История возникновения культуры речи
Семестр Стилистика русского языка и культура речи Стилистика как раздел науки о языке Культура речи как прикладная дисциплина Становление стилистики как особой научной лингвистической дисциплины Слово «стилистика» используется в науке с 17 века, а слово «стиль»- с 10 века. Как научная дисциплина сформировалась в 20-30 гг 20 века. Стилистика и сама сущность стиля связана с коммуникативным аспектом языка, т.е. с проблемой его употребления и функционирования. Необходимость изучения данной проблемы была осознана в нач. 20 века. Предпосылки формирования стилистики
1) Выдвижение в начале 20 века идеи о различии языка и речи; и, несколько позже, внимание к функциональной стороне языка 2) Разработка проблематики языка и нормы 3) Возникновение идеи системности Формирование стилистики обусловлено самой логикой развития языкознания. Так как языкознание идет от изучения «мелких» единиц к более «крупным», в том числе текстовым. «Крупные» единицы являются объектом исследования стилистики. До настоящего времени то или иное толкование стилистических явлений, характеристика структуры стилистики, понимания ее основных проблем и категорий прежде всего связано с тем, как ученые трактуют язык, его функции, различают его статику и динамику и определяют задачи лингвистики, а отсюда и стилистики. Р.А. Будагов: «Стилистика- это душа любого языка». В.В. Виноградов определяя роль стилистики отмечал, что стилистика является своего рода вершиной исследования языка, теоретической основой развития национальной речевой культуры. Стилистика по своему характеру наука функциональная, теоретическая.
Объект и предмет стилистики Объектом изучения стилистики является язык зафиксированный в текстах. Предмет Однозначного решения в настоящее время нет. Это связано со сложностью объекта и предмета исследования. Стилистическое в языке не составляет особого уровня, но стилистическое в языке пронизывает все его уровни по вертикали, то есть имеется в каждом уровне языка.
Стилистическая система литературного языка чрезвычайно сложна, многообразна и неоднородна. Чем сложнее общество, тем сложнее стилистическая структура его литературного языка. Можно выделить 2 составляющих предмета: 1) Выразительные возможности и средства разных уровней языковой системы. Их стилистическое значение, окраски (коннотации), а также закономерности употребления языка в разных сферах и ситуациях общения. И, как результат этого, специфическая организация речи для каждой сферы. - выразительные средства – структурный аспект языка 2) Коммуникативно обусловленные закономерности функционирования языка и речевой организации, то есть речевая система текстов или определенной группы текстов. -закономерности употребления - функциональный аспект языка
Если учесть задачи стилистики, а именно наиболее эффективное удовлетворение целей общения, и эти цели достигаются как использованием отдельных выразительных средств языка, так и всей организацией речи текста, то с этой коммуникативно-функциональной точки зрения раздвоение предмета стилистики не происходит. Стилистика имеет круг специфических понятий и категорий: стиль, функциональный стиль и так далее.
Определение стилистики. Структура и научные направления Общепризнанного определения стилистики нет, так как в процессе своего формирования эта отрасль языковедения развивалась в составе различных направлений. Можно лишь дать общее определение стилистики: стилистика- лингвистическая наука о средствах речевой выразительности и о закономерностях функционирования, то есть употребления языка, обусловленных наиболее целесообразным использованием в тексте языковых единиц в зависимости от содержания высказывания, целей, ситуаций и сферой общения.
Выделяются типовые сферы общения: научная, художественная, публицистическая, официально-деловая, разговорно- бытовая и, частично, религиозная. В соответствии с этими сферами общения различают функциональные стили, а в них различаются и функциональные подстили. Аспекты стилистических исследований: 1) Традиционный. Внеконтекстуальные стилистические ресурсы языка. Условно называется «стилистика ресурсов». Этот аспект строевой и структурный. 2) Исследования закономерности функционирования употребления языка в различных сферах общения- функциональный аспект. Функциональная стилистика исследует язык в действии.
Направления стилистики 1. Стилистика ресурсов Описательная, аналитическая или структурная стилистика. Она характеризует стилистические окрашенные средства языка, выразительные возможности и семантико-функциональные оттенки слов, форм, конструкций, а также, так называемые, средства словесной образности. Один из центральных аспектов данной науки (структурной стилистики)- стилистическая синонимия языка. 2. Экспрессивная стилистика Она смыкается (является подразделом) со стилистикой ресурсов, но она более широко и специально изучает всю коннотативную сферу языка, не только стилистические, но и эмоциональные, экспрессивные и оценочные средства. 3. Функциональная стилистика А) лингвистическая наука, изучающая закономерности функционирования языка в различных сферах общения соответствующих тем или иным разновидностям человеческой деятельности, Б) а также речевую систематичность складывающихся при этом функциональных стилей и иных функционально-стилевых разновидностей, В) а также изучает нормы отбора и сочетания в них языковых средств. 4. Внутри функциональной стилистики можно особо выделить стилистику художественной речи. Художественная речь исследуется в аспекте ее общих специфических черт. Художественная речь настолько разнообразна, богата стилевыми функциями, что составляет различные аспекты изучения.
5. Стилистика текста Сложилась в качестве направления в 80 годы 20 века. Сосредоточена на специфике целостного текста. Сформировалась на пересечении двух направлений: стилистики и лингвистики текста. Данное направление изучает целый текст, структурно-стилистические возможности текстовых произведений их композиционно-стилевые формы и типы, конструктивные приемы и функционирование в речи языковых и собственно текстовых единиц в единстве и идейным содержанием произведений. 6. Практическая стилистика Одними из главных принципов стилистики являются целесообразность и уместность использования того или иного языкового средства в зависимости от сферы общения и, следовательно, конкретных его целей и задач, ситуаций, содержания высказывания, жанра и других экстралингвистических факторов: исторически сложившихся традиций, политическая осведомленность и т.д.
Структурные подразделения стилистики различаются: 1) по объекту и материалу исследования Стилистика художественной/нехудожественной речи: научная, деловая, публицистическая, разговорная… 2) по методам и аспектам исследования Стилистика может быть теоретической и практической, стилистика звуковых единиц, м.б. синхроническая и диахроническая, кодирования и декодирования. 3) по уровням звуковой системы Грамматическая, лексическая, синтаксическая, фоностилистика. 4) с учетом форм речи Стилистика устной и письменной речи. 5) с учётом взаимодействия стилистики с другими научными дисциплинами (пр., прагматическая стилистика)
Почти все направления можно подразделить на два круга исследования: структурный и функциональный, то есть можно говорить о стилистике языковых единиц и стилистике речи.
Значение стилистики 1) Повышение лингво-стилистической культуры общества 2) Научить оценивать языковые факты 3) Отбирать и сочетать языковые средства, учитывая при этом содержание, ситуацию, сферу общения, особенность жанра.
4) Воспитание стилистического чутья 5) Закладывает теоретические основы для ряда других прикладных дисциплин Сюда относится культура речи, практическая стилистика, методы редактирования, лингвистический анализ текста, методика преподавания языка.
Стилистика тесно связана с культурой речи. Стилистика является теоретической основой национальной речевой культуры. Термин «культура речи» используется: с одной стороны, для обозначения конкретного явления социальной и языковой действительности, с другой- для обозначения науки и учебной дисциплины, которая изучает данное явление. Культура речи представляет собой совокупность и систему коммуникативных качеств в речи.
Культура речи 1) раздел филологической науки, изучающий речевую сторону науки общества в определенную эпоху 2) нормативность речи и речевое мастерство. Нормативность речи- соблюдение в речи действующих норм ударения, произношения, словоупотребления, стилистики, морфологии, словообразования, синтаксиса. Речевое мастерство- умение найти точное по значению, доходчивое, выразительное, стилистически уместное средство, слово, фразеологические и синтаксические конструкции выражения мысли. Культура речи как научная дисциплина имеет теоретико-прикладной характер. Ее теоретическая часть опирается на фонетику, грамматику, стилистику русского языка; практическая часть связана с риторикой- наукой о красноречии. «Язык это сильнейшее оружие в руках тех, кто умеет им пользоваться».
История возникновения культуры речи Зародилась в Древней Греции и Древнем Риме. В 4 веке до н.э. зародилась риторика. В России- 17-18 вв благодаря трудам М.В. Ломоносова. Культура речи как научная дисциплина возникла в 20 веке. С.И. Ожегов является основателем сектора культуры русской речи. Центральные проблемы: теории нормы, теории ортологии (правильности речи). Культура речи- высший уровень владения языком. Этот уровень предъявляет к речи следующие требования (основные коммуникативные качества): 1) правильность речи 2) точность речи 3) ясность 4) логичность 5) краткость 6) полнота 7) чистота 8) богатство 9) выразительность 10) уместность
Культура речи как прикладная наука занимается выяснением существа этих требований и выработкой практических рекомендаций по их соблюдению. Качества речи- свойства речи, обеспечивающие эффективность коммуникации и характеризуют уровень речевой культуры говорящего.
Типы речевой культуры носителей литературного языка: 1) элитарная речевая культура
2) среднелитературный 3) литературно-разговорный 4) фамильярно-разговорный
Элитарная речевая культура - свободное владение всеми возможностями языка, включая его творческое использование. Присуще строгое соблюдение всех норм. Среднелитературный тип - неполное соблюдение норм, чрезмерное насыщение речи книжными, разговорными словами. Литературно-разговорная речевая культура и фамильярно-разговорный тип объединяют тех, кто владеет только разговорным стилем. Фамильярно-разговорный тип - разговорный тип отличается общей стилистической сниженностью и огрубленностью речи, что сближается его с просторечием.
Задачи культуры речи: 1) Охрана литературного языка и охрана его норм Это является делом национальной важности, так как литературный язык объединяет нацию. Появление литературного языка связано с А.С. Пушкиным. Он смог создать язык, который был принят обществом в качестве литературного. Литературный язык вырастает из языка художественной литературы, отличаясь от него.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|