Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Семинар 4. Тема «Педагогика поддержки ребенка и процесса его развития в системе личностно-ориентированного воспитания»

Семестр

Семинар 1. Тема: Педагогические дебаты по проблеме сущности воспитания

Цель: вовлечение студентов в обсуждение педагогической проблемы и планирование решений.

Задачи: развитие умений логически и критически мыслить, доказательно аргументировать, проявлять эмпатию и терпимость к различным взглядам, способность работать в команде, способность концентрироваться на сути проблемы, формировать стиль публичного выступления.

Для дискуссии предлагается высказывание Л.Н. Толстого «…Воспитание, как умышленное формирование людей по известным образцам, не плодотворно, не законно и не возможно. Права воспитания не существует» (Толстой Л.Н. Воспитание и образование // Пед.соч. – М., 1989. – С. 208-209)

«…Педагогика же есть наука о том, каким образом, живя дурно, можно иметь хорошее влияние на детей, вроде того есть наша медицина – как, живя противно законам природы, все-таки быть здоровым.
Науки хитрые и пустые, никогда не достигающие своей цели. Все трудности воспитания вытекают из того, что родители, не только не исправляя своих недостатков, но и оправдывая их в себе, хотят не видеть эти недостатки в детях». Л.Н. Толстой

Задания студентам

Дебаты – это игра, в которой участвуют две команды по три человека в каждой и команда судей. Игроки, представляющие дебатирующие команды, называются спикерами. Каждый из спикеров выполняет свои строго определенные обязанности, им отведено определенное время для выступления. Играющие команды также выполняют свои роли: одна команда представляет утверждающую сторону и ее спикеров принято обозначать: У1, У2, У3. Вторая команда представляет отрицающую сторону, ее спикеры обозначаются соответственно: О1, О2, О3.

Обязанности спикера

Обязанностями первого спикера утверждающей стороны (У) являются:

- представить утверждающую команду;

- представить тему (утверждение), обосновать ее актуальность;

- дать определение терминам (понятиям), входящим в тему;

- представить точку зрения утверждающей команды;

- обосновать аспекты рассмотрения данной темы;

- представить аргументы утверждающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры (в соответствии с заявленными командой аспектами) – это принято называть кейсом;

- перейти к доказательству выдвинутых аргументов (по возможности);

- закончить четкой формулировкой общей линии утверждающей1 команды.

С выступления первого спикера У1 начинаются дебаты, время его выступления – пять минут.

После окончания выступления У1 в игру вступает третий спикер отрицающей команды (О3). В течении двух минут он задает перекрестные вопросы первому спикеру команды утверждения (У1) с целью доказать несостоятельность аргументов У1. У1 отвечает на вопросы.

Следующим вступает в игру первый спикер отрицающей команды (О1). За пять минут он должен:

- представить отрицающую команду;

- сформулировать основной тезис отрицания (одновременно отрицается тезис, заявленный утверждающей стороной);

- принять определения понятий и терминов, представленных утверждающей стороной;

- представить позицию отрицающей стороны;

- принять аспекты утверждающей стороны или представить другие аспекты;

- представить кейс отрицающей стороны (стратегию отрицания, то есть те аргументы отрицающей стороны, которые будут доказываться командой в ходе игры);

- опровергнуть аргументы утверждающей стороны, выдвинутые спикером У1;

- закончить четкой формулировкой общей линии утверждающей команды.

После выступления первого спикера отрицающей команды (О1) наступает очередь третьего спикера команды утверждения (У3), который в течении двух минут задает вопросы первому спикеру (О1) отрицающей команды.

Продолжает игру второй спикер утверждающей команды, который в течении четырех минут:

- восстанавливает точку зрения утверждающей стороны с помощью гипотез, примеров и доказательств;

- восстанавливает утверждающий кейс, позицию за позицией, следуя первоначальной структуре, представленной первым спикером его команды (У1);

- приводит новые доказательства;

- повторяет важные аспекты предыдущих доказательств;

- подробно развивает утверждающую позицию и утверждающий кейс;

- новые аргументы не приводятся;

- заканчивает четкой формулировкой общей линии утверждающей команды.

После выступления второго спикера утверждающей команды (У2) первый спикер отрицающей стороны задает перекрестные вопросы второму спикеру (У2) утверждающей команды. У2 отвечает на вопросы две минуты.

Теперь наступает очередь второго спикера отрицающей команды (О2). В течении четырех минут он:

- восстанавливает отрицающую позицию, использует гипотезы, примеры, доказательства;

- продолжает опровергать утверждающую позицию;

- приводит новые доказательства, но при этом не приводит новых аргументов;

- заканчивает четкой формулировкой общей линии отрицающей стороны.

Его выступление, как и выступления предыдущих спикеров, заканчивается перекрестными вопросами, задаваемыми первым спикером (У1) утверждающей команды, О2 отвечает на вопросы две минуты.

Заключительный раунд дебатов открывает третий спикер утверждающей команды. За четыре минуты он:

- еще раз акцентирует узловые моменты дебатов (обозначает самые важные вопросы);

- следует структуре утверждающего кейса;

- возвращается к критериям (аспектам), выдвинутым первым спикером (У1) утверждающей команды и объясняет, как они подтверждают позицию утверждающей команды;

- выявляет уязвимые места в отрицающей кейсе;

- сосредотачивает на сравнении утверждающих аргументов с отрицающими аргументами и объясняет почему аргументы утверждения более убедительны;

- не приводит новых аргументов;

- завершает линию утверждения (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других).

Заключает дебаты третий спикер (О3) отрицающей стороны. В течении четырех минут ему предстоит:

- еще раз акцентировать узловые моменты (обозначает самые важные вопросы);

- следовать структуре отрицающего кейса;

- возвратиться к критериям (аспектам), выдвинутым первым спикером (О1) отрицающей стороны и объяснить, как они объяснят позицию отрицания;

- выявить уязвимые места в утверждающем кейсе;

- сравнить аргументы утверждающей и отрицающей сторон, доказать убедительность аргументов отрицающей стороны;

- завершить линию отрицания (в этой речи может быть меньше доказательств, чем в других), новых аргументов он не приводит.

В правилах игры «Дебаты» предусмотрено время на подготовку к выступлению или ответам на вопросы – тайм-аут. На тайм-аут каждая из команд имеет совокупные шесть минут, однако время взятого тайм-аута выбирается командой произвольно и не может превышать двух минут. Тайм-ауты предоставляются после устного обращения любого из членов команды.

Семинар 2. Технология КТД

1. Подготовить сообщения:

* Что такое КТД, в чем его отличие от традиционных воспитательных мероприятий?

* В чем проявляется результат КТД?

* Шесть стадий (этапов) КТД

* Организационные формы проведения КТД

* Как научить детей работать в режиме КТД?

2. Практическая работа

* Разделиться на 4 группы, каждая группа придумывает по три приема реализации одного из этапов: планирования, подготовки, проведения дела, коллективного анализа. По окончании времени включается «вертушка» - листочки с описанными приемами передаются в соседнюю микрогруппу для дополнения и т.д.

* Объединиться в три группы по возрастам школьников (младшие школьники, младшие подростки, старшие подростки),каждая группа разрабатывает проект КТД для определенного возраста по плану: как будут проходить целеполагание, планирование, подготовка, проведение, коллективный анализ.

Проекты защищаются. При защите одной из групп дается задание назвать удачные моменты проекта, другой – сомнительные, неудачные, остальные группы высказывают свое мнение без ограничения.

Преподаватель задает проблемно-методические вопросы типа: Как заинтересовать школьников предполагаемым делом? Как сделать, чтобы все учащиеся участвовали в школьном планировании? Что делать, если подготовка в командах, группах ребят не идет? По каждой из проблем выдвигается, обсуждается, фиксируется спектр идей-решений.

Литература

• Иванов И.П. Энциклопедия коллективных творческих дел. – М., 1989

• Поляков С.Д. Технологии воспитания. – М., 2003

• Григорьев Д.В. Программы внеурочной деятельности. Художественное творчество. Социальное творчество: пособие для учителей.- М, 2011

 

 

Семинар 3. Шоу-технологии

 

Цель: научить студентов грамотно организовывать шоу-мероприятия через моделирование, опробование, групповые задания

План занятия

1.Краткие сообщения:

- Основные черты, характеристики шоу-технологий, привести примеры из собственного (школьного) опыта.

- Основные задачи, решаемые педагогом для организации шоу.

2. Практическая часть.

Группа делится на микрогруппы. Каждая микрогруппа выбирает тему шоу и разрабатывает его: подготовка «сцены» (участников конкурсов), подготовка работы с «залом» (зрителями), предварительный настрой участников, оформление, ведение шоу. Разрабатываемый проект является модельным, поэтому важна не целостная реальная разработка, а практическое обозначение ходов в каждой части проекта: 3 приема-хода для «сцены», 3 – для «зала», 2 – для настроя, 2 – по оформлению, 3 – по ведению и жюри.

Показ и обсуждение проектов. Студенты других микрогрупп отмечают по 3 главных удачных и неудачных момента

Подведение итогов занятия.

Литература

1. Поляков С.Д. О новом воспитании. – М., 1990

2. Поляков С.Д. Психопедагогика воспитания. - 1996.

3. Поляков С.Д. Технологии воспитания.- 2003

4. Лизинский В.М. Практическое воспитание в школе: В 2ч.- М., 2002

5. Ряписов, Николай Александрович Современные технологии воспитания [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. А. Ряписов, А. Г. Ряписова; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2005. - 79 с. - Библиогр.: с. 77. - Режим доступа: https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/21/read.php.

 

Семинар 4. Тема «Педагогика поддержки ребенка и процесса его развития в системе личностно-ориентированного воспитания»

Цели: способствовать формированию у студентов установки на применение технологий педагогической поддержки в учебно-воспитательном процессе; выявить формы и способы педагогической поддержки, приемлемые для построения личностно-ориентированного воспитательного взаимодействия.

1 задание.

До занятия на основе изучения литературы студенты составляют таблицу «Правила педагогической поддержки ребенка», на занятии таблицы анализируются и делается вывод о правилах педагогической поддержки ребенка.

2 задание.

Проектирование. Студенты делятся на 4 группы и в форме «Мозгового штурма» обсуждаются следующие вопросы:

1. Для чего нужна педагогическая поддержка?

2. Какую позицию занимает взрослый в ситуации поддержки?

3. Что является предметом деятельности ребенка и взрослого при осуществлении педагогической поддержки?

4. Как можно соотнести личностно-ориентированный подход и педагогическую поддержку?

Каждая группа обсуждает один вопрос (по выбору) и вырабатывает по нему коллективное суждение, которое затем сообщается всем.

3 задание.

Группы готовят творческое представление следующих тактик педагогической поддержки:

защиты;

помощи;

содействия;

взаимодействия.

В выступлении группы должны найти отражение особенности и условия применения каждой тактики, позиции участников учебно-воспитательного процесса, технологические аспекты их действий.

3 задание.

Игра «Аккумулятор проблем»: студенты, играя роли учеников, выделяют несколько проблем, наиболее значимых для детей, их жизнедеятельности и развития.

4 задание.

Каждая группа с помощью метода проектирования и использования памятки «Этапы, основные направления и способы осуществления педагогической поддержки ребенка в решении личностно значимой для него проблемы» разработать в течение 15 минут проект решения одной из выбранных проблем.

Группы по очереди представляют свои проекты, задают вопросы друг другу.

 

ПАМЯТКА

«Этапы осуществления педагогической поддержки ребенка в решении личностно значимой для него проблемы»

Этапы педагогической поддержки   содержание деятельности приемы и методы организации деятельности
1. Сигнальный 1. Педагог фиксирует сигналы о наличии у ребенка значимой для него проблемы: - неадекватное поведение ученика (агрессивность, конфликтность, реактивность, замкнутость); - обращение родителей к педагогу или администрации школы; - тревожные суждения об ученике одноклассников и учителей, работающих в этом классе; - попытка ребенка прямо или клсвенно показать педагогу, что он нуждается в помощи.
  1. Обработка учителем получаемой информации и формирование предположения о содержаниии причинах формирования проблемы.
  2. Обеспечение психологической готовности педагога к восприятию проблемы ребенка и совместному с учащимися поиску путей и способов ее решения.
  3. Консультации педагога у специалистов: психолога, медицинского работника и др.
1. Педагогическое наблюдение 2. Размышления в парах и малых группах 3. Приемы и методы аутогенной тренировки  
2Контактносозидательный 2. Определение эмоционально-психологического состояния школьника, его готовности к общению. 3. Обеспечение эмоционально-положительного настроения ребенка к беседе, устранение психологических барьеров. 4. Поиск и установление первоначального контакта с учеником 1. Ситуативное тестирование 2. Приемы ритуального коммуникативного взаимодействия Приемы «Ты – высказывание» и «Я – высказывание»
3.Диагностический 1. Организация доверительной беседы с учащимися 2. Диагностика («раскодирование») проблемы ребенка 3. Определение причин возникновения проблемы 1.Способы активного эмпатического слушания: а)приемы невербальной эмоциональной поддержки; б)прием «Парафраз»; в) прием «Редакция» 2.Приемы «проговаривания»
4 Проектный 1.Учащийся при помощи учителя направляет свои усилия не на поиск способов избавления от проблемы, а на перевод ее в конструктивное русло 1. Ребенок при поддержке педагога определяет пути и способы решения проблемы 2. Ребенок и взрослый договариваются о варианте взаимодействия в деятельности по решению проблемы 1.Методика «Кот в сапогах» (О.В. Хухлаева) 2.Методика самопроектирования и педагогического проектирования 3.Прием «Анализ способов решения чужой проблемы» 4.Метод договора (С.М. Юсфин)
5.Деятельностный 1. Осуществление ребенком плана намеченных действий по решению проблемы 2. Педагогическая поддержка усилий ребенка 1.Методы практической деятельности ребенка 2.Методы педагогической поддержки действий учащегося
6.Результативно-аналитический 1. Совместное обсуждение с ребенком успехов и неудач на предыдущих этапах деятельности 2. Констатация факта разрешения проблемы или переформулирование затруднения 3. Осмысление ребенком нового жизненного опыта, накопленного в процессе решения проблемы 1.Приемы рефлексии и саморефлексии 2.Метод беседы

 

Литература

1. Анохина Т.В. Педагогическая поддержка как реальность современного образования // Классный руководитель. №3. 2000

2. Газман О.С. Воспитание и педагогическая поддержка// Народное образование.№6. 1998.

3. Газман О.С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию ХХ! века //Классный руководитель.№3.2000.

4. Кабуш В.Т. Гуманистическое воспитание школьников. Мн., 2001.

5. Михайлова Н.Н., Юсфин С.М. Педагогика поддержки. М., 2002.

6. Педагогическая поддержка /Сост. и ред. С.Д. Поляков. Ульяновск, 2000.

7. Степанов Е.Н., Лузина Л.М. Педагогу о современных подходах и концепциях воспитания. М., 2002.

8. Учитель и ученик: возможности диалога и понимания /Под ред. Л.И. Семиной. М., 2002

 

Семинар 5. Групповая проблемная работа

Цель: сформировать умения ведения дискуссии, стимулирования участников, управления дискуссией.

1. Мозговой штурм: Какими умениями необходимо обладать для ведения дискуссии?

2. Сообщения студентов: - приемы обострения дискуссии

- приемы управления дискуссией.

3. «Погружение в дискуссию» с использованием частной технологии «Аквариум».

Студенты распределяются на 2 группы, одна группа рассаживается кругом в центре, другие вокруг круга. (Прием «Аквариум» это: в первом кругу «рыбки», во втором – люди «за стеклами аквариума») Выбирается тема дискуссии и два ведущих. Ведущие уходят советоваться, какими приемами, в каком порядке они будут вести дискуссию. Остальным участникам задаются роли-позиции, которые они будут держать в дискуссии.

Наблюдатели не знают заданные позиции. Задание наблюдателям:

- понять, какие приемы используют ведущие;

-оценить, насколько и почему они успешны или неуспешны;

- понять позиции участников.

На дискуссию отводится до 8 минут, затем слово наблюдателям. После наблюдателей слово диспутантам, они говорят о своих позициях, приемах, ощущениях. Задание всем: сформулировать 2-3 совета для ведущих дискуссии.

Затем в центр садится вторая группа и все повторяется.

5. Сообщения студентов о других методических приемах организации дискуссии:

- пресс-цент;

- введение правил;

- Работа с правилами.

5. Разработать по микрогруппам (3 – 4чел) диспут (определить тему, составить вопросы, правила, приемы ведения, деятельность пресс-центра и т.д.) и реализовать проект на следующем занятии

Литература

1. Рожков М.И. Байбародова Л.В. Организация воспитательного процесса в школе. – М. 2000

2. Ясницкая В.Р. Социальное воспитание в классе: Теория и методика. – М., 2004

3. Ряписов Н. А. Современные технологии воспитания [Электронный ресурс]: учебное пособие / Н. А. Ряписов, А. Г. Ряписова; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2005. - 79 с. - Библиогр.: с. 77. - Режим доступа: https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/21/read.php.

4. Ряписов Н. А. Формы воспитания [Электронный ресурс]: практикум / Н. А. Ряписов, А. Г. Ряписова; рец.: П. В. Лепин, В. Я. Синенко; Новосиб. гос. пед. ун-т. - Новосибирск: НГПУ, 2005. - 53 с. - Библиогр.: с. 51. - Режим доступа: https://icdlib.nspu.ru/view/icdlib/19/read.php.

 

Семинар 6. Технология развития контакта «воспитатель – трудный школьник»

1. Обсуждение вопросов:

2. Какие трудности испытывает педагог, разговаривая с трудным учеником?

3. Какие трудности у школьника в разговоре с учителем?

4. Что должно стать результатом диалога «Педагог – воспитанник»? Главный признак результата. Возможные эффекты?

5. Общие принципы развития контакта

6. Охарактеризовать стадии контакта и приемы, которые может использовать педагог:

*стадия «Накопление согласий»;

* стадия «Поиск интересов»;

* стадия «Принятие особенных качеств»;

* стадия «Выяснение качеств, неблагодарных для взаимодействия»;

* стадия «Выявление особенностей личностной идентификации школьника»;

* стадия «Выработка норм и принципов».

2. Практическая работа – Обсуждение в микрогруппах ситуаций, к которым необходимо применить изученные закономерности и приемы.

Ситуации

1. Девятиклассница эгоистична, грубит родителям, одноклассникам, учителям, прогуливает уроки.

2. Пятиклассник тихий, необщительный. Ворует у товарищей по классу мелкие вещи.

3. Шестиклассник учится средне, с учителями ровен. На перемене выпрыгнул со второго этажа.

4. Вроде бы примерная и послушная восьмиклассница стала прогуливать уроки и плохо учиться.

Задания:

1. Предположить исходный уровень контакта учителя со школьником (он не обязательно будет нулевой).

2. Поставить цель-задачу в развитии контакта (до какой стадии может развиться контакт за один разговор).

3. Построить модель развития контакта: возможные действия, высказывания педагога и реакция школьника.

По окончании групповой работы микрогруппы докладывают свои результаты. Прояснение признаков результата (опыта позитивного доверительного общения) и методов его фиксации.

 

Семинар 7. Технология «Информационное зеркало»

Цель: овладеть технологией создания классного информационного стенда

1. Сообщения студентов:

- Цели, принципы и психологические основания информационного стенда

- Основные этапы технологии

2. Работа в микрогруппах: в режиме мозгового штурма подобрать приемы для решения задачи одного из этапов технологии. Микрогруппы докладывают результаты. Группа в течение 3 минут дополняет список приемов.

3. Работа в микрогруппах: промоделировать процесс создания и действия информационного классного стенда по следующему алгоритму:

* каждой микрогруппе вспомнить и изобрести не менее 3 приемов под каждую задачу работы со стендами («создание установки», «предъявление информации», «обратная связь», «действие с информацией»);

* разработать и модельно оформить 2-3 варианта такого стенда;

* смоделировать в виде текстов на стенде реакции школьников, обсудить, что делать педагогу с этими реакциями.

4. Микрогруппы демонстрируют и комментируют свои модели. Остальные задают вопросы. Вопросы записываются.

5. Подготовка ответов на вопросы и ответы.

Семинар 8. Предложение совместного дела

Цель: -развитие педагогического мышления на материале освоения воспитательных технологий;

- как учителю предложить совместное дело, чтобы ребята захотели его готовить и в нем участвовать.

1. Обсуждение: - зачем проводить совместные дела?

2. Как предлагать школьникам совместное дело? – рассмотрим в режиме позиционного моделирования. Основные позиции: «классный руководитель», «тренер-советчик», «школьники». Задача кл. рук. – реализовать в форме монолога предложение классу по проведению совместного дела.

Задача тренера – помочь классному руководителю сочинить обращение

Задача школьников – выслушать и оценить предложение. Пока кл.рук. и тренер готовятся, распределяются позиции школьников.

3.Кл. рук произносит свою заготовку. Школьники оценивают предложение (порядок высказывания: обозначить свою позицию, назвать оценку, кратко ее обосновать). При оценивании используется следующая шкала:

(+)- предложение для «героя» с моей позицией определенно нравится, участвовать буду.

(+ -) – предложение в общем-то нравится, но с некоторыми оговорками, осторожностью.

(- +) – предложение скорее не нравится, но кое-что все-таки вызывает интерес;

(-) – предложение определенно не нравится, участвовать не буду.

Оценки фиксируются, подсчитывается итог: (+) – 1 балл, (+-) - 0,7 балла, (- +) – 0,3 балла, (-) – 0 баллов. Суммарный балл пересчитывается в проценты от максимально возможного. Если недостаточно баллов (например, меньше 2/3 участников), обсуждаем почему.

6. Обсуждение причин

7. Процедура повторяется.

8. Работа в микрогруппах. Каждая микрогруппа готовит на карточке модель класса (2-3 его особенности и не менее 5 позиций школьников.) Обмениваются карточками и составляют текст-обращения – предложения совместного дела. После выступления анализируется результативность возможного обращения. (по алгоритму)

9. Подведение итогов.

 

Семинар 9. Обзор-защита воспитательных технологий

Студенты делятся на пары, каждая пара готовит презентацию защиты какой-либо воспитательной технологии, о которых не говорилось на занятии. Защита технологии проводится по следующему плану:

1. Название технологии

2. Цель и результаты технологии

3. Для какого возраста предназначена

4. Алгоритм технологии (технологическая цепочка)

5. Какие трудности при реализации технологии могут возникнуть, как их преодолеть

6. Список использованной литературы.

7. Выступление рецензента

До занятия надо договориться, кто заранее ознакомится с технологией и подготовит на нее рецензию. Возможно рецензию писать в парах. Рецензия так же как и защита оценивается.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...