Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Периодизация философии Средневековья

1-й этап Апологетика — (от греч. apologia – защита) – абсолютизация христианских догм. Утверждение о триединстве Бога, доказательство Его существования, пересмотр раннехристианских символов и ритуалов служения к новым условиям (Квинт Тертуллиан «Верю даже тому, что разуму представляется абсурдным»)

2-й этап Патристика — (от греч. «pater» — отец ) установление господства католической христианской церкви во всех сферах жизни европейских государств (это теологическое и социально-философское учение «отцов церкви» в которых истины Библии принимаются безусловно, на веру»).

Представитель: Аврелий Августин христианский богослов и философ, влиятельнейший проповедник, епископ Гиппонский (с 395 года), один из Отцов христианской церкви. Августин является вятым католической, православной и лютеранской церквей (при этом в православии обычно именуется с эпитетом блаженный — Блаженный Августин. Его самый известный теологический и философский труд — «О граде Божием».

Согласно его убеждениям цель истории осуществится не на Земле, а на Небе.

3-й этап Схоластика — (от греческого «школа») в системе монастырских школ зародилась специфическая система средневековой философско-теоретической мысли – схоластика. Была направлена на переосмысление догматов, узаконенных в предыдущие периоды.

Представитель: Центральной фигурой периода расцвета схоластики принято считать Фому Аквинского – итальянский философ и теолог. Его философия – «томизм» –является идеологической доктриной католицизма.

Вывод: любой объект в средневековой философии объясняется по отношению к Богу. Божественная реальность – единственная подлинная реальность.

Философия эпохи Возрождения

Примерно с XIV века в Западной Европе начинается эпоха Возрождения, которая продлилась до XVII в. Эпоха Возрождения оказала огромное влияние на все развитие человеческой цивилизации и становления культурной и социальной жизни общества. Основной чертой того времени стало резкое снижение влияния церкви на все политические и социальные процессы в обществе. Эпоха Возрождения связана с возвращением мыслителей к идеям античности, с возрождением римской и древнегреческой философии.

Исторические предпосылки возникновения философии эпохи Возрождения

· Феодальные отношения изжили себя к XIV веку. Начали быстро расти города и самоуправление в них. Особенно в Италии, где не были утрачены традиции автономии больших городов, таких как Венеция, Рим, Неаполь, Флоренция. Италия была образцом для других стран Европы.

· К XIV веку монархи стали тяготиться влиянием католической Церкви во многих сферах жизни. Горожане и крестьяне также устали от налогов духовенства. Это привело к борьбе за реформы Церкви и к расколу на протестантизм и католичество.

· XIV - XIV века ознаменовались великими географическими открытиями. Требовалась систематизация естественнонаучных знаний. Ученые стали все смелее заявлять о том, что мир устроен рационально.

Периодизация философии эпохи Возрождения

1) Гуманистический этап — середина XIV века – 1-я половина XV века. Характеризуется переходом к антропоцентризму от теоцентризма.

2) Неоплатонический этап – 2-я половина XV века – 1-я половина XVI века. Характеризуется изменением мировоззренческих взглядов.

3) Натурфилософский этап – 2-я половина XVI века – 1-я половина XVII века. Характеризуется попытками внести изменения в картину мира.

В основу всего были положены антропоцентризм и гуманизм. Согласно антропоцентризму, человек — самое главное, центр всего мироздания. Согласно гуманизму, как ответвлению антропоцентризма, у каждого человека есть право на свою свободу и развитие.

Представители эпохи Возрождения

Гуманистический этап

Наиболее яркими представителями раннего гуманизма были поэты Данте Алигьери (1265–1321) и Франческо Петрарка(1304–1474).

Данте Алигьери:

В своем творчестве он описывает модель мира, похожую на средневековую. Согласно ей, центром мироздания является Земля, а единственным творцом – Бог. Но основным предназначением человека было не служение божьей воле, а достижение совершенства в рамках своей земной жизни. Данте верил в величие человека и его безграничные возможности. Заслугой Данте является разработка концепции о взаимодополняющих земном (физическом, смертном) и божественном (бессмертном) началах человека. В соответствии с этим делением он различает два вида человеческого блаженства. Удел смертной, земной природы человека заключается в обретении знаний. Знания есть «высшее совершенство нашей души, в котором состоит высшее человеческое счастье», – считает Данте. Этим и объясняется стремление к знанию каждого человека. Удел божественной, или бессмертной, природы человека – это постижение божественных сущностей, лицезрение Бога. Достижение этого вида блаженства недоступно человеку при жизни.

«Узнать тебе пора, Что при подъёме кажется сначала Всегда крутою всякая гора».

«Божественная комедия» (итал. La Commedia, позже La Divina Commedia)

Поэма, написанная Данте Алигьери в период приблизительно с 1308 по 1321 годы. Поэма делится на три части, или кантики, — «Ад», «Чистилище» и «Рай».

Так что ж такое слава? Дуновенье
Изменчивого ветра, что, с высот
Спускаясь к нам, меняет направленье,
Толкая то вперед нас, то назад!
Так что такое слава? Проявленье
Минутного восторга, вздох, азарт
Ребенка, старика предсмертный лепет..

Франческо Петрарка

Ф. Петрарка. Его называют «первым гуманистом». Петрарка прославился как лирический писатель, автор сонетов, пьес и мадригалов (небольшие музыкально-поэтические произведения). Также он писал философские трактаты, в которых пропагандировал гуманистические ценности. Отказавшись от учебы в престижном схоластическом университете, Петрарка предпочел самообразование и стал одним из самых почитаемых мыслителей своего времени. В своих сонетах призывал всех исцелиться от злобы и забыть о вражде среди горожан.

Пико делла Мирандола

Пико делла Мирандола (ит. Философ-гуманист) – автор трактата «О достоинстве человека». Рисует такую картину: «Бог создал мир, создал существа населяющие мир, но почувствовал, что ему не с кем разделить радость от созерцания этого творения, и, только потом создал человека, чтобы он мог, с одной стороны, созерцать, а с другой стороны соучаствовать в развитии этого творения.

Эразм Роттердамский

Э. Роттердамский (голландский ученый, гуманист, крупнейшая фигура северного Возрождения, человек, получивший прозвище «князя гуманистов», филолог, богослов, писатель). Известен как автор учения «Философия Христа». Он утверждал, что любому человеку под силу следовать заповедям Иисуса и стать христианином в истинном понимании этого слова. Он порицал феодальный строй, самодовольство и войны. В своем сочинении «О свободе воли», он отстаивал право человека на самоопределение. Его близкий друг и соратник Т. Мор издал сочинения «Утопия» с похожими идеями. В нем, Мор рассматривал общественное устройство, основанное на принципах общественной собственности.

Неоплатонический этап

Николай Кузанский

Н. Кузанский (кардинал Римской католической церкви, крупнейший немецкий мыслитель XV века, философ, теолог, учёный-энциклопедист, математик, церковно-политический деятель). Согласно его учению, Бог – недостижимое для человека начало. Человек способен постигать тайны природы и узнавать истинную суть предметов и явлений. Разум – нить, связывающая человека и с Богом и с природой. Свои идеи Кузанский изложил в сочинениях «Об ученом незнании» и «О предположениях».

Натурфилософский этап

Именно в эпоху Возрождения, и буквально, в ее конце, мы наконец-то более-менее адекватно начинаем представлять Вселенную. Джордано Бруно и Галилео Галилей, Николай Коперник в своих трудах по естествоиспытаниям и философии стали отождествлять Бога не просто с природой, а с бесконечным Космосом и Вселенной.

Николай Коперник

Николай Коперник – польский астроном, математик эпохи Возрождения, автор трактата «О вращении небесных сфер» (1543 г.) – данная работа положила начало 1-ой научной революции. В чем же заключалась революционность его трактата? Коперник подверг сомнению и критике существующую геоцентрическую модель Птолемея, согласно которая Земля – центр Вселенной, она неподвижна, вокруг нее вращаются Солнце, Луна, планеты и звезды.

Гелиоцентрическая система в варианте Коперника сформулирована в семи утверждениях:

· Орбиты и небесные сферы не имеют общего центра.

· Центр Земли – не центр Вселенной, но только центр масс и орбиты Луны.

· Все планеты движутся по орбитам, центром которых является Солнце, и поэтому Солнце является центром мира.

· Расстояние между Землёй и Солнцем очень мало по сравнению с расстоянием между Землёй и неподвижными звёздами.

· Суточное движение Солнца – воображаемо, и вызвано эффектом вращения Земли, которая поворачивается один раз за 24 часа вокруг своей оси, которая всегда остаётся параллельной самой себе.

· Земля (вместе с Луной, как и другие планеты), обращается вокруг Солнца, и поэтому те перемещения, которые, как кажется, делает Солнце (суточное движение, а также годичное движение, когда Солнце перемещается по Зодиаку) - не более чем эффект движения Земли.

· Это движение Земли и других планет объясняет их расположение и конкретные характеристики движения планет.

 

Д. Бруно

Джордано Бруно (итальянский монах-доминиканец, философ, поэт) Написал несколько философских трактатов, в которых утверждал о единстве и бесконечности Вселенной. Является автором гипотезы о неразрывности пространства, времени и материи. По мнению Бруно, конечная цель человеческого познания – созерцание божества. Оно доступно только энтузиастам – активным, целеустремленным людям, не приемлющим ханжества и аскетизма. Придерживался идей пантеизма (философское учение, отождествляющее Бога и мир) и гелиоцентризма. За свои воззрения был осужден и казнен, как еретик. «Сжечь — не значит опровергнуть!».

Г. Галилей.

Галилео Галилей (итальянский физик, механик, астроном, философ, математик, оказавший значительное влияние на науку своего времени. Он первым использовал телескоп для наблюдения небесных тел и сделал ряд выдающихся астрономических открытий. Галилей — основатель экспериментальной физики). В его представлении, философия и наука неразрывно связаны и должны развиваться параллельно. При жизни был известен как активный сторонник гелиоцентрической системы мира, что привело Галилея к серьёзному конфликту с католической церковью.

Никколо Макиавелли

3 мая 1469 — 21 июня 1527

Итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель — занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов; выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году.

· Исторически Макиавелли принято изображать тонким циником, считающим, что в основе политического поведения лежат выгода и сила, и что в политике следует опираться на силу, а не на мораль, которой можно и пренебречь при наличии благой цели. Однако, в своих произведениях Макиавелли показывает, что правителю наиболее выгодно опираться на народ, для чего необходимо уважать его свободы и заботиться о его благосостоянии. Нечестность он допускает только лишь в отношении врагов, а жестокость — только к бунтовщикам, чья деятельность может привести к большему ущербу.

· В работах «Государь» и «Рассуждения на первую декаду Тита Ливия» Макиавелли рассматривает государство как политическое состояние общества: отношение властвующих и подвластных, наличие соответствующим образом устроенной, организованной политической власти, учреждений, законов.

· Макиавелли называет политику «опытной наукой», которая разъясняет прошлое, руководит настоящим и способна прогнозировать будущее.

· Макиавелли — один из немногих деятелей эпохи Возрождения, кто в своих работах затронул вопрос о роли личности правителя. Он считал, исходя из реалий современной ему Италии, страдавшей от феодальной раздробленности, что лучше сильный, пусть и лишенный угрызения совести, государь во главе единой страны, чем соперничающие удельные правители. Таким образом, Макиавелли поставил в философии и истории вопрос о соотношении моральных норм и политической целесообразности.

· Автор идеи о всеобщей воинской обязанности — в трактате «О военном искусстве» призывал к переходу от наёмной к набираемой по призыву из граждан государства армии.

Философия Нового времени

Период развития философии в странах западной Европы в XVII – XVIII вв. называют Философией Нового времени, поскольку он совпал с развитием и становлением капитализма, эпохой прогресса в развитии науки и техники. Это повлияло на настроение в обществе. Так появилось новые направления в философии (Эта эпоха ставит вопрос не о том, как устроен мир, а о том, как мы можем знать, как устроен мир, какова природа знания. Т.е. – это вопрос методологии. Эта эпоха занялась поиском ответа о природе знаний.

Философия Нового времени включает в себя два направления — эмпиризм и рационализм.

Эмпиризм: это направление в философии, которое признает только опыт и чувственное восприятие в познании и принижает роль теоретических обобщений.

Эмпиризм противостоял рационализму и мистицизму. Сформировался в английской философии XVII века во главе с Фр. Беконом (1561-1626), Гоббсом, Локком.

Рационализм: это направление в философии, которое признает только разум единственным источником познания, отрицая познание при помощи опыта и чувственного восприятия. Человеческий разум – является источником знания. Слово «рационализм» происходит от латинского слова «разум» – ratio. Рационализм сформировался во главе с Декартом (1596-1650), Лейбницем, Спинозой.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...