Тема: Предложение и словосочетание.
Список основной литературы 1. Кодухов В.И. Общее языкознание: учебник. – 4-е изд. – М.: Кн.дом «ЛИБРОКОМ», 2011. – 304 с.
Список дополнительной литературы 1. Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс. М., 2004. 2. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004. 3. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 2003.
Список рекомендованной литературы 1. Артеменко Б.Е. Сборник упражнений и заданий и контрольная работа по курсу «Введение в языкознание». М., 1983. 2. Будагов Р.А. Введение в науку о языке. М., 1965. 3. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983. 4. Зиндер Л.Р. Введение в языкознание. Учебное пособие. М., 1987. 5. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1987. 6. Калабина С.И. Практикум по курсу «Введение в языкознание». М., 1977. 7. Кодухов В.И. Задания к практическим занятиям и контрольным работам по «Введение в языкознание». М., 1976. 8. Кондрашов А.А., Колосов Л.Ф., Рупосова Л.П. Сборник задач и упражнений по введению в языкознание. М., 1985. 9. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990. 10. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1998. 11. Перетрухин В.Н. введение в языкознание. Руководство к работе над курсом. М., 1984. 12. Реформатский А.А. Введение в языкознание. М., 1967. 13. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1999. 14. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Справочник по русскому языку. Словарь лингвистических терминов. М., 2003. 15. Степанов Ю.С. Основы общего языкознания. М., 1975.
Список понятий · Общее языкознание, · частное языкознание, · сравнительно-историческое языкознание, · язык, · речь, · функция языка, · коммуникативная функция, · номинативная функция, · когнитивная функция, · аккумулятивная функция, · фатическая функция,
· регулятивная функция, · эмоционально-экспрессивная функция, · эстетическая функция, · интеграция, · дифференциация, · языковой контакт, · языковая ассимиляция, · субстрат, · суперстрат, · адстрат, · интерстрат, · литературный язык, · искусственный язык, · мертвый язык, · родственные языки, · макросемья, · языковая семья, · языковая группа, · языковая подгруппа, · звук, · морфема, · морф, · слово, · лексема, · лексическое значение, · грамматика, · грамматическое значение, · грамматическая форма, · грамматическая категория, · граммема, · часть речи, · имя существительное, · имя прилагательное, · имя числительное, · местоимение, · глагол, · причастие, · деепричастие, · наречие, · слово категории состояния, · предлог, · союз, · частица, · междометие, · звукоподражание, · словосочетание, · управление. · согласование, · примыкание, · предложение.
Практическое занятие № 1. Тема: Звуки речи, их классификация. Фонетический анализ. План. 1. Звуки речи как природная материя языка. 2. Гласные и согласные, их различия. 3. Принципы классификации гласных. 4. Принципы классификации согласных. Практическое задание: 1. Повторите порядок фонетического разбора слова (см. пособие Домашенкиной Г.П.). 2. Дайте полную письменную характеристику звукам слов ЛИСТ, НОЧЬ, 3. Какое слово получится, если произнести в обратной последовательности звуки слов ЛЮК, НОЛЬ, РАЙ? 4. Вставьте пропущенное слово: 1) Багор (роса) тесак 2) Книга (аист) салат Гараж () табак Порог () омлет 3) Шалаш (лапа) парта Камыш () шишка.
Литература. 1. Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс. М., 2004. 2. Норман Б.Ю. Теория языка. Вводный курс. М., 2004. 3. Домашенкина Г.П., Иванова Т.Б. Грамматический разбор в вузе и в школе. – М., 1987, 96 с. 4. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы / под ред. Э.И. Борисоглебской. – Минск, 1990.
5. Кодухов В.И Введение в языкознание, 2-ое изд., М., 1987.-С. 101-120. 6. Головин Б.Н. Введение в языкознание, 4-ое изд., М., 1983. С. 25-32, 37-43. 7. Маслов Ю С. Введение в языкознание 2-ое изд. М., 1987.-С.35- 41. 8. Реформатский А.А. Введение в языкознание 4-ое изд. М., 1967.- С. 157-164,165-167. 9. Матусевич М.И. Введение в общую фонетику. М., 1959, С. 17-33 Практическое занятие № 2. Тема: Морфемный и словообразовательный анализ слова. План. 1. Что такое морфема? Назовите два основных типа морфем. 2. Что такое корень слова? Какое значение он выражает? 3. Что такое аффиксы? В чем их отличие от корня? Какие виды аффиксов Вам известны? 4. В чем различие между словообразующими и формообразующими аффиксами? Каковы их функции? 5. Что такое основа слова? Какое значение она выражает? Дайте характеристику непроизводной и производной основ. 6. Какую основу называют производящей? Формообразующей? В чем состоит различие между ними? 7. Чем отличается морфемный анализ слова от словообразовательного?
Практические задания. № 1. Подберите родственные слова к словам гора, земля, писать, жара, петь. № 2. В данных словах выделите суффиксы, разграничьте словообразующие и формообразующие суффиксы. Журналист, сообщил, умнейший, бегом, малиновый, узнавать, рассказанный, стеклянный. № 3. Выделите словообразующие и формообразующие префиксы глаголов. Писать – записать – подписать – списать – надписать – написать – дописать. Делать – проделать - переделать – отделать – вделать – наделать – сделать. № 4. В следующих словах выделите основу, разграничьте слова с производной и непроизводной основами. Туча, борец, голос, листовка, поле, красота, стена, грузовик, мечтатель, дерево. № 5. В данных словах выделите производящую основу, в каждом случае установите, производная она или непроизводная. Учительница, геройский, земляк, выключатель, подсвечник, строительный, ранить, жизнь, еловый. № 6. Найдите в словах формообразующую основу. Пою, пел, пой, поющий, певший. Доверю, доверил, доверь, доверившая, доверив. № 7. Выполните морфемный и словообразовательный анализ данных слов. Соученик, нарушитель, овсянка, разучивание, синеватый, музыкальность, разглядеть, багажник, беглость, человеческий.
№ 8. Сгруппируйте слова по количеству морфем. Бегут вдали, волгоградец, жабо, край, над, перелесок, разрешают, рыбий, хлебороб. № 9. Исключите пятое лишнее. 1) Безграмотный, бездарный, безоблачный, безрадостный, безударный. 2) Бегаю, делаю, знаю, летаю, читаю. 3) Нагрудник, наколенник, накомарник, намордник, нарукавник. 4) Подлокотник, подорожник, подрамник, подстаканник, подсвечник. 5) Горошинка, жемчужинка, песчинка, соломинка, хворостинка. 6) Бизоний, будний, вороний, кабаний, павлиний. № 10. Исключите одну из пяти пар. Влажный: влажнеть = грузный: грузнеть = жирный: жиреть = темный: темнеть = умный: умнеть.
Литература. 1. Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс. М., 2004. – С. 272 – 287. 2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1987. – С. 205 – 214, 219 – 232. 3. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983. – С. 99 – 101, 105 – 110. 4. Маслов Ю.С. Введение в языкознание. М., 1987. – С. 125 – 131. 5. Русский язык. Пособие для поступающих в вузы / под ред. Борисоглебской Э.И. Минск, 1990. – С. 48 – 52.
Практическое занятие № 3. Тема: Основные понятия грамматики: грамматическая категория, грамматическое значение, и грамматическая форма. План. 1. Что такое грамматическое значение слова? Чем отличается грамматическое значение от лексического? 2. Назовите средства выражения грамматических значений в русском языке? Назовите грамматические средства, характерные иностранным языкам. 3. Какие способы выражения грамматических значений характерны для русского языка? Назовите другие способы выражения грамматических значений, встречающиеся в иностранных языках. 4. Что такое грамматическая форма? Какие компоненты ее образуют? 5. Раскройте понятие «парадигма». Все ли слова русского языка имеют парадигму? 6. Укажите различия между синтетическими и аналитическими формами. 7. Что такое грамматическая категория? Назовите и охарактеризуйте типы грамматических категорий. 8. В чем состоит различие между морфологическими и синтаксическими категориями, словоизменительными и классификационными категориями.
9. Установите, в каком отношении находятся понятия «грамматическое значение», «грамматическая форма», «грамматическая категория». 10. Система частей речи в русском языке: знаменательные и служебные слова.
Практические задания. № 1. В следующих примерах определите грамматические значения, выясните средства и способы их выражения. Мост – моста, говорил – сказал, красивый – красивее – более красивый – красивейший – самый красивый, бежать – беги, вздрагивал – вздрогнул, я – мне, ведро – ведра, решить – решить, лечу – летишь – летит, ребенок – дети, читать – буду читать, у шоссе – на шоссе, возле дома – новые дома, друг – друзья.
№ 2. Разграничьте разные слова и формы одного слова. Синий – синеет – синева – синить – синица – синее – синеющий – синь самый синий; пошлю – посылка – посылая – пославший – посол – посланный – засылаемый – посланник – посылали – ссыльный – будем посылать; вода – водить – водный – водящий – вождь – ведущий – водичка – водой – водяной – водник – ведет – вожу – водянистый; плавать – плавник – поплыву – плавка – плывун – заплыв – плавающий – плыви – плавание – сплав - плавится – буду плавать – переплыть – отплытие.
№ 3. Разграничьте синтетические и аналитические грамматические формы; определите выражаемые ими грамматические значения. Сыновья, буду учиться, теплее, иди, самый большой, рекой, на шоссе, написал бы, длиннейший, двенадцатью, пусть сообщит, отдыхающий, вам, более интересный, приеду, к пианино, открыл, городам, да здравствует, лучше.
№ 4. Выполните упр. 1-2 (с.274-275) из пособия Борисоглебской Э.И.
Литература. 1. Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс. М., 2004. – С. 288 – 322. 2. Кодухов В.И. Введение в языкознание. М., 1987. – С. 240 – 265. 3. Головин Б.Н. Введение в языкознание. М., 1983. – С. 99 – 111. 4. Реформатский А.А. Введение в языковедение. М., 1999. – С. 244 – 320. 5. Русский язык: Пособие для поступающих в вузы / под ред. Э.И. Борисоглебской. – Минск, 1990.
Практическое занятие № 4. Тема: Предложение и словосочетание.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|