Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Государство, право и общество

 

Раскрытие вопросов соотношения общества и государства, общества и права, права и государства требует учесть относительную самостоятельность каждого из них. Особенно это относится к государству.

Следует иметь в виду, что одностороннее освещение проблемы приводит к искажению роли государства, когда в одном случае оно представляется марионеткой, куклой в игре внешних, социально-экономических условий, а в другой – государство видится самодовлеющей, абсолютной и независимой силой. Истина посередине – государство относительно самостоятельно.

Государство относительно самостоятельно по отношению к экономике и обществу (классам, классовой борьбе). Относительная самостоятельность государства есть непосредственная основа его деятельности, его активности, его воздействия на общественную жизнь. Относительная самостоятельность государства является его естественно необходимым состоянием.

Может показаться, что признание относительной самостоятельности политических, юридических, идеологических форм означает поход против признания несомненной зависимости сознания от бытия, против признания определяющей роли базиса в развитии надстройки.

В признании государства относительно самостоятельным нет ни того, ни другого. Речь идет о независимости некоторых сторон общественной жизни от других ее сторон, о независимости, которая сама является объективной реальностью. А первенство и главенство одной из сторон, как мы видим, как раз четко отражены в понятии относительной самостоятельности.

Понятие «относительная самостоятельность государства» выражает, таким образом, прежде всего зависимость государства от внешних факторов: экономики, классовой борьбы, политики, идеологии. В противоположность сугубо идеалистическим трактовкам речь идет не об абсолютной, а об относительной самостоятельности государства. Понятие «относительная самостоятельность государства» призвано оттенить особенности развития и функционирования государственных форм в отличие от форм экономических и социально-культурных. Это понятие, наконец, призвано отразить активность государства во всех сферах общественной жизни.

Обратное влияние государства на общество (даже самое активное, даже чрезвычайное) мыслимо только в рамках его относительной самостоятельности. Всякий выход за ее пределы чреват неблагоприятными последствиями. [15]

Относительная самостоятельность государства по отношению к экономическому базису проявляется в основном двояким образом. Государство, следуя в принципе экономическим законам, имеет свои логические закономерности и свои этапы развития, не всегда совпадавшие с изменениями экономической структуры.

Обратное воздействие государства на экономические отношения как раз и является еще одним свидетельством его относительной самостоятельности. При этом можно говорить об обычной и чрезмерной относительной самостоятельности государства. Чрезмерная относительная самостоятельность наблюдается там, где государство настолько поднимается над экономикой, что оказывается способным тормозить экономическое развитие и разрушать производительные силы. Чем больше деятельность государства не соответствует экономическим потребностям развития общества, тем с меньшей эффективностью воздействует на экономику, тем меньше его обычная самостоятельность, ибо только овладение экономическими законами, использование их и сближение с экономической сферой позволяет достигнуть в этой области положительных результатов.

Когда призванные к управлению специальные группы людей приобретают особые интересы также и по отношению к тем, кто их уполномочил, говорят об относительной самостоятельности государства к господствующему классу (обществу в целом).

Видимой самостоятельности государства способствуют политические противоречия групп и фракций внутри господствующего класса или между различными классами. Независимость от одних и зависимость от других групп, временное возвышение над интересами борющихся классов – таковы результаты подобной ситуации. В зависимости от того, чьи интересы правящая группа (государство) ставит на первое место, ученые различают обычную относительную самостоятельность государства и исключительную (необычную, «чрезмерную»). Первая означает, что государство, служа, прежде всего интересам уполномочившего его класса (классов, общества), обеспечивает и свои интересы. При исключительной относительной самостоятельности государство, удовлетворяя своим интересам, служит тем самым интересам господствующего класса (общества).

В отличие от проявлений относительной самостоятельности государства в целом, существует особая форма самостоятельности внутригосударственной. Речь идет о тех случаях, когда «самостоятельность» приобретают отдельные звенья государственного аппарата по отношению к другим его частям и по отношению к государству в целом.

Относительная самостоятельность чиновничьего аппарата в России наблюдалась в период двоевластия и сразу после Октябрьской революции, когда аппарат исполнительной власти на местах сознательно и бессознательно работал против советской власти. Заслуживает особого анализа относительно самостоятельное положение исполнительных органов в перестроечный период развития советской государственности.[16]

 

 

Заключение

 

В заключении можно сделать следующие выводы:

- Право - единая система норм (правил), обязательная для всех членов общества. Право, в узком значении - система общеобязательных социальных норм, установленных или санкционированных государством; в более широком смысле охватывает также правовые отношения и основные права гражданина, закрепляемые, гарантируемые и охраняемые государством.

- Одним из определяющих признаков, свойств права является нормативность. Нормативность права носит всеобщий характер, то есть общие правила обращены к населению всей страны, всему обществу, ставшие типичными. Нормативность права носит общеобязательный характер, что выделяет право из других норм социального поведения.

- Под функцией права понимаются основные направления воздействия норм права на общественные отношения, поведение, сознание людей.
Право, прежде всего, выполняет регулятивную и охранительную функции. Регулятивная функция состоит в упорядочении общественных отношений, которые представляются в виде прав, обязанностей, ответственности, задач. - превышение прав или неисполнение обязанностей. Охранительная функция воплощена в УК РФ.

- Общество не является простой совокупностью индивидов. Это сложный социальный организм, продукт взаимодействия людей, определенная организация их жизни, связанная прежде всего с производством, обменом и потреблением жизненных благ. Общество - сложная динамическая система связи людей, объединенных семейными узами, групповыми, сословными, классовыми отношениями.

- Под гражданским обществом можно понимать такое общество, в котором реализован принцип верховенства права, т.е. асе субъекты подчиняются, праву не по принуждению, а по убеждению, существующая же в обществе правовая реальность позволяет им беспрепятственно выражать свое мнение, принимать собственные решения, чувствовать себя самостоятельными и не зависящими от воли государства.

- Профессиональное понимание права практикующими юристами обыкновенно базируется на определении права как совокупности правовых норм (право в объективном смысле), исходящих от государства или поддерживаемых им в качестве масштаба (средства) решения юридических дел. Так или иначе, но само право и соответственно его понимание связаны с жизнью людей. И главное, с жизнью людей в обществе.

 

Список использованной литературы

 

1. Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. - М., 2004. - 387с.

2. Алексеев С.С. Государство и право. М. 2000.-331с.
3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов, М, 2003.- 301с.
4. КашанинаТ.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М. 2000.-211с.
5. Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М, 2004. -298с.
6. Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. – М.: Юристъ,2000.-293с.
7. Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. - М, 2000.-219с.
8. Лазарев В.В. Общая теория государства и права, Инфра-М, 2000.- 223с.
9. Мальтузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - М., 2002.-309с.
10. Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В.В.Лазарева.– М, 2000.- 219с.
11. Комаров С.А. Теория государства и права. - М., Инфра-М, 2001.- 250с.
12. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М., Инфра-М, 2003.-292с.
13.Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2003.-210с.

 

 


[1] Жегутов Р.Т. Теория государства и права. Учебное пособие. - М., 2004. - 387с.

[2] Алексеев С.С. Государство и право. М. 2000.-331с.

[3] Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов, М, 2003.- 301с.

[4] КашанинаТ.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М. 2000.-211с.

[5] КашанинаТ.В., Кашанин А.В. Основы российского права. М. 2000.-212с.

[6] Клименко С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. М, 2004. -298с.

[7] Коваленко А.И. Правовое государство: концепции и реальность. – М.: Юристъ,2000.-293с.

 

[8] Комаров С.А. Общая теория государства и права в схемах и определениях. - М, 2000.-219с.

[9] Лазарев В.В. Общая теория государства и права, Инфра-М, 2000.- 223с.

[10] Лазарев В.В. Общая теория государства и права, Инфра-М, 2000.- 223с.

[11] Мальтузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права - М., 2002.-309с.

[12] Общая теория государства и права: Учебник / под ред. В.В.Лазарева.– М, 2000.- 219с.

[13] Комаров С.А. Теория государства и права. - М., Инфра-М, 2001.- 250с.

[14] Спиридонов Л.И. Теория государства и права. - М., Инфра-М, 2003.-292с.

[15] Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2003.-210с.

[16] Теория государства и права. Курс лекций. Под ред. М.Н. Марченко. - М.: Зерцало, 2003.-215с.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...