Обработка и интерпретация результатов
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Бланк методики Инструкция: Оцените, пожалуйста, насколько Вы согласны или не согласны с приведенными утверждениями, и в соответствии с этим поставьте галочку или любой другой значок напротив каждого утверждения:
Обработка результатов Для количественного анализа подсчитывается общий результат, без деления на субшкалы. Каждому ответу на прямое утверждение присваивается балл от 1 до 6 ("абсолютно не согласен" – 1 балл, "полностью согласен" – 6 баллов). Ответам на обратные утверждения присваиваются реверсивные баллы ("абсолютно не согласен" – 6 баллов, "полностью согласен" – 1 балл). Затем полученные баллы суммируются. Номера прямых утверждений: 1, 9, 11, 14, 16, 20, 21, 22. Номера обратных утверждений: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 10, 12, 13, 15, 17, 18, 19. Индивидуальная или групповая оценка выявленного уровня толерантности осуществляется по следующим ступеням: 22-60 – низкий уровень толерантности. Такие результаты свидетельствуют о высокой интолерантности человека и наличии у него выраженных интолерантных установок по отношению к окружающему миру и людям. 61-99 – средний уровень. Такие результаты показывают респонденты, для которых характерно сочетание как толерантных, так и интолерантных черт. В одних социальных ситуациях они ведут себя толерантно, в других могут проявлять интолерантность.
100-132 – высокий уровень толерантности. Представители этой группы обладают выраженными чертами толерантной личности. В то же время необходимо понимать, что результаты, приближающиеся к верхней границе (больше 115 баллов), могут свидетельствовать о размывании у человека "границ толерантности", связанном, к примеру, с психологическим инфантилизмом, тенденциями к попустительству, снисходительности или безразличию. Также важно учитывать, что респонденты, попавшие в этот диапазон, могут демонстрировать высокую степень социальной желательности (особенно если они имеют представление о взглядах исследователя и целях исследования). Для качественного анализа аспектов толерантности можно использовать разделение на субшкалы: 1. Этническая толерантность: 2, 4, 7, 11, 14, 18, 21. 2. Социальная толерантность: 1, 6, 8, 10, 12, 15, 16, 20. 3. Толерантность как черта личности: 3, 5, 9, 13, 17, 19, 22. Субшкала "этническая толерантность" выявляет отношение человека к представителям других этнических групп и установки в сфере межкультурного взаимодействия. Субшкала "социальная толерантность" позволяет исследовать толерантные и интолерантные проявления в отношении различных социальных групп (меньшинств, преступников, психически больных людей), а также изучать установки личности по отношению к некоторым социальным процессам. Субшкала "толерантность как черта личности" включает пункты, диагностирующие личностные черты, установки и убеждения, которые в значительной степени определяют отношение человека к окружающему миру. В 2001 – 2002 гг. с целью валидизации и стандартизации опросника было проведено исследование в 16 городах Российской Федерации (всего опрошено 434 человека). Задачей исследования была диагностика изменения уровня толерантности после осуществления целенаправленного психологического воздействия – тренинга толерантности. Именно эта задача решалась в рамках совместного проекта Российского Красного Креста и Научно-практического Центра "Гратис" "Толерантность как способ взаимной адаптации вынужденных мигрантов и местного населения". Опрос осуществлялся психологами региональных приемных РКК. Экспресс-опросник заполнялся участвующими в тренингах старшеклассниками дважды: до начала занятий и после их завершения.
В 2002 г. также были опрошены студенты различных факультетов Дагестанского Государственного университета и факультета психологии МГУ им. М.В.Ломоносова, а также практические психологи г. Москвы, занимающиеся проблемами толерантности и межкультурного взаимодействия. Пятая часть опрошенных студентов из ДГУ прошла тренинг толерантности, и его участники заполняли опросник до и после тренинга. Результаты перечисленных исследований частично представлены в Таблице 1.
Таблица 1. Средние значения индекса толерантности в различных группах
ДИАГНОСТИКА РЕАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ЛИЧНОСТИ (С.С.Бубнова) Назначение. Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности. Инструкция. Данный опросник направлен на исследование Вашей личности и Ваших отношений. Отвечайте по возможности быстро, долго не раздумывая над каждым вопросом. Помните, что плохих или хороших ответов нет, есть только ваше собственное мнение. Отвечать нужно «да» или «нет». В бланке ответов это соответственно «+» или «-.», которые нужно проставить рядом с номером вопроса. Опросник 1. Хотите ли Вы лежать на диване и ничего не делать? 2. Хотите ли Вы сами зарабатывать деньги и получать от этого удовольствие? 3. Часто ли Вас посещает мысль, что хочется сходить в театр или на выставку? 4. Часто ли Вы помогаете близким по хозяйству? 5. Считаете ли Вы, что любовь - определяющее чувство в жизни? 6. Любите ли Вы читать книги о чем-то новом, еще неизвестном вам? 7. Хотите ли Вы стать боссом (начальником какой-нибудь компании)? 8. Хотите ли Вы, чтобы вас уважали друзья за ваши личностные качества?
9. Хотите ли Вы сами принимать участие в каких-либо общественных мероприятиях (митингах, забастовках) в пользу близкого вам слоя населения? 10. Считаете ли Вы, что без общения с друзьями ваша жизнь будет тусклой и безрадостной? 11. Считаете ли Вы, что было бы здоровье, а все остальное приложится? 12. Часто ли Вам хочется расслабиться (послушать легкую музыку, например)? 13. Вы избрираете свою профессию в основном потому, что она может вам приносить большой материальный достаток? 14. Считаете ли Вы, что в жизни важно уметь играть на музыкальных инструментах, рисовать и т. п.? 15. Если кто-то из Ваших знакомых заболел, выберете ли Вы время, чтобы его навестить? 16. Ваш брак заключен (будет заключен) по любви? 17. Любите ли Вы читать научно-популярные книги? 18. Хотели Вы в школе стать каким-либо организатором? 19. Если Вы совершили неблаговидный поступок по отношению к друзьям, коллегам, будете ли Вы переживать по этому поводу? 20. Считаете ли Вы, что путем общественных действий (митингов, собраний) можно что-либо изменить в общественной жизни? 21. Можете ли Вы спокойно обойтись без частого общения со своими знакомыми? 22. Считаете ли Вы, что необходимо каким-либо образом укреплять свое здоровье (плавать, бегать, играть в теннис и т. д.)? 23. Главное для Вас - Ваше настроение в данный момент, а что будет потом - не так важно? 24. Считаете ли Вы, что главное - это приобрести дом (квартиру), машину и другие материальные блага? 25. Любите ли Вы гулять по лесу, парку? 26. Как Вы считаете, нужно ли помогать материально тем, кто просит милостыню? 27. Любовь - это чувство, которое рождается и умирает? 28. Хотели бы Вы стать ученым или научным сотрудником? 29. Власть - это почетно и значимо или от неё больше хлопот и всяких неприятностей? 30. Хотели бы Вы, чтобы у Вас было больше друзей? 31. Приходило ли Вам в голову заняться переустройством какой-либо общественной организации (клуба, консультационного пункта, института)? 32. Много ли своего свободного времени Вы хотели бы уделять общению? 33. Часто ли Вы задумываетесь о своем здоровье? 34. Считаете ли Вы, что очень важно уметь доставлять себе удовольствие? 35. Если все начать сначала, выбрали бы Вы ещё более высокооплачиваемую работу? 36. Хотели бы Вы заняться фотографией? 37. Считаете ли Вы, что нужно обязательно помочь упавшему человеку? 38. Чувство любви для Вас - это первооснова жизни или нет? 39. Часто ли Вы задаете себе вопрос: «А почему именно так?» 40. Хотели бы Вы «делать» политику? 41. Часто ли Ваш внутренний голос задает вам вопрос: «А уважают ли меня окружающие?»
42. Являются ли для Вас общественные явления предметом обсуждения дома, на учебе или на работе? 43. Если Вы три дня проведете на необитаемом острове, умрете ли от одиночества? 44. Катаетесь ли Вы на лыжах, чтобы укрепить свое здоровье? 45. Часто ли Вы подолгу мечтаете, лежа с закрытыми глазами? 46. Главное в жизни - это делать деньги и создавать собственный бизнес? 47. Часто ли Вы покупаете картины и другие художественные изделия или хотели бы их купить? 48. Если кто-то из близких долго болеет, будете ли Вы за него выполнять его обязанности по хозяйству смиренно и безропотно? 49. Любите ли Вы маленьких детей? 50. Хотели бы Вы создать какую-нибудь свою «теорию» (относительности, таблицу и т. п.)? 51. Хотите ли Вы быть похожим на какого-либо известного человека (актера, политика, бизнесмена)? 52. Важно ли Вам, чтобы Вас уважали сослуживцы за профессиональные знания? 53. Хотели бы вы в настоящее время что-либо сами предпринять в политике? 54. Вы человек решительный? 55. Ходите ли вы в сауну, бассейн, баню, занимаетесь ли аэробикой для поддержания хорошего физического состояния? 56. Нормальный отдых - это чрезвычайно важно? 57. В жизни очень важно накопить материальные средства и передать их детям? 58. Хотелось ли вам когда-нибудь самому нарисовать картину или сочинить музыку? 59. Когда маленький ребенок плачет - это «крик о помощи»? 60. Для Вас важнее любить самому, чем быть любимым? 61. «Во всем хочется дойти до самой сути» - это про Вас? 62. Вы хотели бы, чтобы Ваши дети стали знаменитыми людьми? 63. Хотели бы Вы, чтобы сослуживцы обращались к Вам за помощью в личном плане, как к человеку? 64. В общественной жизни пусть остается всё, как есть? 65. Общение - это лишь пустая трата времени? 66. Здоровье - это не самое главное в жизни?
Обработка и интерпретация результатов Степень выраженности каждой из полиструктурных ценностных ориентации личности определялась с помощью ключа, представленного в бланке ответов. Соответственно этому подсчитывается количество положительных ответов во всех одиннадцати столбцах, а результат записывается в графе «?». По результатам обработки индивидуальных данных строится графический профиль, отражающий выраженность каждой ценности. Для этого по вертикали фиксируется количественная выраженность ценностей (по 6-балльной системе), а по горизонтали - виды ценностей. Перечислим эти ценности в обобщенном виде: 1. Приятное времяпрепровождение, отдых. 2. Высокое материальное благосостояние. 3. Поиск и наслаждение прекрасным. 4. Помощь и милосердие к другим людям. 5. Любовь. 6. Познание нового в мире, природе, человеке. 7. Высокий социальный статус и управление людьми. 8. Признание и уважение людей и влияние на окружающих. 9. Социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе. 10. Общение. 11. Здоровье.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|