Возникновение философии. Специфика философского миропонимания. Предмет и проблемы, решаемые философией.
Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения.
Философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру. Основной вопрос мировоззрения: вопрос о взаимоотношении равноправных МЫ (Я) и ОНО (мироздание). Где есть этот вопрос, там существует мировоззрение. → По А.Н. Чанышеву: «Мировоззрение – результат духовного осознания мироздания с определенной точки зрения – с точки зрения взаимоотношения таких основных частей мироздания, как природа и люди». Мировоззрение состоит из смеси знаний и заблуждений, выдаваемых (не всегда сознательно) за знания. Три уровня мировоззрения. По степени отстояния от обыденного мировоззрения, можно выделить три уровня мировоззрения: 1. Образно-эмоциональный уровень (искусство, мифология, религия) ÷ а) мировоззрение выраженное в несловесных образах (музыка, живопись, скульптура, архитектура) и б) мировоззрение, выраженное в слове. 2. Средний между образно-эмоциональным и понятийно-бесстрастным (смесь слов обыденной речи и философской терминологии). 3. Понятийно-бесстрастный уровень (строится из естественных и общественных наук; выражается и в словах обыденной речи, и в формулах, и в схемах). Два типа мировоззрения. В зависимости от решения основного вопроса мировоззрения возможны два его типа: 1. Мироздание осваивается людьми через перенесение на него качеств и форм человеческого общества, психических и мыслительных особенностей человека, его нравственных норм. (неверно абсолютно! – природа не антропоморфна и не социоморфна) 2. Люди осознают себя и общество, перенося на себя и на общество законы природы, мироздания. (неверен относительно! т.к. общество – некая метареальность, в которой действуют свои законы).
3 уровня • 2 типа = 6 видов, или форм, мировоззрения: 1) обыденное, 2) художественное, 3) мифологическое, 4) религиозное, 5) натуралистское, 6) философское. 1) Обыденное мировоззрение – 1-й уровень + 1-й тип 2) Художественное мировоззрение – совокупность или система образов, отражающих мироздание в аспекте основного вопроса мировоззрения: а) субъективно-художественное мировоззрение – 1-й уровень + 1-й тип – изображаемое подменяется производимым им субъективным впечатлением и служит воспроизведению состояния человека (импрессионизм, лирика); образы воспринимаются буквально; б) объективно-художественное мировоззрение – 1-й уровень + 2-й тип – показывает человека не изнутри, а извне: через окружающие и формирующие его условия естественной и общественной жизни, фактически игнорируя наследственность и автономность внутреннего мира человека. Производные от художественного мировоззрения: 3) Мифологическое мировоззрение – 1-й уровень + 1 тип – если условные метафорические образы принять буквально и безусловно. Образы превращаются в персонифицированные существа, живущие в воображаемом мире. 4) Религиозное мировоззрение – 1-й уровень + 1-й тип – существует вера в реальность персонажей мировоззрения. Отличается от мифологического функцией, а не содержанием. Если мифологическое мировоззрение обслуживает религиозный культ, то оно религиозное, если нет – то мифологическое.
5) Научное мировоззрение: а) Этическое мировоззрение – 3-й уровень + 1-й тип – этизирует физику, исходная посылка, что состояние космоса зависит от нравственности человечества (это мнимо научное мировоззрение); б) Физическое (натуралистское) мировоззрение – 3-й уровень + 2-й тип – этика должна считаться с биологической природой человека.
6) Философское мировоззрение – 2-й уровень + 1-й или 2-й тип. В философии ОНО – бытие, а МЫ – сознание (или мышление, как часть сознания) → основной вопрос философии – отношение мышления и бытия.
Формирование мировоззрение в онтогенезе. Мировоззрение возникает как результат практического взаимодействия психически нормального человека с окружающей действительностью – природой и обществом. Мировоззрение определяет самочувствие, самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. Изменение мировоззрения обусловлено возрастными особенностями личности. Мировоззрение возникает в раннем возрасте в сфере неосознанных, практических социальных отношений индивида. В нем слиты ощущения, чувства, желания, потребности, интересы, воля, побуждения, неосознанные стремления. Первичный социальный опыт человека обобщается; под влиянием воспитания и обучения формируется внутренняя схема, структура поведения. В подростковом и юношеском возрасте система мировоззрения дополняется уровнем рационального мышления, т.е. системой идеалов, целей и ценностей. Формируется сфера самосознания личности, где систематизируется, оценивается и корректируется уже сложившаяся ранее мировоззренческая ориентация. Завершающим уровнем системы мировоззрения выступает совокупность субъективно осмысленных «результатов» собственной деятельности. Это воплощается в личностной оценке наличного и желаемого статуса взрослой личности. →
Структура системы мировоззрения III. Субъективно оцененные результаты социальной деятельности индивида II. Вербально выраженные принципы социальной деятельности I. Субъективно усвоенные программы социальной деятельности.
На формирование мировоззрения оказывают влияние внешние и внутренние факторы.
Возникновение философии. Специфика философского миропонимания. Предмет и проблемы, решаемые философией.
Почему возникает философия? – для удовлетворения общественной потребности в новом мировоззрении. Но какие изменения в общественной жизни привели к возникновению философии? Философия возникла в эпоху перехода от патриархальных обществ, регулируемым мифологическим сознанием, к первым земледельческим и городским цивилизациям древности. В этот период произошло усложнение социальных связей, возникновение классовых отношений и новых видов деятельности. Все это потребовало выработки новых мировоззренческих ориентаций. В результате появились первые философские учения в Китае, Индии и Древней Греции.
Таким образом, важную роль в возникновении философии сыграла борьба классов. Философия возникает как мировоззрение новых слоев городского населения, борющихся с теми, кто обосновывал свое право на власть и привилегии, исходя из мифологического мировоззрения. У новых слоев появляется социальная потребность в новом мировоззрении, которое отодвигало бы мифологическое мировоззрение на задний план и соответствовало бы уровню знаний этих слоев. Последующее развитие философии было обусловлено особенностями типов культур и цивилизаций. В древневосточных культурах складывался специфический тип философствования, во многом сохраняющий связи с мифологическим сознанием, из которого вырастало философское мышление. Для философских школ Востока был характерен: · традиционализм; · ориентация на обоснование уже сложившихся социальных ценностей. Здесь была слабо развита рационально-логическая компонента и связь с наукой, но детально разрабатывались и обосновывались идеи космологической природы сознания, принципы и технология житейской мудрости, нравственного восприятия и духовного самоконтроля. Все эти мировоззренческие ориентации включались в культуру традиционных земледельческих цивилизаций, которые ориентировались на воспроизводство существующего социального уклада жизни, кастово-клановой иерархии и закрепления индивидов в системе строго определенных корпоративных связей. Иной тип философствования возник в античной культуре. Его предпосылкой была социальная жизнь полиса, основанная на товарно-ремесленных отношениях, демократии. Здесь складывалась философия, ориентированная на связь с наукой и логико-рационалистическое построение системы знаний. В античной философии в зародышевой форме обозначились основные направления развития будущей западной философии.
Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (и не только к ней), а внутри нее имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на весь единый совокупный опыт развития человека. Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир-человек». Основные проблемы философии: 1. Каково соотношение духа и материи? 2. Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы? 3. Конечен или бесконечен мир? 4. В каком направлении развивается Вселенная и имеет ли она цель в своем вечном движении? 5. Существуют ли законы природы и общества или человек лишь верит в них в силу своей склонности к порядку? 6. Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира? 7. Какова природа человеческого разума? 8. Как человек познает окружающий его мир и самого себя? 9. Что есть истина и заблуждение? 10. Что такое добро и зло? 11. В каком направлении и по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл? Размышляя над этими вопросами человек приходит к определенной мировоззренческой позиции. Предмет философии
←духовно-практические субъективно-объективные отношения→ ←аксиологические субъективно-объективные отношения→ ←познавательные субъективно-объективные отношения→ ←онтологические отношения материи и человека→
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|