Главный принцип в постановке на публике - чтобы оратору было комфортно.
Техника речи Техника речи – это мастерство публичного выступления, делового общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил ораторского искусства, связанные с силой, высотой, благозвучностью, полетностью, подвижностью, тоном голоса и дикцией. Для делового разговора большое значение имеет техника речи, составными частями которой являются постановка речевого дыхания, дикция и орфоэпия (т.е. правильное литературное произношение). Суть техники речи — в координации дыхания, голоса, артикуляции при соблюдении норм произношения. Такая организация обеспечивает такие качества голоса, как звучность, темп, тембр, высота, четкость дикции. Голос. Главные качества голоса – это сила, высота, тембр. Для хорошо поставленного голоса характерны еще и такие свойства, как благозвучность, полетность, подвижность и разнообразие тона. Сила голоса – это его громкость, зависящая от активности работы органов дыхания и речи. Человек должен уметь варьировать силу голоса в зависимости от условий коммуникации. Поэтому необходимо умение говорить как громко, так и тихо. Высота голоса – это его способность к тональным изменениям, то есть его диапазон. Для обычного голоса характерен диапазон в полторы октавы, однако в бытовой речи человек чаще всего использует лишь 3-4 ноты. Расширение диапазона делает речь выразительнее. Тембром голоса называют его неповторимую индивидуальную окраску, которая обусловлена строением речевого аппарата, главным образом характером обертонов, образующихся в резонаторах – нижних (трахея, бронхи) и верхних (полость рта и полость носа). Если нижними резонаторами мы не можем произвольно управлять, то использование верхних резонаторов может поддаваться совершенствованию.
Полетность голоса – это его способность быть хорошо слышимым на значительном расстоянии без увеличении громкости. Под тоном подразумевают эмоционально-экспессивную окрашенность голоса, способствующую выражению в речи говорящего его чувств и намерений. Тон речи может быть добрым, злым, восторженным, официальным, дружеским и т.д. он создается с помощью таких средств, как увеличение или ослабление силы голоса, паузация, убыстрение или замедление темпа речи Постановка голоса – это выработка правильных голосовых, речевых, певческих навыков развития и тренинг голоса для профессиональной работы. Поставленный голос отличается звучностью, красотой звучания, богатством тембровой окраски, широтой диапазона, дыхания; четкостью произношения слов, чистотой интонации, малой утомляемостью. При постановке голоса работа мышц становится очень тонко дифференцированной, т.е. расчлененной и упорядоченной. Человек, работающий над постановкой голоса, должен выработать острое внимание к своим мышечным ощущениям и знать, к какой группе мышц это внимание должно быть в первую очередь направлено. Методы постановки голоса могут быть разные, но все они опираются на общие принципы и этапы в работе: ü развитие и совершенствование дыхания; ü приобретение понятий и навыков в использовании резонаторов, позиции (зевка), атаки звука; ü овладение техническими вокальными приемами; ü работа с артикуляционным аппаратом. Упражнения на развитие силы голоса Ауканье. Представьте, что вы заблудились в лесу. Вы стоите и кричите: «Ау-ау» Произносить звуки надо сначала тихо, потом громче, затем еще громче. Эхо. Дети становятся в 2 ряда лицом друг к другу. Одни громко поизносят: «А!». Другие тихо отзываются: «А-а-а». Пионерский горн. Представьте, что вы отдыхаете в пионерском лагере. Утром вас будет звук пионерского горна. Горнист трубит: «Ту-ту-ту-ту». («Вставай-вставай, кровати заправляй!») А теперь вы постарайтесь изобразить звук горна.
Диапазон – слово диапазон греческого происхождения и означает «через всё». Оратор, который хочет быть убедительным, говорит медленно и в низкой тональности. Но он должен оставаться в рамках естественного диапазона своего голоса, иначе он будет казаться неискренним. Дикция Ясная, четкая дикция — первое и обязательное условие хорошей речи. Небрежность в произнесении делает речь невнятной и неразборчивой. Это выражается в «съедании» конечной согласной или звуков внутри слова, звучании «сквозь зубы». Неподвижная верхняя и вялая нижняя губа мешает четкому и ясному произнесению многих свистящих и шипящих согласных. Речь часто бывает неразборчива вследствие скороговорки, когда слова как бы «наскакивают» друг на друга. Говорить надо плавно, приучиться хорошо открывать рот, так как хорошо открываемый рот является важным условием для формирования звука и его «посыла». Хорошая дикция подготавливает речевой аппарат к творческому процессу, делает привычной точную артикуляцию всех звуков речи, помогает выразительности слова. Основой ясного и точного произнесения каждого звука, то есть основой дикции является слаженная и энергичная работа всех мышц, участвующих в речевом процессе. Учебно-тренировочные упражнения дают возможность развить и сохранить их эластичность и подвижность. В тренировку дикции входит артикуляционная гимнастика: а) упражнения для разминки и тренировки активных мышц речевого аппарата, которые развивают и укрепляют мышцы рта, челюсти, губ, языка; б) упражнения для правильной отработки артикуляционного уклада каждого гласного и согласного звука.
Речевое дыхание Дыхание - основа звучания голоса. Редкий голос хорошо звучит без опоры на правильное дыхание. Проследим процесс дыхания в организме. При вдохе воздух поступает в гортань и дыхательное горло, затем в бронхи, их разветвления и в легочные пузырьки, которых больше в нижней части легких. Легкие обогащаются кислородом, а при выдохе освобождаются от углекислоты и других газообразных продуктов распада. Легкие заполняют почти всю грудную клетку. Внизу легкие опираются на диафрагму. Диафрагма - мускульная перегородка, отделяющая грудную область от брюшной. Она имеет куполообразную форму. При вдохе диафрагма сокращается, прогибается, теряет свою выгнутую кверху, куполообразную форму. Объем нижней части грудной клетки увеличивается. Атмосферный воздух устремляется в легкие, заполняя их. Затем дыхательная мускулатура грудной клетки и диафрагма расслабляются, объем грудной полости уменьшается - происходит выдох. Такой цикл дыхания, состоящий из вдоха, выдоха и короткой паузы, повторяется в покое у взрослого человека 16-18 раз в минуту.
Во время речи к физиологической функции дыхания присоединяется голосовая, поэтому оно называется фонационным (phone - "звук" греч.). По команде головного мозга голосовые связки смыкаются, превращаются в преграду на пути выдыхаемого воздуха. Проходящий воздух заставляет вибрировать связки и образуется звук. Постановка голоса начинается с развития правильного дыхания, а именно с развития правильного вдоха и правильного выдоха. Вдох должен быть бесшумным, коротким и быстрым, а выдох – длительным, экономным и плавным. Без тренировок управлять своим дыхательным аппаратом трудно. Цель упражнений - укрепить мышечную силу диафрагмы и развить бесшумный короткий вдох для длительного голосоведения на выдохе. Человеческий организм так устроен, что может осуществлять процесс дыхания разными способами. Дыхание может быть поверхностным, когда вдох производится за счет подъема верхней части груди, может быть грудным, когда расширяется грудная клетка, и может быть брюшным (диафрагмальным), когда на вдохе увеличивается живот. Диафрагмальное дыхание менее утомительно и создает наиболее благоприятные условия для работы голосового аппарата (о дыхании в пении сейчас речь не идет). При этом виде дыхания равномерно заполняется воздухом вся полость легких, они хорошо вентилируются.
Большинство людей страдает поверхностным дыханием. Это означает, что организм получает только четвертую или пятую часть того объема воздуха, на который рассчитаны легкие. Изменив свое поверхностное дыхание на диафрагмальное, вы скоро обретете и новый голос, а также наладите нервную систему, ускорите обмен веществ, повысите энергeтический уровень. Обучение правильному дыханию базируется на небольшом количестве целесообразных упражнений, которые при регулярных занятиях вскоре дают ощутимый результат. Повторение дыхательных и звуковых упражнений закрепляется в мозговых центрах, приводя к образованию условных рефлексов. При систематических упражнениях вырабатывается условный рефлекс правильного дыхания и голосоведения.
Поза оратора У позы оратора 2 свойства.Во-первых, она формирует у публики нужное первое впечатление от оратора, и во-вторых придает силу уверенности. Сама поза обладает формирующим действием и отражается на внутреннем психологическом состоянии. Основная поза оратора Ноги на ширине плеч (если слишком большое расстояние между ногами, то разлапистость, если слишком маленькое, то неустойчивость). Для девушек в юбке - обычно лучше ноги чуть уже. Носки врозь, на 30-40 градусов. Если носки внутрь, хотя бы на 1 градус - от оратора сразу веет неуверенностью. Если больше чем 50-60 градусов, то получается походка Чарли Чаплина, что тоже неудачно. Колени прямые (опора на обе ноги). Ноги, согнутые в коленях, опять же создают ощущение неуверенности, поэтому колени прямые и как бы слегка пружинят. При этом колени чуть-чуть расслабленны (т.к. если они будут напряженными, то уже через пять минут ноги сильно устанут). Одна нога на полступни впереди другой. Вес тела на 60% на передней ноге. Вы как бы подаетесь по направлению к слушателям. Если опираться на заднюю ногу, то создается ощущение, что вы отстраняетесь от слушателей. Иногда можно опираться и на заднюю ногу, например, когда вы принимаете обратную связь, но в большинстве случаев - важно телом чуть наклоняться в сторону слушателей. "Вектор силы" от груди, вперед и вверх. Если посмотреть на тело оратора, то можно метафорично представить, где находится центр движения, в каком направлении исходит это основное движение. Часто (особенно у мужчин) это таз (и в результате, поза получается, когда таз выпячивается вперед). Иногда "вектор силы" идет от груди, но по направлению вниз. И тогда - транслируется сутулость, зажатость. Прямая осанка. Представляем, что к нашей макушке привязана ниточка и она тянет нас вверх. Все тело выпрямляется, как струна. Подбородок приподымается. Взгляд параллельно полу.
Распрямляем плечи. Для этого приподымаем их вначале вверх, потом отводим максимально назад и потом бросаем вниз. Руки спокойно висят вдоль туловища. Ладони - чуть-чуть развернуты в сторону слушателей (но точно не тыльной стороной ладони к слушателям). При необходимости взлетают вверх, чтобы совершить жест, и после этого плавно опускаются вниз. Добавляем комфорта (+-2 см). Чуть-чуть, небольшими микро-движениями, корректируем получившуюся позу под себя. Делаем так, чтобы нам было комфортно в этой позе, но чтобы при этом, она не сильно отходила от классики. Главный принцип в постановке на публике - чтобы оратору было комфортно.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|