ЭТАП. Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде.
ТЕМА УПРАВЛЕНИЕ ДЕБИТОРСКОЙ ЗАДОЛЖЕННОСТЬЮ
В современных условиях дебиторская задолженность большинством финансистов классифицируется по следующим видам: - дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, срок оплаты которых еще не наступил; - дебиторская задолженность за товары, работы, услуги, неоплаченные в срок; - дебиторская задолженность по векселям полученным; - дебиторская задолженность по расчетам с бюджетом; - дебиторская задолженность по расчетам с персоналом; - прочие.
В отличие от запасов, которые достаточно статичны, не могут быть резко изменены, поскольку в значительной степени определяются сутью технологического процесса, дебиторская задолженность представляет собой весьма вариабельный и динамичный элемент оборотных средств, существенно зависящий от принятой в организации политики в отношении покупателей продукции. Поскольку дебиторская задолженность представляет собой иммобилизацию собственных оборотных средств, т.е. в принципе она не выгодна организации, то с очевидностью напрашивается вывод о ее максимально возможном сокращении. Теоретически дебиторская задолженность может быть сведена до минимума, тем не менее этого не происходит по многим причинам, в том числе и по причине конкуренции. С позиции возмещения стоимости поставленной продукции продажа может быть осуществлена одним из трех способов: • предоплата ( товар оплачивается полностью или частично до передачи его продавцом); • оплата за наличный расчет (товар оплачивается полностью в момент передачи товара, т.е. происходит как бы обмен товара на деньги); • оплата в кредит (товар оплачивается через определенное время после его передачи покупателю).
В современной экономике именно последний способ является основным и осуществляется обычно в виде безналичных расчетов. Последняя схема наиболее не выгодна продавцу, поскольку ему приходится кредитовать покупателя, однако именно она является основной в системе расчетов за поставленную продукцию. При оплате с отсрочкой платежа как раз и возникает дебиторская задолженность по товарным операциям как естественный элемент подобной общепринятой системы расчетов.
Политика управления дебиторской задолженностью представляет собой часть общей политики управления оборотными активами и маркетинговой политики предприятия, направленной на расширение объемов реализации продукции и заключающейся в оптимизации общего размера этой задолженности и обеспечение своевременной ее инкассации.
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, организация должна определиться по следующим ключевым вопросам: - срок предоставления кредита (чаще всего в организации существует несколько типовых договоров, предусматривающих предельный срок оплаты продукции); - стандарты кредитоспособности (т.е. критерии, по которым поставщик определяет финансовую состоятельность покупателя и вытекающие отсюда возможные варианты оплаты); - система создания резервов по сомнительным долгам (предполагается, что, как бы ни была отлажена система работы с дебиторами, всегда существует риск неполучения платежа, хотя бы по форсмажорным обстоятельствам; поэтому, исходя из принципа осторожности, необходимо заранее создавать резерв на потери в связи с несостоятельностью покупателя); - система сбора платежей (сюда входят процедуры взаимодействия с покупателями в случае нарушения условий оплаты, совокупность критериальных значений показателей, свидетельствующих о существовании нарушений в оплате, система наказания недобросовестных контрагентов и др.);
- система предоставления скидок (т.е. система скидок в случае оговоренного и достаточно короткого периода оплаты поставленной продукции).
Эффективная система установления взаимоотношений с покупателями подразумевает: - качественный отбор клиентов, которым можно предоставлять кредит; - определение оптимальных условий кредитования; - четкую процедуру предъявления претензий; - контроль за тем, как клиенты исполняют условия договоров.
Как бы ни была эффективна система отбора покупателей, в ходе взаимодействия с ними не исключаются всевозможные накладки, поэтому организация вынуждена создать систему контроля за исполнением покупателями платежной дисциплины. Система администрирования взаимоотношений с покупателями подразумевает: - регулярный мониторинг дебиторов по видам продукции. Объему задолженности, срокам погашения и др.; - минимизацию временных интервалов между моментами завершения работ, отгрузки продукции, предъявления платежных документов; - направление платежных документов по надлежащим адресам; - аккуратное рассмотрение запросов клиентов об условиях оплаты; - четкую процедуру оплаты счетов и получения платежей.
Формирование политики управления дебиторской задолженностью организации (или ее кредитной политики по отношению к покупателям продукции) осуществляется по следующим этапам (рис.1.) Рассмотрим каждый этап более подробно. ЭТАП. Анализ дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде. Основной задачей анализа дебиторской задолженности организации в предшествующем периоде является оценка уровня и состава дебиторской задолженности организации, а также эффективности инвестированных в нее финансовых средств. Анализ дебиторской задолженности по расчетам с покупателями проводится в разрезе товарного (коммерческого) и потребительского кредита. На первом этапе анализа оценивается уровень дебиторской задолженности организации и его динамика в предшествующем периоде. Оценка этого уровня осуществляется на основе определения коэффициента отвлечения оборотных активов в дебиторскую задолженность.
На втором этапе анализа определяются средний период инкассации дебиторской задолженности и количество ее оборотов в рассматриваемом периоде. Средний период инкассации дебиторской задолженности характеризует ее роль в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла организации. Количество оборотов дебиторской задолженности характеризует скорость обращения инвестированных в нее средств в течение определенного периода. На третьем этапе анализа оценивается состав дебиторской задолженности организации по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.
Рис.1. Формирование политики управления дебиторской задолженности
На четвертом этапеанализа подробно рассматривается состав просроченной дебиторской задолженности, выделяются сомнительная и безнадежная задолженность, а также рассчитывается средний возраст отдельного вида дебиторской задолженности. На пятом этапе анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (безнадежная дебиторская задолженность, списанная в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель — коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность.
Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики организации.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|