Высоко ценятся повсюду в мире позитивные свойства деловых людей, такие, как компетентность, порядочность и надежность, что является залогом успешных деловых отношений и взаимного доверия.
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ (МАДИ)»
Кафедра социологии и управления
РЕФЕРАТ ПО ЭТИКЕ ДЕЛОВОГО ОБЩЕНИЯ на тему: «Речевой этикет. Особенности профессиональной лексики экономистов»
Выполнили: студенты 2 ВбЭТ2 Томулянис В., Иващенко А. Проверил: ст. преподаватель Дворянинова И.С.
Москва Аннотация. Реферат проливает свет на роль и значение речевого этикета в профессиональной деятельности, содержит рекомендации и примеры для вербальной сферы коммуникации. Речевой этикет – это свод правил и устоявшихся норм общения в отдельной социальной группе (различного масштаба – от маленькой компании до целой страны), которые являются уместными и подходящими для разговора. Любой акт общения имеет начало, основную и заключительную часть. Если адресат незнаком субъекту речи, необходимо сначала познакомиться и начать общение на «вы». После стоит тактично донести просьбу/совет/предложение, и получив ответ, попрощаться. Не стоит давать рекомендации в категоричной форме, просить нужно деликатно, но без заискивания. Этикет тесно связан с этикой. Этика предписывает правила нравственного поведения (включая общение), этикет предполагает определенные манеры поведения и требует использования внешних, выраженных в конкретных речевых действиях формул вежливости. Хоть многие рекомендации кажутся очевидными, в пылу спора или просто в разгар рабочего процесса мы забываем о них. Однако: - Необходимо уважительно относится к собеседнику и его мнению, даже если вам оно кажется неверным; - Следует избегать отрицательных оценок личности партнера; - Не допускайте фамильярности, высокомерного тона и грубых слов;
- Рекомендуется делать небольшие паузы между тезисами для того, чтобы слушатель мог спокойно оценить сказанное;
· Стремитесь к речевому разнообразию
Также, необходимо всегда помнить о речевой дистанции и табу. Она определяется возрастом и социальным положением и выражается в речи употреблением местоимений ты и Вы. Выбор диктуется: - степенью знакомства партнеров (ты - знакомому, Вы - незнакомому); - официальностью обстановки общения (ты - неофициальное, Вы - официальное); - характером взаимоотношений (ты - дружеское, "теплое", Вы - подчеркнуто вежливое или натянутое, отчужденное, "холодное"); - равенством или неравенством ролевых отношений (по возрасту, положению: ты - равному и нижестоящему, Вы - равному и вышестоящему). Табу - это запрет на употребление определенных слов, обусловленный историческими, культурными, этическими, социально-политическими или эмоциональными факторами. Для специалиста в какой-либо области (в частности, экономиста) необходимо не только хорошее владение литературной речью, но и доскональное знание профессиональных терминов, т.к. неточности в их толковании могут привести к недопониманию в рабочем процессе. Содержание Введение 1.Понятие речевого этикета. 1.1.Назначение речевого этикета. 1.2.Техника реализации этикетных форм. 2.Взаимодействие речевого и поведенческого этикета. 3. Речевые дистанции и табу. 4. Правила речевого этикета. 5. Профессиональный язык экономиста.
Заключение Список использованной литературы Введение
Актуальность темы состоит во взаимоотношениях людей в процессе совместной деятельности, которой каждый человек посвящает значительную часть своей жизни. Нравственные нормы в деловом общения более сложные, чем за его гранью. Предприниматель зачастую должен принять решения, в таких ситуациях, которые не поддаются анализу и сложно сказать какой будет исход принятого решения. Потому что одно и то же решение может для одних показаться довольно выгодным и хорошим, а для других вовсе не привлекательным. Поэтому в современном мире каждому бизнесмену следует знать и учитывать сложившиеся нормы морали и нормы поведения. Это в свою очередь позволяет снизить предпринимательский риск. Речевой этикет - важное составляющее ведения формальной и неформальной беседы, без него экономист, бизнесмен не может быть полноценным участником разговора, участвовать в различных коммуникация и хорошо вести дела. Высоко ценятся повсюду в мире позитивные свойства деловых людей, такие, как компетентность, порядочность и надежность, что является залогом успешных деловых отношений и взаимного доверия. Задача данного реферата - подробнее разобрать и рассказать об основах речевого этикета, рассмотреть этикетные требования и правила, показать их значение для деловой и профессиональной деятельности. Цель работы - научиться применять основные правила культы речи, этикетные нормы, выявить границы речевых дистанций (табу), рассмотреть различные речевые ситуации. Назначение речевого этикета. Этикет по происхождению французское слово (etiguette). Первоначально оно обозначало товарную бирку, ярлык (ср. этикетка), а затем так стали называть придворный церемониал. Именно в этом значении, особенно после принятия французского церемониала при венском дворе, слово этикет получило распространение в немецком, польском, русском и других языках. Наряду с этим словом для обозначения совокупности принятых правил, определяющих порядок какой-либо деятельности, используется слово регламентация и словосочетание дипломатический протокол. Многие тонкости общения, представленные протоколом, учитываются и в других сферах деловых отношений. Все большее распространение в деловых кругах, особенно в последнее время, получает деловой этикет, отражающий опыт, нравственные представления и вкусы определенных социальных групп. Деловой этикет предусматривает соблюдение норм поведения и общения. Поскольку общение есть деятельность человека, процесс, в котором он участвует, то при общении в первую очередь учитываются особенности речевого этикета. Под речевым этикетом понимаются разработанные правила речевого поведения, система речевых формул общения.
По тому, как человек знает этикет, соблюдает его, судят о нем самом, его воспитании, общей культуре, деловых качествах. Владение речевым этикетом способствует приобретению авторитета, порождает доверие и уважение. Знание правил речевого этикета, их соблюдение позволяет человеку чувствовать себя уверенно и непринужденно, не испытывать неловкости из-за промашек и неправильных действий, избежать насмешек со стороны окружающих. Соблюдение речевого этикета людьми так называемых лингвоинтенсивных профессий — чиновниками всех рангов, врачами, юристами, продавцами, работниками связи, транспорта, стражами порядка — имеет, кроме того, воспитательное значение, невольно способствует повышению как речевой, так и общей культуры общества. Но наиболее важно то, что неукоснительное следование правилам речевого этикета членами коллектива того или иного учебного заведения, предприятия, производства, офиса оставляет у клиентов, соучредителей, партнеров благоприятное впечатление, поддерживает положительную репутацию всей организации.
Какие же факторы определяют формирование речевого этикета и его использование? Речевой этикет строится с учетом особенностей партнеров, вступающих в деловые отношения, ведущих деловой разговор: социального статуса субъекта и адресата общения, их места в служебной иерархии, их профессии, национальности, вероисповедания, возраста, пола, характера. Речевой этикет определяется ситуацией, в которой происходит общение. Это может быть юбилей колледжа, выпускной вечер, посвящение в профессию, презентация, научная конференция, совещание, прием на работу и увольнение, деловые переговоры и др. Речевой этикет имеет национальную специфику. Каждый народ создал свою систему правил речевого поведения. Например, В. Овчинников в книге «Ветка сакуры» так описывает своеобразие японского этикета: В разговорах люди всячески избегают слов «нет», «не могу», «не знаю», словно это какие-то ругательства, нечто такое, что никак нельзя высказать прямо, а только иносказательно. Даже отказываясь от второй чашки чая, гость вместо «нет, спасибо» употребляет выражение, дословно обозначающее «мне уже и так прекрасно»... Если токийский знакомый говорит: «Прежде чем ответить на ваше предложение, я должен посоветоваться с женой», то не нужно думать, что перед вами поборник женского равноправия. Это лишь один из способов не произнести слова «кет». К примеру, вы звоните японцу и говорите, что хотели бы встретиться с ним в шесть вечера в пресс-клубе. Если он в ответ начинает переспрашивать: «Ах, в шесть? Ах, в пресс-клубе?» и произносить какие-то ничего не значащие звуки, вы должны тут же сказать; «Впрочем, если вам это неудобно, можно побеседовать в другое время и в другом месте». И вот тут собеседник вместо «нет» с превеликой радостью скажет «да» и ухватится за первое же предложение, которое ему подходит. Особенностью русского языка является наличие в нем двух местоимений — ты и вы, которые могут восприниматься как формы второго лица единственного числа. Выбор той или иной формы зависит от социального положения собеседников, характера их отношений, от официальной/неофициальной обстановки. Представим это в таблице. Некоторые лица, особенно занимающие более высокое положение, чем их собеседник, используют при обращении форму ты, нарочито подчеркивая, демонстрируя свое «демократическое», «дружеское», покровительственное отношение. Чаще всего это ставит в неловкое положение адресата, воспринимается как знак пренебрежительного отношения, посягательство на человеческое достоинство, как оскорбление личности.
В официальной обстановке, когда в разговоре принимает участие несколько лиц, русский речевой этикет рекомендует даже с хорошо знакомым, с которым установлены дружеские отношения в обиходно-бытовое обращение на ты, перейти на вы. Однако для всех ли ситуаций это обязательно? Иногда в передачах по телевидению, когда между известным телеведущим и не менее известным политиком, ученым, государственным деятелем ведется разговор на общественно значимую тему и ведущий, начиная его, как бы советуется с аудиторией, может ли он обращаться к собеседнику на ты, поскольку они связаны давней дружбой и для них такое обращение привычнее, после чего собеседники переходят на ты, нарушается ли в данном случае речевой этикет? Допустимо ли это? Считается, что нет правил без исключений. Да, такая передача предусматривает официальность отношений между ее участниками. Но телезрители воспринимают ее как нечто зрелищное. Переход на ты снижает официальность, разговор приобретает непринужденный характер, что облегчает восприятие, делает передачу более привлекательной. Знание особенностей национального этикета, его речевых формул, понимание специфики делового общения той или иной страны, народа помогают при ведении переговоров, установлении контактов сзарубежными коллегами, партнерами.
Техника реализации этикетных форм. Любой акт общения имеет начало, основную часть и заключительную. Если адресат незнаком субъекту речи, то общение начинается со знакомства. При этом оно может происходить непосредственно и опосредованно. Конечно, желательно, чтобы вас кто-то представил, но бывают случаи, когда это необходимо делать самому.
Официальные и неофициальные встречи знакомых и незнакомых людей начинаются с приветствия.
Начальным формулам общения противостоят формулы, используемые в конце общения, они выражают пожелание: Всего доброго (хорошего)! или надежду на новую встречу: До завтра. До вечера. До свидания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|