» приобретало вентиляторы шахтные местного проветривания, электросверла, молотки отбойные. В качестве основных конкурентов выделяются следующие организации: На рынке шахтных вентиляторов: ОАО «Красногвардейский крановый завод», ОАО «Артемовский машиностроительный завод», ЗАО «Донецкий вентиляторный завод» (Украина). На рынке пневматического инструмента: ЗАО «Сибтехсервис», ОАО «Стройинструмент, ЗАО «Белси-групп». На рынке частей подъёмно-транспортного оборудования: ООО ТД «Мосгидромаш», ГУП «Бендерский завод «Электроаппаратура» (Молдова), Фирма EMG Eletro-Mechanik GmbH Завод ELTMA (Германия). Одним из факторов риска отраслевого характера является возрастающая конкуренция, обусловленная появлением на рынке продукции, являющейся контрафактной - незаконно ввезённой и реализуемой на территории Российской Федерации. Такая продукция представлена на рынке по необоснованно низким ценам и качеству.
Общество предпринимало усилия по снижению негативного влияния указанного риска, а именно: · позиционировало выпускаемую продукцию, как наиболее качественную и надёжную; · проводило гибкую ценовую политику; · взаимодействовало с органами государственной власти по защите товарного знака "ТЭМЗ". Конкурентные преимущества: С целью увеличения объёма выручки от реализации путём освоения новой продукции, расширения модельных рядов, улучшения качества и надёжности выпускаемых изделий, предприятие проводило большую работу по разработке, опытному производству новых и совершенствованию выпускаемых изделий, обеспечивало испытания новых видов продукции. В отчётном году проводились опытно-конструкторские работы по разработке вентилятора встречного вращения главного проветривания для шахт с диаметром рабочего колеса 1 400мм и электродвигателями мощностью 2 по 110 кВт напряжением 380/660В и 660/1140В, а также 2 по 200 кВт на 6 000 В. Вентилятор включает систему контроля температуры и вибрации. Подготовлены опытные образцы для проведения промышленных испытаний у конечного потребителя. В 2011 году проведены промышленные испытания взрывозащищённых пускателей и получено разрешение на применение. Проведена модернизация изделия - доработана конструкция быстрооткрываемой двери. Разработана конструкторская и техническая документация на взрывозащищённые электроприводы с уровнем взрывозащиты для применения в шахтах. Получен сертификат соответствия, проведены типовые испытания. Подготовлены опытные образцы для проведения промышленных испытаний и получения разрешения на применение. На постоянной основе проводились работы по совершенствованию конструкций серийных вентиляторов с целью повышения надёжности и улучшению аэродинамических и шумовых характеристик. В течение 2011 года разработка и освоение производства новой продукции сопровождались разработкой и изготовлением автоматизированных стендов для проведения приёмо-сдаточных, квалификационных и сертификационных испытаний. Проведена сертификация и получены разрешения на применение продукции, подлежащей периодической проверке безопасности. В 2011г. затраты Общества, связанные с инновационной деятельностью составили 52848,7 тыс. руб. за счёт собственных средств. Соотношение этих затрат относительно выручки составляет 11,4%. Официальные представители: Представители продукции ОАО «ТЭМЗ» в г.Москве: ООО «МАГИМЭКС», ООО «СПИКА-ПНЕВМАТИК». Официальный представитель ОАО «ТЭМЗ» в Украине: ООО «ДОНБАСС-ТЭМЗ им. В.В. Вахрушева» г. Донецк.
Авторизованный дилер в Украине:ООО «Силовые электрические машины». Официальное представительство ОАО «ТЭМЗ» в Казахстане: ТОО «Караганада-ТЭМЗ». Перспективы развития ОАО «ТЭМЗ». Перспективными направлениями развития ОАО «ТЭМЗ» являются: ) Освоение новой техники и новых рынков сбыта вентиляционного оборудования для метрополитенов, электрооборудования для предприятий нефтяной, газовой, нефтехимической отраслей промышленности, жилищно-коммунального комплекса. При этом объём инновационной продукции должен составить не менее 30% в общей выручке от реализации. ) Продолжение технического перевооружения основного производства с целью освоения новых изделий, технологий, снижения затрат на изготовление продукции. ) Совершенствование конструкций серийно выпускаемых изделий с целью повышения надёжности и улучшения качественных характеристик. ) Снижение затрат, связанных с увеличением энерготарифов за счёт рационального использования электроэнергии, природного газа, топлива и др. ресурсов. 5) Увеличение на 20% производительности труда по показателю выручки от реализации. На основе проведенного анализа внешней среды организации формируем список возможностей организации и формируем таблицу 1. Возможности внешней среды: 1. Привлечение новых дилеров . Увеличение территориального распространения продукции . Расширение производства . Освоение новой техники и новых рынков сбыта 5. Появление новых поставщиков . Снижение налогов и пошлин . Снижение цен на сырье и готовую продукцию . Совершенствование менеджмента . Неудачное поведение конкурентов . Совершенствование технологии производства . Передовая инновационная деятельность . Уход с рынка конкурентов . Предрасположенность конкурентов к пассивным продажам . Снижение затрат, связанных с увеличением энерготарифов за счёт рационального использования ресурсов . Возможные неблагоприятные изменения в налоговом законодательстве Таблица 1.Возможности внешней среды организации
На основе проведенного анализа внешней среды организации формируем список угроз внешней среды организации и формируем таблицу 2. Угрозы внешней среды организации: 1. Появление крупных конкурентов . Инфляция . Рост цен на материалы . Увеличение конкурентных преимуществ со стороны конкурентов . Сбои в поставках продукции . Рост налогов и пошлин . Ужесточение законодательства . Усиление конкуренции . Изменение правил ввоза . Нестабильность политической ситуации (конфликт на Украине) . Скачки курсов валют . Изменение уровня цен . Нестабильная экономическая ситуация . Появление новых товаров в отрасли
Таблица 2.Угрозы внешней среды организации
В таблицах 1 и 2 дана количественная оценка показателей, по степени влияния данного показателя на деятельность организации. Проанализировав данные, получим таблицу 3, в которой показатели проранжированы от большего значения к меньшему.
Таблица 3. Результаты ранжирования показателей возможностей и угроз предприятия
Анализ внутренней среды
Рассмотрим производственную структуру предприятия. Численность предприятия 491 человек.
Анализ кадров. В отчётном году численность персонала по состоянию на 01.01.2012г. составила 491 человек, в том числе: рабочие - 295 чел., специалисты - 108 чел., руководители - 87 чел., служащие - 1 чел. В 2011г. коэффициент постоянства кадров составил 85,8%, в 2010г.- 77,9%. Удельный вес работников имеющих высшее профессиональное образование составил 35,4%. Средняя заработная плата по предприятию в 2011 году составила 24 165,0 руб., что на 21,9% выше уровня 2010 года. Фонд оплаты труда увеличился на 21,7%. Основными факторами роста стали увеличение сдельного фонда оплаты труда на 60,6% и повременного фонда в части доплат за расширение зоны обслуживания, совмещения профессий на 28,1%. В основном это обусловлено увеличением объёма производства на 46,9%. В течение отчётного года проводились мероприятия, направленные на улучшение условий труда, санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников, а также в целях обеспечения безопасного производства работ. На эти цели израсходовано 8 227,7 тыс. руб., что соответствует уровню прошлого года. В результате проведённых мероприятий улучшены условия труда дополнительно для 31 работника производственных подразделений. Проведена аттестация по условиям труда для 125 рабочего места. Стоит отметить, что у предприятия имеется свои центр по подготовке персонала. "Центр подготовки персонала Томского электромеханического завода". Обратимся к таблице 1, где изложена информация о состоянии кадров предприятия за 2010-2011 годы. Анализ финансов. Выручка от реализации продукции и услуг в 2011 г. - 463 871 тыс. руб., по сравнению с 2010 г. рост составил 34,4%. Объём реализации в отчётном году достиг докризисного уровня. Выпуск готовой продукции составил 525 245 тыс. руб., в 2010 г. - 331 648 тыс. руб. в действующих ценах. Прирост объёма производства в сопоставимых ценах составил 46,9%. В течение 2011г. структура отгружаемой продукции не изменилась. В 2011 году на предприятие поступило 507 961 тыс. руб. денежных средств, в т.ч. от текущей деятельности 505 046 тыс. руб. и 2 915 тыс. руб. составили прочие поступления. По итогам финансового года получена чистая прибыль в сумме 35 652 тыс. руб. Данный финансовый показатель улучшен в абсолютном выражении на 23 466 тыс. руб. по сравнению с 2010г., прибыль по итогам которого составила 12 486 тыс. руб. Затраты на 1 рубль реализованной продукции по итогам 2011г. снизились на 2,3% и составили 0,86 руб. Анализ финансового состояния свидетельствует об увеличении коэффициента текущей ликвидности (на 0,24 пункта) в значительной степени за счёт увеличения оборотных активов. Выручка от реализации продукции на экспорт в 2011 году составила 52 366 тыс. руб., что на 78,5% больше объема 2010 года. В общем объёме реализованной продукции экспортная отгрузка составила 11,6%, в 2010 г. - 8,6%. Продукция поставлялась в следующие страны: Украина, Казахстан, Беларусь. Анализ производства. Анализ технологий. В отчётном году предприятие осуществляло техническое перевооружение цехов основного производства. В 2011г. приобретено 4 ед. высокопроизводительного оборудования. Введено в эксплуатацию 11 ед. оборудования. Списано 23 ед. морально устаревшего и физически изношенного оборудования. По состоянию на 01.01.12г. удельный вес оборудования со сроком службы до 10 лет составил 25,3%. Данный показатель увеличился по сравнению с предыдущим годом, который на 01.01.11г. составлял 24,2% от общего количества оборудования. В целях совершенствования технологии и повышения качества выпускаемых изделий проводились организационно-технические мероприятия. Введённое в эксплуатацию новое оборудование позволило повысить качество, увеличить объёмы производства, снизить трудоёмкость изготовления выпускаемых изделий, а также высвободить производственные площади для организации участков по обработке и сборке новых изделий. Доля, занимаемая предприятие на рынке: Доля вентиляторов, выпускаемых ОАО «ТЭМЗ» в целом по России составляет около 40% в 2011 году, и около 40% в 2010 году. Доля сбыта ОАО «ТЭМЗ» на рынке отбойных молотков по итогам прошедшего года составляет около 30% в 2011 году, в 2010 году около 30%. На рынке частей подъёмно-транспортного оборудования: В 2011 году доля рынка, занимаемая ОАО «ТЭМЗ» составила 10-15%, в 2010 - 45-50%. На основании анализа внутренней среды перечислим перечень причин, которые могу увеличить успех предприятия: · Гибкое реагирование на изменение предпочтений потребителей · Введение системы мотиваций и поощрений · Реализация корпоративной культуры · Повышение качества условий труда · Модернизация оборудования · Уделить внимание интернет-ресурсам (интернет-маркетинг) На основании изложенных данных формируем контрольный лист SWOT-анализа предприятия (таблица 4).
Таблица 4. Контрольный лист SWOT-анализа предприятия
На основании контрольного листа анализа опишем основные сильные и слабые стороны предприятия (таблица 5). хозяйственный конкурентный угроза стратегический Таблица 5. Сильные и слабые стороны предприятия
2. Формирование матрицы SWOT-анализа
На основе проведенного анализа внешней и внутренней среды формируем матрицу SWOT-анализа (таблица 6).
Таблица 6. Силы/Слабости и Возможности/Угрозы
По результатам оценки составляем обобщенную матрицу SWOT-анализа (таблица 7), где по вертикальной оси располагаются сильные и слабые стороны внутренней среды предприятия, по горизонтальной - возможности и угрозы внешней среды.
Таблица 7. Обобщенная матрица SWOT-анализа
Рассмотри пример расчета на пересечение ячеек «сильные стороны» и «возможности», а именно - «инновационная деятельность предприятия (обновление оборудования)» и «привлечение новых дилеров». V=0,8; R=0,72. Перемножаем значения ячеек и получаем произведение, влияние данных коэффициентов на развитие организации. VR=0,8*0,72=0,576. Для удобства переведем значения в целочисленный вид. 0,576*10=5,8≈6. Расчеты проведены в таблице Excel. Значения посчитаны по модулю, отрицательные области выделены цветом. Далее переносим значения в обобщенную матрицу SWOT-анализа. Пример расчета в таблице 8.
Таблица 8. Расчет показателей для матрицы SWOT-анализа
|