Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа над словарем терминов и понятий.




Отечественная история

 

 

Казань-2011

 

УДК 94/99

ББК Т 3 (2) 7

 

 

Методическое пособие составлено в соответствии с Госстандартом по Отечественной истории и предназначено для организации самостоятельной работы студентов дневного отделения всех специальностей.

 

Составитель: кандидат исторических наук, доцент кафедры философии и права КГАУ Ф.Ф.Нуреева.

 

Научный редактор: к.ф.н., зав.кафедрой истории и культурологии Казанского, доктор исторических наук, профессор Хафизов Г. Г.

 

Рецензенты: доктор исторических наук, профессор КФУ Валеев Р. К.

кандидат исторических наук, ст. преподаватель КГАУ Егоров А. Н.

 

 

Методическое пособие утверждено на заседании кафедры истории и культурологии Протокол № 3 от 07.02. 2011 г.

Методическое пособие рекомендовано к печати на заседании учебно-методической комиссии Института экономики КГАУ – Протокол № 8 от 15.02.2011 г.

 

 

© Казанский Государственный Аграрный Университет – 2011 г.


Введение

Учебно-методическое пособие составлено с целью изучения основного курса «Отечественная история» и предназначено для самостоятельной работы студентов первого курса очного обучения Института Экономики и всех факультетов Казанского ГАУ. В данном пособии представлены структура лекционного курса, тематика и вопросы для семинарских занятий, а также включена тематика рефератов, докладов и контрольных заданий. Кроме того, в рамках самостоятельной работы впервые предлагается студентам составление словаря исторических терминов и понятий, что позволит углубить и закрепить изучаемый материал по курсу. В структуру работы включены Хронологическая таблица и проверочные Тесты по содержанию курса обучения. Методическое пособие имеет цель рекомендовать студентам основные источники и литературу по всему курсу и дополнительно по каждой теме.

История - одна из гуманитарных наук, которая изучает развитие человеческого общества во всем его многообразии и позволяет познать материальное и духовное наследие прошлого, понять современность, прогнозировать будущее. Структура методической разработки построена по проблемно-хронологическому принципу и отражает закономерности исторического развития страны. Она состоит из 15 узловых тем, представляющих определенную проблему и период истории. Каждая тема рассчитана на 2 часа, общий объем курса рассчитан на 30часов.

Предлагаемое методическое пособие представляет собой четвертое дополненное с учетом новейших исследований, и охватывает исторический период с древнейших времен по настоящее время. В ней уделено внимание на внутреннюю и внешнюю политику государства, на эволюцию социально-политической системы, изменения в хозяйственной жизни, духовное развитие общества на протяжении всего историческою развития страны. Эти проблемы рассмотрены во взаимосвязи с деятельностью и взглядами исторических личностей. Выделены проблемы аграрного развития, крестьянский вопрос: учтена специфика вуза сельскохозяйственного профиля. Включен также региональный материал, что нашло отражение в тематике, вопросах и в списке литературы.

ТЕМА 1. Предмет, структура, задачи истории.

1.Предмет истории, формы и функции исторического знания истории.

2.Основные этапы и закономерности исторического развития России.

3.Источники и историография Отечественной истории. Методика самостоятельной работы.

4. История России – неотъемлемая часть всемирной истории.

Бердяев НА. Смысл истории. - M., 1990.

Головатенко А. История России: спорные проблемы. - М., 1989.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. - М., 1989.

Журналы: «Вопросы истории», «Отечественная история», «Эхо веков»

История культуры России /Под ред. Аченосова В.В. - М., 1993.

История отечества: люди, идеи, решения. /Под ред. С.ВМироненко. В 2-х томах. ~М, 1991

История России: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. – М: ИКЦ «МАРТ», Ростов-на-Дону: Издательский центр «Март», 2004. – 544 с.

История России /Под ред. А.Н.Сахарова. Учебник для вузов. - М., 1997.
Карамзин Н.М. История государства Российского. - М., 1993.
Ключевский В.О. Краткое пособие по русской истории. - М., 1992.
Корнилов А.А. Курс истории России XIX века. - М., 1993.

Мунчаев Ш.М. Устинов В.М. История России. Учебник для вузов. - М., 1998.

На стыке континентов и цивилизаций. Из опыта образования и распада им­перий X-XV1 вв. /составитель Муслимое И.Б. - М., 1996.

Орлов А.С. Георгиев В.А., Георгиева Н.Г.. Сивохина Т.А, История России с древнейших времен до наших дней /Учебник МГУ. - М., 2006.

Орлов А.С., и др. Хрестоматия по истории России с древнейших времен до наших дней. - М., 2000.

Пайпс Р. Россия при старом режиме. - М., 1993.

Платонов СФ. Лекции по Русской истории. - М., 1993.

Пуимарев С.Г Обзор русской истории. - Ставрополь, 1993.

Саяпин В.В. Шамрай Ю.В. Истрия России. Учебн.-метод.пособие. –Ростов-на-Дону, 2007.

Соловьев СМ. История России с древнейших времен. Соч. - М„ 1998.

Тимошина Т.М. Экономическая история России. - М., 1999.
Тойнби А. Постижение истории. -М., 1992.

Яковер Л.Б. Справочник по истории Отечества. - М., 1998.

 

ТЕМА 2. Древнерусское государство в IX - первой половине XIII в.

1. Восточные славяне в VI - IX вв., отношения их с соседними народами.

2. Образование Древнерусского государства. Первые русские князья.

3. Социально-экономический и политический строй Древней Руси. (Х-ХП). «Русская правда» Ярослава Мудрого.

4.Культура Древней Руси. Принятие христианства.

5. Русские земли в период удельной раздробленности (XII-XHI вв.).

Литература

Введение христианства на Руси. М, 1987.

Думин СВ., Турилов А.А. «Откуда есть пошла Русская земля?» // История Отечества: люди, идеи, решения. М., 1991, с. 7-33.

Наше Отечество. Опыт политической истории. Т. I. M, 1991.

Памятники русского права. М., 1952. Творогов О.В. Древняя Русь: события и люди. СПб., 1994. Тихомиров МН. Древняя Русь. М„ 1972.

Хрестоматия по истории СССР с древнейших времен до конца XVIII в. / составители Епифанов П.П., Епифанова О.П., М., 1989, с. 26-36.

Темы рефератов, докладов, контрольных заданий.

1.Восточно-славянские племена и другие народы Евроазии (VI-IX ив).

2.Система управления в Древней Руси (Х-ХН вв.).

3.Династия Рюриковичей. Ярослав Мудрый.

4.Принятие христианства на Руси.

5.Древние русские города.

6.Феодальная вотчина и крестьянская община в Древней Руси.

7.Международные связи Древней Руси (Х-ХП вв.).

Работа над словарем терминов и понятий.

Путь «из варяг а греки»; русь, рось, древляне, дреговичи, поляне, ради­мичи, словены и другие славянские племена; перелог, подсека, трехполье; соха, рало, плуг, сабан; вотчина, община; полюдье, урок, десятина, дань с дыма; «смерды», «закупы», холопы, огнищанин, бояре, князь; гривна, «шапка Мономаха», «каждо да держит отчину свою»; кириллица, вече.

 

ТЕМА 3. Формирование и развитие единого Российского государства

(XIV.XV! вв.).

I. Владимиро-Суздальское княжество. Юрий Долгорукий. Основание

1.Москвы (ХИ в.).

2.Противостояние русских земель татаро-монгольскому нашествию ишвелско-иеменкой агрессии. Александр Невский (XIII в.).

3.Начало объединения русских земель вокруг Москвы, Иван I Калита. Дмитрий Донской (XIV в.). Взаимоотношения Руси и Золотой Орды.

4.Завершение объединения русских земель. Особенности образования Рос­сийского централизованного государства. Иван III (XV в.).

5.Укрепление Российского государства в XVI в. Сословно-представительская монархия Ивана IV Грозного.

Литература,

Борисов Н. Иван Калита. М„ 1997.

ГорсейД, Записки о Московии XVI в. СПб., 1990.

Зимин А.А. И.С. Пересветов и его современники, М., 1958.

Зимин А А. Россия на рубеже XV-XVI столетий. М, 1982.

Егоров В Л Золотая Орда: мифы и реальность. М., 1990.

Корбин В. Б. Иван Грозный. М., 1989.

Сафаргалеев МГ. Распад Золотой Орды. Саранск. 1960. // На стыке конти­нентов и цивилизаций... М., 1996.

Скрыиников Р Г. Иван Грозный и его время. М., 1991.

Худяков МЛ. Очерки по истории Казанского ханства. М., 1991. Церковь, общество, государство в феодальной России. М., 1990.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...