При работе с младшими школьниками следует помнить о возрастных особенностях учащихся.
Проектная деятельность на уроках английского языка в начальной школе Проект — план, замысел, в результате которого должно получиться что-то новое: продукт, программа, отношение, модель, книга, фильм, сценарий и т.д. В педагогике под методом проектов понимается совокупность приёмов, операций, которые помогают овладеть определённой областью практических или теоретических знаний в той или иной деятельности. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершится практическим результатом. Что такое проект для ученика? Это возможность творчески раскрыться, проявить себя индивидуально или в коллективе. Проект — это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной самим учащимся. Что такое проект для учителя? Проект — это дидактическое средство обучения, которое позволяет развивать умение проектирования. Проект даёт учащимся опыт поиска информации, практического применения самообучения, саморазвития, самореализации и самоанализа своей деятельности. Проектная деятельность младших школьников, будучи основной структурной единицей процесса обучения, способствует развитию общеучебных навыков. Социальные: Умение работать в группе, сотрудничать, умение принимать и выполнять определённую роль: быть лидером или исполнителем, умение выстраивать свои отношения с людьми, которые тебя окружают. Коммуникативные: учиться не только говорить, но важно развить и умение слушать, принимать другое мнение и спокойно отстаивать своё. Мыслительные: Дети учатся анализировать, обобщать, сравнивать, классифицировать и т. д.
Исследовательские: учиться проводить исследование, уметь наблюдать, выявлять, соотносить. Классификация проектов может проводиться по числу участников: · индивидуальные (личные); · парные; · групповые. По продолжительности проекты могут быть: · краткосрочными (1 урок, максимум 3–6 уроков); · среднесрочными (1–2 месяца); · долговременными (до года). Типы проектов по доминирующей деятельности учащихся: · исследовательские; · творческие; · игровые; · информационные; · социально-значимые. Исследовательскиепроекты совпадают по структуре с реальным научным исследованием. Это актуальность темы, проблема, объект исследования, цель и задачи исследования, гипотеза, методы исследования, результат, выводы. Творческиепроекты не имеют детально проработанной структуры — она только намечается и развивается в соответствии с требованиями к форме и жанру конечного результата. Это может быть стенгазета, сценарий праздника, альбом, рисунки, самодельные книги и журналы. Например, проект «Открытка для Тайни», выполненный учениками 3х классов. Ребята поздравляли с днем рождения нового героя учебника, с которым они познакомились в ходе изучения темы «Говорим о новом друге». Игровыепроекты также называют ролевыми. В них структура только намечается и остаётся открытой до завершения работы. Участники принимают на себя определённые роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Информационныепроекты направлены на сбор информации о каком-либо объекте, её анализ, обобщение. Особенно большое значение имеют практико-ориентированные, или социально-значимые, проекты. Эти проекты содержат чётко обозначенный результат деятельности учащихся, ориентированный на социальные запросы его участников. Например, практико-ориентированным является проект «Английская азбука» (2 класс), в ходе которого дети изготовили книгу-азбуку, подбирая на каждую букву слово и его иллюстрацию. Также к этому виду относится проект «Веселая закладка» (2 класс), при работе над которым ребята изготовили закладки и написали небольшие рассказы-загадки о своих домашних животных.
Этапы проекта · мотивационный; · планирующе-подготовительный; · информационно-операционный; · рефлексивно-оценочный. 1 этап — мотивационный Здесь важно для учителя создать положительный мотивационный настрой у детей. Проблема, которую должны решить учащиеся, должна быть для них актуальной и интересной. На данном этапе формулируется тема и определяется результат, продукт. 2 этап — планирующе-подготовительный Идёт разработка замысла и плана проекта, выбор темы, постановка задачи, обсуждение организации и содержания предстоящего проекта; формулируются задачи, план действий, согласовываются способы совместной деятельности, учащиеся делятся на группы. Сначала в группы я разрешила объединиться ребятам самостоятельно, чтобы им было комфортно работать. Позже корректирую группы сама и объясняю почему: в каждой группе есть лидер, художник, есть ученик, способный сделать презентацию. Одна из важных целей работы — дети должны учиться выстраивать свои отношения с любым коллективом. На этом этапе обговариваем, где будем искать информацию. 3 этап — информационно-операционный Здесь идёт реализация проекта,поиск источников информации, сбор материала.Собирается материал, вся информация перерабатывается, сортируется. Роль учителя на этом этапе координировать, наблюдать, давать рекомендации, проводить консультации. 4 этап — рефлексивно-оценочный Защита проекта, коллективное обсуждение результата, самооценка деятельности. Этот этап очень важный, он решает несколько задач: развитие научной речи, возможность продемонстрировать свои достижения, пополнение знаний, осмысление хода и результата работы. Количество этапов зависит от степени сложности проектной деятельности. Проектная деятельность способствует формированию коммуникативной компетенции на элементарном уровне при обучении иностранному языку на начальном этапе. Использование метода проектов на уроках помогает научить школьников понимать звучащую речь на иностранном языке, сообщать собеседнику о себе, побуждать собеседника к речевому поведению, задавать вопросы и отвечать на них, выражать согласие или несогласие, желание или нежелание, одобрение или неодобрение. Кроме того, применение метода проектов повышает интерес учащихся к учению в целом и к изучению иностранного языка, в частности, путем развития внутренней мотивации при помощи переноса центра процесса обучения с учителя на ученика. А позитивная мотивация — это ключ к успешному изучению иностранного языка.
Проектное обучение способствует: · повышению личной уверенности учащихся; · развивает “командный дух”, развивает коммуникабельность и умение сотрудничать; · обеспечивает механизм критического мышления, умение искать пути решения проблемы; · развивает у учащихся исследовательские умения. · развивает интеллектуальные умения, целеустремлённость, настойчивость, трудолюбие, помогая приобрести определённые учебные навыки. Использование проектной технологии позволяет: · затрагивать личность ученика целиком и вовлекать в учебный процесс все его чувства, эмоции и ощущения; · создавать условия, где каждый ученик, даже самый слабый в языковом отношении и менее активный в психологическом плане, имеет возможность проявить собственную фантазию и творчество, активность и самостоятельность. · делать ученика активным действующим лицом в учебном процессе, которое осознаёт, что изучение нового языка связано с его личностью и интересами, а не с заданными учителем приёмами и средствами обучения; · приучить школьника творчески мыслить, самостоятельно планировать свои действия, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ним задач, реализовывать усвоенные им средства и способы работы. · создавать такие ситуации, в которых учитель не является центральной фигурой; дети должны стать равноправными субъектами учебного процесса и активно общаться друг с другом; это меняет функции учителя, делая его наблюдателем, консультантом и участником детских игр;
· постепенно научить школьника работать над языком самостоятельно и обеспечивать дифференциацию и индивидуализацию учебного процесса; · предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые стимулируют самостоятельность и творчество детей.
При работе с младшими школьниками следует помнить о возрастных особенностях учащихся. Проект в начальной школе не может быть сложным. Задание должно соответствовать уровню знаний и умений учеников, отражать их интересы. При проведении проектной работы перед учителем может возникнуть ряд проблем: 1. Организация o Тщательно подготовьтесь к выполнению задания. Убедитесь в том, что каждый ученик понимает еще до начала работы над проектом, какое конкретное задание ему предстоит выполнить. o Не спешите. Подробно объясните, что и как следует делать. o Терпимо относитесь к шуму. Учащимся потребуется иногда встать, чтобы взять ножницы или заглянуть в справочник. Такой вид шума — это естественная составляющая продуктивной работы, но пресекайте любой другой шум, не связанный с выполнением задания. o Внимательно наблюдайте за тем, что делают ребята. Если они не поняли свое задание, не отменяйте его. Остановитесь и выясните, в чем проблемы. Разберитесь в каждой из них. 2. Мониторинг 3. Личностные проблемы 4. Трудности в создании успешно действующих групп
Первые попытки использовать отдельные элементы проектной методики мы предпринимаем уже во 2 классе. Начинаем с темы «Знакомство». Задачи: усвоение РО приветствия, прощания, построение предложений с глаголом to be (I am…, I’m from…), развитие умения задавать специальные вопросы (what, where, how old), обучение построению простейших монологических и диалогических высказываний. Работа над проектом: на мотивационном этапе, используя медиатеку школы, дети знакомятся с другими детьми, далее им предлагается отправить видеописьмо в виде рассказа о каждом ученике. На подготовительном этапе с детьми обсуждается сценарий письма, актуализируются лексико-грамматические единицы, четко определяется порядок и текст выступлений, необходимое оформление. На операционном этапе дети прорабатывают свое выступление и оформляют его. Далее презентуют и оценивают результаты своей работы. · выбрать тему · подумать · спросить у другого человека · получить информацию из книг · понаблюдать · посмотреть по телевизору · провести эксперимент · обсудить в группе · подведение итогов, оформление результатов · представление результатов выполненных проектов в виде материального продукта (альбом, книга, газета, доклад, макет, модель, план, схема, график, рисунок и т.п.); · презентация проекта В 3 классе проекты усложняются по форме и по содержанию, они продолжают оставаться краткосрочными, не выходящими за рамки одной лексической темы. Темы проектов в 3 классе: «Меню», «Открытка ко дню рождения», «Письмо». Например, проект “День рождения” начинается с составления приглашений (а также ответов на подобные приглашения), выбор подарка, изготовления открытки и написания поздравления. Оформление материалов проектной деятельности проходит при помощи информационно-компьютерных технологий (Microsoft Word, Paint и Draw, Microsoft Excel). Ребята учатся печатать текст, используя разные шрифты, размеры, цвет. Выделяют заголовок, вставляют картинку или фотографию. Учатся составлять таблицы, например таблица семейных дней рождений. Далее ребята пишут сценарий, составляют меню. И в результате проектной деятельности по теме “День рождения” выступает урок-праздник. Почти каждая тема может быть предметом проектной деятельности: «Еда»,«Времена года», «Почта», «Магазины и покупки», «Урок здоровья», «Праздники», «Распорядок дня». В 4 классе оформление материалов проектной деятельности проходит при помощи информационно-компьютерных технологий (Microsoft Word, Paint и PowerPoint). Ребята активно используют знания, полученные на уроках информатики, печатают текст, используя разные шрифты, размеры, цвет, выделяют заголовок, вставляют картинку или фото, составляют таблицы, простейшие презентации. Требования к представлению проекта составлены в соответствии с возрастными особенностями школьников. Начальный этап работы с проектами показал необходимость разработки критериев оценки. С каждым годом проекты усложняются, вводятся новые приемы представления и оформления проектов. Поэтому к каждому году проектной деятельности были разработаны критерии оценки. Ребята пользуются этими критериями при оценке товарищей.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|