Сущность и основные направления кадровой политики организации
ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ РУКОВОДИТЕЛЯ КЛАССИЧЕСКИЕ ФУНКЦИИ И ЗАДАЧИ РУКОВОДИТЕЛЯ «Управлять – значит прогнозировать и планировать, организовывать, руководить командой, координировать и контролировать». Анри Файоль
В этих словах и отражены все классические функции руководителя: 1. Планирование («прогнозирование и планирование») Руководитель должен знать цели своей организации, своего подразделения. Для этого ему необходимо знать ответы на вопросы: · Где мы находимся сейчас? · Куда хотим идти? · Как это сделать? 2. Организация – в эту функцию руководителя входят разработка организационной структуры, создание необходимых регламентов, прописывание бизнес-процессов, постановка задач, обеспечение предприятия необходимыми ресурсами (людьми, материалами, сырьем). 3. Руководство (в разных источниках используются также термины «сопровождение», «распределение», «мотивация«) – это функция руководителя, включающая в себя распределение и постановку задач, закрепление зон ответственности, побуждение сотрудников к работе. Люди легко меняют работу, но дольше всего и лучше всего работают с тем руководителем, с которым работать интересно, у которого есть чему учиться. 4. Координация – это функция, обеспечивающая достижение согласованности в работе всех звеньев организации путем установления оптимальных коммуникаций между ними (это могут быть отчеты, интервью, собрания, компьютерная связь, передача документации). 5. Контроль – это проверка людей и их работы для обеспечения выполнения плана. Благодаря этой функции руководитель получает ответы на вопросы: · Чему мы научились? · Что в следующий раз следует делать иначе?
· В чем причина отклонений от запланированных показателей? Сегодня в работе руководителя появляются новые функции (или подфункции), новые акценты, в которых раньше не было необходимости, а сейчас эти функции руководителя выходят на первый план, это: - Поиск и подбор подходящих людей, тех которые способны показывать максимальный результат. Конечно, подбор людей осуществлялся и раньше, но сейчас это приобретает особую важность. - Создание благоприятной рабочей атмосферы поддержки, в которой в полной мере реализуется потенциал сотрудников, используются на благо компании их способности. Построение системы, в которой есть возможности для роста и развития сотрудников. - Колоссальную важность приобретает функция МОТИВАЦИИ, выходя на первый план. Все чаще становится необходимым индивидуальный подход к мотивации сотрудников. - Развитие личности руководителя, его профессиональный и личностный рост. АВТОРИТЕТ МЕНЕДЖЕРА Успех в управленческой деятельности зависит не столько от силы власти, сколько от силы личного авторитета менеджера. Есть духовные ценности, без которых не может быть подлинного гражданина, сознательного члена коллектива, хорошего руководителя. К таким ценностям относится авторитет менеджера. Авторитет менеджера – заслуженное доверие, которым пользуется руководитель у подчиненных, вышестоящего руководства и коллег по работе. Это признание личности, оценка коллективом соответствия субъективных качеств менеджера объективным требованиям. Авторитет руководителя (авторитет менеджера), связанный с выполнением его основных функций согласно занимаемой должности, должен подкрепляться личным примером и высокими моральными качествами. В этом смысле следует различать два источника (статуса) авторитета: официальный, определяемый занимаемой должностью (должностной статус);
реальный авторитет – фактическое влияние, реальное доверие и уважение (субъективный статус). Руководитель, пользующийся авторитетом, располагает к себе людей, положительно влияет на них. К решениям авторитетного менеджера и неавторитетного менеджера подчиненные относятся различно. В первом случае указание принимается без внутреннего сопротивления, с готовностью и выполняется, как правило, без дополнительного административного нажима. Распоряжения неавторитетного руководства всегда вызывают сложные внутренние переживания, а недоверие к такому менеджеру оборачивается недоверием к его решениям. А.С. Макаренко выделял следующие РАЗНОВИДНОСТИ ПСЕВДОАВТОРИТЕТА: авторитет расстояния менеджера – руководитель считает, что его авторитет возрастает, если он "дальше" от подчиненных и держится с ними официально; авторитет доброты менеджера – "всегда быть добрым" – таков девиз данного руководителя. Такая доброта снижает требовательность. Бывает, добрый руководитель оказывает подчиненному "медвежью" услугу; авторитет педантизма менеджера – в этом случае менеджер прибегает к мелочной опеке и жестко определяет все стадии выполнения задания подчиненным, тем самым сковывая их творчество и инициативу; авторитет чванства менеджера – руководитель высокомерен, гордится и старается всюду подчеркнуть свои бывшие или мнимые нынешние заслуги. Такому руководителю кажется, что эти "заслуги" обеспечивают ему высокий авторитет; авторитет подавления менеджера – менеджер прибегает к угрозам, сеет страх среди подчиненных. Он ошибочно полагает, что такие приемы укрепят его авторитет. В конечном итоге это лишает людей уверенности, инициативы, рождает перестраховку и даже нечестность. КАДРОВАЯ ПОЛИТИКА В РАМКАХ СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ СУЩНОСТЬ И ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ КАДРОВОЙ ПОЛИТИКИ ОРГАНИЗАЦИИ Под кадровой политикой подразумевается формирование стратегии кадровой работы, установление целей и задач, определение принципов подбора, расстановки и развития персонала, совершенствование форм и методов работы с персоналом в конкретных рыночных условиях на том или ином этапе развития организации.
Цель кадровой политики – обеспечение оптимального баланса процессов обновления и сохранения численного и качественного состава кадров, его развития в соответствии с потребностями организации, требованиями законодательства, состоянием рынка труда. Основными направлениями кадровой политики организации являются: Ø Проведение маркетинговой деятельности в области персонала; Ø Планирование потребности организации в персонале; Ø Прогнозирование создания новых рабочих мест с учетом внедрения новых технологий; Ø Организация привлечения, отбора, оценки и аттестации кадров, профориентация и трудовая адаптация персонала; Ø Подбор и расстановка персонала; Ø Разработка систем стимулирования и мотивационных механизмов повышения заинтересованности и удовлетворенности трудом, оплаты труда; Ø Рационализация затрат на персонал организации; Ø Разработка программ развития персонала с целью решения не только сегодняшних, но и будущих задач организации на основе совершенствования систем обучения, служебного продвижения работников и подготовки резерва для выдвижения на руководящие должности; Ø Организация труда и рабочего места; Ø Разработка программ занятости и социальных программ; Ø Эффективное распределение и использование занятых в организации работников, рационализация их численности; управление нововведениями в кадровой работе; Ø Обеспечение безопасности и охраны здоровья персонала; Ø Анализ причин высвобождения персонала и выбор наиболее рациональных его вариантов; Ø Обеспечение высокого уровня качества труда, трудовой жизни и результатов труда; Ø Разработка проектов совершенствования управления персоналом организации и оценка социальной и экономической эффективности. Главными принципами отдельных направлений кадровой политики организации можно назвать следующие. 1. Управление персоналом организации. Необходимость искать честные компромиссы между администрацией и работниками, а не отдавать предпочтение интересам организации 2. Подбор и расстановка персонала в соответствии с профессиональными компетенциями, соответствие объема заданий, полномочий и ответственности возможностям человека 3. Формирование и подготовка резерва для выдвижения на руководящие должности 4. Оценка и аттестация персонала 5. Развитие персонала – повышение квалификации, саморазвитие; необходимость периодичного пересмотра должностных инструкций для постоянного развития персонала 6. Мотивация и стимулирование персонала, эффективная система оплаты
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|