Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Субъекты социально-культурной деятельности 3 глава




Особую актуальность в организации семейного досуга микрорайона приобретает родительская общественность. В этом отношении наряду с родительскими комитетами в учебно-воспитательных учреждениях заслуживает внимания опыт создания единого родительского общественного органа микрорайона, объединяющего усилия родительских активов школ, дошкольных и внешкольных учреждений, других социальных институтов. Деятельность такого общественного формирования способствует повышению активности взрослых жителей социума, ответственности родителей за организацию досуга как собственных детей, так и всего детского населения микрорайона. Подобная «общная» система организации досуга в социуме хорошо зарекомендовала себя в практическом опыте деятельности семей США, Канады и других западных стран.

Эффективность использования социального потенциала семьи во многом зависит от уровня педагогической культуры родителей. Повышению его способствуют усилия школы, социальных служб, клуба, библиотеки и других центров. Педагогически оправданной и востребованной остается идея объединения усилий всех социально-культурных институтов в педагогическом просвещении родителей, в организации психолого-педагогических семинаров в жилой среде. К их работе привлекаются учителя школ, социальные педагоги, воспитатели дошкольных учреждений, психологи, медики, юристы, работники внешкольных учреждений, преподаватели и студенты вузов. Целенаправленная, планомерная работа семинара с четко разработанной программой и учетом возрастных особенностей детей и подростков позволит охватить значительное количество родителей, будет способствовать повышению их педагогической культуры.

В психолого-педагогической подготовке нуждаются, наряду с родителями, и организаторы семейного досуга: социальные работники, социальные педагоги, культурологи, социологи. Кроме того, производственники, студенты, пенсионеры, работающие с детьми и подростками, также испытывают затруднения в своей педагогической деятельности. Они могут получить ответы на интересующие их вопросы в консультационном пункте. Такой пункт создается при школе, досуговом центре, подростковом клубе или библиотеке. Работа консультационного пункта строится по двум основным направлениям: подбор специальной литературы, методических материалов, пособий для систематического использования; консультации специалистов в определенные часы (воспитатели-общественники или родители могут проконсультироваться у специалистов по вопросам семейного досуга, педагогического общения). В связи с широким распространением неформальных досуговых объединений и движений особое внимание в оказании психолого-педагогической помощи социальным работникам следует обратить на методику досуговых занятий с подростковыми и молодежными группами.

5. Средства массовой информации и коммуникации

Одной из важнейших закономерностей социально-культурной деятельности является вступление населения планеты в новый этап своего развития - информационное общество, что значительно расширило масштабы организации социально значимого взаимодействия множества людей и групп в сфере культуры. На протяжении многих столетий человечество использовало для информации и коммуникации устную речь, музыку, живопись и письменность. Начиная с XV века вплоть до наших дней в общественной социально-культурной практике появляются и активно используются печатные книги, газеты и журналы, фотография, радио, телефон, киноискусство, телевидение, магнитная запись звука и изображения, компьютерные системы.

Активное социальное взаимодействие открывает широкие возможности не только для культурного выбора и культурного самоопределения личности, но и для межкультурной коммуникации, обмена идеями, опытом, информацией. Именно поэтому в проблематике научных изысканий социально-культурной деятельности большое место занимает поиск оптимальных путей создания в рамках каждого социума достаточно развитого коммуникативного пространства, в котором могли бы пересекаться интересы и предпочтения различных по социальному статусу и культурным ориентациям групп и слоев населения.

В этой связи не случаен рост внимания ученых к расширению информационного пространства, без которого невозможно органичное развитие социально-культурной сферы. Особую активность приобретают наиболее эффективные способы вхождения отдельных людей, социальных групп и институтов в мировые информационные и телекоммуникационные системы, а также изучение возрастающего влияния такого мощного социально-культурного института, как средства массовой информации и коммуникации. В этот процесс включена сегментация социокультурного информационного пространства региона, специализация средств информационного воздействия на аудиторию читателей, зрителей и слушателей.

Средства массовой информации и коммуникации являются социально-культурным институтом, представляющим «четвертую власть». Это значит, что как вид социально-культурной деятельности журналистика выполняет многофункциональное назначение в обществе, выступая как: а) средство управления, посредник между субъектом управления (законодательной, исполнительной и судебной властью) и объектом управления (народом): б) источник адекватной информации граждан о различных социокультурных явлениях в виде событийного или проблемного ряда; в) арена свободного обмена мнениями среди граждан и формирования независимого общественного мнения; г) канал распространения культурных знаний, норм и ценностей, инструмент развития массового сознания в обществе.

Деятельность средств массовой информации и коммуникации как продуктивная социально-культурная деятельность основана на субъект-субъектных отношениях. Продукт СМИ в контексте нашего предмета - организация непрерывной массовой социальной и культурной информации населения. Аудитория СМИ (читатели, зрители, слушатели) представляет собой не только объект, но и субъект, который самостоятельно решает: потреблять или не потреблять информационную продукцию.

В социально-культурной сфере трудно переоценить огромную роль воспитательного воздействия средств массовой информации и коммуникации - печати, радио, кино, телевидения, видео, персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ). Прямо или косвенно они участвуют в формировании мнений, оценок, установок, ценностных ориентации, влияют на трудовую и общественно-политическую активность человека, его участие в общественной жизни, организацию досуга и сервисного обслуживания.

В условиях демократизации роль журналистики резко возросла, расширилось поле ее деятельности. Журналистское влияние на личность становится непрерывным, интенсивным, универсальным. С помощью телевидения информация, прежде существовавшая лишь в виде печатного и звучащего слова, стала поступать к человеку и в форме зрительного образа.

Динамика развития и широкий «разброс» духовных интересов и запросов, внушительная амплитуда колебания социальной активности читателей, телезрителей или радиослушателей - общая особенность радио, телевидения и печати.

Роль СМИ велика в создании панорамы конкретных событий и проблем, характерных для современной социально-культурной сферы. Функции средств массовой информации как социально-культурного института включают: планирование и транслирование массовых информационных потоков с привлечением к участию в них представителей самых различных областей культуры и искусства (1); инициирование и проведение различных социально-культурных акций (2); воспроизводство, взаимообмен и взаимообогащение социокультурных технологий в среде объектов культуры, искусства, досуга, спорта (3).

Для того чтобы полнее выявить социально-культурный потенциал средств массовой информации, эффективнее использовать их в досуговой сфере, нужно отчетливо представлять их социальную сущность и специфику. Развивающая и рекреационная роль печати, радио и телевидения определяется свойственными им отличительными чертами. Их сущность довольно полно раскрыта в нашей научной литературе. Такие специфические черты, как массовость, мобильность, оперативность, еще больше усиливают их роль.

Помимо этих общих специфических черт каждый из рассматриваемых социально-культурных институтов обладает своими, присущими только ему специфическими особенностями донесения информации до ее потребителя.

Печать в целом, в том числе периодическая пресса, особенно современная альтернативная, обладает преимуществами в подаче подробного комментария и более систематизированной информации, в анализе и обобщении, дискуссионной постановке вопросов. Для продукции печати характерны удобства индивидуального пользования и сравнительно долгий срок сохранности. Мотивы, по которым люди отдают предпочтение прессе перед телевидением и радио, свидетельствуют о необходимости повышать интеллектуальный уровень материалов прессы. Пресса доступна каждому и в любое время, передачи же по радио и телевидению можно слушать и смотреть лишь в определенные часы, они необратимы.

Преимущества печати как социально-культурного института: массовость читательской аудитории (прессу читают все), высокая избирательность (разные группы населения читают разные издания), возможность оперативных и частых публикаций (газеты), хорошее качество воспроизведения материала, нередко высокая престижность (журналы). Недостатки: трудности доставки в отдаленные регионы, высокие финансовые затраты на производство (журналы), незначительная информационная плотность текста из-за ограниченности возможностей площадей, сложность поиска информации.

У радио и аналогичных аудиосредств преимуществом является высокая мобильность, большие, чем у прессы, возможности для оперативной подачи социально-культурной информации, распространения музыкальных программ. Радио выгодно отличают его всепроникаемость, дешевизна и удобство пользования, возможность оперативного внесения корректировки в передачи. Недостатки: отсутствие зрительной информации, мало станций, действующих на всю страну, наркотический эффект и вредность воздействия на слух, короткая жизнь и довольно частая противоречивость информационных сообщений.

Сильными сторонами телевидения и видео как синтезирующего социально-культурного института являются глобальный охват пользователей, эмоциональность и наглядность с помощью сочетания «картинки» и звука, возможность сохранить изображение (видеозапись), репортаж с места события и эффект непосредственного участия, домашнее средство связи с миром, возможность остановки кадра и движения в обратную сторону.

По результатам многочисленных исследований, телевидение играет определенную организационную роль в досуге человека, приучая людей приспосабливать свое свободное время к программам телепередач. Воздействуя на досуг, телевидение помогает человеку развлекаться, избежать скуки, забыть о каждодневных проблемах и заботах: быть в курсе событий, получать информацию и различные советы; узнавать о социальных проблемах, осуществляя тем самым опосредованные контакты, чувствовать свою сопричастность персонажам и ведущим телепередач; идентифицировать или сопоставлять себя с другими людьми. Кроме того, телевидение способствует возникновению чувства общительности, раскованности, хорошего расположения духа.

Недостатки: высокие финансовые затраты на производство продукта, опасность усвоить негативные примеры, неуправляемость рынка видеопродукции, формирование пассивного восприятия мира, короткая жизнь отдельных передач, негарантирован-ность размера аудитории, ограниченность возможности купить самое популярное время.

Преимущества телевидения: выход на большую, часто многомиллионную аудиторию, низкие издержки затрат на производство продукции на одного зрителя, высокая престижность (особенно отдельных каналов и рубрик), географическая и экономическая селективность. В социально-культурной деятельности важно опираться прежде всего на развивающие и развлекательные функции печати, радио и телевидения. Подготовку социально-культурных программ публицистически острых митингов, дискуссий, диалога, информационных встреч трудно представить себе без широкого использования актуальных целенаправленных материалов средств массовой информации.

Редакции газет, журналов, телевидения и радиовещания, как правило, располагают огромным количеством информации о состоянии социально-культурной сферы, уровне культурного обслуживания населения. Знакомство с этой информацией, письмами, предложениями, жалобами читателей, слушателей, зрителей не только позволяет журналистам чувствовать пульс жизни, но и дает им темы для выступлений.

Повседневный деловой контакт редакций с социально-культурной сферой помогает журналистам оперативно решать многие практические вопросы организации досуга населения, быть в курсе важнейших событий культурной жизни, хорошо ориентироваться в обстановке и четко представлять задачи региональной культурной политики, в решении которых участвуют местные государственные и общественные структуры.

Источником информации для самих журналистов являются также интервью и выступления работников культуры в газете, по радио и телевидению. Они помогают редакциям ориентироваться в наиболее актуальных проблемах современной социально-культурной деятельности. Всегда сохраняется острая потребность в постановке критических вопросов, определении насущных проблем, личных наблюдениях, кропотливом анализе работы многочисленных социально-культурных институтов. Таких выступлений в печати, по радио и телевидению пока, к сожалению, бывает недостаточно.

На основе вышесказанного можно сделать вывод, что роль и место печати, радиовещания и телевидения в социально-культурной деятельности определяются их двумя органически взаимосвязанными функциями - информационной и организаторской. При всех специфических особенностях эти средства решают единые с другими социально-культурными институтами задачи - активно участвуют в создании необходимых условий для полноценного отдыха, творчества, просвещения.

6. Отраслевые учреждения социально-культурного профиля

Структурно в сеть традиционных и нетрадиционных учреждений социально-культурного профиля входят: 1) ведущие учреждения и организации отрасли; 2) вспомогательные учреждения и организации отрасли; 3) учреждения-субъекты массового культурно-сервисного обслуживания;

В данном параграфе объектом нашего внимания являются учреждения, которые составляют ядро отраслевой социально-культурной инфраструктуры каждого города, поселка, региона в целом. В ней, как правило, представлены социально-культурные институты как традиционного, так и нетрадиционного типа - клубные и библиотечные учреждения, социально-культурные и развлекательно-игровые комплексы и центры досуга; парки и парковые учреждения и системы; историко-культурные учреждения и комплексы музейного типа; учреждения искусств и народного творчества, центры народных промыслов и ремесел; санаторно-оздоровительные и курортные учреждения; выставочные залы и комплексы; театрально-зрелищные предприятия и киноконцертные учреждения; учреждения туризма и спорта. Эту инфраструктуру дополняют традиционные и альтернативные учреждения дошкольного, школьного, профессионального и дополнительного образования.

К субъектам социально-культурного сервиса относится сеть государственных и негосударственных (частных, акционерных, общественных) учреждений и организаций, предметом деятельности которых является массовое культурно-сервисное обслуживание населения.

В эту сеть входят следующие группы социально-культурных институтов:

1) учреждения, предприятия и организации, предоставляющие комплекс специализированных социально-культурных услуг населению: гостиницы, пансионаты, кемпинги; туристские, экскурсионные и транспортные компании и агентства, предприятия по оказанию пиаровских, рекламно-информационных, издательско-полиграфических услуг, аренде аудио-, видео-, кино- и радиооборудования; рестораны, кафе, столовые и другие предприятия общественного питания; парикмахерские, массажные, видеосалоны и ви-деотеки, ателье проката культ- и спортинвентаря; компьютерные центры и интернет-салоны; салоны аудиозаписи, кино- и фотоателье, кино- и фотолаборатории; пляжи и лодочные станции; игротеки и игорные учреждения - казино, залы и павильоны игровых автоматов и др.;

2) предприятия, мастерские и магазины-салоны по производству и продаже изделий и оказанию услуг в различных видах профессионального и самодеятельного художественного, технического и прикладного творчества, фольклора, народных промыслов и ремесел, любительской деятельности;

3) предприятия и организации, занимающиеся материальным производством и ремонтом оборудования, средств и предметов культуры, искусства, досуга, спорта, туризма, сервисного обслуживания.

Вместе с отраслевыми учреждениями культуры, образования, искусства, досуга и спорта они составляют основу социально-культурной инфраструктуры

Субъекты массового культурно-сервисного обслуживания -клубы, библиотеки, парки, развлекательные, оздоровительные и образовательные центры, планетарии, музеи, ярмарки и выставочные центры, комплексы и залы, театры, филармонии и концертные залы, цирки, компьтерные центры, клубы и салоны, казино и залы игровых автоматов, учреждения кино- и видеопроката, рестораны и гостиницы, дома отдыха, турбазы и пансионаты, предприятия индустрии досуга, полиграфии, кино- и видеопроизводства составляют основу социально-культурной инфраструктуры любого отдельно взятого региона - области, края, города, района. В свою очередь социально-культурную, в том числе культурно- сервисную, отраслевую инфраструктуру обычно рассматривают как исторически сложившуюся в данной местности совокупность субъектов (творцов и пользователей культурных ценностей), учреждений, средств и методов, служащую для осуществления социально-культурной деятельности и массового сервисного обслуживания.

По своей сути субъекты массового культурно-сервисного обслуживания представляют собой действующие в сфере культуры, образования, искусства, досуга, спорта целостные функционально-целевые системы, основанные на разделении труда и упорядоченном взаимодействии индивидов, социально-культурных групп и общностей. Эти учреждения и организации создаются для удовлетворения разнообразных духовных интересов членов общества и действуют в определенных макро-, мезо- и микросредах.

Организационный или синергетический эффект этой категории субъектов социально-культурной деятельности обеспечивают, по мнению социологов, три основные составляющие: 1) их массовость, одновременность многих усилий, что уже само по себе дает прирост дополнительной энергии; 2) специализация каждого из элементов субъекта на определенных заданных социально-культурных функциях, чем также усиливается концентрация энергии в одной точке; 3) их взаимозависимость и взаимодополняемость в решении множества проблем и задач, повседневно возникающих в социально-культурной среде.

Целевой характер и конкретная заданность функций субъектов социально-культурного сервиса способствуют формированию комфортной рекреационной среды, созданию достаточно благоприятных условий для отдыха и творчества отдельных групп населения.

В зависимости от уровня использования накопленного социально-культурного опыта и степени формализации существующих внутренних связей, взаимодействий и отношений, различаются традиционные и нетрадиционные, формальные и неформальные субъекты массового культурно-сервисного обслуживания.

Традиционные и нетрадиционные отраслевые учреждения и организации характеризуются общими признаками и различиями. Существует целый ряд принципов классификации традиционных и альтернативных учреждений культуры, образования, искусства, досуга, спорта, сервиса.

Осуществление социально-культурной деятельности - общественное назначение отраслевых учреждений и организаций - выражается в их сущностных функциях. Сущностные функции соответствуют операциям культурной деятельности и сервисного обслуживания (созидание, хранение, распространение культурных ценностей, оказание сервисных услуг). Кроме того, выполняются вспомогательные функции, служащие для удовлетворения внутренних потребностей отрасли. Функции осуществляются специализированными учреждениями и организациями, взаимодействующими друг с другом и образующими совместно с их пользователями инфраструктуру СКД.

В инфраструктуру социально-культурной деятельности и сервисного обслуживания входят следующие функционально-специализированные объекты.

Институт профессионального духовного производства и сервисного обслуживания предполагает реализацию различных видов творческой продукции и услуг в сфере культуры, профессионального искусства, науки, религии, быта, досуга. В современном об- | ществе эти институты представлены обширной сетью учреждений, располагающих квалифицированными и аттестованными (дипломированными) специалистами, имеющими статус творческих работников. Впрочем, творческие работники, особенно литераторы, артисты, художники, совсем не обязательно должны быть служащими какого-либо учреждения, не случайно они именуются людьми «свободных профессий»1. Профессиональное творчество всегда индивидуально; это, несомненно, индивидуально-культурная деятельность. Но творческие работники трудятся не только ради самореализации. Вне общества их деятельность теряет смысл. Произведения, созданные творческими работниками, как правило, не являются анонимными и защищаются международным авторским правом от несанкционированного использования.

Учреждения и организации любительского творчества в своей массе объединяют, как правило, участников индивидуальной социально-культурной деятельности. Любительское творчество по преимуществу является не продуктивным, а репродуктивным, оно ориентировано на творчество профессиональных работников. Причина этого понятна: именно в профессиональном искусстве, литературе, научном и техническом творчестве создаются культурные ценности, способные служить ориентирами для саморазвивающегося индивида. Творческая досуговая социально-культурная деятельность (художественная самодеятельность, техническое творчество, фотолюбительство, изостудии и т. д.) вторична (подражательна) по отношению к профессионально-творческой деятельности или анонимному народному творчеству.

Учреждения и организации хранения культурного наследия (памятников культуры и природных ценностей) - это область профессиональной социально-культурной деятельности, где в качестве субъектов выступают архивисты, библиотечные работники, библиографы, музейные работники, реставраторы и другие специалисты. Их пользователи - настоящее и будущие поколения.

Институты распространения (транслирования) культурных благ и ценностей имеют своей задачей обеспечение духовного развития современников на основе изучения и популяризации культурного наследия и распространения культурных инноваций. Профессионалами в этом виде деятельности являются педагоги, журналисты, библиотечные, музейные, клубные и другие социально-культурные работники. Их деятельность может осуществляться в двух режимах: монологический режим и коммуникационное общение. Надо заметить, что реальные социальные институты (учреждения) могут одновременно исполнять функции как хранения, так и распространения (например, библиотеки и музеи).

Предприятия материально-технического обеспечения творческих и коммуникационных объектов. Сюда относятся редакци-онно-издательские службы, техническое обеспечение радиотелецентров, типографии, целлюлозно-бумажные комбинаты, средства связи, компьютерные фирмы и т. п.

Учреждения и организации кадрового обеспечения (специального образования), включающие сеть высших и средних специальных заведений, готовящих профессионалов для отрасли.

Учреждения научные, где сосредоточены ученые и специалисты, изучающие СКД.

Органы и учреждения управления СКД. Эта подсистема может располагать репрессивным аппаратом, например, цензурой.

Система юридического обеспечения, в которую входят в нашей стране «Основы законодательства РФ о культуре» (1992), «Закон о средствах массовой информации» (1990), «Закон о библиотечном деле»(1995)и др.

Клубы

Современные клубные образования (государственные клубные учреждения, общественные, коммерческие, частные клубные предприятия) - это социально-культурные институты, где реализуется профессиональная деятельность специалистов в области организации досуга. Их задача заключается в создании необходимых условий для удовлетворения общественных потребностей в отдыхе, оздоровлении, общении, развитии культуры, творчества, многообразных форм досуговой активности людей.

На практике клубные учреждения часто ассоциируются с клубом. Между тем еще задолго до революции понятие «клуб» означало свободную от какой-либо принудительной регламентации, самодеятельную и самоуправляющуюся социально-культурную организацию граждан, объединившихся на основе общности духовных потребностей и интересов. Однако в 20-е гг. понятия «клуб» и «клубное учреждение» были отождествлены. Это произошло на волне захлестнувших клубную сеть административно-командных методов управления, прочно утвердившейся субъект-объектной модели организации досуга населения. В этих условиях клубы как самодеятельные, любительские, общественные организации существовать уже не могли.

Клуб всегда был и остается социально-культурным институтом, центром досуговой деятельности. Как добровольно объединяющаяся общность людей, клуб может приобрести статус общественной организации, статус юридического лица. В таком случае он относит к себе все права и обязанности, присущие клубному учреждению и в то же время любому малому предприятию.

Таким образом, клуб в широком понимании - это государственное или общественное учреждение, либо частная социально-культурная организация, которая имеет или может иметь статус юридического лица, создана и функционирует на основе совместной профессиональной деятельности работников культуры или добровольного объединения граждан. Основная задача клуба как социально-культурного института заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала населения, формировании культурных запросов и потребностей, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий для духовного развития и наиболее полной самореализации личности в сфере досуга. В соответствии со своими задачами и в порядке, установленном законодательством, клубу или любому иному объединению клубного типа предоставляется право совершения различного рода сделок и иных юридических актов, необходимых для осуществления деятельности: отчуждать, брать и сдавать внаем движимое и недвижимое имущество, иметь счета в банковских учреждениях, гербовую печать, фирменные бланки и другие реквизиты, выступать в качестве истца и ответчика в судах и арбитражах, а также иметь свои издания и участвовать во всякого рода предприятиях и акциях социально-культурного, досугового характера.

Структурными единицами клуба как учреждения являются учебно-творческие студии, любительские объединения, коллективы художественной самодеятельности и технического творчества, клубы по интересам и другие инициативные формирования, в том числе и ассоциированные, которые обычно входят в состав клуба на условиях договора или коллективного подряда.

Учредителями клуба или любой иной структуры клубного типа могут быть любые социальные институты и общности сферы народного образования, искусства, спорта, туризма и других видов досуга, коммерческие совместные и малые предприятия и объединения, учебные и научно-исследовательские центры, кооперативы, общественные организации, фонды и движения, а также отдельные частные лица, в принципе любой гражданин Российской Федерации.

Учредители создаваемого клуба подают в муниципальные органы по территориальному местонахождению заявку с указанием состава организационного комитета, предоставляют устав клуба, разработанный в соответствии со сложившейся уставной практикой и принятый решением общего собрания коллектива сотрудников клуба или собранием граждан, желающих учредить клуб. Муниципальные органы вправе отказать учредителям в регистрации устава лишь в случае его противоречия Конституции и действующему на ее основе законодательству, а также при несоответствии программы деятельности клуба его функциональному назначению. Клуб считается созданным с момента регистрации устава, который является основным документом, регулирующим его деятельность.

Контроль за деятельностью клуба и соблюдением им действующего законодательства осуществляют государственные органы, зарегистрировавшие устав.

Следует учитывать и возможность организации смешанных государственно-кооперативных предприятий и объединений куль-турно-досугового, клубного типа. Здесь не может быть застывших форм и схем. Повседневная социально-культурная практика диктует и направляет эти процессы.

Клубы и аналогичные структуры клубного типа могут действовать как самостоятельно, так и при государственных, кооперативных, общественных организациях, предприятиях, учреждениях. По решению трудового коллектива и согласованию с организацией-учредителем клубные структуры на добровольных началах могут входить в состав социально-культурных комплексов в качестве основной структурной единицы, рядового подразделения, творческого формирования, а также других структурных единиц комплекса.

Библиотеки

Библиотеки по назначению, характеру выполняемой работы, составу книжных фондов подразделяются на массовые (публичные), учебные, научно-технические и специальные. Основное место в системе библиотечного обслуживания населения занимают массовые библиотеки.

К массовым библиотекам государственного подчинения относятся: государственные публичные библиотеки, областные и краевые массовые, юношеские и детские библиотеки, сельские и приклубные библиотеки, обслуживающие население по территориальному признаку.

Учебные библиотеки обслуживают студентов, преподавателей, учащихся высших и средних специальных учебных заведений, общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, коммерческих учебных центров.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...