Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Политические конфликты и кризисы: пути их разрешения

Институт информационных технологий

 

Специальность ЭСБ 583372

 

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

 

По курсу «ИМ Политология»

Вариант № 21

 

 

Выполнил: студент гр. 583372

Соболевский Сергей Александрович

 

Проверил: преподаватель

Борисов Евгений Александрович

 

Минск, 2015

План работы:

1.Политический конфликт. Пути решения

2.Политический кризис. Пути решения

 

Заключение.

Основная литература

 

Политические конфликты и кризисы: пути их разрешения

1.Политический конфликт – это столкновение противоположных сил, интересов, мнений, взглядов по поводу политической власти, ее функционирования и использования.

Причинами политических конфликтов могут быть:

- расхождения между субъектами политики в базовых ценностях и идеалах, в оценке существующей ситуации и перспектив развития общества. Такие конфликты возникают между властью и оппозицией, иногда внутри самой власти;

- противоречия между правящей элитой и обществом, когда проводится неэффективная политика, принимаются властью ошибочные решения;

- сознательное разжигание субъектами политики межнациональной или межрелигиозной вражды и недоверия;

- осознание людьми своей принадлежности к социальным, этническим, религиозным общностям и стремление повысить ее политический статус.

В основе многих политических конфликтов лежат экономические или социальные причины.

Политический конфликт развивается во времени и пространстве. Как и у любого другого конфликта, в его динамике можно выделить универсальные стадии.
Первая стадия - предконфликтная ситуация, которая представляет собой процесс возникновения общественных противоречий, появление взаимоисключающих интересов и тенденций в каких-либо явлениях. Предконфликт протекает в латентных и открытых формах.
Латентная фаза характеризуется повышенным эмоциональным фоном и социальным напряжением. Социальная напряженность представляет собой социально-психологическую реакцию населения на объективные экономические, социальные и политические условия жизнедеятельности. Массовые настроения определяются ощущением неудовлетворенности (фрустрации), тревожности, поиском виновников ухудшения положения, закреплением за ними "образа врага", оптимистическими или пессимистическими прогнозами о дальнейшем развитии ситуации, появлением многочисленных слухов. Социальная напряженность проявляется и на уровне массового поведения: обращения граждан в органы власти, радикальных выступлений в СМИ. Противоречия могут быть осмыслены и разрешены уже на этой фазе, если этого не происходит, предконфликтная ситуация переходит в открытую фазу. Возможность дальнейшего развития ситуации зависит от такого психологического фактора, как терпение. Это своеобразный "порог чувствительности", "порог" восприятия неблагоприятных условий, пройдя который люди воспринимают ситуацию как конфликтную и начинают действовать. Открытая фаза - это пик социальной напряженности, когда люди осознают свои интересы, происходит размежевание участников конфликта и осознание себя единой группой, чьи действия блокируются другой стороной, появляются лидеры, формируются программы требований и стратегия действий, идеология, позволяющая мобилизовать сторонников каждого лагеря.
Вторая стадия - непосредственное конфликтное взаимодействие. Ему, как правило, предшествует повод (инцидент) - любая ситуация, которая легализует переход к действиям. Состоявшийся конфликт имеет свою логику развития. Он может развиваться по спирали, чередуя в себе периоды подъема и спада. Об эскалации конфликта говорит динамика перерастания мирных митингов и демонстраций в акции протеста с проявлением насилия, вовлечение в конфликт новых участников, нарастание эмоциональной напряженности, расширение взаимных претензий и появление новых предметов спора. Интенсивность конфликта определяется и конечными целями его участников.

  • Ими могут быть следующие:
    • "победа любой ценой" - полностью ликвидировать или поставить под свой контроль другую сторону;
    • "преобладание" - стремление одной из сторон обеспечить для себя доминирующую позицию;
    • "мир" - маневрирование, позволяющее надеяться на достижение компромисса.

Первые две программы поведения продуцируют конфликты более высокой степени напряженности и затрудняют возможности его полного разрешения. Конфликтное взаимодействие может быть физическим, в том числе с использованием насилия, идеологическим (доминируют методы убеждения) или носить юридический характер.
Третьей стадией является завершение конфликта.

  • Возможно несколько альтернатив выхода из конфликта:
    • самоугасание конфликта. Это ситуации, когда длительные конфликты теряют свою актуальность и затухают сами по себе;
    • урегулирование конфликта. Урегулирование лишь частично снимает проблему, но при этом сам предмет спора не исчерпан. Соглашение было навязано сильным противником более слабому либо соглашение стало результатом вмешательства внешней третьей стороны. Наиболее активная часть сторонников конфликта может выражать свое неудовлетворение достигнутыми соглашениями, поэтому не исключена опасность нового возникновения конфликта;
    • разрешение конфликта, т.е. заключение соглашения на основе найденного компромисса. При этом преодолеваются те условия, которые привели к конфликту, восстанавливается равновесие во взаимоотношениях участников, установка на борьбу заменяется установкой на партнерство.

 

  • Возможность разрешения конфликтов определяется рядом условий.
    • Во-первых, конфликт должен перейти из латентной в открытую форму, что позволяет поставить более точный диагноз самой проблеме и одновременно ограничить неконтролируемые процессы.
    • Во-вторых, признание каждой стороной своего оппонента и наличия противостояния.
    • В-третьих, четкое представление о предмете спора. Принятие взаимоприемлемых решений возможно только при условии четкого представления о сущности взаимных притязаний участников конфликта.
    • В-четвертых, нормативное регулирование конфликта. Оппоненты должны согласиться о соблюдении определенных правил игры, выполнение которых помогает снизить уровень противостояния и начать процедуру переговоров.
    • В-пятых, готовность сторон к взаимным уступкам.
    • В-шестых, ослабление конфликта за счет перевода его на другой уровень. Так, например, накал митинговой стихии может быть снят борьбой сторон в парламенте, в Конституционном суде, в согласительных комиссиях и других организациях, берущих на себя выражение и отстаивание сторон. Подобный способ регулирования конфликта получил название метода институционализации.

Инструментом разрешения конфликтов являются переговоры (прямой диалог сторон или с использованием посредников), арбитраж (в этой роли может выступать институт власти, Конституционный суд, международные организации), посредничество (конфликтные или согласительные комиссии, известные политики), разъединение сторон, использование силы (принудительных санкций, закона, в том числе норм международного права) и традиций.

 

Политический кризис («кризис» – решение, поворотный пункт, исход определяется как резкий, крутой перелом, тяжелое переходное состояние) – это состояние политической системы, выражающееся в углублении и обострении конфликтов, усилении политической напряженности.

В своей сущности политический кризис есть сбой в функционировании политической системы, расстройство прежних взаимоотношений между правящей группой и подчиненными социальными слоями. Политическая обстановка, возникающая в момент кризиса, характеризуется резким усилением недовольства широких социальных слоев действиями правящей группы.

Различают несколько видов (типов) политических кризисов: правительственный, парламентский, конституционный, внешнеполитический (международный) и общенациональный.

Правительственный кризис выражается в потере исполнительной властью контроля над ситуацией и разрешается перестановками в правительстве или его отставкой в полном составе. Парламентский кризис – это такое изменение соотношения сил в органе законодательной власти, когда парламент оказывается не в состоянии принимать решения или его решения расходятся с волей большинства граждан страны. Такой кризис преодолевается, как правило, роспуском парламента и назначением новых выборов. Конституционный кризис означает фактическое прекращение действия Основного Закона страны из-за утраты его легитимности. Выход из этого кризиса состоит в качественном обновлении или в принятии новой Конституции. Внешнеполитический, или международный, кризис связан с расстройством системы отношений государства с одним или несколькими другими государствами в результате усиления противоречий между ними и угрозы их перерастания в открытый конфликт. Если такой кризис не разрешается путем переговоров и взаимных уступок сторон, то он может перерасти в войну

Пути преодоления политических кризисов:

· корректировка политическим режимом стратегии и тактики реформ, повышение эффективности управления;

· совершенствование системы представительства социальных интересов, вовлечение большого числа граждан в управление государством;

· разработка политической элитой и усвоение обществом новой государственной идеологии, которая способствует модернизации;

· обеспечение социальной направленности реформ, развитие социально-ориентированной рыночной экономики;

· реорганизация и повышение социальной эффективности центральных и местных органов власти, перераспределение полномочий между ними и усиление ответственности

 

Заключение

В данной контрольной работе были раскрыты определения, власти как политической так и неполитической. Были раскрыты определения оппозиции, виды оппозиционных единств, рассмотрены схемы взаимодействия оппозиции и власти. А так же проведен анализ на то, какими должны быть отношения между властью и оппозицией.

Из данной работы можно выделить, что власть - это специальный социальный институт, который упорядочивает социальные отношения и поведение индивида. Политическая власть - определяет воздействие на поведение масс, групп, организаций с помощью средств, которыми обладает государство. В отличие от нравственной и семейной власти политическая власть носит не личностно - непосредственный, а общественно- опосредованный характер. Политическая власть проявляется в общих решениях и решениях для всех, в функционировании институтов (президент, правительство, парламент, суд). В отличие от правовой власти, регулирующей отношения между конкретными субъектами, политическая власть мобилизует на достижение целей большие массы людей, регулирует отношения между группами во время стабильности, общего согласия.

 

 

Список использованной литературы

1. Белов Г.А. Политология. М.: Наука, 1994.– 266 с.

2. Белякович Н.Н. Политология: Учебное пособие. - М.: Изд-во деловой и учебной литературы, 2007.

3. Ильин В.В. Философия власти. МГУ 1993.

4. Политология. Курс лекций / Денисюк Н.П. и др.-Мн., 1998

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...