Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структурно-функциональная организация и типология политических систем и политических режимов.




Как социальная группа, представляющая собой меньшинство, обладающее в обществе наибольшей властью и влиянием, политическая элита отличается внутренней дифференцированностью. В зависимости от объема и характера властных полномочий в ее составе различают три вида (или уровня) элит:

высшую элиту (она состоит из политических руководителей, которые занимают стратегические позиции в системе принятия важнейших решений. В нее входят президент и его ближайшее окружение, премьер-министр и его заместители, члены высших судебных инстанций, спикеры обеих палат парламента и руководители крупнейших парламентских фракций, лидеры наиболее влиятельных политических партий, прежде всего, правящих);

среднюю элиту (она формируется из числа тех, кто в структуре органов государственной власти занимает выборные должности: членов обеих палат парламента, представителей региональной элиты в лице губернаторов, мэров крупных мегаполисов, а также руководителей избирательных округов, лидеров политических партий и общественно-политических движений, общенациональных профцентров);

административную (бюрократическую) элиту (к этому виду относятся члены правительства, высший слой государственных чиновников и служащих, занимающих верхние этажи властной иерархии в отраслевых министерствах, департаментах, комитетах и других органах государственного управления).

По такому критерию, как место в политической системе, элита подразделяется на элиту правящую и оппозиционную (контрэлиту). В состав первой, т. е. правящей или властвующей элиты, наряду с собственно политической, ответственной за принятие важнейших решений, входит и целый ряд отраслевых элит (субэлит). Такие из них, как экономическая, военная, интеллектуальная и др.,

Существование оппозиционной элиты обусловливается, с одной стороны, наличием не востребованных политической системой элитарных групп, имеющих собственное представление о том, как надо управлять страной, свою систему приоритетов в этой области. С другой - позиционным дефицитом в политике, т. е. ограниченным числом высших «сановных» должностей на верхних этажах властной иерархии, что порождает стремление находящих не у дел амбициозных лидеров и их ближайшего окружения занять позиции правящей элиты.

По интенсивности циркуляции и способам рекрутирования различают два типа политических элит: открытые и закрытые.

- В закрытой системе рекрутирования, называемой системой гильдий, отбор претендентов на более высокие посты не выходит за рамки элитарного слоя. И пополнение политической элиты в основном строится не на абсорбации (поглощении) выходцев из других социальных слоев и групп (чужих), а на карьерном продвижении выходцев из нижестоящих слоев самой элиты (своих). Здесь существует сложная бюрократическая лестница, предполагающая медленное (постепенное) продвижение вверх по многочисленным ступеням служебной иерархии. Возможность «перепрыгнуть» хотя бы одну из них - скорее исключение, чем правило.
- Закрытой системе присуща высокая степень институционализации отбора, наличие многочисленных институциональных фильтров, в число которых могут входить социальное происхождение, партийность, возраст, стаж работы, образование, характеристика руководства и т. д. При этом подбор претендентов идет не снизу, а сверху, кулуарным путем - по рекомендации (или в любом случае, согласованном согласии) вышестоящих органов, что практически исключает возможность открытой конкуренции между ними.
- Функционирование закрытой системы определяет небольшой, относительно закрытый круг «селекционеров». Как правило, в него входят лишь члены вышестоящего руководства или один первый руководитель - глава правительства, фирмы и т. д.
- Для закрытой системы первостепенное значение имеет лояльность и преданность «делу», которое олицетворяет собой руководство, развитое чувство субординации и чинопочитания, согласие действовать по установленным рутинным правилам.

- В противоположность закрытой системе, открытая система рекрутирования политической элиты ориентирована на поиск талантов со стороны. В рамках этой системы претендовать на занятие лидирующих позиций (при наличии соответствующих качеств и желании занять высокий пост) в принципе могут представители любых общественных групп вне зависимости от их социального происхождения и социального статуса.
- В открытой системе набор институциональных фильтров весьма ограничен: он не выходит за рамки требований, связанных с профессионализмом и компетентностью, наличием соответствующего образования и опыта руководящей работы. Это порождает конкурентную среду и вызывает остроту соперничества за занятие руководящих постов.
- При открытой системе в этой роли, если взять в качестве примера такой институт селекции, как выборы, фактически выступают все политически активные избиратели страны. Именно они оценивают характеристики претендентов на власть и обоснованность их притязаний на лидерство. Выносят им окончательный приговор: одних претендентов «милуют», т. е. наделяют властными полномочиями, других «казнят», т. е. отстраняют от руля государственной машины.
- Для открытой системы роль «первой скрипки» играют деловые и профессиональные качества, личностный «шарм», индивидуальная активность, умение найти поддержку широкой аудитории, увлечь ее привлекательными идеями и программами.

Закрытые элиты присущи в основном обществам с авторитарными и тоталитарными системами власти, тогда как открытые - демократическим. Но при этом они не образуют абсолютных полярностей, то есть их нельзя однозначно оценивать или знаком «плюс», или знаком «минус».

Наряду с этими критериями типологизации, в исследовании политической элиты используются и другие:

По структуре (характеру) внутриэлитных отношений. По этому признаку различают элиты объединенные и разъединенные. Первые в достаточной степени сплоченные, уровень конфликтности не высокий, внутриэлитные связи довольно тесные и устойчивые. Вторые - разобщенные, уровень конфликтности высокий, внутриэлитные связи не плотные и не стабильные.

По степени представительства. Данный критерий делит элиты на две группы: с высокой степенью социального представительства и с низкой. При этом такой фактор, как социальное происхождение, сколько-нибудь существенной роли не играет. И тот, кто «вышел из народа», чаще всего народ не представляет. И, более того, защищает интересы правящего класса лучше, чем сами «буржуа».

По степени развитости и соотношении социальной представительности и внутригрупповой сплоченности - по этому комбинированному критерию выделяют четыре основных типа элит:
- стабильно демократическую элиту, для которой характерна высокая представительность и высокая групповая интеграция;
- плюралистическую элиту с высокой представительностью и низкой групповой интеграцией;
- властную элиту (низкая представительность и высокая групповая интеграция);
- дезинтегрированную элиту (оба показателя низкие).
Первый из этих типов (стабильно демократическая элита) наиболее желателен для общества. Тесная связь с народом и высокая степень групповой кооперации позволяет этой элите «слушать» и понимать политических оппонентов, находить приемлемые для всех компромиссные решения, добиваться консенсуального согласия по базовым целям и ценностям развития.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...