Профессионально важные качества личности. Общие и специальные способности
Лекция 6. ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОФЕССИОВЕДЕНИЕ 6.1. Классификация профессий 6.2. Профессионально важные качества личности. Общие и специальные способности Классификация профессий Представляя собой сложные социально-технические системы, профессии могут классифицироваться по различным признакам в зависимости от научно-практических задач[1] (табл. 2). Таблица 2 Классификация видов профессий
Используя условные обозначения, можно дать обзорную «карту» мира профессий, а также составить примерную формулу определенной профессии:
Рис. 1. Классификация профессий как многопризнаковых объектов Е.А. Климова
Анализируя конкретную профессию по указанным четырем основаниям, можно составить ее «формулу», отмечая преобладающие в ней признаки каждого уровня. Профессии могут быть сложного состава, поэтому в каждой ячейке формулы профессии может быть не одна, а несколько букв, степень выраженности каждого признака может быть оценена в баллах: от 1 (минимальный вес) до 3 (максимальный вес). На рис. 2 представлена формула профессии водителя пассажирского такси.
1 ярус 2 ярус 3 ярус 4 ярус Рис. 2. Формула профессии водителя пассажирского такси Иван Юрьевич Мышкин[4] дает классификацию видов трудовой деятельности в зависимости от удельного веса мышечной нагрузки: I. Формы труда, требующие значительной мышечной активности (энергетические затраты 4000-7000 ккал/сутки) – профессии тяжелого и среднего физического труда, например, землекопа, грузчика, кузнеца, каменщика, с/х профессии; II. Формы механизированного труда (энергетические затраты составляют 3000-4000 ккал/сутки) – отличительной чертой является развитие скорости и точности движений, необходимость накопления специальных знаний и двигательных умений (водитель, крановщик, токарь); III. Формы труда, связанные с автоматическим и полуавтоматическим производством, где не требуется высокой квалификации, а особенностью труда является монотонность; IV. Формы группового труда, в котором типичным видом является конвейер, а основой производительности труда является автоматизация двигательных навыков и синхронизации работы участников трудового процесса; особенностью труда также является монотонность; V. Формы труда, связанные с дистанционным управлением, возникающим на базе автоматизации и механизации производства (в одних случаях пульты управления требуют частых активных действий человека, в других – редких);
VI.
2400-2800 ккал в сутки Кроме рассмотренных признаков, профессии могут классифицироваться по характеру требований к психофизиологическим особенностям человека [5]: ü профессии, для которых необходимы определенные природные данные (например, быстрота реакции); ü профессии, где отсутствие необходимых качеств может компенсироваться мотивацией, опытом человека. По степени квалификации, необходимой для осуществления профессии [6]: ü профессии, требующие высококвалифицированного труда и длительной дорогостоящей подготовки кадров; ü профессии с простым квалифицированным трудом; ü профессии с простым неквалифицированным трудом; ü профессии, не требующие специальной подготовки. Авторы различают профессии[7] по: - степени активности и уровню ответственности личности; - степени удовлетворенности человека в этой профессии; - необходимости сочетания у человека многих качеств ( универсальные профессии широкого профиля и монопрофильные); - типу личности; - характеру негативных психических качеств и деформаций личности. Профессионально важные качества личности. Общие и специальные способности Важнейшей составляющей психологической деятельности человека являются его качества. Их развитие и интеграция в процессе профессионального становления приводят к формированию системы профессионально важных качеств (ПВК).
В.Д. Шадриков[9] под Эвальд Фридрихович Зеер[10] дает такое определение: Аэлита Капитоновна Маркова[11] определяет В качестве ПВК могут выступать психические процессы (мыслительные, сенсорные, речевые, мнемические), психические состояния, а также мотивы, отношения (к труду, к другим людям). Справедливо отмечается, что роль профессионально важных признаков различна по мере перехода от уровня непригодности к профессии до уровня мастерства в этой профессии; значимость ряда признаков растет до определенного уровня, начиная с которого данный признак оказывается безразличным по отношению к профпригодности. Многие ученые считают, что ПВК представляют собой интегральные психофизиологические и психологические образования, которые в процессе конкретной профессиональной деятельности формируются в специальные (профессиональные) способности по механизму функциональных систем[12]. Таким образом, в психологии труда ПВК традиционно рассматриваются как способности человека к профессиональной деятельности в широком смысле слова. Поэтому необходимо, прежде всего, рассмотреть и «узкое» содержание этого неоднозначного, сложного, противоречивого, динамичного психологического явления.
Главными критериями способностей, отличающими их от других психологических образований, называют успешность деятельности, скорость и легкость овладения ею. Различают общие способности, которые проявляются в большинстве видов деятельности (среди общих способностей различают: интеллект[14], обучаемость[15], креативность[16]) и специальные способности, которые проявляются в каком-то отдельном виде профессиональной деятельности (способности учителя, коммерсанта, музыканта и т.п.). А.К. Маркова[17] выделяет • способность к жизни (жизнеспособность), • способность к труду (трудоспособность), • способность к активности и саморегуляции, включающая прогнозирование, целеполагание, предвосхищение результата, • способность к общению, к сотрудничеству с другим человеком и сопереживанию, способность к духовному обогаще нию других средствами своей профессии, • способность к профессиональной этике, к ответственности за социальные результаты своего труда, • способность к помехоустойчивости, к преодолению препятствий, к противостоянию неблагоприятным воздействиям среды, и др. На фоне общечеловеческих способностей возникают
Одной из научных парадигм, объясняющих способности человека как совокупность независимых факторов, является теория множественности интеллектов американского психолога Говарда Гарднера (1983 г.), который определил ü лингвистических; ü логико-математических; ü пространственных; ü музыкальных; ü телесно-кинестетических; ü интер- (или меж-) личностных (понимание других людей); ü интраперсональных (понимание себя). Различная степень выраженности познавательных способностей и различные уровни интеллектуальной активности составляют типы проявлений интеллекта как относительно стабильные симптомокомплексы процессуальных и результативных характеристик умственных способностей. Разнообразие способностей порождает проблему их интеграции в аспекте как гармонизации личности, так и успешности человека как субъекта деятельности. Индивидуальный стиль деятельности можно рассматривать как способ интеграции разных ПВК субъекта и как общую способность человека к профессии. Требования к ПВК для конкретной профессии в количественной форме отражаются в психограмме, речь о которой пойдет в следующей лекции. Вопросы для самопроверки: 1. Опираясь на знания аспектов понятия «профессия», сформулируйте верное, на Ваш взгляд, определение этого термина. 2. Приведите примеры трудовых постов и рабочих мест профессий: учитель, бухгалтер, врач, инженер, водитель, биолог. 3. Когда, как и под воздействием каких причин может измениться предметная часть среды труда? 4. Как Вы представляете себе возможности и ограничения для развития субъекта на трудовых постах знакомой Вам профессии? 5. По каким признакам можно классифицировать профессии? 6. Предложите свой признак классификации професиий. 7. Составьте формулу своей будущей профессии. Литература:
[1] В «Общесоюзном классификаторе профессий» (СССР, 1968 г.) насчитывалось порядка 10 тыс. названий рабочих профессий, 5,5 тыс. названий должностей служащих и специалистов. Действующий в настоящее время «Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащий и тарифных разрядов (ОКПДТР)», введен в действие Комитетом РФ по стандартизации, метрологии и сертификации 23.12.96 [2] Известный отечественный экономист С.Г. Струмилин (1921 г.) считал полезным создать классификацию профессий по разновидностям неприятных сторон труда (неприятности физического порядка – утомительность труда, физическая боль, сырость, дискомфортные температурные ощущения; неприятности эстетического порядка – дисгармония ритма, звуковые и световые диссонансы, неприятные запахи; неприятности социального порядка – бесцельность, неинтересность работы, суета, плохая организация, оторванность от людей и т. п.). эти проявления негативных сторон профессий предлагалось учитывать при определении заработной платы работников [3] А.А. Бодалев обосновал необходимость выделения еще одной группы профессий – «человек–рынок» (см.: Бодалев А.А. О предмете акмеологии // Психол журн. – 1993. - №5) [4] Психология труда: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. / Под ред. проф. А.В. Карпова. – М.: ВЛАДС-ПРЕСС, 2003, С. 98-102 [5] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 18 [6] Там же [7] Там же [8] Толочек В.А. Современная психология труда: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2006, С. 246-276 [9] Шадриков В.Д. Деятельность и способности. М., 1994 [10] Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический проект, 2003, С. 54 (Э.Ф. Зеер – член-корреспондент РАО, д.пс. н., зав. кафедрой социальной и прикладной психологии Российского государственного профессионально-педагогического университета (г. Екатеринбург) [11] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 83 [12] Оперирование понятиями «система», «структура», «функциональная система» и другими предполагает соответствующую подготовку слушателя. Понятие «система» введено в научную лексику Людвигом фон Берталанфи в 1936 г. Активное изучение теории и практики проблемы в 1960-х гг. приводит к становлению «системного подхода», в частности, в социальных науках. С 1970-х он уже активно используется как научная методология (с разными вариантами – «сетевое планирование» и др.). В 1970 – 1980-х гг. системный подход становится одним из важнейших методологических принципов отечественной психологии – принципом системности. В 1980-х гг. в естественных науках оформляется становление одного из наиболее мощных, методологически и методически разработанных вариантов системного подхода – синергетики. С 1990-х гг. ее аппарат все чаще привлекают для исследования ряда вопросов в социальных науках.
[13] Дружинин В.Н. Психология общих способностей. М.: Латерна-Вита, 1995, С. 95 [14] Под интеллектом понимают способность, определяющую общую успешность адаптации человека (и животных) к новым ситуациям посредством решения задач во внутреннем плане действия («в уме») при доминирующей роли сознания над бессознательным [15] Обучаемость - это совокупность способностей, позволяющих человеку быстро и успешно овладевать знаниями и навыками в процессе обучения и взаимодействия с другими людьми в определенной социально-исторической культуре [16] Креативность характеризуется склонностью к доминированию бессознательного – к проявлению форм неадаптивной («сверхнормативной») активности, в том числе творческой [17] Маркова А.К. Психология профессионализма. – М., 1996, С. 85-86
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|