Рабочая программа и методические рекомендации
по учебной практике «введение в специальность» Специальность “Дошкольное образование” Образовательно - квалификационный уровень младший специалист Составитель: Янко Е.В.
Одобрено на заседании ПЦК психолого-педагогических дисциплин Протокол № ___ от _________________ г.
Рассмотрено и утверждено на заседании научно-методического совета Протокол № ___ от _________________ г.
г. Стаханов
Содержание
ВСТУПЛЕНИЕ
Учебная практика “Введение в специальность” – первый вид практики с которой начинается формирование готовности студента к педагогической практике. Этот вид практики дает возможность определить возможность профессиональной непригодности студента, пониманию необходимости развития, как в профессиональном плане так и в личностном. Программа и методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями стандарта высшего и профессионального образования для специальности “Дошкольное образование”.
ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРАКТИКИ ЦЕЛЬ: формировать у студентов интерес к будущей профессии, познакомить с особенностью организации работы дошкольных учреждений, сформировать умение наблюдать и анализировать организацию педагогического процесса, его воспитательно-образовательную эффективность, деятельность воспитателя, сформировать умение самостоятельно проводить отдельные режимные моменты, виды деятельности, индивидуальную работу с детьми.
- знакомство с нормативной документацией в области дошкольного образования; - познакомить студентов с различными типами дошкольных учреждений, с обеспеченностью их педагогическими кадрами и квалификации педагогов, контингентом и возрастным составом детей; - познакомить студентов с оснащением относительно режимных процессов; - расширить теоретические знания о содержании и методах работы воспитателей с детьми разного дошкольного возраста; - углубить теоретические знания психологических особенностей детей дошкольного возраста; - формировать умение организовывать детей в различных видах деятельности; - создавать условия для проведения различных видов деятельности; - формировать умение изготавливать дидактические материалы, игры и игрушки, атрибуты к играм; - формировать умение организовывать несложные формы работы с родителями.
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРАКТИКИ
Студенты педагогического колледжа проходят педагогическую практику “Введение в специальность” на II курсе в III семестре согласно учебного плана по специальности “Дошкольное образование” в течение 1 недели без отрыва от теоретического обучения. Студенты находятся на практике в течение 2 часов. Практика проводится в группах детей 3-6 лет дошкольных учреждений. Результаты контроля за работой студента по выполнению программы практики руководители практики отражают в индивидуальном плане – графике работы студента. Руководители практики 1 раз в 2 недели осуществляют контроль за ведением педагогического дневника. Дни практики, пропущенные студентом по уважительной причине, подтверждаются документально и отрабатываются. По окончанию практики студенты представляют: 2. Аттестационный лист (Приложение №)
3. Дневник практики (Приложение №)
СОДЕРЖАНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ
Критерии оценивания
оценочный лист Студента практиканта
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Приложение № 1
Титульный лист
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛНР ОП «Стахановский педагогический колледж ЛНУ имени Тараса Шевченко»
ДНЕВНИК ПРАКТИКИ
Название практики Введение в специальность Ф.И. студента ________________________________________________ Отделение дошкольное Кафедра, цикловая комиссия ПЦК психолого-педагогических дисциплин Образовательно - квалификационный уровень младший специалист Направление подготовки 0101 «Педагогическое образование» Специальность «Дошкольное воспитание», 2 курс 21 группа
Место прохождения: __________________
Руководитель практики: ____________________ г. Стаханов Лист № 2 Дневник должен включать: I. Цель и задачи практики II. Общие сведения о базе практики
1. Место прохождения практики(полное название учебного заведения) 2. Адрес базы практики, телефон. 3. Органы управления, каким подчиняется учебное заведение. 4. Дополнительная информация о базе практики (награды, исторические даты та др.) 5. Представители администрации (должность, фамилия, имя, отчество)
III. Список детей группы IV. Режим дня группы. V. Сетка организованных видов деятельности. VI. Индивидуальный план-график работы студента-практиканта:
VII. Календарный план работы студента
Приложение № 2
Титульный лист
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ЛНР ОП «Стахановский педагогический колледж ЛНУ имени Тараса Шевченко»
ОТЧЕТ о прохождении практики “ Введение специальность” студентки 2 курса 21 группы дошкольного отделения специальность «Дошкольное образование» Ф.И.О.____________________________________
Место прохождения: ______________________ Руководитель практики: ______________________
г. Стаханов
ХАРАКТЕРИСТИКА студентки – практикантки 2 курса 21 группы дошкольного отделения специальность “Дошкольное образование” __________________________________ Ф.И.О. студента 1.Место и срок прохождения практики. 2.Уровень владения студентами знаниями и уровень сформированности профессиональных умений. 3.Степень самостоятельности и творчества в организации работы с детьми. 4.Личностное отношение студентов к практике: - проявление интереса к практике; - дисциплинированность студента; - активность; - инициативность. 5. Характеристика утверджена оценкой «_________________»
М.П. Заведующая: ___________
Воспитатель: _________
Требования к оформлению характеристики: 1. Характеристика сдается в печатном варианте с подписью директора и печатью. 2. Печатается на 1 листе, шрифт размера 14, межстрочный интеравал 1,5
Приложение № 2
СХЕМА АНАЛИЗА НАБЛЮДЕНИЙ РЕЖИМНЫХ ПРОЦЕССОВ
Прием 1. Где проводился прием детей? Готова групповая и приемная комната (участок группы) к приему детей. 2. Материал приготовила воспитатель к приему детей? 3. Чем заняты дети, какие виды деятельности воспитатель организует, о чем говорит, чем заинтересовывает детей? 4. Роль помощника воспитателя во время приема, ее обязанности. 5. Как воспитываются вежливость и культурно-гигиенические навыки. 1. Какие созданы условия для проведения умывания в туалетной комнате (наличие раковин, мыло, полотенца, маркеровка и тому подобное). 2. Кто и как организует детей на умывания. 3. Сколько детей одновременно умываются, есть ли очереди, чем заняты другие дети? 4. Какова роль и место помощника воспитателя? 5. Уровень развития навыков умывания, какие методы использовала воспитатель (студентка) для их дальнейшего развития и формирования. 6. Продолжительность процесса умывания, целесообразное использование времени. Прием пищи (завтрак, обед, полдник) 1. Как расположены столы, стулья? Соответствие мебели возрасту детей, их роста. 2. Сервировка стола, меню, качество блюд, эстетика оформления. 3. Как осуществлялся переход от умывания до еды? 4. Навыки культурной еды, их соответствие возрасту детей (которыми столовыми приборами пользуются, салфетками, разговоры за столом). 5. Роль воспитателя и помощника воспитателя в формировании навыков культуры еды. 6. Слаженная работа помощника воспитателя с воспитателем и дежурным. 7. Индивидуальный гуманистический подход к детям при формировании навыков культуры еды и поведения за столом. Методы и приёмы воспитания.
1. Организация одевания детей, выход на площадку. Роль помощника воспитателя в подготовке к прогулке. 2. Соответствует ли содержание прогулки возрасту детей, условиям дошкольного учреждения, сезона? 3. Материал, который выносится на прогулку. 4. Продолжительность прогулки, содержательность, заинтересованность детей. 5. Виды детской деятельности проводились во время прогулки (игры, труд, наблюдения, конструктивная деятельность, образовательная, театрализованная и т. п). 6. Индивидуальная работа с детьми в ходе подготовки к прогулки и прогулки. 7. Развитие движений, речи; общение детей между собой, с воспитателем и помощником воспитателя. 8. Как закончилась прогулка? Как был организован сбор материалов. 9. Проведение раздевания и подготовка к обеду. Приложение № 3 УРОВЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ КУЛЬТУРНО-ГИГИЕНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ 1. Создание условий для формирования и развития культурно-гигиенических навыков дошкольников: а) во время еды - сервировка стола (наличие салфеток, столовых приборов в соответствии с возрастом детей и тому подобное), расположение детей за столами и др; б) во время умывания - наличие индивидуального полотенца, мыла у каждого ребенка, удобный доступ к умывальникам и тому подобное; в) во время одевания - наличие необходимого количества шкафов в приёмной комнате, обеспечение свободного доступа к ним каждому ребенку и тому подобное. 2. Наличие систематического и последовательного формирования и развития культурно-гигиенических навыков. Во время наблюдений обращать внимание на: а) опрятность пищи, а именно: умение детей правильно держать ложку и хлеб, пережевывать пищу, пользоваться салфеткой, тихо выходить после еды из-за стола, благодарить, пользоваться только собственным столовым прибором; б) навыки умывания, а именно: умение закатывать рукава, намыливать руки до появления пены, смывать мыло, насухо вытирать руки, аккуратно вешать полотенце; в) навыки одевания и раздевания, а именно: умение расстегивать пуговицы, снимать одежду, аккуратно вешать её (сначала рубашка или платье, потом - колготы, ботинки); г) учет возрастных и индивидуальных особенностей дошкольников; г) приемы руководства со стороны воспитателя.
3. Отражение в планах образовательной работы системы задач с формирования и развития культурно-гигиенических навыков у дошкольников Приложение № 4 РЕКОМЕНДАЦИИ К АНАЛИЗУ И САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ПРОВЕДЕНИЮ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
При наблюдении, анализе и самостоятельном проведении игровой деятельности обратите особое внимание: - Какие условия созданы для игр? - Подбор игрового материала и игрушек, соответствие возрасту детей. - Тематика игр, соответствие требованиям программы. - Игра стала средством воспроизводства и расширения знаний об окружающим мире. - Виды игр, в которые играли дети в течение определенного времени (во время приема, на прогулке, между занятиями и т. п). - Мотивы игровой деятельности. - Методы и приемы руководства играми со стороны воспитателя, ценности их использования. - Уровень развития игровых умений и навыков у детей. - Творческие игры дошкольников (сюжетно-ролевые, строительные, театрализованные), их своеобразие, влияние на развитие личности ребенка. - Игры по правилам (дидактические, музыкально-дидактические, подвижные, игры-развлечения). - Формирование взаимоотношений между детьми в разных видах игр. - Работа воспитателя с неактивными детьми, нежелающие играть. Почему происходили отказы от игры? - Педагогическая оценка игры воспитателем и детьми. - Как происходит поощрение для дальнейшей игровой деятельности, ее развития как деятельности
ЛИТЕРАТУРА 1. Комментарий к Базового компонента дошкольного образования: Научно- методическое пособие / Науч, ред, А. Л. Кононко. - К.: Ред. журн. "Дошкольное воспитание", 2003. 2..Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. – Москва, 2002 3. Лысенко Н. В., Кирста н. Г., Педагогика украинского окружающей среды: в 2 ч.: - учеб. пособие - К.: Высшая школа, 2006. – ч.1.- 302 с. 4. Пониманская Т,И. Дошкольная педагогика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – К.: Академвидав, 2006. – 456 с. (Альма-матер Вспомогательная 1. АлексєєнкоТ. Ф. Педагогические проблемы молодой семьи. — К., 1997. 2. Бурова А., Долинная А., Низковська А. Планирование образовательного процесса в современном дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 11. 3. Бурый Г. С Готовым детей к школе. — М., 1987. 4. Воспитателю о работе с семьей / Под ред. Н. Ф. Виноградовой. — М., 1989. 5. Детский сад и семья / Под ред. Т. А. Марковой. — М., 1986. 6. Дошкольная педагогика: В 2 ч. / Под ред. В. Ы. Логиновой, П. Г. Самору-ковой. Ч. 2. — М., 1988. 7. Завтра в школу / под ред. В. К. Котырло. — К., 1977. 8. Каптерев П. Ф. Педагогический процесс // Избр. мэд. соч. — М., 1989. 9. Кондратенко Т. Д., Котырло В. К., Ладывир С. А. Обучение старших дошкольников. — К., 1986. 10. Котырло В. К., Ладывир С. А. Детский сад и семья. — К., 1984. 11. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991. 12. Кузь В. Школа — центр воспитания. — М., 1991. 13. Лаврентьева Г. Компьютерно-игровой комплекс в дошкольном учреждении // Дошкольное воспитание. — 2003. — № 1. 14. Лешли Д. Работать с детьми, поощрять их развитие и проблемы: Пер. с англ. — М., 1991. 15. Мчедлидзе Н. Бы. Место игры в педагогическом процессе детского сада // Психология и педагогика игры дошкольника / Под ред. А. В. Запорожца, А. П. Усовой. — М., 1966. 16. Преемственность в учебно воспитательной работе детского сада и школы / под ред. 3. Н. Борисовой. — К., 1985. 17. Новоселово С. Л. Развивающая предметная среда. — М., 1995. 18. Макаренко А. С. Книга для родителей. — К., 1969. 19. Основы дошкольной педагогики / Под ред. А. В. Запорожца, Т. А. Мар-ковой. — М., 1980. 20. Островская Л. Ф. Семейное воспитание дошкольника. — К., 1977. 21. Педагогическая культура молодых родителей. — К., 1995. 22. Петроченко Г. Г. Развитие детей 6-7 лет и подготовка их к школе / Под ред. А. М. Леушиной. — Минск, 1982. 23. Плохий. П., Демина И. С. Методические рекомендации для работников учебно-воспитательного учреждения «школа — детский сад». — К., 1988. 24. Постовой В. Г. Современная семья и ее педагогика. — К., 1994. 26. О планировании образовательного процесса в дошкольном учебном заведении. Инструктивно-методическое письмо МОН Украины (№1/9-434 от 01.10. 2002) // Дошкольное воспитание. — 2002. — № 10. 27. Проскура Е. В. Психологическая подготовка учителя к работе с першоклас-никами. — К., 1998. 28. Рыжова Н. А. Развивающая среда дошкольных учреждений. — М.. 2003. 29. Савченко А. Я. Дидактика начальной школы. — К., 1997. 30. Савченко А. Я. Преемственность и перспектива в работе двух первых звеньев образования // Дошкольное воспитание. — 2000. — № 11. 31. Скуратовский В. Берегиня. — К., 1987. 32. Сластенин В. А., Исаев Ы.Ф., Шиянов Е. Н. Общая педагогика. — М., 2002. 33. Спиваковская А. С. Как быть родителями. — М., 1986. 34. Стельмахович М. Г. Украинская семейная педагогика. — К., 1996. 35. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. — К., 1978. 36. Типовой перечень обязательного оборудования, учебно-наглядных пособий и игрушек дошкольного образовательного учреждения // Дошкольное вы-сокрытия. — 2002. — № 10-11. 37. Ушинский К. Д. О семейное воспитание. — К., 1974. 38. Фромм А. Азбука для родителей. — М., 1991.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|