Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ, ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ Вопросы для рассмотрения: 1. Технологический подход и специфика его реализации в системе современного образования. 2. Сущность понятия «образовательные технологии», требования, структура и принципы их применения. 3. Классификация современных образовательных технологий.
Как известно, новое время диктует новые условия. Во всех сферах общественной жизни сегодня происходят перемены, поэтому и системы образования развитых стран мира претерпевают кардинальные изменения. Знаменитая триада «знания – умения – навыки» не является больше приоритетной целью образования. Формируется новый педагогический менталитет: меняется содержание образования, методы обучения, стиль общения педагога и учащегося. Важно научить ребенка самостоятельно получать информацию, развить у него творческие способности, а выпускнику необходимо овладеть ключевыми компетентностями. Кроме того, поиски ответов не только на вопросы "чему учить?", "зачем учить?", "как учить?", но и на вопрос "как учить результативно?" привели ученых и практиков к попыткам "технологизировать" учебный процесс, т.е. превратить обучение в своего рода производственно-технологический процесс с гарантированным результатом, в связи с чем, в педагогике появилось направление – технологический подход и связанные с ним педагогические технологии. Технологический подход к обучению предусматривает точное инструментальное управление учебным процессом и достаточно гарантированное достижение поставленных учебных целей. Технологический подход к обучению ставит своей целью сконструировать учебный процесс, исходя из заданных установок (социальный заказ, образовательные ориентиры, цели и содержание обучения).
Этапы такого конструирования следующие: постановка целей и их максимальное уточнение с ориентацией на достижение результатов (этому этапу отводится первостепенное значение); подготовка учебных материалов и организация всего хода обучения в соответствии с образовательными целями; оценка текущих результатов, коррекция обучения, направленная на достижение поставленных целей; заключительная оценка результатов. Применительно к деятельности учителя технологический подход означает владение способами конструирования учебного процесса на основе четкого упорядочения целевых установок; смысл такого конструирования – более высокий результат, достигаемый быстрее и с меньшими затратами, чем раньше. Различают технологический подход к обучению: а) в узком смысле слова - конструирование учебного процесса на основе упорядочения целей обучения; б) в широком смысле слова - особую организацию обучения, при которой главным является четкая постановка целей обучения и последовательные процедуры их достижения. Технологический подход открывает новые возможности для концептуального и проектировочного освоения различных областей и аспектов образовательной, педагогической действительности; он позволяет: - с большей определённостью предсказывать результаты и управлять педагогическими процессами; - анализировать и систематизировать на научной основе имеющийся практический опыт и его использование; - комплексно решать образовательные и социально-воспитательные проблемы; - обеспечивать благоприятные условия для развития личности; - уменьшать эффект влияния неблагоприятных обстоятельств на человека; - оптимально использовать имеющиеся в распоряжении ресурсы;
- выбирать наиболее эффективные и разрабатывать новые технологии и модели для решения возникающих социально-педагогических проблем. Технологический подход имеет преимущества по отношению к другим направлениям в педагогике, а именно: - достижение гарантированных результатов обучения практически не зависит от творческих способностей и мастерства учителя; - обучение направлено на конкретные цели, что более точно определяет необходимое содержание обучения, тем самым уменьшая избыточность содержания; - структурная и содержательная целостность учебного процесса; - объективность контроля усвоения учебного материала, т.к. контрольные задания определяются на основе диагностично поставленных целей обучения. Технологический подход ориентирует разработчика на многовариантное моделирование, проектирование и конструирование решения педагогических проблем и после сравнительного анализа отбор наилучших решений. Однако следует заметить, что технологический подход к образовательным и педагогическим процессам нельзя считать универсальным, он лишь дополняет научные подходы педагогики, психологии, социологии, социальной педагогики, политологии и других направлений науки и практики. Таким образом, технологизация учебно-воспитательного процесса – это объективное явление, которое позволит решать проблемы образования и воспитания на качественно новом уровне. Технологизация учебно-воспитательного процесса происходит, естественно, с развитием педагогической науки. Чем больше развиваются средства, активные формы и методы обучения и воспитания, тем в меньшей мере эффективность педагогического процесса зависит от искусства и индивидуального мастерства педагога. Роль педагога при этом вовсе не умаляется, личность всегда будет воспитывать личность. Процесс познания и развития для учащихся благодаря технологическому подходу станет более совершенным, информация – более качественной, а путь ее освоения – рациональным и менее зависимым от мастерства педагога. Педагоги-теоретики не сразу приняли идеи технологического подхода в учебно-воспитательном процессе. Многих смущал сам термин «технология», который будто бы исключал творчество в деятельности педагога, оставлял педагогу лишь роль манипулятора. Однако интерес к педагогическим технологиям возрастал, внедрение технологического подхода в практику обнаружило тенденцию к быстрому накоплению новых технологий. В Казани под руководством М.И.Махмутова разрабатывалась технология проблемного обучения, в других регионах внедрялось программированное обучение; технологическая грамотность учителей росла вместе с пропагандой мастерства педагогов-новаторов. Так, в 70-е гг. получила известность и распространение методика В.Ф.Шаталова. Опыт украинского учителя математики, физики и астрономии В.Ф.Шаталова, который создал эффективную учебно-воспитательную технологию, не поддавался анализу и оценке с точки зрения традиционной педагогики и психологии, вызывал массу споров и порождал противоположные мнения.
Внедрение технологий воспитания и обучения в практику стимулировало теоретическую разработку проблемы технологического подхода в учебно-воспитательном процессе (В.П.Беспалько, А.А.Вербицкий, М.В.Кларин, М.Кларк, М.И.Махмутов, М.А.Чошанов, Ф.Янушевич и др.). Были сформулированы главные признаки технологизации учебно-воспитательного процесса: стандартизация, унификация в системе массового образования и воспитания; вынесение творческого процесса (создания и оценки технологий) на более высокий уровень организации; упорядочивание учебно-воспитательной системы (Т.С.Назарова). Обратимся к рассмотрению сущности основных понятий технологического подхода применительно к учебно-воспитательному процессу.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|