Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Возникновение философии. Специфика философского миропонимания. Предмет и проблемы, решаемые философией.

Понятие мировоззрения. Структура мировоззрения.

 

Философия есть мировоззрение, т.е. совокупность взглядов на мир в целом и на отношение человека к этому миру.

Основной вопрос мировоззрения: вопрос о взаимоотношении равноправных МЫ (Я) и ОНО (мироздание). Где есть этот вопрос, там существует мировоззрение. → По А.Н. Чанышеву: «Мировоззрение – результат духовного осознания мироздания с определенной точки зрения – с точки зрения взаимоотношения таких основных частей мироздания, как природа и люди». Мировоззрение состоит из смеси знаний и заблуждений, выдаваемых (не всегда сознательно) за знания.

Три уровня мировоззрения. По степени отстояния от обыденного мировоззрения, можно выделить три уровня мировоззрения:

1. Образно-эмоциональный уровень (искусство, мифология, религия) ÷ а) мировоззрение выраженное в несловесных образах (музыка, живопись, скульптура, архитектура) и б) мировоззрение, выраженное в слове.

2. Средний между образно-эмоциональным и понятийно-бесстрастным (смесь слов обыденной речи и философской терминологии).

3. Понятийно-бесстрастный уровень (строится из естественных и общественных наук; выражается и в словах обыденной речи, и в формулах, и в схемах).

Два типа мировоззрения. В зависимости от решения основного вопроса мировоззрения возможны два его типа:

1. Мироздание осваивается людьми через перенесение на него качеств и форм человеческого общества, психических и мыслительных особенностей человека, его нравственных норм. (неверно абсолютно! – природа не антропоморфна и не социоморфна)

2. Люди осознают себя и общество, перенося на себя и на общество законы природы, мироздания. (неверен относительно! т.к. общество – некая метареальность, в которой действуют свои законы).

3 уровня • 2 типа = 6 видов, или форм, мировоззрения: 1) обыденное,

2) художественное,

3) мифологическое,

4) религиозное,

5) натуралистское,

6) философское.

1) Обыденное мировоззрение – 1-й уровень + 1-й тип

2) Художественное мировоззрение – совокупность или система образов, отражающих мироздание в аспекте основного вопроса мировоззрения:

а) субъективно-художественное мировоззрение – 1-й уровень + 1-й тип – изображаемое подменяется производимым им субъективным впечатлением и служит воспроизведению состояния человека (импрессионизм, лирика); образы воспринимаются буквально;

б) объективно-художественное мировоззрение – 1-й уровень + 2-й тип – показывает человека не изнутри, а извне: через окружающие и формирующие его условия естественной и общественной жизни, фактически игнорируя наследственность и автономность внутреннего мира человека.

Производные от художественного мировоззрения:

3) Мифологическое мировоззрение – 1-й уровень + 1 тип – если условные метафорические образы принять буквально и безусловно. Образы превращаются в персонифицированные существа, живущие в воображаемом мире.

4) Религиозное мировоззрение – 1-й уровень + 1-й тип – существует вера в реальность персонажей мировоззрения. Отличается от мифологического функцией, а не содержанием. Если мифологическое мировоззрение обслуживает религиозный культ, то оно религиозное, если нет – то мифологическое.

 

5) Научное мировоззрение:

а) Этическое мировоззрение – 3-й уровень + 1-й тип – этизирует физику, исходная посылка, что состояние космоса зависит от нравственности человечества (это мнимо научное мировоззрение);

б) Физическое (натуралистское) мировоззрение – 3-й уровень + 2-й тип – этика должна считаться с биологической природой человека.

 

6) Философское мировоззрение – 2-й уровень + 1-й или 2-й тип. В философии ОНО – бытие, а МЫ – сознание (или мышление, как часть сознания) → основной вопрос философии – отношение мышления и бытия.

Формирование мировоззрение в онтогенезе. Мировоззрение возникает как результат практического взаимодействия психически нормального человека с окружающей действительностью – природой и обществом. Мировоззрение определяет самочувствие, самосознание личности, ее ценностные ориентации, оценки и поведение. Изменение мировоззрения обусловлено возрастными особенностями личности. Мировоззрение возникает в раннем возрасте в сфере неосознанных, практических социальных отношений индивида. В нем слиты ощущения, чувства, желания, потребности, интересы, воля, побуждения, неосознанные стремления. Первичный социальный опыт человека обобщается; под влиянием воспитания и обучения формируется внутренняя схема, структура поведения. В подростковом и юношеском возрасте система мировоззрения дополняется уровнем рационального мышления, т.е. системой идеалов, целей и ценностей. Формируется сфера самосознания личности, где систематизируется, оценивается и корректируется уже сложившаяся ранее мировоззренческая ориентация. Завершающим уровнем системы мировоззрения выступает совокупность субъективно осмысленных «результатов» собственной деятельности. Это воплощается в личностной оценке наличного и желаемого статуса взрослой личности.

 

Структура системы мировоззрения

III. Субъективно оцененные результаты социальной деятельности индивида

II. Вербально выраженные принципы социальной деятельности

I. Субъективно усвоенные программы социальной деятельности.

 

На формирование мировоззрения оказывают влияние внешние и внутренние факторы.

 

Возникновение философии. Специфика философского миропонимания. Предмет и проблемы, решаемые философией.

 

Почему возникает философия? – для удовлетворения общественной потребности в новом мировоззрении. Но какие изменения в общественной жизни привели к возникновению философии?

Философия возникла в эпоху перехода от патриархальных обществ, регулируемым мифологическим сознанием, к первым земледельческим и городским цивилизациям древности. В этот период произошло усложнение социальных связей, возникновение классовых отношений и новых видов деятельности. Все это потребовало выработки новых мировоззренческих ориентаций. В результате появились первые философские учения в Китае, Индии и Древней Греции.

Таким образом, важную роль в возникновении философии сыграла борьба классов. Философия возникает как мировоззрение новых слоев городского населения, борющихся с теми, кто обосновывал свое право на власть и привилегии, исходя из мифологического мировоззрения. У новых слоев появляется социальная потребность в новом мировоззрении, которое отодвигало бы мифологическое мировоззрение на задний план и соответствовало бы уровню знаний этих слоев.

Последующее развитие философии было обусловлено особенностями типов культур и цивилизаций. В древневосточных культурах складывался специфический тип философствования, во многом сохраняющий связи с мифологическим сознанием, из которого вырастало философское мышление. Для философских школ Востока был характерен:

· традиционализм;

· ориентация на обоснование уже сложившихся социальных ценностей.

Здесь была слабо развита рационально-логическая компонента и связь с наукой, но детально разрабатывались и обосновывались идеи космологической природы сознания, принципы и технология житейской мудрости, нравственного восприятия и духовного самоконтроля. Все эти мировоззренческие ориентации включались в культуру традиционных земледельческих цивилизаций, которые ориентировались на воспроизводство существующего социального уклада жизни, кастово-клановой иерархии и закрепления индивидов в системе строго определенных корпоративных связей.

Иной тип философствования возник в античной культуре. Его предпосылкой была социальная жизнь полиса, основанная на товарно-ремесленных отношениях, демократии. Здесь складывалась философия, ориентированная на связь с наукой и логико-рационалистическое построение системы знаний. В античной философии в зародышевой форме обозначились основные направления развития будущей западной философии.

Философия отличается от иных форм мировоззрения тем, что относится, прежде всего, к научной сфере общественного сознания (и не только к ней), а внутри нее имеет специфический категориальный аппарат, опирающийся в своем развитии не на одну какую-либо научную дисциплину, а на весь единый совокупный опыт развития человека.

Сущность философии – в размышлениях над всеобщими проблемами в системе «мир-человек».

Основные проблемы философии:

1. Каково соотношение духа и материи?

2. Существуют ли в глубинах бытия сверхъестественные силы?

3. Конечен или бесконечен мир?

4. В каком направлении развивается Вселенная и имеет ли она цель в своем вечном движении?

5. Существуют ли законы природы и общества или человек лишь верит в них в силу своей склонности к порядку?

6. Что такое человек и каково его место во всеобщей взаимосвязи явлений мира?

7. Какова природа человеческого разума?

8. Как человек познает окружающий его мир и самого себя?

9. Что есть истина и заблуждение?

10. Что такое добро и зло?

11. В каком направлении и по каким законам движется история человечества и в чем ее сокровенный смысл?

Размышляя над этими вопросами человек приходит к определенной мировоззренческой позиции.

Предмет философии

Ч
М
В античной философии термин «Философия» обозначал всю сумму внерелигиозных знаний, научное знание в целом в противоположность вере. Также к области философии в эту эпоху относили искусство и знание об общих нормах поведения людей. Происходил процесс объединения науки, этики и эстетики в рамках единого знания. В эпоху Возрождения и Нового времени понятие философии получает значение тотального объединителя научного знания. Во второй половине 17 века науки стали обретать самостоятельность. Но практически во все времена предметом философии считали «всеобщее» в системе «мир-человек».

←духовно-практические субъективно-объективные отношения→

←аксиологические субъективно-объективные отношения→

←познавательные субъективно-объективные отношения→

←онтологические отношения материи и человека→

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...