Профессионально важные качества личности. Общие и специальные способности
Лекция 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОФЕССИОВЕДЕНИЕ 6.1. Классификация профессий 6.2. Профессионально важные качества личности. Общие и специальные способности Классификация профессий Представляя собой сложные социально-технические системы, профессии могут классифицироваться по различным признакам в зависимости от научно-практических задач[1] (табл. 2). Таблица 2 Классификация видов профессий
Используя условные обозначения, можно дать обзорную «карту» мира профессий, а также составить примерную формулу определенной профессии:
Рис. 1. Классификация профессий как многопризнаковых объектов Е.А. Климова
Анализируя конкретную профессию по указанным четырем основаниям, можно составить ее «формулу», отмечая преобладающие в ней признаки каждого уровня. Профессии могут быть сложного состава, поэтому в каждой ячейке формулы профессии может быть не одна, а несколько букв, степень выраженности каждого признака может быть оценена в баллах: от 1 (минимальный вес) до 3 (максимальный вес). На рис. 2 представлена формула профессии водителя пассажирского такси.
1 ярус 2 ярус 3 ярус 4 ярус Рис. 2. Формула профессии водителя пассажирского такси Иван Юрьевич Мышкин[4] дает классификацию видов трудовой деятельности в зависимости от удельного веса мышечной нагрузки: I. Формы труда, требующие значительной мышечной активности (энергетические затраты 4000-7000 ккал/сутки) – профессии тяжелого и среднего физического труда, например, землекопа, грузчика, кузнеца, каменщика, с/х профессии; II. Формы механизированного труда (энергетические затраты составляют 3000-4000 ккал/сутки) – отличительной чертой является развитие скорости и точности движений, необходимость накопления специальных знаний и двигательных умений (водитель, крановщик, токарь); III. Формы труда, связанные с автоматическим и полуавтоматическим производством, где не требуется высокой квалификации, а особенностью труда является монотонность; IV. Формы группового труда, в котором типичным видом является конвейер, а основой производительности труда является автоматизация двигательных навыков и синхронизации работы участников трудового процесса; особенностью труда также является монотонность; V. Формы труда, связанные с дистанционным управлением, возникающим на базе автоматизации и механизации производства (в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, в других – редких);
VI. Формы интеллектуального труда, основной чертой которого является сложность и изменчивость программы действий
2400-2800 ккал в сутки Кроме рассмотренных признаков, профессии могут классифицироваться по характеру требований к психофизиологическим особенностям человека [5]: ü профессии, для которых необходимы определенные природные данные (например, быстрота реакции); ü профессии, где отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом человека. По степени квалификации, необходимой для осуществления профессии [6]: ü профессии, требующие высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров; ü профессии с простым квалифицированным трудом; ü профессии с простым неквалифицированным трудом; ü профессии, не требующие специальной подготовки. Авторы различают профессии[7] по: - степени активности и уровню ответственности личности; - степени удовлетворенности человека в этой профессии; - необходимости сочетания у человека многих качеств ( универсальные профессии широкого профиля и монопрофильные); - типу личности; - характеру негативных психических качеств и деформаций личности. Профессионально важные качества личности. Общие и специальные способности Важнейшей составляющей психологической деятельности человека являются его качества. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально важных качеств (ПВК). ПВК [8] (в контексте профессиографии) рассматриваются как компоненты профессиональной пригодности, т. е. такие качества, которые необходимы человеку для успешного решения профессиональных задач (от природных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе профессионального обучения и самоподготовки).
В.Д. Шадриков[9] под ПВК понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К ПВК он относит также и способности. Эвальд Фридрихович Зеер[10] дает такое определение: ПВК – это психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) деятельности. Они многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств. Аэлита Капитоновна Маркова[11] определяет ПВК как качества человека, влияющие на эффективность осуществления его труда по основным характеристикам (производительность, надежность и др.). ПВК являются предпосылкой профессиональной деятельности и, с другой стороны, они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятельности, являясь ее новообразованием; человек в ходе труда изменяет и самого себя. В качестве ПВК могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические), психические состояния, а также мотивы, отношения (к труду, к другим людям). Справедливо отмечается, что роль профессионально важных признаков различна по мере перехода от уровня непригодности к профессии до уровня мастерства в этой профессии; значимость ряда признаков растет до определенного уровня, начиная с которого данный признак оказывается безразличным по отношению к профпригодности. Многие ученые считают, что ПВК представляют собой интегральные психофизиологические и психологические образования, которые в процессе конкретной профессиональной деятельности формируются в специальные (профессиональные) способности по механизму функциональных систем[12]. Таким образом, в психологии труда ПВК традиционно рассматриваются как способности человека к профессиональной деятельности в широком смысле слова. Поэтому необходимо, прежде всего, рассмотреть и «узкое» содержание этого неоднозначного, сложного, противоречивого, динамичного психологического явления.
способности (в современной психологии) понимают как свойство психологической функциональной системы обеспечивать достижение целей деятельности[13]. Главными критериями способностей, отличающими их от других психологических образований, называют успешность деятельности, скорость и легкость овладения ею. Различают общие способности, которые проявляются в большинстве видов деятельности (среди общих способностей различают: интеллект[14], обучаемость[15], креативность[16]) и специальные способности, которые проявляются в каком-то отдельном виде профессиональной деятельности (способности учителя, коммерсанта, музыканта и т.п.). А.К. Маркова[17] выделяет Общечеловеческие способности – психологические свойства, необходимые для включения человека в любую трудовую и профессиональную деятельность. К ним относят: • способность к жизни (жизнеспособность), • способность к труду (трудоспособность), • способность к активности и саморегуляции, включающая прогнозирование, целеполагание, предвосхищение результата, • способность к общению, к сотрудничеству с другим человеком и сопереживанию, способность к духовному обогаще нию других средствами своей профессии, • способность к профессиональной этике, к ответственности за социальные результаты своего труда, • способность к помехоустойчивости, к преодолению препятствий, к противостоянию неблагоприятным воздействиям среды, и др. На фоне общечеловеческих способностей возникают специальные способности (технические, гуманитарные, художественные, музыкальные и др.) как индивидуально-психологические характеристики, обеспечивающие успешность выполнения человеком конкретных видов деятельности. Профессиональные способности – индивидуально-психологические свойства личности человека, отличающие его от других, отвечающие требованиям данной профессиональной деятельности и являющиеся условием ее успешного выполнения. Профессиональные способности не сводимы к конкретным знаниям, умениям, навыкам, приемам. Профессиональные способности формируются у человека на основе анатомо-физиологических особенностей человека, задатков, но в большинстве профессий жестко не определяются ими. Профессиональные способности формируются на основе общечеловеческих способностей и позднее их, а также с опорой на специальные способности, если те возникли раньше или одновременно с профессиональными. Внутри профессиональных способностей различают общие профессиональные и специальные профессиональные способности: например, способность быть учителем (общие профессиональныe педагогические способности) и способность быть учителем математики (специальные профессиональные педагогические способности).
Общие профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельностью. Они определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа и др.) Специальные профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. Специальные профессиональные способности определяются конкретными условиями труда, в том числе особыми (дефицит времени, информации, перегрузки). Специальные профессиональные способности возникают при наличии повышенных требований к специальным качеством человека, которые для других профессий не являются важными. Чем сложнее профессиональная деятельность, тем более важна необходимость развития специальных профессиональных способностей. Одной из научных парадигм, объясняющих способности человека как совокупность независимых факторов, является теория множественности интеллектов американского психолога Говарда Гарднера (1983 г.), который определил интеллект как комплекс многочисленных способностей, каждая из которых выступает как ключевая для достижения успеха в определенной сфере жизнедеятельности. Ценность и развитие способностей определяются общественными нормативами, препятствующими или способствующими актуализации следующих семи их комплексов: ü лингвистических; ü логико-математических; ü пространственных; ü музыкальных; ü телесно-кинестетических; ü интер- (или меж-) личностных (понимание других людей); ü интраперсональных (понимание себя). Различная степень выраженности познавательных способностей и различные уровни интеллектуальной активности составляют типы проявлений интеллекта как относительно стабильные симптомокомплексы процессуальных и результативных характеристик умственных способностей. Разнообразие способностей порождает проблему их интеграции в аспекте как гармонизации личности, так и успешности человека как субъекта деятельности. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как способ интеграции разных ПВК субъекта и как общую способность человека к профессии. Требования к ПВК для конкретной профессии в количественной форме отражаются в психограмме, речь о которой пойдет в следующей лекции. Вопросы для самопроверки: 1. Опираясь на знания аспектов понятия «профессия», сформулируйте верное, на Ваш взгляд, определение этого термина. 2. Приведите примеры трудовых постов и рабочих мест профессий: учитель, бухгалтер, врач, инженер, водитель, биолог. 3. Когда, как и под воздействием каких причин может измениться предметная часть среды труда? 4. Как Вы представляете себе возможности и ограничения для развития субъекта на трудовых постах знакомой Вам профессии? 5. По каким признакам можно классифицировать профессии? 6. Предложите свой признак классификации професиий. 7. Составьте формулу своей будущей профессии. Литература:
[1] В «Общесоюзном классификаторе профессий» (СССР, 1968 г.) насчитывалось порядка 10 тыс. названий рабочих профессий, 5,5 тыс. названий должностей служащих и специалистов. Действующий в настоящее время «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащий и тарифных разрядов (ОКПДТР)», введен в действие Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации 23.12.96 [2] Известный отечественный экономист С.Г. Струмилин (1921 г.) считал полезным создать классификацию профессий по разновидностям неприятных сторон труда (неприятности физического порядка – утомительность труда, физическая боль, сырость, дискомфортные температурные ощущения; неприятности эстетического порядка – дисгармония ритма, звуковые и световые диссонансы, неприятные запахи; неприятности социального порядка – бесцельность, неинтересность работы, суета, плохая организация, оторванность от людей и т. п.). эти проявления негативных сторон профессий предлагалось учитывать при определении заработной платы работников [3] А.А. Бодалев обосновал необходимость выделения еще одной группы профессий – «человек–рынок» (см.: Бодалев А.А. О предмете акмеологии // Психол журн. – 1993. - №5) [4] Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДС-ПРЕСС, 2003, С. 98-102 [5] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 18 [6] Там же [7] Там же [8] Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006, С. 246-276 [9] Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994 [10] Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003, С. 54 (Э.Ф. Зеер – член-корреспондент РАО, д.пс. н., зав. кафедрой социальной и прикладной психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург) [11] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 83 [12] Оперирование понятиями «система», «структура», «функциональная система» и другими предполагает соответствующую подготовку слушателя. Понятие «система» введено в научную лексику Людвигом фон Берталанфи в 1936 г. Активное изучение теории и практики проблемы в 1960-х гг. приводит к становлению «системного подхода», в частности, в социальных науках. С 1970-х он уже активно используется как научная методология (с разными вариантами – «сетевое планирование» и др.). В 1970 – 1980-х гг. системный подход становится одним из важнейших методологических принципов отечественной психологии – принципом системности. В 1980-х гг. в естественных науках оформляется становление одного из наиболее мощных, методологически и методически разработанных вариантов системного подхода – синергетики. С 1990-х гг. ее аппарат все чаще привлекают для исследования ряда вопросов в социальных науках.
[13] Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Латерна-Вита, 1995, С. 95 [14] Под интеллектом понимают способность, определяющую общую успешность адаптации человека (и животных) к новым ситуациям посредством решения задач во внутреннем плане действия («в уме») при доминирующей роли сознания над бессознательным [15] Обучаемость - это совокупность способностей, позволяющих человеку быстро и успешно овладевать знаниями и навыками в процессе обучения и взаимодействия с другими людьми в определенной социально-исторической культуре [16] Креативность характеризуется склонностью к доминированию бессознательного – к проявлению форм неадаптивной («сверхнормативной») активности, в том числе творческой [17] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 85-86
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|