Интерпретация рисунка (ключ).
Первое, что мы сделаем — обратим внимание на нажим карандаша. Слабый нажим диагностирует
Сильный нажим диагностирует
Незаштрихованный рисунок (белый фон) означает незрелость, инфантилизм, неготовность отвечать за свои поступки. Заштрихованный рисунок может быть заштрихован по-разному. Сильно «затушёванный» рисунок (когда заштрихованность просто бросается в глаза) диагностирует: - озабоченность какой-то конкретной проблемой, фиксацию на ней; Перекрёстное штрихование выдаёт: - либо гиперконтроль (человек постоянно себя контролирует, играет роль, не снимает маски, не доверяет никому); Стирание и исправление линий — попытка контролировать свою тревогу и своё поведение. Линии, не доведённые до конца — клиническая астения, истощение организма. Линии, не попадающие в нужную точку — гиперактивность у детей, импульсивность у взрослых. Аккуратность линий — представление о своём окружении как о несущем угрозу. Итак, дом — это схематическое изображение «Я». Где (в общем виде) окна — это глаза, очаг — это счастье и душевное тепло, получаемое от значимых людей (которое либо есть либо его нет), дверь — это возможность (или невозможность) контактов. В норме у нарисованного человеком (не художником) дома должны присутствовать как минимум:
Забор, живая изгородь (то есть, кусты), деревья, будка, гараж, тропинки — считаются для этого рисунка избыточно лишними. О чём сигнализируют эти дополнительные элементы? Они указывают на: - отсутствие у человека чувства безопасности, Крупный дом — зацикленность человека только на контактах внутри собственной семьи. Мелкий рисунок (крошечный дом) — слабые семейные связи, отсутствие «чувства дома». Много исправлений, много линий — проблемы в семье. Дом-схема (вид сверху): Дом нарисован у нижней границы листа — небезопасная обстановка в семье. Нежилой дом (например, церковь) или фантастические дома — демонстративность как черта характера, склонность к эпатажу, нежелание делиться информацией о себе. Дверь без порожка (лестницы) — так же как и полное отсутствие двери: Раскрытые двери — крайняя степень одиночества, недостаток дружбы и любви, почти открытый крик о помощи. Очень большие двери — человек «не принадлежит себе», им распоряжаются другие люди, в данный момент жизни он зависим от какого-то конкретного лица. Двери с замком и щеколдой — педантичность, скрупулёзность, характер ананкаста (педантичный), нежелание выдавать свои тайны.
Водосточный жёлоб — мнительность, ипохондрия, избыточная подозрительность. Окна без занавесок — открытое и очень непосредственное поведение. Окна с занавесками — социально обусловленное поведение, повышенное внимание к своей внешности. Окно с форточкой — стремление к самоконтролю, волевой, сдерживающий эмоции характер. Окно с решёткой — подозрительность, боязнь чужой агрессии (травмирующий опыт в прошлом), показатель несвободы, реальной зависимости от людей или обстоятельств. Окно-прямоугольник (без перекрестий) — отсутствие друзей, только формальные контакты. Окна отсутствуют — открытое проявление враждебности к миру, психотравма. Очень маленькие окошки + очень большая (открытая) дверь — человек «запутался в связях», имеет много поверхностных неразборчивых контактов. (Вплоть до приглашения в дом бомжей). Очень большие окна + очень маленькая (отсутствует) дверь — позиция «созерцателя», наблюдателя, «писателя» в сочетании с характером необщительного интроверта, осторожность в контактах, этот человек трудно идёт на сближение. Очень большая крыша у дома — человек живёт в мире своих фантазий, слабо интересуется реальностью. Крыша нарисована с нажимом — ярко выраженная потребность в защите, тревожность. Плоская крыша — проблемы с воображением, эмоциональная холодность, эмоциональная «выжженность» после травмы или депрессии. Труба отсутствует — конфликт со значимым мужчиной, Много дыма из трубы — говорит о сильном внутреннем напряжении, которое человек пытается скрыть. Дым из трубы обозначен схематическими чёрточками — отсутствие тепла и любви в семейной жизни. Дерево – отражает личность и ее черты характера, символ движения и развития человека, его стремлений, символ познания. Дерево нарисовано тонкими линиями без нажима— неприспособленность к жизни, нерешительность как черта характера. Дерево нарисовано тонкими и прерывистыми линиями — свидетельствует об ярко выраженном беспокойстве в данный момент. Обведённые несколько раз контуры — агрессия, защитная агрессия. Очень большое дерево — агрессия. Маленькое (или маленькое и молодое) деревце — низкая самооценка.
Дерево экзотическое (для данной местности) склонность к эпатажу, демонстративное поведение. Дерево из геометрических фигур — в целом, импульсивность и гиперактивность. Кривой ствол или ствол, нарисованный в наклоне — регрессивное поведение, гиперактивность, «эмоциональная буря». Прорисовка коры на стволе, детально заштрихованный ствол — озабоченность своим состоянием здоровья. Корни висят в воздухе — оторванность от «своей» почвы, недостаток дружеского внимания и понимания. Корни прорисованы в почве (разные интерпретации) - небезопасность человека в настоящий момент, жизнь «в прошлом», привязанность к своей семье. Дерево без корней «висит в воздухе» (на выбор) - плохая адаптация в социуме, непрактичность, конфликты в доме, в семье. Нарисована земля, но нет корней — человек привык подавлять свои эмоции. Крона открыта — характер экстраверта. Крона очерчена кружком — характер интроверта. Крона структурирована (как ветки метмрополитена) — склонность к планированию и педантизм. Крона проработана, но хаотична — беспорядочность в контактах, неумение планировать свои действия, мечтательность, «защитное фантазирование». Крона заканчивается острыми ветками — агрессия Крона узкая — характер интроверта, Ветки вниз — депрессия, астения. Кроны у дерева нет — человек не представляет себе своего будущего, не видит никаких перспектив. Дерево засохшее\поваленное - наличие конкретной психотравмы, сильный стресс, агрессия, направленная на себя. Тщательно прорисованные одинаковые листья — зацикленность на неких травмирующих переживаниях, навязчивые мысли. Животные в дупле — потребность в защите более сильных, желание иметь «свой дом», неуют в нынешнем доме. Огромное дупло — подсознательное стремление обзавестись большим потомством, Небольшое дупло, нарисованное с нажимом, затушёванное, зарисованное концентрическими кругами всегда говорит о травме или несчастном случае, которые до сих пор воздействуют на психику человека. Очень часто дупло свидетельствует об изнасиловании или очень раннем сексуальном опыте в прошлом.
Сломанная ветвь — несчастный случай или потеря близкого человека. Фантастические деревья — нежелание раскрывать свои секреты, подсознательный отказ от работы с тестом, агрессия — даже прикрытая дружелюбием, особенно когда дерево — «улыбается». Дополнительные элементы (птицы, гнезда, скворечники) – некоторая инфантильность или оптимизм, веселый, неунывающий характер. Листья, цветы, плоды на дереве – хорошее чувство реальности, адекватность, хороший вкус, тщеславие, стремление получить признание и одобрение окружающих. Рисунок человека – является самой показательной частью теста: по сути – это и есть сам тестируемый, как он себя видит и проецирует. Крупная фигура — тревога и стресс «здесь и сейчас». Гигантская фигура — желание экспансии (заполнение всего мира — собой), неумение строить границы («Всё ваше — моё»), импульсивность. Маленькая фигура — депрессия, низкая самооценка, хроническая тревожность. Рисунок вверху — высокая самооценка. Рисунок внизу — низкая самооценка. Рисунок в углу — чувство вины, подавленность. Много разнообразных деталей в рисунке — демонстративность или творческое воображение (часто одно и другое — тесно переплетены). Много однообразных деталей в рисунке — это либо:
Рисунок схематичен — возможны совершенно разные варианты (внимание!): - астения, Фигура стоит спиной — негативизм, конфликтность, Богач\бедняк — зацикленность на теме денег. Если (кроме гениталий) какие-то части тела человека на рисунке отсутствуют, пропущены — это всегда означает одно: человек отрицает функцию этой части тела. Например, «забыв» нарисовать уши, человек показывает, что он не хочет кого-то или что-то слышать. Это часто трактуют как закрытость для критики. Однако это может означать и то, что человек просто устал от критики вполне конкретного лица, а не от критики вообще как таковой.
Укрупнение какой-либо части тела — всегда означает повышенный интерес к её функции. Искажения в правой части рисунка — несоблюдение социальных норм и конфликты с людьми, которые контролируют эти социальные нормы. Слишком крупное туловище — неудовлетворённость потребностей. Слишком короткое туловище — низкая самооценка. Слишком вытянутая фигура может говорить об: Длинные руки — страсть к накопительству. Короткие руки - характер интроверта, склонность не идти до конца, «отступать». Руки, прижатые к телу — сильное внутреннее напряжение. Руки, сжатые в кулаки — попытка открыто проявить протест. Ладони отсутствуют — нехватка общения или неумение общаться. Очень большие ладони — очень высокая неудовлетворённость потребности в общении. Заштрихованные (зачернённые) кисти и пальцы — конфликтность. Длинные ноги — стремление к автономии от других людей, членов семьи (желание убежать). Короткие ноги — подавленность. Широко расставленные ноги - либо характер экстраверта, либо потребность в опоре. Плотно сведённые ноги — характер интроверта. Маленькие или не прорисованные стопы -непрактичность, слабая ориентация в бытовых вопросах, пассивность, иногда — зависимость от других людей. Слишком крупная голова говорит сразу о нескольких различных вещах: Голова, повёрнутая к зрителю затылком — весьма нехороший признак. К счастью, встречается редко. На этот признак стоит обратить внимание, когда он повторяется в целой серии изображения человека. Говорит о параноидальных или даже о шизофренических тенденциях. Слишком маленькая голова. Имеется два варианта интерпретации (иногда они соединены вместе): Тщательно прорисованные волосы, особенно уложенные в замысловатую причёску — демонстративность как постоянная черта характера. Головной убор — попытка бороться с собственными агрессивными выплесками, контролировать своё поведение. Голова отсутствует вообще — встречается в рисунках гиперактивных детей. У взрослых говорит об импульсивности. Лицо затемнённое (заштрихованное, затушёванное) — свидетельствует о негативном самоощущении (самообвинении). Лицо прорисовано сверхдетально — озабоченность своим внешним видом, озабоченность тем, «как воспринимают меня окружающие». Слишком крупные (слишком подчёркнутые) уши —- подозрительность как черта характера, настороженность «здесь и сейчас», чувствительность к чужой критике. Слишком маленькие, еле обозначенные уши (или отсутствие ушей) - человек не приемлет критики вообще или критики конкретного лица, человек живёт в своём внутреннем мире — ему неинтересно слушать кого бы то ни было из своего окружения. Слишком большие уши и нос (карикатура) -человек не принимает свою внешность. Огромные расширенные зрачки, «распахнутые глаза» - тревожность как черта характера, потребность в защите «здесь-и-сейчас». Глаза-щёлки, точки (или отсутствие глаз) - слишком размытый признак,означает много разного: Пустые глазницы — сильная астения, аутизм, импульсивность, наклонности к ассоциальному поведению. Затушёванные глаза (зрачок на весь глаз) а также глаза, скрытые тёмными очками — человек, одержимый какими-то реальными страхами в настоящий момент жизни. Взгляд «в сторону» - недоверчивость, подозрительность, скрытность. Тщательно прорисованные ресницы — демонстративное поведение, нонконформизм, любовь к эпатажу, внешним эффектам. Тщательно прорисованные губы (или большой рот) человек любит пробовать жизнь «на вкус», материалист, гурман. Оскаленный рот (видны зубы) человек склонен к словесной агрессии (скандалист) Клоунская улыбка (рот до ушей) - человек вынужденно вежлив со своим окружением, внутри него — агрессия. Рот-линия (точка), рот отсутствует — астения, склонность к анорексии, аутизм, негативизм. Выделенный подбородок — желание доминировать. Слишком крупный подбородок — попытка компенсировать внутреннюю неуверенность в себе. Отсутствие шеи — импульсивность. Слишком длинная шея (особенно с рядом пуговиц) - человек реально зависит от другого человека и тяготится этим; человек склонен к зависимостям разного рода. Итог: Тест ДДЧ это не только диагностика (констатация факта), но и терапия (позитивное изменение). Для того, чтобы этот тест стал терапевтическим, нужно в течение некоторого времени постоянно возвращаться к нему, выполняя его как упражнение, «через немогу» - для выплеска негативных переживаний на бумагу и отслеживания изменений. По мере того, как Вы будете «заставлять» себя рисовать «правильные» объекты (дома, деревья, человека), будет улучшаться и Ваше мировосприятие, и сама Жизнь — как вокруг автора позитивных рисунков. В конце - концов по мере улучшения состояния улучшатся и рисунки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|