Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Диссипация (лат.- рассеивание)

Лекция 6. МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ РИСКАМИ

 

1. Общая характеристика методов управления рисками

2. Методы уклонения от риска

3. Методы локализации риска

4. Методы диссипации риска

5. Методы компенсации риска

 

Общая характеристика методов управления рисками

Эффективность управления факторами риска промышленного предприятия во многом зависит от того, какие методы используются для реализации намеченных целей. Очевидно, методом управления экономическим риском можно считать способ воздействия на источники, факторы экономического риска с целью их минимизации или же нейтрализации.

В реальных экономических ситуациях, в условиях действия разнообразных факторов риска могут использоваться конкретные различные способы снижения уровня риска, воздействующие на те или иные стороны деятельности экономического агента. Многообразие применяемых методов управления хозяйственным риском в общем виде можно разделить на четыре типа (табл. 3):

• методы уклонения от риска;

• методы локализации риска;

• методы диссипации риска;

• методы компенсации риска.

 

Таблица 3 Методы управления рисками на предприятиях

Типы методов управления рисками Виды мер управления рисками на промышленном предприятии
Методы уклонения от риска Отказ от ненадежных партнеров* Отказ от инновационных проектов* Страхование хозяйственной деятельности** Создание региональных или отраслевых структур взаимного страхования и систем перестрахования** Поиск «гарантов»
Методы локализации риска Выделение «экономически опасных» участков в структурно или финансово самостоятельные подразделения (внутренний венчур) Образование венчурных предприятий Последовательное разукрупнение предприятий
Методы диссипации риска Интеграционное распределение ответственности между партнерами по производству (образование ФПГ, акционерных обществ, обмен акциями и т.п.) Выпуск корпоративных облигаций** Синдицированный кредит** Диверсификация видов деятельности Диверсификация рынков сбыта и зон хозяйствования (расширение круга партнеров-потребителей) Расширение закупок сырья, материалов, комплектующих и т.п. Распределение риска по этапам работы (по времени) Диверсификация инвестиционного портфеля предприятия  
Методы компенсации риска Внедрение стратегического планирования Прогнозирование внешней экономической обстановки в стране, регионе хозяйствова- ния** Мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды Создание системы резервов на предприятии Активный целенаправленный («агрессивный») маркетинг Создание союзов, ассоциаций, фондов взаимовыручки и взаимной поддержки и т.п. Лоббирование законопроектов, нейтрализующих или компенсирующих предвидимые факторы риска Эмиссия конвертируемых привилегированных акций Борьба с промышленно-экономическим шпионажем  

 

Примечание

* – методы управления рисками, не ведущие к увеличению прибыли и развитию предприятий;

** – методы управления рисками, трудноприменяемые в данный момент развития экономики страны

Методы уклонения от риска

Методы уклонения от риска наиболее распространены в хозяйственной практике. Этими методами пользуются предприниматели, предпочитающие действовать наверняка, не рискуя. Руководители этого типа отказываются от услуг ненадежных партнеров, стремятся работать только с убедительно подтвердившими свою надежность контрагентами – потребителями и поставщиками, избегают участвовать в коммерческих или производственных проектах, связанных с необходимостью расширять круг партнеров. Чтобы избежать риска срыва производственной программы из-за нарушения графиков поставок сырья, материалов и комплектующих, предприятия отказываются от услуг сомнительных или неизвестных поставщиков. При этом стремление избежать риска бывает столь сильным, что могут быть отброшены даже относительно консервативные способы получения большей прибыли.

Отказ от реализации новых бизнес-идей, инновационных проектов при рыночной экономике приводит к потере конкурентоспособности, застою и банкротству предприятия. Современный руководитель должен быть предприимчивым, то есть способным идти на риск, принимать новые инновационные проекты и идеи. Уклонение от риска помогает его избежать, но не увеличивает прибыли и не развивает предприятие. Руководитель предприятия или инвестор, излишне страхуя себя от потерь, избегает рисковых вложений капитала, упуская выгоду.

Существует и другая возможность уклонения, состоящая в попытке перенести риск на какое-нибудь третье лицо. С этой целью прибегают к страхованию своих действий или «поиску гарантов», полностью перекладывая на них свой риск. Страхование вероятных потерь служит не только надежной защитой от неудачных решений, что само по себе очень важно, но также повышает ответственность руководителей предприятий, принуждая их серьезнее относиться к разработке и принятию решений, регулярно проводить превентивные защитные меры в соответствии со страховым контрактом. В более широком плане предприятие может даже выступить с инициативой создания региональной системы взаимного страхования финансово-хозяйственных сделок и соответствующей системы перестрахования и др.

Однако стоит отметить, что такие популярные механизмы уклонения от риска, как страхование неприменимы во многих ситуациях, с которыми сталкиваются промышленные предприятия, особенно в современной российской действительности, где не ослабевают инфляционные процессы и где нет достаточной и надежной страховой статистики. Прежде всего, это характерно для предприятий, осваивающих новые виды продукции или новые технологии, так как для таких случаев страховые компании еще не располагают статистическими данными, необходимыми для проведения расчетов, обосновывающих размеры страховых премий и взносов, и потому не страхуют эти виды рисков. Поэтому выбор действий для снижения риска следует начинать с выяснения, является ли данный фактор риска предметом страхования или нет. При не страхуемом риске следует обратиться к рассмотрению других методов нейтрализации риска.

Методы локализации риска

Метод локализации риска используется в том случае, если удается достаточно четко и конкретно определить профиль риска и идентифицировать его источники. Выделив экономически наиболее опасный участок или этап деятельности, он становится более контролируемым и таким образом снижается финальный уровень риска предприятия. Для реальных высокорисковых проектов создаются дочерние, венчурные предприятия. Наиболее рисковая часть проекта локализуется в пределах вновь созданной и сравнительно небольшой автономной фирмы. В менее сложных случаях вместо самостоятельного юридического лица образуются специальные подразделения, например, с выделенным учетом по балансу.

Подобные методы получили распространение в крупных производственных компаниях промышленно развитых стран при внедрении инновационных проектов, освоении новых видов продукции, коммерческий успех которых вызывает большие сомнения. Как правило, это такие виды продукции, для освоения которых требуются интенсивные НИОКР либо использование новейших научных достижений, еще не апробированных промышленностью.

Методы диссипации риска

Диссипация (лат.- рассеивание)

Методы диссипации риска представляют собой более гибкий инструмент управления. В этом случае предприятие стремится уменьшить уровень собственного риска, привлекая к решению общих проблем в качестве партнеров другие предприятия и физические лица. Для этого могут создаваться акционерные общества, финансово-промышленные группы; предприятия могут приобретать акции друг друга или обмениваться ими, вступать в различные консорциумы, ассоциации, концерны.

Интеграция может быть либо вертикальной (или диагональной) – объединение нескольких предприятий одного подчинения или одной отрасли для проведения согласованной ценовой политики, разделения зон хозяйствования и т.п., либо горизонтальной – по последовательности технологических переделов, операций снабжения и сбыта. При этом достигается дополнительный эффект, состоящий в том, что на входах и выходах предприятия создаются островки предсказуемого товарного рынка, надежного долговременного спроса и таких же поставок изделий, необходимых для производства продукции. В некоторых случаях бывает возможным распределение общего риска по времени или по этапам реализации некоторого долгосрочного проекта или стратегического решения.

Очевидным инструментом разделения рисков может быть выпуск облигаций и синдицированный кредит.

При нынешней нормативно-правовой базе государства существуют некоторые препятствия для разделения рисков таким способом.

Синдицированный займ – понятие для российской экономики новое и, следовательно, пока отсутствует правовая база, и банкам, желающим разделить риск, следует опираться лишь на добровольную деловую этику и порядочность ее партнеров. Например, на стадии разработки проекта банк-организатор, хорошо знающий предприятие, должен раскрыть перед привлекаемыми к синдикации коллегам информацию о потенциальном заемщике. После этого коллегам ничто не мешает воспользоваться плодами труда банка-организатора и перехватить привлекательного заемщика.

К диссипативным методам управления риском относятся также различные варианты диверсификации:

диверсификация деятельности – увеличение числа используемых или готовых к использованию технологий, расширение ассортимента выпускаемой продукции или спектра предоставляемых услуг, ориентация на различные группы потребителей и т.п. – достаточно хорошо изученный в теории маркетинга способ снижения риска, обретения экономической устойчивости и самостоятельности;

диверсификация рынка сбыта – работа одновременно на не скольких товарных рынках, распределение поставок между многими потребителями, при этом желательно стремиться к равномерному распределению долей каждого контрагента в общем объеме выпуска, чтобы отказ нескольких из них не сорвал производственно-сбытовую программу в целом;

диверсификация закупочного сырья и материалов предполагает взаимодействие со многими поставщиками, позволяя ослабить зависимость предприятия от отдельных ненадежных поставщиков сырья, материалов и комплектующих; при нарушении контрагентом графика поставок по самым разным, в том числе и по объективным причинам (аварии, банкротство, форс-мажорные обстоятельства и т.п.), предприятие сможет безболезненно переключиться на работу с другим поставщиком того же или аналогичного субпродукта.

Естественно, такие методы смягчения последствий риска усложняют работу отделов материально-технического снабжения и сбыта и, скорее всего, вызовут их явное или скрытое сопротивление. Именно поэтому руководство предприятия, используя методы диссипации риска в целях поддержания своей экономической устойчивости, должно систематически контролировать такие показатели, как количество партнеров и их доля в общем объеме закупок и поставок данного предприятия, стимулируя постоянное расширение круга партнеров и равномерность распределения объемов материальных потоков между ними и предприятием.

Диверсификация инвестиционного портфеля предприятия подразумевает отдание предпочтения программам реализации нескольких проектов относительно небольшой капиталоемкости перед программами, состоящими из единственного инвестиционного проекта, который, поглотив практически все резервы предприятия, не оставит возможностей для маневра.

Аналогичные диверсификационные приемы снижения риска возможны и применительно к другим направлениям деятельности или элементам стратегии предприятия.

Методы компенсации риска

Методы компенсации риска используются на предприятиях, осуществляющих стратегическое планирование. Эффективны в том случае, если процесс разработки стратегии пронизывает буквально все сферы деятельности предприятия. Позволяют найти узкие места в производственном цикле, вскрыть источники ослабления рыночных позиций предприятия в своем секторе рынка и в итоге заранее идентифицировать специфический профиль факторов риска данного предприятия в стратегической перспективе. Разработанный на основе изучения потенциала стратегический план будет, естественно, включать комплекс компенсирующих мероприятий, план использования и подключения резервов и т.д.

Разновидностью этого метода можно считать метод прогнозирования внешней экономической обстановки. Суть этого метода заключается в периодической разработке сценариев развития и оценке будущего состояния среды хозяйствования предприятия, в прогнозировании поведения партнеров и конкурентов, изменения в секторах и сегментах рынка, на которых работает данное предприятие, и, наконец, в региональном и общеэкономическом прогнозировании.

Разумеется, эти прогнозы немыслимы без отслеживания текущей информации о соответствующих процессах. Существует еще один важный и эффективный метод – мониторинг социально-экономической и нормативно-правовой среды. Реализуется этот метод компенсации риска путем приобретения актуализируемых компьютерных систем нормативно-справочной информации и подключения к сетям коммерческой информации, проведения собственных прогнозно-аналитических исследований, заказа соответствующих услуг консультационных фирм и отдельных консультантов. Полученные в результате данные позволяют уловить новые тенденции во взаимоотношениях хозяйствующих субъектов, заблаговременно подготовиться к нормативным новшествам, предусмотреть необходимые меры для компенсации потерь от изменения правил ведения хозяйственной деятельности, быстро и своевременно скорректировать тактические и стратегические планы предприятия.

Метод создания системы резервов очень близок к страхованию, но сосредоточенному внутри предприятия. На предприятии создаются резервы запасов сырья, материалов и комплектующих, резервных фондов денежных средств, формируются планы их развертывания в кризисных ситуациях, не задействуются свободные мощности, устанавливаются как бы впрок новые контакты и связи. Надо отметить, что при относительно низком уровне инфляции обнаруживается явное предпочтение финансовым резервам, которые могут выступать в форме накопления собственных денежных страховых фондов, подготовки «горячих» кредитных линий на случай непредвиденных затрат, использование залогов и т.п. Следовательно, для предприятия актуальным становятся задачи выработки финансовой стратегии, политики управления своими активами и пассивами, организация их оптимальной структуры и обеспечение достаточной ликвидности вложенных средств.

В планах развертывания резервов должно быть задействовано использование резервов внутренней среды предприятия, возможностей его самосовершенствования – от обучения и тренинга персонала в соответствии с его склонностью к риску до выработки специфической корпоративной культуры. Руководители предприятий должны выяснить собственный психологический тип и, если он не соответствует требованиям работы в условиях неопределенности и риска, постараться изменить его. Для этого имеются апробированные методики и подходы, есть и фирмы, специализирующиеся на решении такого рода задач. Если руководитель меняет отношение к риску, то уже одно это может стать фактором высвобождения внутренних ресурсов руководящего (да и не только) персонала, повышающим успешность предприятия.

Метод активного целенаправленного маркетинга заключается в формировании интенсивного потребительского спроса на свою продукцию, используя различные маркетинговые приемы и методы: сегментация рынка, оценка емкости рынка, организация рекламных компаний, включая всестороннее информирование потенциальных потребителей и инвесторов о наиболее благоприятных свойствах продукции и предприятия в целом, анализ поведения конкурентов, выработка стратегии конкурентной борьбы, разработка политики и мер управления издержками и т.п.

Одним из примеров компенсационного антирискованного поведения предприятий, обеспечивающего защиту экономических интересов путем предотвращения утечки информации и работы с персоналом, являются способы борьбы с различными проявлениями промышленно-экономического шпионажа. Как показывают исследования, утечка конфиденциальной для данного предприятия информации происходит в основном через персонал. Поэтому в отечественной практике распространены следующие приемы, частично заимствованные из опыта развитых стран:

• придание информации статуса коммерческой тайны;

• введение специального ограничительного делопроизводства;

• разбивка массивов информации на отдельные блоки с ранжированным доступом к ней сотрудников;

• воспитание у персонала чувства ответственности, корпоративной чести, навыков защиты конфиденциальной корпоративной

информации;

• применение аппаратных средств защиты от промышленно-экономического шпионажа (создание препятствий визуальному наблюдению и дистанционному прослушиванию, нейтрализация паразитных электромагнитных излучений и наводок, использование технических средств обнаружения несанкционированных подслушивающих и записывающих устройств, применение программно-технических средств защиты информации, передаваемой по каналам связи и обработки информации).

К сожалению, редко, но проводится предупредительная работа с персоналом, направленная на воспитание чувства ответственности, выработку навыков защиты конфиденциальной информации предприятия и т.п. В государствах с развитой экономикой необходимый уровень защиты подобной информации в дополнение к этому достигается еще и мерами административного и организационного характера, которые обеспечивают высокий корпоративный дух, низкую текучесть кадров, реальное участие сотрудников в управлении предприятием.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...