Интерактивные приемы работы с учебником
⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
Как в рамках традиционного, так и в рамках интерактивного обучения учитель прибегает к помощи учебника на уроках права. Разница лишь в том, что интерактивное обучение имеет свои специфические методические приемы работы с учебником. Наиболее распространенными являются методический прием "учимся вместе" (или учимся сообща) и методический прием "Зигзаг". Рассмотрим данные приемы. Методический прием "учимся вместе"[17]. Под руководством учителя проходит процесс совместного освоения учениками учебного материала. Этот прием позволяет направить обучение на уровень понимания, а не просто воспроизведения той или иной информации. Использование приема открывает возможности по организации различных видов деятельности учащихся: одним предстоит прочитать текст и объяснить прочитанное, другим - прочитать текст и подготовить вопросы к нему. При этом всем ученикам, не зависимо от задания, приходится глубоко осмысливать текст, перегруппировывать его, задавать вопросы и отвечать на них. Роль учителя заключается в следующем: 1. определить учебный текст, с которым будет идти работа. Здесь возможны варианты. Это может быть специально подобранный текст, например, составленный из фрагментов каких-либо статей или книги. В данном случае важно, чтобы текст был проблемным по содержанию материала, достаточно сложным и позволял бы развернуть обсуждение, дискуссию. Работа может также строиться на основе текста учебника или хрестоматии по праву. При этом важно, чтобы текст отвечал одному обязательному требованию - он должен подходить для визуализации, яркого, наглядного способа передачи. 2. следующее, что необходимо сделать учителю, - это разделить текст на три смысловых фрагмента или три части. В случае работы с текстом учебника такими частями выступают фонарики параграфа. Если их оказывается больше трех, то какие-то из них объединяются в один.
3. далее следует дать ученикам четкую инструкцию, как работать с текстом. Класс заранее должен быть разделен на шесть групп. Одну и ту же часть текста читают две группы, но задания у них разные. Содержание заданий меняется в зависимости от содержания текста, поэтому с ними лучше познакомиться на конкретных примерах. Схематично это представлено в приложении 6. 4. учителю необходимо контролировать ход выполнения заданий в группах, следить за регламентом. 5. нужно предусмотреть общее задание для всех учеников, которое им предстоит выполнять по ходу урока. 6. необходимо заранее позаботиться о том, чтобы в классе были большие листы бумаги и фломастеры. Методический прием "Зигзаг"[18]. Это еще один из вариантов самостоятельной работы с текстом учебника и взаимообучения на уроке. Известно, что легче всего научиться, обучая других. Отсюда возник данный прием, который позволяет ученикам оказаться в роли учителя, в роли объясняющего, в роли задающего вопросы и отвечающего на них. Этот прием наиболее эффективен при работе с информативным текстом. Вновь работает весь класс. Необходимо разделить его на 6 или 7 базовых групп по принципу добровольности, с условием, что в каждой группе не должно быть больше четырех человек. Число четыре обусловлено количеством смысловых частей текста. Назовем эти группы "ученики". Урок начинается с вызова, первоначального обсуждения какой-то проблемы внутри базовых групп и сбора мнений по проблеме в "корзине идей". Затем ученики рассчитываются на 1-4, и временно расходятся по новым группам. Все первые номера собираются за одним столом, все вторые - за другой и т.д. назовем эти группы "учителя". В итоге образовалось 4 группы "учителя", в каждой - по 6-7 участников. Группа "учителя" работают с разными частями текста параграфа (фонариками), но имеют одинаковые задания: они готовятся к объяснению учебного материала. Им предстоит вернуться в свои первоначальные группы "учеников" и там выступать в роли учителя. После того как каждый участник группы прочитал текст (про себя), необходимо сделать следующее:
1. выделить главное в прочитанном, т.е. определить какую информацию, сведения, понятия, термины, факты и пр. необходимо сообщить ученикам. 2. предложить наилучший способ объяснения. 3. сформулировать вопросы, которые им могут быть заданы по ходу объяснения. Удобнее всего, если, готовясь к роли учителя, учащиеся разделят лист тетради на три части и заполнят таблицу, представленную в приложении 7. После этапа самостоятельной работы участникам группы "учителя" следует: обсудить прочитанное; договориться о том, что именно они будут объяснять; договориться о том, каким способом они будут излагать материал. Главная задача учителя на данном этапе - позаботиться о том, чтобы, способы передачи информации, выбранные учениками, были самыми разными. Это позволит учитывать наиболее распространенные типы восприятия (аналитический, визуальные, аудиальный, рефлексивный и др.) и всякий раз "совпадать" с детьми того или иного природного типа. После этого участники групп "учителя" возвращаются в свои первоначальные группы "ученики" (отсюда, по-видимому, пошло название "зигзаг") и по очереди выступают в роли учителей (сначала первый номер, затем второй и т.д.). Каждому предоставляется пять минут на объяснение и ответы на возможные вопросы. В оставшееся время урока идет подведение итогов и рефлексия. В качестве задания на последней стадии урока можно предложить ученикам написать короткий отзыв о том, как проходило обсуждение темы внутри группы "ученики". Например, можно продолжить предложение: "мне понравилось объяснение, потому что…" или "я хотел бы подробнее узнать о…" или "я так и не понял…" и другие на усмотрение учителя. Этот прием, в отличие от описанного ранее приема "учимся вместе", открывает дополнительные возможности для развития навыков монологической речи учеников, но пока в микрогруппе.
Таким образом, одним из наиболее часто применяемых приемов на уроках традиционного и интерактивного типа является работа с учебником. Интерактивное обучение предлагает свои приемы работы с учебником в аспекте правового обучения. Наиболее распространенными являются методический прием "учимся вместе" (или учимся сообща) и методический прием "Зигзаг". Эти приемы позволяют направить обучение на уровень понимания, а не просто воспроизведения той или иной информации. Заключение
Процесс учебной работы учителя и учащихся сложен и многогранен. Его эффективность определяется характером деятельности учащихся. Как бы учитель ни знал свой предмет, но если он не сумел вызвать интерес и организовать творческую деятельность учащихся, большого успеха он не добьется. Именно поэтому большое значение уделяется тому, как достигаются цели и задачи образования - методам и приемам правового образования. Под методическим приемом понимают частное средство, с помощью которого в совокупности с другими средствами реализуется тот или иной способ познания правовой действительности и приобретения навыков в области права, т.е. по отношению к методу методический прием выступает как его составная часть. Методические приемы составляют структуру метода, представляя собой пошаговые единичные операции, которые выполняют учитель и ученик, реализуя тот или иной метод обучения праву. Существует большое многообразие методических приемов, используемых на уроках права. Среди них выделяют как традиционные приемы (объяснение, рассуждение, характеристика, повествование, описание, разнообразные приемы работы с учебным текстом и т.д.), так и становящиеся в последнее время популярными интерактивные приемы. Интерактивная деятельность на уроках предполагает организацию и развитие диалогового общения, которое ведет к взаимопониманию, совместному решению общих, но значимых для каждого участника задач. Интерактив исключает доминирование как одного выступающего, так и одного мнения над другим. В ходе диалогового общения учащиеся учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Процесс (цикл) интерактивного обучения значительно отличается от традиционного, поэтому и методические приемы целесообразнее рассматривать на конкретном этапе такого урока (стадия вызова, стадия осмысления, рефлексия).
Среди видов методических приемов наиболее распространенными и применяемыми учителем на уроках права (как традиционных, так и интерактивных) является работа с учебником и правовыми документами. Для методики работы с различными типами документов в рамках традиционного урока удобнее классифицировать их по характеру содержания источников: а) имеющие объективный характер: правовые документы, документальные свидетельства, различные типы докладов (партийные, международные, государственные), статистические данные, и б) имеющие субъективный характер: мемуары, воспоминания, аналитические статьи, личностные свидетельства. Несколько особняком стоят литературные документы. Характер документа определяет методику работы с ним и те конкретные образовательные и воспитательные цели, которые учитель ставит перед собой, привлекая к учебной деятельности тот или иной документ. Разница между приемами традиционного и интерактивного обучения в том, что интерактивное обучение имеет свои специфические методические приемы работы. Среди таких наиболее ярким примером интерактивного урока без привлечения каких-либо дополнительных средств кроме учебника является методический прием "учимся сообща". Он хорош тем, что у ребят остаются действительно те вопросы, которые им непонятны, а не те, которые непонятны по мнению учителя, ведь зачастую эти мнения не совпадают. Многочисленные споры ученых в отношении сущности и классификации существующих методических приемов в области правового обучения позволяют сделать вывод о необходимости оптимального сочетания их на практике. Практика показывает, что доминирование одних приемов в ущерб другим крайне негативно сказывается на результативности правового обучения. При выборе методических приемов правового обучения необходимо соблюдать определенные требования (эффективность контроля за работой учеников, уровень обратной связи, проявляемой в ходе занятия, как происходит усвоение материала в зависимости от времени суток и т.д.), особенности обучающего процесса, а так же учащихся следует отвлекать от однообразной утомительной деятельности, чаще варьируя методические приемы правового обучения.
Методические приемы дают преподавателю возможность использовать не весь метод на уроке права, потребности в котором часто не возникает, а лишь его составные части для работы над каким-либо отдельным вопросом. Библиография
1) Барихан А.Б. Большой энциклопедический словарь. - М.: Книжный мир, 2000. - с.715 2) Методика преподавания правовых дисциплин / под ред. Болотова Е.Л. - М.: Владос, 2000. - с.262 3) Вагин А. А, Сперанская М.В. Основные вопросы методики преподавания истории в старших классах. - М.: Просвещение, 1959. - с.216 4) Методическое пособие по интерактивным методам преподавания в школе. / под ред.С.И. Володиной. - М.: Новый учебник, 2002. - с. 192 5) Дружкина А.В. Методика преподавания обществознания в средней школе. - М.: Просвещение, 1985. - с.305 6) Жигулина Г.А. "Интерактивные приемы в преподавании истории, обществознания и права". // Право в школе, №1, 2006, с.22-28 7) Ивонина А.И. "Интерактивные методы в гражданско-правовом образовании". // Право в школе, № 4, 2006, с.8-9 8) Ильина Т.А. Педагогика. - М.: Просвещение, 1984. - с.472 9) Коротаева Е. Хочу, могу, умею! - М.: Владос, 1997. - с.120 10) Лернер И.Я. Проблемное обучение. - М.: Просвещение, 1974. - с.345 11) Юридическая педагогика: учебник для вузов / под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М.: Юнити, 2004. - с.518 12) Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. - М.: Новый учебник, 2002. - с.487 13) Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. - М.: Владос, 2003. - с.499 14) Певцова Е.А. Основы правовых знаний. - М.: Владос, 2000. - с.234 15) Певцова Е.А. "Правовое обучение - основа правового воспитания" // Учитель, 2004, №1, с.45-47. 16) Скаткин М.Н. "Учение - творческий путь детей". // Советская педагогика, №6, 1949. - с.54 17) Саранцев Г.И. "Методы обучения как категория методики преподавания" // Педагогика, №1, 1998. - с.34 18) Теоретические и методические основы преподавания права в школе: курс лекций. / под ред.В. В. Спасской. - М.: Новый учебник, 2002. - с.225 19) Трифонов В. В Учебный процесс и его методическое обеспечение. - М.: новая школа, 1991. - с.263 20) М.Т. Студеникин. Методика преподавания истории в школе. - М: Владос. 2004. - с.239 21) М.Т. Студеникин. Методика преподавания истории. - М: Владос. 2000. - с.215 22) Правовое образование в школе: концепция, стандарты, программы. - М.: новый учебник, 2003. - с.64 23) Правовое образование: организация внеурочной деятельности (региональный опыт): Сб. материалов. - М.: новый учебник, (организация правового образования), 2003. - с.137 Приложения
Приложение 1
Наиболее распространенные методические приемы и средства
Приложение 2
Виды умений учащихся
Приложение 3
Соотношение специальных умений и формирующих их методических приемов
Приложение 4
Маркировочная таблица ЗУХ
Приложение 5
Гафическое представление синквейна _________ __________ _________ ___________ __________ ___________ _________________________________________ __________ Примеры синквейна Контроль Жесткий, требовательный Сковывает, изматывает, изнуряет Несовместим со свободной деятельностью Ужас! Налоги Большие и непосильные Их скрывают, платят и плачут Никуда от них не спрятаться, не скрыться, А жалко! Приложение 6
Схема работы учащихся при использовании методического приема "учимся сообща"
Приложение 7
Таблица для заполнения учащимися при использовании методического приема "зигзаг"
Размещено на Allbest.ru [1] См.: Скаткин М.Н. «Учение – творческий путь детей». // Советская педагогика, №6, 1949. – с.54 [2] См.: Юридическая педагогика: учебник для вузов /под ред. В.Я. Кикотя, А.М. Столяренко. - М: Юнити, 2004. -с. 273 [3] См.: Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. – М.: Новый учебник, 2002. - с.102 [4] См.: Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. – М.: Владос, 2003. - с.85 [5] См.: Дружкина А.В. Методика преподавания обществознания в средней школе. – М.: Просвещение, 1985. – с.95 [6] См.: Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. – М.: Владос, 2003. - с.95 [7] См.: Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе.- М.: Владос, 2000. – с.56 [8] См.: Методика преподавания правовых дисциплин / под ред. Болотова Е.Л.- М.: Владос, 2000. – с.43 [9] См.: Лернер И.Я. Проблемное обучение. – М.: Просвещение, 1974. – с. 45 [10] См.: Морозова С.А. Методика преподавания права в школе. – М.: Новый учебник, 2002. - с.114 [11] См.: Певцова Е.А. Теория и методика обучения праву. – М.: Владос, 2003. - с.104 [12] См.: Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе. – М.: Владос, 2000. – с.48 [13] См.: Жигулина Г.А. «Интерактивные приемы в преподавании истории, обществознания и права». // Право в школе, №1, 2006, с. 22-28 [14] См.: Методическое пособие по интерактивным методам преподавания в школе. / под ред. С.И. Володиной. – М.: Новый учебник, 2002. – с.156 [15] См.: Саранцев Г.И. «Методы обучения как категория методики преподавания» // Педагогика, №1, 1998. – с.34 [16] См.: Методическое пособие по интерактивным методам преподавания в школе. / под ред. С.И. Володиной. – М.: Новый учебник, 2002. – с.161 [17] См.: Трифонов В.В Учебный процесс и его методическое обеспечение. – М.: новая школа, 1991. – с.213 [18] См.: Ивонина А.И. «Интерактивные методы в гражданско-правовом образовании». // Право в школе, № 4, 2006, с.8-9
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|