Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Воскресная школа как средство духовного развития прихожан

Об опыте организации и ведения воскресной школы для взрослых рассказывает настоятель Троице-Владимирского собора г. Новосибирска, игумен Павел (Григорьев), наместник Михаило-Архангельского монастыря, преподаватель Новосибирской Православной Духовной семинарии

 

ОБРАЗОВАНИЕ НАЧИНАЕТСЯ С ОГЛАШЕНИЯ

Когда-то на месте собора был большой пустырь, заросший коноплей. Да и сам район — Западный жилмассив — считался неблагополучным: уровень преступности здесь был едва ли не самым высоким в городе. С появлением величественного собора жилмассив внешне сразу преобразился, духовно-нравственное же преображение происходит постепенно. Призывно звучит по утрам и на склоне дня колокольный звон. Люди стали задумываться о своей душе, о горнем мире, потянулись к храму. Число «прихожан храма сего» растет год от года. Сегодня на воскресную службу собираются до пятисот христиан. При этом желающих креститься не становится меньше. Приходит много молодых людей. И нам нужно приложить немало усилий, чтобы образовать этих людей в христианском духе.

Это образование начинается с огласительной беседы перед таинством Крещения. Но это только первая ступень катехизации. Вторым немаловажным этапом воцерковления становится воскресная школа для взрослых. И мы постоянно убеждаем прихожан посещать нашу школу. Самообразование — это хорошо, оно необходимо. Но обучение в воскресной школе отличается от самообразования тем, что здесь преподаёт священник, которому от Бога дана благодать учительства. Именно поэтому нужно, чтобы в воскресной школе прихода преподавал именно батюшка, лучше всего настоятель прихода. К сожалению, зачастую в силу большой загруженности настоятель свою обязанность по преподаванию в воскресной школе перекладывает на диакона, или на алтарника, или вообще на рядовую сотрудницу храма.

В итоге одна из самых важных обязанностей пастыря исполняется бабушкой. Знания, которые преподает пастырь, воспринимаются учащимися гораздо лучше. Как говорят, к преподавателю-священнику доверия больше.

 

МИРСКИЕ ДЕЛА ВАЖНЕЕ

 

Совершенно неверным является мнение, будто воскресная школа нужна только новичкам в Церкви, так называемым неофитам. Кроме новичков, у нас в школе занимаются люди, которые уже много лет ходят в храм. Помню, когда я преподавал еще в другом приходе, на первом занятии спросил у прихожан, кто составил 50-й псалом и при каких обстоятельствах. Из полсотни прихожан на этот вопрос смогли ответить лишь несколько. Один из них сказал, что об этом он узнал из кино. Потом выяснилось, что смысл утренних и вечерних молитв известен тоже немногим. Получается, что прихожане не пропускают воскресных служб, исповедуются, причащаются, живут жизнью прихода, но при этом, как оказалось, не знают элементарных вещей, которые христианин знать обязан. А потом, по окончании учебного года в воскресной школе, признаются, что за несколько месяцев приобрели больше, чем за все годы, потому что увидели и поняли то, что без разъяснений священника трудно увидеть и понять.

В то же время есть немало прихожан, которые не считают для себя необходимым учиться в воскресной школе. Причины тут бывают разные, но среди прочих есть лень и нерадение, а также несознательность. Но христианину необходимо познавать глубже свою веру, и даже маленькая крупица знаний уже способна всколыхнуть и существенно наполнить и преобразить духовный мир человека.

Говорят, у нас одна из самых больших школ: на каждое занятие приходит от 60 до 80 человек. Но меня удивляет, почему приходят не все прихожане — не все 500 человек? Наверное, им некогда. Ведь у каждого из нас всегда столько дел! Недавно мне рассказали об одном пастыре, который сразу после воскресной службы, пока люди не ушли, а еще подходят к иконам, уже выносит стул и начинает вести занятия. Чтобы хотя бы на выходе из храма люди услышали полезное для себя. Кто-то, конечно, остается, а кто-то и уходит, потому что мирские дела для них важнее. Но я знаю точно: из тех, кто понудил себя остаться, никто не пожалел!

 

«Я НЕ ЗНАЮ, ЧТО ТЫ ТАКОЕ, И ЧТО С ТОБОЮ БУДЕТ»

 

Хочется привести слова святителя Филарета Московского, в которых выражена печаль о недостаточной сознательности прихожан, о лености их к усвоению спасительных истин нашей православной веры: «никому не позволено в христианстве быть вовсе не ученым, и оставаться невеждою. Сам Господь не нарек ли Себя Учителем, и Своих последователей учениками? Прежде, нежели христиане начали называться христианами, они все до одного назывались учениками. Неужели это праздные имена, ничего не значащие? И зачем послал Господь в мир апостолов? — первее всего учить все народы: шедше научите вся языки. Если ты не хочешь учить и вразумлять себя в христианстве, то ты не ученик и не последователь Христа: не для тебя посланы апостолы; ты не то, чем были все христиане с самого начала христианства; я не знаю, что ты такое, и что с тобою будет».

Только подумайте: если ты не изучаешь христианство, ты не ученик Христа! Эти слова не только обличают современников великого святителя — в большей степени это обличение относится к нам, сегодняшним христианам. Сейчас христиане еще в меньше стараются вникнуть в смысл церковных песнопений и всего читаемого в храме и дома. Хотя пособий к изучению веры сейчас гораздо больше, и уровень светского образования в целом выше. Проблема чаще не в недостаточности средств к утолению духовной жажды, а в большей мере в отсутствии самой этой жажды.

И тут перед пастырем возникает задача, как говорил старец Паисий Святогорец, «помочь измученному грехом человеку приобрести добрую обеспокоенность и начать духовную борьбу, чтобы освободиться от связавших его греховных пут». Пример такой заботы показал святой первоверховный апостол Петр в день Пятидесятницы перед народом израильским: «Итак, твердо знай, весь дом Израилев, что Бог соделал Господом и Христом Сего Иисуса, Которого вы распяли. Услышав это, они умилились сердцем и сказали Петру и прочим апостолам: что нам делать, мужи братия?» Что произошло? Апостол не стал навязывать им знания, но пробудил в них жажду к знанию истинного пути спасения.

Сегодня мы говорим: «Так нерадиво жить нельзя. Это путь погибели». И у людей возникает естественный вопрос: «А как нужно жить, чтобы спастись?» Мы отвечаем: «В Церкви для этого есть всё, приходите и берите». Это прежде всего наше богослужение. Однако быть на службе и слушать молитвы вовсе недостаточно, чтобы понять православие. Необходимо осмысленное участие в церковных богослужениях и святых таинствах. В этом помогает воскресная школа.

 

Я ПОПРОСИЛ ЕГО ПРОЧИТАТЬ «ОТЧЕ НАШ», И ОН СДЕЛАЛ ПЯТЬ ОШИБОК

«О чем вы узнаёте на занятиях?» — спрашиваем у учащихся школы. «Обо всем!» — отвечают они. Действительно, люди получают знания о православной вере, об истории Православной Церкви, о богослужении и богослужебных книгах, о Священном Писании и Священном Предании, о церковнославянском языке, о жизни святых угодников Божиих, о молитве, о духовной жизни, о благочестивом поведении в храме.

Особое внимание уделяется изучению богослужения, его структуры и содержания. Учащиеся открывают для себя глубину и красоту богослужебных текстов, учатся переводить их с церковнославянского на современный русский язык. «Это дело очень ответственное и творческое», — признаются они. Все говорят о том, что перевод богослужебных текстов — а это, поверьте, очень непросто — помогает лучше понять строй богослужения, вникнуть в смысл составляющих его молитв.

Обучающиеся церковному чтению и пению могут применить полученные навыки в домашней молитве. Однажды ко мне обратился один наш прихожанин с жалобой на супругу, которая не хочет с ним исполнять утреннее и вечернее правило. Я попросил его прочитать «Отче наш», и он сделал пять ошибок: там неправильно ударение поставил, там окончание слова неправильно произнес. «Я с тобой тоже не смог бы молиться!», — сказал я ему и пригласил в воскресную школу. Сейчас он читает в одном храме Апостол на Литургии.

У нас некоторые ученики воскресной школы читают на клиросе, и не только в выходные дни. Приходят в храм и в будни, сразу после работы, и петь приходят. Теорию и историю церковного пения, а также практические занятия с пояснением смысла песнопений в школе преподает певчий соборного хора Роман Чуриков. У него с удовольствием занимаются и пожилые люди, и молодые. Даже если у прихожанина нет никаких перспектив в практическом смысле, все равно он начинает разбираться в церковном пении, начинает понимать, о чем и как поют в Церкви.

Занятия в нашей воскресной школе проходят по субботам (вечер субботы — это уже воскресенье). В 14.00 начинаются уроки чтения на церковнославянском языке. Мой урок начинается в 15.00, а заканчивается в 16.30, т.е. за полчаса до начала вечернего богослужения. В 16.00 я перехожу к переводу на русский язык песнопений (тропаря и кондака, а также стихир на «Господи, возвах»), которые будут звучать на всенощной. Нужно, чтобы люди понимали смысл праздника и знали, память какого святого сегодня празднуется.

Вообще за год мы изучаем всю структуру богослужения: что такое всенощное бдение, почему оно так называется, где заканчивается вечерня и начинается утреня, что такое Литургия. Очень важно, чтобы люди не просто слушали, часто не понимая слов и значения молитв, но осмысленно участвовали в богослужении. И потом, без понимания того, что происходит в храме, внимание человека рассеивается, он быстрее устает.

 

УЧЕНИЕ О ЛОГОСАХ — КЛЮЧ К ПОНИМАНИЮ ИСТИНЫ

 

Отдельная тема для разговора — цикл догматический лекций, в которых я стараюсь приоткрыть перед учащимися Божественные истины, догматы. Это непростой материал. Например, учение о логосах преподобного Максима Исповедника. Приступая к этой теме, я сразу предупреждаю, что придется сосредоточиться, чтобы хотя бы приблизиться к пониманию этого знания. И если ученики к концу цикла признаются, что они раньше ничего не знали о православии — это уже результат. Спросите, к чему такая сложная тема?

Дело в том, что вся христианская догматика очень хорошо разъясняется учением преподобного Максима Исповедника. Больше того, это учение во многом послужило формированию современной науки — естествознания и философии.

Великий византийский богослов заложил основы для развития науки. Без его учения науки как системы знаний просто не было бы. Для ее развития не хватало метода, правильного подхода, что в полной мере дает учение Преподобного. И если понять хотя бы толику того, о чем говорит преподобный Максим (а в его трудах раскрывается учение о Пресвятой Троице, христология, учение о спасении и многое другое), то по-новому начинаешь понимать духовную жизнь. По-новому воспринимается богослужение, по-новому начинаешь воспринимать Апостол, Евангелие, Псалтирь. То есть это один из тех ключей, которым открывается дверь к пониманию православной догматики.

 

«АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ»

В школе занятия проходят в виде лекций с использованием проектора, бывают вопросы и ответы. Мы стараемся, чтоб люди слушали со вниманием, все понимали, могли бы задать вопрос. Однако использовать в процессе обучения метод беседы я не стремлюсь. Во-первых, потому что часто люди либо уходят от темы, либо начинают задавать «актуальные вопросы»: как найти супруга (супругу), как вести себя в рабочем коллективе, как урезонить отбившегося от рук ребенка и прочее. Господу тоже задавали подобные вопросы, но Он старался возвысить своих слушателей до духовных вопросов. Давайте вспомним Евангелие. Когда к Господу обратился человек с просьбой, чтобы Спаситель указал брату его разделить с ним наследство, Господь говорит ему: «Кто поставил меня разбирать ваши тяжбы?». Или когда другой человек просил разрешения прежде похоронить отца своего, Господь говорит: «Иди и возвещай Царство Бога». То есть не о том надо думать — о Царствии Небесном нужно помышлять, о спасении своем и ближнего. Поэтому священник не всегда должен опускаться до уровня задающих подобные вопросы, но должен суметь поднять их запросы на духовный уровень. Вот и в Церкви в просительной ектении мы просим не только о житейских нуждах, но и «оставления грехов и прегрешений наших» и «христианския кончины живота нашего», и «добраго ответа на Страшнем судищи Христове».

 

ЗАДАНИЕ НА ДОМ

У нас есть домашние задания — шестьдесят вариантов. Например, нужно перевести на русский язык и дать толкование одной молитвы из вечернего и утреннего правила, одной песни из покаянного канона Господу или из канона Пресвятой Богородице, одной воскресной стихиры на «Господи, возвах» и так далее. Если отвечать полно, то на все ответы уходит обычная 12-листовая тетрадка. Нужно видеть, с каким удовольствием готовят наши учащиеся ответы, как старательно записывают их в тетрадь. А мы потом проверяем их работу и ставим оценки. Бывает, что и тройки, и даже двойки. Но я требую обязательной работы над ошибками и пересдачи. В результате у нас все равно все должны получить пятерки. И обязательно у всех должны быть пятерки по чтению. Это наше требование. Но оно выполнимо. Даже если при приходе в школу человек в глаза не видел церковнославянской азбуки, то к концу учебного года бывает так, что он у нас уже читает на клиросе.

 

ПОСЛЕ ЗАНЯТИЙ — ЧАЕПИТИЕ

 

За полчаса до вечерней службы занятия заканчиваются. Начинается чаепитие, ведь нужно подкрепиться перед богослужением. Многие к нам приезжают издалека, им особенно нужно взбодриться, восстановить силы. У нас есть несколько пятилитровых термопотов, кто-то всегда приносит печенье, конфеты, сахар, иной раз пекут пирожки и даже большие пироги. На приходе люди знают друг друга в лицо, но в воскресной школе уже происходит знакомство, а чаепития способствуют еще большему сближению друг с другом. Таким образом, воскресная школа сплачивает народ, у прихода появляется свой актив, ядро, что изрядно помогает в приходской жизни. Учащиеся занимаются подготовкой помещения для занятий, помогают в уборке храма, охотно откликаются на просьбы о помощи в деле организации занятий школы. Совместная деятельность объединяет нас, укрепляя духовные связи между прихожанами, формирует чувство соборности.

Вообще в школе не только и не столько дается религиозное образование, сколько создаются условия для воспитания и духовного развития прихожан собора.

Ученический класс воскресной школы для взрослых — это порядка 60 учащихся возрастом от 20 до 70 лет. Начало учебного года — в октябре, окончание — в мае следующего года.

 

http://www.orthedu.ru/m-nev/13556-voskresnaya-shkola-kak-sredstvo-duhovnogo-razvitiya-prihozhan.html

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...