Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Высоко ценятся повсюду в мире позитивные свойства деловых людей, такие, как компетентность, порядочность и надежность, что является залогом успешных деловых отношений и взаимного доверия.




ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

(МАДИ)»

 

 

Кафедра социологии и управления

 

РЕФЕРАТ ПО ЭТИКЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ

на тему:

«Речевой этикет. Особенности профессиональной лексики экономистов»

 

Выполнили: студенты 2 ВбЭТ2

Томулянис В., Иващенко А.

Проверил: ст. преподаватель

Дворянинова И.С.

 

Москва

Аннотация.

Реферат проливает свет на роль и значение речевого этикета в профессиональной деятельности, содержит рекомендации и примеры для вербальной сферы коммуникации.

Речевой этикет – это свод правил и устоявшихся норм общения в отдельной социальной группе (различного масштаба – от маленькой компании до целой страны), которые являются уместными и подходящими для разговора.

Любой акт общения имеет начало, основную и заключительную часть. Если адресат незнаком субъекту речи, необходимо сначала познакомиться и начать общение на «вы». После стоит тактично донести просьбу/совет/предложение, и получив ответ, попрощаться. Не стоит давать рекомендации в категоричной форме, просить нужно деликатно, но без заискивания.

Этикет тесно связан с этикой. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), этикет предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях формул вежливости. Хоть многие рекомендации кажутся очевидными, в пылу спора или просто в разгар рабочего процесса мы забываем о них. Однако:

- Необходимо уважительно относится к собеседнику и его мнению, даже если вам оно кажется неверным;

- Следует избегать отрицательных оценок личности партнера;

- Не допускайте фамильярности, высокомерного тона и грубых слов;

- Рекомендуется делать небольшие паузы между тезисами для того, чтобы слушатель мог спокойно оценить сказанное;

  • Избегайте многословия в любой ситуации общения.
  • Перед тем как вступить в разговор, чётко сформулируйте для себя цель предстоящего общения.
  • Старайтесь всегда говорить кратко, понятно и точно.

· Стремитесь к речевому разнообразию

  • Никогда не отвечайте грубостью на грубость.
  • Общаясь с собеседником, не перенимайте его стиль общения

Также, необходимо всегда помнить о речевой дистанции и табу.

Она определяется возрастом и социальным положением и выражается в речи употреблением местоимений ты и Вы. Выбор диктуется:

- степенью знакомства партнеров (ты - знакомому, Вы - незнакомому);

- официальностью обстановки общения (ты - неофициальное, Вы - официальное);

- характером взаимоотношений (ты - дружеское, "теплое", Вы - подчеркнуто вежливое или натянутое, отчужденное, "холодное");

- равенством или неравенством ролевых отношений (по возрасту, положению: ты - равному и нижестоящему, Вы - равному и вышестоящему).

Табу - это запрет на употребление определенных слов, обусловленный историческими, культурными, этическими, социально-политическими или эмоциональными факторами.

Для специалиста в какой-либо области (в частности, экономиста) необходимо не только хорошее владение литературной речью, но и доскональное знание профессиональных терминов, т.к. неточности в их толковании могут привести к недопониманию в рабочем процессе.


Содержание

Введение

1.Понятие речевого этикета.

1.1.Назначение речевого этикета.

1.2.Техника реализации этикетных форм.

2.Взаимодействие речевого и поведенческого этикета.

3. Речевые дистанции и табу.

4. Правила речевого этикета.

5. Профессиональный язык экономиста.

 

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Актуальность темы состоит во взаимоотношениях людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни.

Нравственные нормы в деловом общения более сложные, чем за его гранью. Предприниматель зачастую должен принять решения, в таких ситуациях, которые не поддаются анализу и сложно сказать какой будет исход принятого решения. Потому что одно и то же решение может для одних показаться довольно выгодным и хорошим, а для других вовсе не привлекательным. Поэтому в современном мире каждому бизнесмену следует знать и учитывать сложившиеся нормы морали и нормы поведения. Это в свою очередь позволяет снизить предпринимательский риск.

Речевой этикет - важное составляющее ведения формальной и неформальной беседы, без него экономист, бизнесмен не может быть полноценным участником разговора, участвовать в различных коммуникация и хорошо вести дела.
Этикетные нормы и правила обусловлены исторически и основаны на национальных и религиозных традициях, культуре, обычаях, привычках. Правила этикета, выраженные в конкретных формах поведения, указывают, на единство двух его сторон: морально-этической и эстетической. Первая сторона является выражением нравственной нормы: предупредительной заботы, уважения, защиты и т.п. Вторая сторона свидетельствует о красоте и изяществе форм поведения.

Высоко ценятся повсюду в мире позитивные свойства деловых людей, такие, как компетентность, порядочность и надежность, что является залогом успешных деловых отношений и взаимного доверия.

Задача данного реферата - подробнее разобрать и рассказать об основах речевого этикета, рассмотреть этикетные требования и правила, показать их значение для деловой и профессиональной деятельности.

Цель работы - научиться применять основные правила культы речи, этикетные нормы, выявить границы речевых дистанций (табу), рассмотреть различные речевые ситуации.


Назначение речевого этикета.

Этикет по происхождению французское слово (etiguette). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), а затем так стали назы­вать придворный церемониал. Именно в этом значе­нии, особенно после принятия французского церемо­ниала при венском дворе, слово этикет получило распространение в немецком, польском, русском и других языках. Наряду с этим словом для обозначе­ния совокупности принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности, используется сло­во регламентация и словосочетание дипломатичес­кий протокол. Многие тонкости общения, представ­ленные протоколом, учитываются и в других сферах деловых отношений. Все большее распространение в деловых кругах, особенно в последнее время, получает деловой этикет, отражающий опыт, нравственные пред­ставления и вкусы определенных социальных групп. Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются осо­бенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого пове­дения, система речевых формул общения.

По тому, как человек знает этикет, соблюдает его, судят о нем самом, его воспитании, общей культуре, деловых качествах.

Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уваже­ние. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и не­принужденно, не испытывать неловкости из-за про­машек и неправильных действий, избежать насме­шек со стороны окружающих.

Соблюдение речевого этикета людьми так назы­ваемых лингвоинтенсивных профессий — чиновни­ками всех рангов, врачами, юристами, продавцами, работниками связи, транспорта, стражами порядка — имеет, кроме того, воспитательное значение, неволь­но способствует повышению как речевой, так и об­щей культуры общества.

Но наиболее важно то, что неукоснительное следо­вание правилам речевого этикета членами коллекти­ва того или иного учебного заведения, предприятия, производства, офиса оставляет у клиентов, соучреди­телей, партнеров благоприятное впечатление, поддер­живает положительную репутацию всей организации.

Какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование?

Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъек­та и адресата общения, их места в служебной иерар­хии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера.

Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это может быть юбилей коллед­жа, выпускной вечер, посвящение в профессию, пре­зентация, научная конференция, совещание, прием на работу и увольнение, деловые переговоры и др.

Речевой этикет имеет национальную специфи­ку. Каждый народ создал свою систему правил рече­вого поведения. Например, В. Овчинников в книге «Ветка сакуры» так описывает своеобразие японс­кого этикета:

В разговорах люди всячески избегают слов «нет», «не могу», «не знаю», словно это какие-то ругательства, нечто такое, что никак нельзя высказать прямо, а только иносказа­тельно.

Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо «нет, спасибо» употребляет выражение, дословно обозначающее «мне уже и так прекрасно»...

Если токийский знакомый говорит: «Преж­де чем ответить на ваше предложение, я должен посоветоваться с женой», то не нуж­но думать, что перед вами поборник женс­кого равноправия. Это лишь один из спосо­бов не произнести слова «кет».

К примеру, вы звоните японцу и говори­те, что хотели бы встретиться с ним в шесть вечера в пресс-клубе. Если он в ответ начинает переспрашивать: «Ах, в шесть? Ах, в пресс-клубе?» и произносить какие-то ниче­го не значащие звуки, вы должны тут же сказать; «Впрочем, если вам это неудобно, можно побеседовать в другое время и в другом месте».

И вот тут собеседник вместо «нет» с пре­великой радостью скажет «да» и ухватится за первое же предложение, которое ему подходит.

Особенностью русского языка является наличие в нем двух местоимений — ты и вы, кото­рые могут восприниматься как формы второго лица единственного числа. Выбор той или иной формы за­висит от социального положения собеседников, харак­тера их отношений, от официальной/неофициальной обстановки. Представим это в таблице.

Некоторые лица, особенно занимающие более вы­сокое положение, чем их собеседник, используют при обращении форму ты, нарочито подчеркивая, демонстрируя свое «демократическое», «дружеское», покровительственное отношение. Чаще всего это ставит в неловкое положение адресата, восприни­мается как знак пренебрежительного отношения, посягательство на человеческое достоинство, как ос­корбление личности.

В официальной обстановке, когда в разговоре при­нимает участие несколько лиц, русский речевой эти­кет рекомендует даже с хорошо знакомым, с которым установлены дружеские отношения в обиходно-бы­товое обращение на ты, перейти на вы.

Однако для всех ли ситуаций это обязательно? Иногда в передачах по телевидению, когда между известным телеведущим и не менее известным по­литиком, ученым, государственным деятелем ведет­ся разговор на общественно значимую тему и веду­щий, начиная его, как бы советуется с аудиторией, может ли он обращаться к собеседнику на ты, по­скольку они связаны давней дружбой и для них та­кое обращение привычнее, после чего собеседники переходят на ты, нарушается ли в данном случае речевой этикет? Допустимо ли это?

Считается, что нет правил без исключений. Да, такая передача предусматривает официальность от­ношений между ее участниками. Но телезрители воспринимают ее как нечто зрелищное. Переход на ты снижает официальность, разговор приобретает непринужденный характер, что облегчает восприя­тие, делает передачу более привлекательной.

Знание особенностей национального этикета, его речевых формул, понимание специфики делового об­щения той или иной страны, народа помогают при ведении переговоров, установлении контактов сза­рубежными коллегами, партнерами.

 

Техника реализации этикетных форм.

Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. Конечно, желательно, чтобы вас кто-то представил, но бывают случаи, когда это необходимо делать самому.

  • Этикет предлагает несколько возможных формул:
    • - Разрешите с вами познакомиться.
    • - Я хотел бы с вами познакомиться.
    • - Давайте познакомимся.
    • - Будем знакомы.
  • При обращении в учреждение по телефону или лично возникает необходимость представиться:
    • - Позвольте (разрешите) представиться.
    • - Моя фамилия Сергеев.
    • - Меня зовут Валерий Павлович.

Официальные и неофициальные встречи знакомых и незнакомых людей начинаются с приветствия.

  • Официальные формулы приветствия:
    • - Здравствуйте!
    • - Добрый день!
  • Неофициальные формулы приветствия:
    • - Привет!
    • - Здравствуй!

Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения, они выражают пожелание: Всего доброго (хорошего)! или надежду на новую встречу: До завтра. До вечера. До свидания.
В ходе общения при наличии повода люди делают приглашения и высказывают поздравления.

  • Приглашение:
    • - Позвольте (разрешите) пригласить вас…
    • - Приходите на праздник (юбилей, встречу).
    • - Будем рады видеть вас.
  • Поздравление:
    • - Разрешите поздравить вас с…
    • - Примите мои искренние (сердечные, горячие) поздравления…
    • - Горячо поздравляю…
  • Выражение просьбы должно быть вежливым, деликатным, но без излишнего заискивания:
    • - Сделайте одолжение…
    • - Если вам не трудно (если вас это не затруднит)…
    • - Будьте любезны…
    • - Не могу ли попросить вас…
    • - Очень вас прошу…
  • Советы и предложения не стоит высказывать в категоричной форме. Желательно формулировать совет в виде деликатной рекомендации, сообщения о некоторых важных для собеседника обстоятельствах:
    • - Разрешите порекомендовать вам…
    • - Позвольте обратить ваше внимание на…
    • - Я бы предложил вам…
  • Формулировка отказа в выполнении просьбы может быть следующей:
    • - (Я) не могу (не в силах, не в состоянии) помочь (разрешить, оказать содействие).
    • - В настоящее время это (сделать) невозможно.
    • - Поймите, сейчас не время обращаться с такой просьбой.
    • - Простите, но мы (я) не можем выполнить вашу просьбу.
    • - Я вынужден отказать (запретить, не разрешить).
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...