Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Профессионально важные качества личности. Общие и специальные способности

Лекция 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОФЕССИОВЕДЕНИЕ

6.1. Классификация профессий

6.2. Профессионально важные качества личности. Общие и специальные способности

Классификация профессий

Представляя собой сложные социально-технические системы, профессии могут классифицироваться по различным признакам в зависимости от научно-практических задач[1] (табл. 2).

Таблица 2

Классификация видов профессий

№ п/п Признак классификации Виды профессий
1. По условиям труда[2] ▪ работа в условиях микроклимата, близких к бытовым (Б) ▪ работа на открытом воздухе (О) ▪ работа в необычных и экстремальных условиях (Н) ▪ работа в условиях повышенной моральной ответственности за жизнь и здоровье людей (М)
2. По средствам труда ▪ профессии ручного труда (Р) ▪ профессии машинно-ручного труда (М) ▪ профессии, использующие автоматизированные и автоматические системы (А) ▪ профессии, связанные с преобладанием функциональных средств труда (Ф)
3. По целям деятельности ▪ гностические (Г) ▪ преобразующие (П) ▪ изыскательские (И)
4. По объекту труда ▪ природа (П) ▪ техника (Т) ▪ человек (Ч) ▪ знаковые системы (З) ▪ художественный образ (Х) [3]
5. По степени регламентированности труда автоматический труд полуавтоматический труд шаблонный исполнительный труд самостоятельный труд свободный творческий труд

 

Используя условные обозначения, можно дать обзорную «карту» мира профессий, а также составить примерную формулу определенной профессии:

 

«Моя профессия»

 

 

Группы профессий

БОНМ

 

Отделы профессий

РМАФ

 

Классы профессий

ГПИ

 
Типы профессий

ПТЧЗХ

                   

Рис. 1. Классификация профессий как многопризнаковых объектов Е.А. Климова

 

Анализируя конкретную профессию по указанным четырем основаниям, можно составить ее «формулу», отмечая преобладающие в ней признаки каждого уровня. Профессии могут быть сложного состава, поэтому в каждой ячейке формулы профессии может быть не одна, а несколько букв, степень выраженности каждого признака может быть оценена в баллах: от 1 (минимальный вес) до 3 (максимальный вес). На рис. 2 представлена формула профессии водителя пассажирского такси.

Т2Ч1З2 П3Г2И1 Р1М3Ф2 О2Н3М2

1 ярус                   2 ярус                3 ярус                   4 ярус

Рис. 2. Формула профессии водителя пассажирского такси

Иван Юрьевич Мышкин[4] дает классификацию видов трудовой деятельности в зависимости от удельного веса мышечной нагрузки:

I. Формы труда, требующие значительной мышечной активности (энергетические затраты 4000-7000 ккал/сутки) – профессии тяжелого и среднего физического труда, например, землекопа, грузчика, кузнеца, каменщика, с/х профессии;

II. Формы механизированного труда (энергетические затраты составляют 3000-4000 ккал/сутки) – отличительной чертой является развитие скорости и точности движений, необходимость накопления специальных знаний и двигательных умений (водитель, крановщик, токарь);

III. Формы труда, связанные с автоматическим и полуавтоматическим производством, где не требуется высокой квалификации, а особенностью труда является монотонность;

IV. Формы группового труда, в котором типичным видом является конвейер, а основой производительности труда является автоматизация двигательных навыков и синхронизации работы участников трудового процесса; особенностью труда также является монотонность;

V. Формы труда, связанные с дистанционным управлением, возникающим на базе автоматизации и механизации производства (в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, в других – редких);

VI. Формы интеллектуального труда, основной чертой которого является сложность и изменчивость программы действий

 

профессии, занятые в сфере материального производства, но не связанные непосредственно с предметами труда (инженер, конструктор, программист)   - профессии, связанные с научной работой; - профессии прикладных знаний (учитель, врач); - профессии в области литературы, искусства

2400-2800 ккал в сутки

Кроме рассмотренных признаков, профессии могут классифицироваться по характеру требований к психофизиологическим особенностям человека [5]:

ü профессии, для которых необходимы определенные природные данные (например, быстрота реакции);

ü профессии, где отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом человека.

По степени квалификации, необходимой для осуществления профессии [6]:

ü профессии, требующие высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров;

ü профессии с простым квалифицированным трудом;

ü профессии с простым неквалифицированным трудом;

ü профессии, не требующие специальной подготовки.

Авторы различают профессии[7] по:

- степени активности и уровню ответственности личности;

- степени удовлетворенности человека в этой профессии;

- необходимости сочетания у человека многих качеств ( универсальные профессии широкого профиля и монопрофильные);

- типу личности;

- характеру негативных психических качеств и деформаций личности.

Профессионально важные качества личности. Общие и специальные способности

Важнейшей составляющей психологической деятельности человека являются его качества. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально важных качеств (ПВК).

ПВК [8] (в контексте профессиографии) рассматриваются как компоненты профессиональной пригодности, т. е. такие качества, которые необходимы человеку для успешного решения профессиональных задач (от природ­ных задатков до профессиональных знаний, получаемых в процессе профессионального обучения и самоподготовки).

В.Д. Шадриков[9] под ПВК понимает индивидуальные качества субъекта деятельности, влияющие на эффективность деятельности и успешность ее освоения. К ПВК он относит также и способности.

Эвальд Фридрихович Зеер[10] дает такое определение: ПВК – это психологические качества личности, определяющие продуктивность (производительность, качество, результативность и др.) деятельности. Они многофункциональны и вместе с тем каждая профессия имеет свой ансамбль этих качеств.

Аэлита Капитоновна Маркова[11] определяет ПВК как качества человека, влияющие на эффек­тивность осуществления его труда по основным характеристи­кам (производительность, надежность и др.). ПВК являются предпосылкой профессиональной деятельности и, с другой сто­роны, они сами совершенствуются, шлифуются в ходе деятель­ности, являясь ее новообразованием; человек в ходе труда изменяет и самого себя.

В качестве ПВК могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические), психические состояния, а также мотивы, отно­шения (к труду, к другим людям). Справедливо отмечается, что роль профессионально важных признаков различна по мере перехода от уровня непригодности к профессии до уровня мастерства в этой профессии; значимость ряда признаков рас­тет до определенного уровня, начиная с которого данный при­знак оказывается безразличным по отношению к профпригод­ности.

Многие ученые считают, что ПВК представляют собой интеграль­ные психофизиологические и психологические образования, которые в процессе конкретной профессиональной деятельности формируются в специальные (профессиональные) способности по механизму функ­циональных систем[12].

Таким образом, в психологии труда ПВК традиционно рассмат­риваются как способности человека к профессиональной деятельно­сти в широком смысле слова. Поэтому необходимо, прежде всего, рас­смотреть и «узкое» содержание этого неоднозначного, сложного, противоречивого, динамичного психологического явления.

способности (в современной психологии) понимают как свойство психологической функциональной системы обеспечивать достижение целей деятельности[13].

Главными критериями способностей, отличающими их от других психологических образований, называют успешность деятельности, скорость и легкость овладения ею.

Различают общие способности, которые проявляются в большинстве видов деятельности (среди общих способностей различают: интеллект[14], обучаемость[15], креативность[16]) и специальные способности, которые проявляются в каком-то отдельном виде профессиональной деятельности (способности учителя, коммерсанта, музыканта и т.п.).

А.К. Маркова[17] выделяет Общечеловеческие способности – психологические свой­ства, необходимые для включения человека в любую трудовую и профессиональную деятельность. К ним относят:

• способность к жизни (жизнеспособность),

• способность к труду (трудоспособность),

• способность к активности и саморегуляции, включающая прогнозирование, целеполагание, предвосхищение результата,

• способность к общению, к сотрудничеству с другим че­ловеком и сопереживанию, способность к духовному обогаще нию других средствами своей профессии,

• способность к профессиональной этике, к ответственности за социальные результаты своего труда,

• способность к помехоустойчивости, к преодолению пре­пятствий, к противостоянию неблагоприятным воздействиям среды, и др.

На фоне общечеловеческих способностей возникают специ­альные способности (технические, гуманитарные, художествен­ные, музыкальные и др.) как индивидуально-психологические характеристики, обеспечивающие успешность выполнения че­ловеком конкретных видов деятельности.

Профессиональные способности – индивидуально-психоло­гические свойства личности человека, отличающие его от дру­гих, отвечающие требованиям данной профессиональной дея­тельности и являющиеся условием ее успешного выполнения. Профессиональные способности не сводимы к конкретным зна­ниям, умениям, навыкам, приемам. Профессиональные способ­ности формируются у человека на основе анатомо-физиологических особенностей человека, задатков, но в большинстве профессий жестко не определяются ими. Профессиональные способности формируются на основе общечеловеческих способностей и позднее их, а также с опорой на специальные способности, если те возникли раньше или одновременно с профессиональными. Внутри профессиональных способностей различают общие профес­сиональные и специальные профессиональные способности: например, способность быть учителем (общие профессиональныe педагогические способности) и способность быть учителем математики (специальные профессиональные педагогические способности).

Общие профессиональные способности – это психологиче­ские свойства личности, требуемые от человека данной конкретной профессиональной деятельностью. Они определяются предметом труда в профессии (человек, техника, природа и др.)

Специальные профессиональные способности – это психологические свойства личности, требуемые от человека в рамках данной профессии, но при более узкой специализации. Специальные профессиональные способности определяются конкретными условиями труда, в том числе особыми (дефицит времени, информации, перегрузки). Специальные профессио­нальные способности возникают при наличии повышенных тре­бований к специальным качеством человека, которые для других профессий не являются важными. Чем сложнее профессио­нальная деятельность, тем более важна необходимость разви­тия специальных профессиональных способностей.

Одной из научных парадигм, объясняющих способности человека как совокупность независимых факторов, является теория множественности интеллектов американского психолога Говарда Гарднера (1983 г.), который определил интеллект как ком­плекс многочисленных способностей, каждая из которых выступает как ключевая для достижения успеха в определенной сфере жизне­деятельности. Ценность и развитие способностей определяются об­щественными нормативами, препятствующими или способствующи­ми актуализации следующих семи их комплексов:

ü лингвистических;

ü логико-математических;

ü пространственных;

ü музыкальных;

ü телесно-кинестетических;

ü интер- (или меж-) личностных (понимание других людей);

ü интраперсональных (понимание себя).

Различная степень выраженности познавательных спо­собностей и различные уровни интеллектуальной активнос­ти составляют типы проявлений интеллекта как относитель­но стабильные симптомокомплексы процессуальных и результативных характеристик умственных способностей. Разнообразие способностей порождает проблему их интеграции в аспекте как гармонизации личности, так и успешности человека как субъекта деятельности. Индивидуальный стиль деятельности мож­но рассматривать как способ интеграции разных ПВК субъекта и как общую способность человека к профессии.

Требования к ПВК для конкретной профессии в количественной форме отражаются в психограмме, речь о которой пойдет в следующей лекции.

Вопросы для самопроверки:

1. Опираясь на знания аспектов понятия «профессия», сформулируйте верное, на Ваш взгляд, определение этого термина.

2. Приведите примеры трудовых постов и рабочих мест профессий: учитель, бухгалтер, врач, инженер, водитель, биолог.

3. Когда, как и под воздействием каких причин может измениться предметная часть среды труда?

4. Как Вы представляете себе возможности и ограничения для развития субъекта на трудовых постах знакомой Вам профессии?

5. По каким признакам можно классифицировать профессии?

6. Предложите свой признак классификации професиий.

7. Составьте формулу своей будущей профессии.

Литература:

1. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Латерна-Вита, 1995
2. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003
3. Зеер Э.Ф. Психология профессионального образования: Учебн. пособие. – М.: изд-во Московского психолого-социального института; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЕК», 2003
4. Климов Е.А. Введение в психологию труда: Учебник. – М.: Издательство Московского университета; Издательский центр «Академия», 2004
5. Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996
6. Носкова О.Г. Психология труда: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Академия, 2004
7. Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДС-ПРЕСС, 2003
8. Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006

 

 

 

 


[1] В «Общесоюзном классификаторе профессий» (СССР, 1968 г.) насчитывалось порядка 10 тыс. названий рабочих профессий, 5,5 тыс. названий должностей служащих и специалистов. Действующий в настоящее время «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащий и тарифных разрядов (ОКПДТР)», введен в действие Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации 23.12.96

[2] Известный отечественный экономист С.Г. Струмилин (1921 г.) считал полезным создать классификацию профессий по разновидностям неприятных сторон труда (неприятности физического порядка – утомительность труда, физическая боль, сырость, дискомфортные температурные ощущения; неприятности эстетического порядка – дисгармония ритма, звуковые и световые диссонансы, неприятные запахи; неприятности социального порядка – бесцельность, неинтересность работы, суета, плохая организация, оторванность от людей и т. п.). эти проявления негативных сторон профессий предлагалось учитывать при определении заработной платы работников

[3] А.А. Бодалев обосновал необходимость выделения еще одной группы профессий – «человек–рынок» (см.: Бодалев А.А. О предмете акмеологии // Психол журн. – 1993. - №5)

[4] Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДС-ПРЕСС, 2003, С. 98-102

[5] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 18

[6] Там же

[7] Там же

[8] Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006, С. 246-276

[9] Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994

[10] Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003, С. 54 (Э.Ф. Зеер – член-корреспондент РАО, д.пс. н., зав. кафедрой социальной и прикладной психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург)

[11] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 83

[12] Оперирование понятиями «система», «структура», «функциональная система» и другими предполагает соответствующую подготовку слушателя.

Понятие «система» введено в научную лексику Людвигом фон Берталанфи в 1936 г. Активное изучение теории и практики проблемы в 1960-х гг. приводит к становле­нию «системного подхода», в частности, в социальных науках. С 1970-х он уже ак­тивно используется как научная методология (с разными вариантами – «сетевое планирование» и др.).

В 1970 – 1980-х гг. системный подход становится одним из важнейших методологических принципов отечественной психологии – принципом системности. В 1980-х гг. в естественных науках оформляется становление одного из наиболее мощных, методологически и методически разработанных вариантов системного под­хода – синергетики.

С 1990-х гг. ее аппарат все чаще привлекают для исследования ряда вопросов в соци­альных науках.

 

[13] Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Латерна-Вита, 1995, С. 95

[14] Под интеллектом понимают способность, определяющую общую успешность адаптации человека (и животных) к новым ситуациям посредством решения задач во внутреннем плане действия («в уме») при доминирующей роли сознания над бессознательным

[15] Обучаемость - это совокупность способностей, позволяющих человеку быстро и успешно овладевать знаниями и навыками в процессе обучения и взаимодействия с другими людьми в определенной социально-исторической культуре

[16] Креативность характеризуется склонностью к доминированию бес­сознательного – к проявлению форм неадаптивной («сверхнорма­тивной») активности, в том числе творческой

[17] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 85-86

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...