Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Бюджетный процесс в Российской Федерации.

Регламентируемая законодательством Российской Федерации деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и иных участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, утверждению и исполнению бюджетов, контролю за их исполнением, осуществлению бюджетного учёта, составлению, внешней проверке, рассмотрению и утверждению бюджетной отчётности называется бюджетным процессом.

Участниками бюджетного процесса в РФ являются:

1. Президент Российской Федерации;

2. высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации, глава муниципального образования;

3. законодательные (представительные) органы государственной власти и представительные органы местного самоуправления;

4. исполнительные органы государственной власти (исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований);

5. Центральный банк Российской Федерации;

6. органы государственного (муниципального) финансового контроля;

7. органы управления государственными внебюджетными фондами;

8. главные распорядители (распорядители) бюджетных средств;

9. главные администраторы (администраторы) доходов бюджета;

10. главные администраторы (администраторы) источников финансирования дефицита бюджета;

11. получатели бюджетных средств.

В Бюджетном Кодексе закреплены бюджетные полномочия за всеми участниками бюджетного процесса.

Бюджетные полномочия -  это права и обязанности органов государственной власти (органов местного самоуправления) и иных участников бюджетного процесса по регулированию бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

В бюджетном процессе выделено 4 этапа:

1. составление проекта бюджета;

2. рассмотрение и утверждение проекта бюджета;

3. исполнение  бюджета в течение бюджетного года;

4. составление отчётности об исполнении бюджета, внешняя проверка, рассмотрение и утверждение бюджетной отчётности.

Рассмотрим все этапы:

Первый этап – составление проекта бюджета.

Составление проектов бюджетов - исключительная прерогатива Правительства Российской Федерации, высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации и местных администраций муниципальных образований.

Непосредственное составление проектов бюджетов осуществляют Министерство финансов Российской Федерации, финансовые органы субъектов Российской Федерации и муниципальных образований (вносится в Правительство не позднее, чем за 15 дней до внесения проекта бюджета в Государственную Думу).

Проект федерального бюджета составляется Министерством финансов РФ на основании следующих документов:

· послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации, определяющих бюджетную политику (требования к бюджетной политике) в Российской Федерации;

· основных направлениях бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации (основных направлениях бюджетной и налоговой политики субъектов Российской Федерации, основных направлениях бюджетной и налоговой политики муниципальных образований);

· прогнозе социально-экономического развития;

· бюджетном прогнозе (проекте бюджетного прогноза, проекте изменений бюджетного прогноза) на долгосрочный период;

· государственных (муниципальных) программах (проектах государственных (муниципальных) программ, проектах изменений указанных программ).

 

Проект федерального бюджета и проекты бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации составляются и утверждаются сроком на три года - очередной финансовый год и плановый период.

Проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период уточняет показатели утвержденного федерального бюджета планового периода и утверждает показатели второго года планового периода составляемого бюджета.

 

Второй этапрассмотрение и утверждение проекта  бюджета.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 60 дней в трех чтениях.

Одновременно с проектом закона (решения) о бюджете в законодательный (представительный) орган представляются (не позднее 01 октября текущего года):

· основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики Российской Федерации (основные направления бюджетной и налоговой политики субъектов Российской Федерации, основные направления бюджетной и налоговой политики муниципальных образований);

· предварительные итоги социально-экономического развития соответствующей территории за истекший период текущего финансового года и ожидаемые итоги социально-экономического развития соответствующей территории за текущий финансовый год;

· прогноз социально-экономического развития соответствующей территории;

· прогноз основных характеристик (общий объем доходов, общий объем расходов, дефицита (профицита) бюджета) консолидированного бюджета соответствующей территории на очередной финансовый год и плановый период либо утвержденный среднесрочный финансовый план;

· пояснительная записка к проекту бюджета;

· методики (проекты методик) и расчеты распределения межбюджетных трансфертов;

· верхний предел государственного (муниципального) внутреннего долга на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом (очередным финансовым годом и каждым годом планового периода), и (или) верхний предел государственного внешнего долга на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода;

· оценка ожидаемого исполнения бюджета на текущий финансовый год;

· проекты законов о бюджетах государственных внебюджетных фондов;

· предложенные законодательными (представительными) органами, органами судебной системы, органами внешнего государственного (муниципального) финансового контроля проекты бюджетных смет указанных органов, представляемые в случае возникновения разногласий с финансовым органом в отношении указанных бюджетных смет;

· реестры источников доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

· иные документы и материалы.

В случае утверждения законом (решением) о бюджете распределения бюджетных ассигнований по государственным (муниципальным) программам и непрограммным направлениям деятельности к проекту закона (решения) о бюджете представляются паспорта государственных (муниципальных) программ (проекты изменений в указанные паспорта).

Одновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проекты федеральных законов:

· о бюджетах государственных внебюджетных фондов Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

· о страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на очередной финансовый год и плановый период.

В случае, если в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем расходов недостаточен для финансового обеспечения установленных законодательством Российской Федерации расходных обязательств Российской Федерации, Правительство Российской Федерации вносит в Государственную Думу проект федерального закона об изменении сроков вступления в силу (приостановления действия) в очередном финансовом году и плановом периоде отдельных положений федеральных законов, не обеспеченных источниками финансирования в очередном финансовом году и (или) плановом периоде.

Центральный банк Российской Федерации не позднее 1 октября текущего года представляет в Государственную Думу проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на очередной финансовый год и плановый период. Предварительно указанный проект направляется Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации.

 

Проект федерального бюджета в течение 60-ти дней рассматривается в 3–х чтениях Государственной Думой РФ, одобряется Советом Федерации и подписывается Президентом РФ. Принятый документ вступает в действие с 01 января в форме федерального закона.  

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении в течение 20 дней со дня его внесения в Государственную Думу Правительством Российской Федерации.

При рассмотрении Государственной Думой проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в первом чтении обсуждается:

– концепция проекта закона о федеральном бюджете;

- прогноз социально-экономического развития РФ, в том числе указываемые в федеральном законе федеральном бюджете прогнозируемый объём ВВП и уровень инфляции, положенные в основу формирования основных характеристик федерального бюджета;

- основные направления бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики;

Предметом рассмотрения в первом чтении являются основные характеристики бюджета, к которым относятся:

· прогнозируемый в очередном финансовом году и плановом периоде общий объем доходов с выделением прогнозируемого объема дополнительных нефтегазовых доходов федерального бюджета;

· приложение к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период, устанавливающее нормативы распределения доходов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период в случае, если они не утверждены настоящим Кодексом;

· общий объем расходов в очередном финансовом году и плановом периоде;

· условно утверждаемые расходы в объеме не менее 2,5 процента общего объема расходов федерального бюджета на первый год планового периода и не менее 5 процентов общего объема расходов федерального бюджета на второй год планового периода;

· верхний предел государственного внутреннего долга Российской Федерации на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода, и верхний предел государственного внешнего долга Российской Федерации на 1 января года, следующего за очередным финансовым годом и каждым годом планового периода;

· дефицит (профицит) федерального бюджета.

При утверждении основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период указываются прогнозируемый в соответствующем финансовом году объём ВВП и уровень инфляции (потребительских цен) (декабрь к декабрю предыдущего года).

Общий объем расходов федерального бюджета в очередном финансовом году и плановом периоде не может превышать сумму нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из базовой цены на нефть, прогнозируемого объема расходов на обслуживание государственного долга и доходов федерального бюджета за вычетом нефтегазовых доходов, рассчитанных исходя из прогнозируемых значений цены на нефть.

 

В течение 10 дней, с момента внесения проекта закона, комитеты и комиссии Государственной Думы РФ готовят заключение по законопроекту и предложения о принятии или отклонении.

При отклонении в 1–ом чтении Государственная Дума РФ имеет право:

–  передать указанный законопроект в согласительную комиссию по уточнению основных характеристик федерального бюджета, состоящую из представителей Госдумы, Совета Федерации и Правительства РФ, для разработки согласованного варианта основных характеристик федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в соответствии с предложениями и рекомендациями, изложенными в заключениях комитетов, ответственных за рассмотрение предмета первого чтения, и заключения комитета Совета Федерации, ответственного за рассмотрение бюджета;

– вернуть указанный законопроект в Правительство РФ на доработку;

– поставить вопрос о доверии Правительству РФ.

По итогам рассмотрения в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период принимается постановление Государственной Думы о принятии в первом чтении проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и об основных характеристиках федерального бюджета на очередной финансовый год.

Государственная Дума рассматривает проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении.

Предметом рассмотрения проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период во втором чтении являются текстовые статьи проекта федерального закона о федеральном бюджете, а также приложения к нему, устанавливающие:

· перечень главных администраторов доходов федерального бюджета;

· перечень главных администраторов источников финансирования дефицита федерального бюджета;

· бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по разделам, подразделам, целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных в первом чтении, в соответствии с пунктом 2 статьи 192 настоящего Кодекса;

· бюджетные ассигнования (за исключением утвержденных в первом чтении условно утверждаемых (утвержденных) расходов) по целевым статьям (государственным программам Российской Федерации и непрограммным направлениям деятельности), группам видов расходов, разделам, подразделам классификации расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в пределах общего объема расходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период, утвержденных в первом чтении, в соответствии с пунктом 2 статьи 192 настоящего Кодекса;

· основные показатели государственного оборонного заказа на очередной финансовый год и плановый период;

· бюджетные ассигнования на предоставление бюджетных инвестиций юридическим лицам, не являющимся государственными (муниципальными) учреждениями и государственными (муниципальными) унитарными предприятиями;

· бюджетные ассигнования на предоставление субсидий государственным корпорациям (компаниям), публично-правовым компаниям;

· перечень субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации, предоставляемых из федерального бюджета в целях софинансирования выполнения полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления;

· распределение между субъектами Российской Федерации межбюджетных трансфертов на очередной финансовый год и плановый период;

· программу предоставления государственных финансовых и государственных экспортных кредитов на очередной финансовый год и плановый период;

· программу государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

· программу государственных внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

· программу государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период;

· программу государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на очередной финансовый год и плановый период;

· источники финансирования дефицита федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период в соответствии со статьей 94 настоящего Кодекса;

· иные показатели, предусмотренные проектом федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период,

 

Государственная Дума рассматривает в третьем чтении проект федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 10 дней со дня принятия указанного законопроекта во втором чтении.

При рассмотрении, в соответствии с распределением бюджетных ассигнований по разделам, подразделам, целевым статьям и видам расходов классификации расходов федерального бюджета, предусмотренными отдельными приложениями к федеральному закону о федеральном бюджете, принятыми во втором чтении, утверждаются:

- ведомственная структура расходов федерального бюджета на очередной финансовый год;

- ведомственная структура расходов федерального бюджета на первый и второй годы планового периода.

Для рассмотрения в третьем чтении законопроект выносится на голосование в целом.

Принятый Государственной Думой федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней со дня принятия передается на рассмотрение Совета Федерации.

Совет Федерации рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение 14 дней со дня представления Государственной Думой и он голосуется на предмет его одобрения в целом.

Одобренный Советом Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в течение пяти дней с о дня одобрения направляется Президенту РФ для подписания и обнародования. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации указанный законопроект передаётся для преодоления возникших разногласий в согласительную комиссию.

Согласительная комиссия в течение 10 дней выносит на повторное рассмотрение Государственной Думы согласованный федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Государственная Дума  повторно рассматривает федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в одном чтении.

В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов Государственной думы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...