В помощь руководителю: как сформировать требования к работникам общепита.
Услуги общественного питания - один из тех видов предпринимательской деятельности, которая прямо связана с удовлетворением потребностей граждан в питании и проведении досуга. В этой сфере работает огромное количество организаций, которые отличаются между собой по типу заведения.
Типы заведений общепита определены ГОСТами.
· В каждом типе заведений общепита должен быть разный штат персонала и требования к нему.
· Все заведения подчиняются специальным правилам, установленным в постановлении Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания ", а также внутренним требованиям, установленным администрацией.
· У каждой штатной единицы заведения обязательно должна быть должностная инструкция, в которой прописаны все права и обязанности на рабочем месте.
Рассмотрим требования и обязанности к основному персоналу заведений общепита.
Должность
Требования и обязанности
Шеф-повар.
Должность шеф-повара предусмотрена для ресторанов, баров и кафе, хотя может быть и в столовых, имея другое название: главный по кухне или старший повар. На это место может претендовать человек, имеющий профильное образование и определенный опыт работы. Человек, занимающий эту должность, обязан соблюдать целый ряд важных правил и ограничений.
§ К основным обязанностям шеф-повара относится:
ü разработка рецептуры блюд и меню в соответствии с концепцией заведения;
ü участие в планировании работы на кухне и организация рабочих мест;
ü планирование закупок продуктов от поставщиков;
ü отбор и расстановка работников на кухне;
ü распределение работы и контроль за ее выполнением;
ü контроль над запасами продуктов, товаров и расходных материалов;
ü разработка и реализация бизнес-плана работы по питанию гостей;
ü ответственность за процесс приготовления пищи, а именно - контроль качества и свежести продукции путем личного снятия проб с блюд;
ü составление и утверждение технологических карт всех блюд (обязательны для всех заведений общепита, так как на их основании списываются продукты для приготовления блюд), а утверждает карты обычно руководитель организации;
ü прием претензий от посетителей ресторана.
§ Подчиняется главный повар непосредственно директору или управляющему заведением, а в его подчинении находится весь штат кухонных работников.
§ Шеф-повар должен регулярно проходить медицинские осмотры и у него должна быть обязательно санитарная книжка.
Кухонный персонал (повара, посудомойки и др.).
§ Весь кухонный персонал подчиняется старшему по кухне или шеф-повару и обязаны исполнять его требования и распоряжения.
§ Повара обязательно должны иметь профильное образование и разряд.
§ Все работники кухни, включая посудомойщиков и уборщиков, должны иметь санитарные книжки. Это требование в равной степени применимо к работникам киосков с фаст-фудом, даже если в них обслуживает клиентов сам хозяин заведения.
Администратор или метрдотель.
Распоряжается в залах заведений общепита администратор (в ресторанах эта должность называется метрдотель).
§ Обязанности администратора во многом схожи с обязанностями шеф-повара, который руководит на кухне. Администратор заведения должен:
ü встречать гостей и направлять их за столик для обслуживания;
ü контролировать и поддерживать состояние зала заведения в приличном виде, следить за интерьером, оборудованием, мебелью и чистотой;
ü контролировать работу бармена и официантов, следить за качеством обслуживания клиентов;
ü контролировать расчеты, подписывать счета;
ü разрешать все проблемы и противоречия, возникающие в процессе обслуживания клиентов, предотвращать возможные конфликтные ситуации;
ü принимать лично заказы у важных клиентов ресторана, а также принимать заказы на проведение в ресторане мероприятий;
ü контролировать внешний вид персонала зала;
ü обучать персонал зала;
ü обеспечение бесконфликтного и качественного обслуживания клиентов ресторана, а именно:
- имеет право не допускать к работе подчиненный ему персонал, нарушивший требования СанПиНа 2.3.6.1079-01;
- имеет право отказывать в обслуживании клиентам, которые своим поведением или внешним видом мешают отдыху других гостей ресторана.
§ Администратор непосредственно подчиняется директору ресторана или управляющему, но не является должностным лицом с точки зрения закона.
§ Администратор обязан исполнять требования СанПиН 2.3.6.1079-01.
Официант.
Должность официанта встречается не только в ресторанах, но и в небольших уличных кафе. Именно официант непосредственно общается с посетителями и создает у них впечатления о заведении.
§ В стандартные обязанности официанта обычно входит:
ü сервировка стола клиента в соответствии с установленными стандартами;
ü прием заказов от гостей;
ü слежение за чистотой, состоянием и комплектностью столовых приборов, скатертей и салфеток на закрепленных столах;
ü знание меню, основных и сезонных блюд заведения и названия напитков;
ü консультация посетителей по выбору блюд и напитков при составлении заказа;
ü подача гостям блюд и напитков, в соответствии с установленными нормами обслуживания;
ü принятие доступных мер по разрешению проблем, возникающих у гостей;
ü создание гостеприимной атмосферы в зале;
ü предоставление счета клиентам и получение с них оплаты.
§ Официанты непосредственно подчиняются администратору или старшему официанту смены. У самих официантов могут быть помощники.
§ Официант должен уметь поддерживать общение с гостями, но не быть при этом навязчивым.
§ Он имеет право напомнить клиентам о правилах, установленных в ресторане и о необходимости расплатиться за свой заказ. Если официант самостоятельно не имеет возможности удовлетворить жалобу или просьбу посетителей, он должен обратиться к метрдотелю или администрации заведения.
§ Специальное образование для официанта не обязательно, однако, у него должна быть действительная санитарная книжка.
§ Официант в полной мере отвечает за соблюдение права клиента на получение необходимой и достоверной информации о реализуемом товаре, наравне с администратором заведения. Отсутствие такой информации является административным правонарушением. Информация о продукции и об услугах доводится до сведения гостей посредством меню, прейскурантов или иными способами, принятыми при оказании таких услуг. Это значит, что если посетитель что-то не понял в меню, именно официант должен дать ему все необходимые разъяснения.
§