Доктрина прогрессивных и реакционных народов
Тамара Шенина КЛЕВЕТНИКИ ВОЗБУДИЛИСЬ
Против зла надо бороться. Зло нетерпимо. Примириться со злом – значит самому стать безнравственным человеком. Ж.Ж.Руссо
Пошла новая волна клеветы на Иосифа Виссарионовича Сталина. Опять прошел опрос о значимости лидеров нашей страны в разные периоды. И опять спрашивающие скрипя зубами вынуждены были сообщить. Что на первом месте Сталин. Вчера после 12-ти ночи на канале «Спас» устроили обсуждение данного события. В центре Юрий Лоза (певец и композитор), Егор Кончаловский и еще человек 5 – все они, собирая сплетни-небылицы лили грязь. Как обычно «миллионы замученных, расстрелянных, успехов добивались невольным трудом». Особенно кипел Кончаловский. Он опустился до грубых оскорблений. Вот уж точно: «Мертвого льва может лягнуть любой осел». Егор Кончаловский (если кто не знает) из породы Михалковых. Недавно Никита Михалков провел потрясающую передачу «Бесогон», где четырехлетний мальчик Арслан Сибгатулин спел песню «Вставай страна огромная!». Даже Никита прослезился и сказал, что этот ребенок с таким чувством спел эту песню потому что в нем заложены такие гены. А какие гены заложены в твоего непутевого племянника? Некоторое время назад НТВ показало, как этот самый Егор сидит в роскошном замке (его замке). Но не заплатил рабочим за работу. Чьи в нем эти гены? Сам для страны пальцем о палец не ударил. А только греб под себя и «это» обзывает Сталина последними словами. Ничтожество! Так вот о «генах». Катя Прянных взяла интервью у Никиты Богословского. Тем, кто не помнит, напоминаю, что он в энциклопедиях значится, как «выдающийся советский композитор». Никита Богословский – это «Темная ночь», это «Любимый город» и т.д. Его мастерство вошло в легенду. Разговор шел в 1988 г. Он рассказал о Сергее Михалкове следующее: «кто-то позвонил Михалкову: «с вами говорят из патриархии. Патриарх просит вас написать гимн православной церкви». А это еще при Сталине было. Он отвечает: «неудобно, я же государственный гимн писал». Но когда назвали сумму, он сказал: «пожалуй, я попробую». За ним приехали, привезли во двор где-то в центре города, и говорят: «подождите минуточку, сейчас патриарх вас примет». Когда он вошел, то оказался в кабинете ресторана «Арагви», где уже сидела вся компания. Просто его с черного хода завели и он не узнал местность. Его встретили дружным весельем. Ему было крайне неловко». В этом же интервью Богословский рассказал, как он однажды спросил Леонида Осиповича Утесова, кстати, незадолго до его смерти: «Скажи, что для тебя было самым удивительным, нереальным в искусстве?». Тот ответил: «Самым нереальным был бы концерт блатной музыки в престижном московском зале». «Он был плохим пророком» - заключает Богословский. На вопрос об исполнителях песен (год 1988), он сказал: «Ну Пугачева в молодости, прекрасный голос у Ларисы Долиной… Но репертуарчик! Послушаешь и вспомнишь еще раз Высоцкого: «Нет, ребята, все не так…». Высказался он и о Кобзоне. Последний не приехал на творческий вечер Богословского. Его ждали, но он даже не предупредил, что не приедет (зачем Кобзону нужен был Богословский в лужковские времена? 0 Т.Ш.). Дальше жена Богословского рассказывает: «Никита наговорил Кобзону на автоответчик все, что он о нем думает, и запретил исполнять свои песни. Но Кобзон всё равно продолжал петь их повсюду. И даже не извинился». Никак не поймет нынешняя «элита» - все тайное становится явным. Не поймет она и то, что чем больше они льют грязи на Сталина и на Советский Союз, тем больше народ его уважает. И только быдло (это определение любимого вашего Ельцина) никак не поймет, что гены советского человека живут и в нынешнем поколении. Из всего этого сборища на канале «спас» только один Леонид Дзюник пытался противостоять им всем. И, надо сказать, у него получилось, т.к. за ним стояла правда. Премьер-министр Великобритании У.Черчилль, ярый враг Советского Союза, в своем послании Сталину 10 мая 1945 года писал: «От премьер- министра – маршалу Сталину. Послание Красной Армии и русскому народу от британской нации: «Я шлю Вам сердечные приветствия по случаю блестящей победы, которую Вы одержали, изгнав захватчиков из вашей страны и разгромив нацистскую тиранию, я твердо верю, что от дружбы и взаимопонимания между русскими и британскими народами зависит будущее человечества. Здесь в нашем островном отечестве, мы сегодня очень часто думаем о вас. И мы шлем из глубины наших сердец пожелания счастья и благополучия мы хотим, чтобы после всех жертв и страданий той мрачной долины, через которую мы прошли вместе, мы теперь, в лояльной дружбе и симпатии, могли бы дальше идти под ярким солнцем победоносного мира. Я прошу мою жену передать Вам всем эти слова дружбы и восхищения». «Восхищения» - поняли вы – участники передачи на «Спасе»? Вставил свое «фи» и новоявленный «историк» Николай Стариков: «Сталин был хорошим руководителем, но плохим отцом…». С чего он это взял? Что Сталин отказался менять сына Якова из плена на фельдмаршала? Яков не продался и предпочел смерть в отличии от хрущевского сына Леонида. Старикову как историку должна быть известна судьба сына Василия. Его травил Хрущев. Или он хочет оправдать предательство дочери Светланы, которая, к слову, плохо закончила свою жизнь и под конец совсем по-другому уже говорила об отце. Ее собственные дети не простили. Кто после этого этот Стариков. Его опять же одернул Леонид Дзюник. Честь ему и хвала. Ну ладно бы канал «Спас», его мало кто смотрит, да еще ночью. Но вот 24 июня Алексей Пушков в своей передаче «Посткриптум» вдруг разразился гневом по поводу «бездарности» Сталина. Упор он делал на то, что Сталин прозевал войну, его «предупреждали». Для Пушкова и таких как он, очень обидно, что не Сталин войну начал. Если бы был хоть один выстрел из пистолета прогремел в сторону Германии, вот бы визжало нынешнее либеральное болото вместе с Пушковым. Как он это все преподносит! С важностью… Вот он, Пушков, на месте Сталина сделал бы все правильно. Как говорят: «просто мнить себя стратегом, видя бой со стороны…». Каждое ничтожество, а туда же. А как он себя выносит на экран… Ну просто подарок. А соседи по дому говорят, что когда Пушков не входил в «высшую» элиту, жена его сама таскала сумки, а теперь у них слуги, которых они периодически меняют. У нас, а муж был членом Политбюро и секретарем ЦК, слуг не было. Сами стирали, мыли, убирались и сумки таскали. Но я хочу ответить господину Пушкову словами Вячеслава Молотова из книги-дневника Ф.Чуева «Сто сорок бесед с Молотовым». Молотов: «мы знали, что война не за горами, что мы слабее Германии. Мы делали все, чтобы оттянуть войну. И нам это удалось – на год и десять месяцев. Хотелось бы, конечно, больше. Сталин еще перед войной считал, что только к 1943 году мы сможем встретить немца на равных (главный маршал авиации А.Е.Голованов говорил мне, что после разгрома немцев под Москвой Сталин сказал: «Дай нам бог закончить эту войну в 1946г.»). Высказался по этому поводу и Черчилль: «В пользу Советов можно сказать, что Советскому Союзу было жизненно необходимо отодвинуть как можно дальше на запад походные германские армии с тем, чтобы русские получили время и могли собрать силы со всех концов своей огромной страны. Если их политика и была холодно-расчетливый, то она была в этот момент в высокой степени реалистичной». Вообще вот слушаешь этих всех пушковых, кончаловских и пр., напрашивается мысль, что они жалеют о победе Советского Союза. Поэтому они долдонят и долдонят одно и тоже. Понятно, что побежденный запад мстит нашей Родине за свое поражение. А эти-то что так стараются угодить чаяниям этого самого запада? Вот тут «третий» человек в управлении государством госпожа Матвиенко оповестила народ о том, что тот же самый запад ежегодно переводит 80 млрд рублей на оплату пятой колонне. Тут два вопроса: первый – почему третий человек в государстве не знает, кому идет такая сумма? И второй – вот может канал, и в т.ч. господин Пушков на эти деньги работают? Я просто спрашиваю. У нас же демократия. Ответ по-моему ясен. Как ясно и то, что без команды сверху все они и рта не раскроют, боясь слететь с насиженных мест. «Люди, будьте бдительны…», призывал в свое время Юлиус Фучик.
------------------------------------------ = наша почта = Виктор Тигольских КОММУНИЗМ – ЧТО ЭТО? Вопрос не праздный. Несмо-тря на все свои преимущества перед капитализмом, а именно уравнение в правах всех членов общества. Упоминания о коммунизме вызывает паранойю у большинства населения и даже враждебные действия против людей, отстаивающие эту идеологию. Так, Гитлер растреливал всех коммунистов попавших в плен. Японцы сжигали живых в топках паровозов во времена гражданской войны. В настоящее время идеи комму-низма (равенство всех в про-цессе потребления плодов совместного труда) буржуазией приравнивается к идеологии фашизма. Но, несмотря на все это, данные идеи живут среди людей (особенно трудящихся). Историки утверждают, что человечество жило при коммунизме в первобыт-нообщинном строе, а при даль-нейшем развитии разделилось на два антагонистических класса, эксплуатирующих и эксплуатируемых. Первые в меньшинстве, физически не производят никаких продуктов, держат власть в своих руках и регулируют все управление (деньги, землю, природные ресурсы и т.д.). Вторые, не имеют никакой собственности, власти и вынуждены работать на первых. А те им выделяют на свое усмотрение некую часть от произведенного для восстанов-ления работоспособности. С развитием научно-техни-ческого прогресса меняются способы эксплуатации одних классов другими. Тем не менее, многие пропагандистские при-емы остаются теми же. Для того чтобы лучше понять это, необходимо привести некото-рые выдержки из произведений классиков дореволюционной литературы. Басня Крылова «Волк и ягненок»: «У сильного всегда бессильный виноват». К. Маркс: «Современная государственная власть – это только комитет, управляющий общими делами всего класса буржуазии». Это актуально и в России. Данная идея была обозначена по центральному телевидению в программе «Время покажет». Так, четко было сказано, что сидеть в тюрьме за проступки будут только бедные, богатому закон позволяет откупиться. К. Маркс: «Когда заканчива-ется эксплуатация рабочего фабрикантом и рабочий полу-чает, наконец, наличными свою зарплату, на него набрасы-вается другая часть буржуазии – домовладельцы, лавочники, ростовщики и т.д.». «Совре-менная буржуазная частная собственность есть последнее и самое полное выражение такого производства и присвоение продукта труда, которое держит-ся на классовых антагонизмах, на эксплуатации одних другими. Коммунизма ни у кого не отнимает возможности присво-ения общественных продуктов, он отнимает лишь возможность посредствам этого присвоения порабощать чужой труд».
Островский в пьесе «Гроза» четко подметил смысл строя словами героя: «Кто ты такой? Ты червяк и я хочу - тебя казню, а хочу - милую!». Это явление мы наблюдаем в современной жизни. Забивают до смерти полицейские, сажают бедных за деяния богатых. Грибоедов в поэме «Горе от ума» словами Чадского говорит: «Служить бы рад, прислу-живаться тошно», а монолог «А судьи кто?» раскрывает суть правящей в России верхушки, - что мы и имеем в наше время! А. С. Пушкин в послании декабристам пишет: «Товарищ, верь! Взойдет она, заря пленительного счастья, Россия вспрянет ото сна и на обломках самовластья напишут наши имена». Но это было до Октябрьской Революции 1917 г. Как же выглядит дело с частной собственностью после 1991 г.? Наглядным примером служит передача Крыма в разные времена от одного государства к другому. Когда Крым передавали Украине, то не было частной собственности и передача произошла гладко (нечего было делить). Но когда в наше время присоединили к России Крым, то она уже была. Хотя жители полуострова голосовали за соединение с Россией, но частная собст-венность стала точкой раздора. Ведь земля Крыма, пляжи, море, постройки принадлежали конкретным жителям Украины. Это обстоятельство стало усилило противостояние между Украиной и Россией, а также и с другими государствами. Люди имеют право на самоопределение, но частная собственность препятствует его реализации. Частная собственность является и в России точкой раздора между гражданами. Нас не пускают на водоемы, дороги, в леса и т.д., - ибо они частные. Не всякая частная собственность приносит доход. У нас в селе живут в соседях владелец магазина и фермер. Владелец магазина имеет на каждого члена семьи по новому легковому автомобилю, а фермер, конечно, имеет землю, скот и т.д., но нет легкового автомобиля. Ибо один эксплуатирует любого жителя села или заезжего в магазин. А другой использует свой труд. А свои трудом не наживешь богатства. Ибо тебя эксплуатируют – перекупщики твоей продукции и все остальные обслуживающие тебя люди (власть, медицинские работники, учителя, священно-служители и т.д., всего 21 единица). Но, а если ты не имеешь ничего, то твое благо-получие зависит от частного лица, на которого ты работа-ешь. И так частная собствен-ность является источником эксплуатации одного другим, источником раздора между жителями в отдельности и также причиной войн между государствами. Поэтому для того чтобы между жителями и государствами был мир, необходимо не только думать о коммунизме, но и идти в в этом направлении. Для того, чтобы построить коммунизм, необходимо сде-лать важный шаг, отказавшись от денег и частной собствен-ности. Собственно, развитие электронной техники, интернета уже сделали деньги символом. И если на карточке будет не иссекаемое количество денег, то она, при постоянной работе, даст доступ ко всем благам человечества. Не работаешь – значит не ешь. Ведь лозунг коммунизма: «От каждого по способностям – каждому по потребностям». Жить без денег, а значит без эксплуатации одних другими, - реально при данном развитии техники. Неужели человечество так и будет жить, эксплуатируя друг друга, воюя между собой, и не сделает шаг к коммунизму (не откажется от денег), для того чтобы жить в мире, свободе и братстве?! Перефразируем слова А.С. Пушкина: «Товарищ верь, Россия воспрянет ото сна и на обломках самовластья отка-жется от денег – символа ненависти, зла, воин, эксплу-атации. Взамен этого наступит равенство, труд, мир, братство, свобода!». Российское общество, начиная с октября 1917 г. по 1985 г. жило при социальном равенстве. Все слои населения имели равные права в потреблении продуктов, производимых членами общес-тва. Это достигалось: 1. Учетом себестоимость продукта при производстве в его цене при продаже. Цены были постоянными на протяжении всего периода производства этого продукта. 2. Тем, что образование, медицинская помощь, жилье были бесплатными. Обслужи-вание жилья, его ремонт производились бесплатно. Пла-та за жилье была постоянная и составляла менее процента от зарплаты. 3. Тем, что спорт был любительским, т.е. не было профессионалов, а также запре-щены гадалки, экстрасенсы и свахи. 4. Продукция производи-теля закупалась государством и в дальнейшем продавалась в торговых точках. До каждого производителя доводился план, что позволяло обеспечить потребности населения по постоянным ценам. Все это делало каждого равным со всеми другими. А когда люди равны – они мирные. Это доказало время, пока был СССР, был мир не только на территории СССР, но и во всем мире. ------------------------------------------- = немного теории = Сергей Кара-Мурза Доктрина прогрессивных и реакционных народов (глава из книги «Маркс против Русской революции»)
Ворошить представления Маркса и Энгельса о народах для нас болезненно потому, что они замешаны на ненависти и жестком расизме по отношению именно к русским и России. Это для нас вообще непривычно, мы долго не могли поверить в расизм немцев, уже сжигающих наши села, а уж слышать такое от людей, чьи портреты несколько десятилетий висели в России во всех кабинетах, вызывает психологический шок. Но надо его спокойно преодолеть, не поддаваясь уязвленному национальному чувству. Конечно, было бы проще изучить эту болезненную тему на примере какого-то другого народа (хотя наверняка и этот другой народ было бы жалко). Но так уж получилось. Маркс и Энгельс – мыслители Запада, причем мыслители, выдвинувшие большую доктрину мироустройства под эгидой Запада, одну из основных моделей глобализации с устройством мира по принципу «центр-периферия». А Россия у Запада с ХVI века (с Ливонской войны) – как кость в горле. Уже тогда на Западе было сказано, в качестве непререкаемой догмы: «Русские хуже турок». Русофобия – старая, укорененная часть западной культуры, надо смотреть на эту реальность, не впадая в истерику от того, чего нельзя изменить. Нам жить – и с Западом, и с марксизмом, хотя бы он и ушёл под прикрытие новых идеологических наслоений. А значит, надо их знать и использовать то полезное, что у них можно взять – спокойно отвергая яды. Проблему отношения классового подхода и этнических представлений в марксизме необходимо знать потому, что эта глава марксизма прямо повлияла на ход исторического процесса в России. Прежде всего, она предопределила отношения русского революционного движения с западным в конце ХIХ – начале ХХ века. Здесь – один из корней раскола русского революционного движения в 1917 г., который привел к Гражданской войне. Наконец, развитые в марксизме представления о России и ее отношениях с Западом сыграли существенную роль и в принятии фашизма большинством населения Германии, и в выработке доктрины холодной войны интеллектуальной верхушкой США. Да и сегодня положения этой концепции основоположников марксизма сказывается на установках влиятельной части левой оппозиции в РФ. Речь идет о важных основаниях западного обществоведения, незнание которых сразу обезоруживает нас в трудной обстановке нынешнего кризиса. Здесь мы рассматриваем лишь одну из глав огромного учения Маркса и Энгельса. В какой-то мере эта глава, конечно, повлияла и на все остальные срезы представлений марксизма об обществе и историческом процессе. Однако чтобы оценить степень и характер этого влияния, еще нужны специальные исследования. Поэтому для начала лучше исходить из того, что приведенные ниже рассуждения лишь частного вопроса – места и роли национального фактора во взглядах классиков марксизма на историю, особенно на революционную борьбу и особенно в приложении к России. Затрагивать политэкономию и философию марксизма мы здесь не будем. Концепция истории как борьбы народов детально изложена Энгельсом в трактовке революционных событий 1848 г. в Австро-Венгрии [Ф. Энгельс. Борьба в Венгрии. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 6, с. 175-186.]. Во вводной части Энгельс дает исторический очерк становления Австрии. Он подчеркивает, что это был процесс захвата славянских земель и угнетения славян. Вот главные для нас положения этого очерка: “Габсбурги получили те южногерманские земли, которые находились в непосредственной борьбе с разрозненными славянскими племенами или в которых немецкое феодальное дворянство и немецкое бюргерство совместно господствовали над угнетенными славянскими племенами… Расположенная к югу от Судетских и Карпатских гор, Австрия в эпоху раннего средневековья была страной, населенной исключительно славянами… В эту компактную славянскую массу вклинились с запада немцы, а с востока - мадьяры... Так возникла немецкая Австрия… Немцы, которые вклинились между славянскими варварами в эрцгерцогстве Австрии и Штирии, соединились с мадьярами, которые таким же образом вклинились между славянскими варварами на Лейте. Подобно тому, как на юге и на севере… немецкое дворянство господствовало над славянскими племенами, германизировало их и таким образом втягивало их в европейское движение, - так и мадьярское дворянство господствовало над славянскими племенами на юге и на севере…”. Как видим, Энгельс совершенно ясно описал характер национальных отношений немцев и венгров со славянами как угнетение и эксплуатацию, хотя и назвал захват славянских земель и “этническую чистку” этих земель уклончивым словом “ вклинились ”. Определенно выражена и разница этнических статусов. Немцы – европейцы, народ, имеющий развитые государственность и социальную структуру (Габсбурги, дворянство), славяне – племена, которые подвергаются германизации (“немцы вклинились между славянскими варварами”) Как же развивались эти отношения при господстве немцев и мадьяр над варварами? В связи с конкретным случаем этнических взаимоотношений в Австрии Энгельс создает целую концепцию сущности разных народов, используя в качестве диагностического средства революцию. Он пишет: “Среди всех больших и малых наций Австрии только три были носительницами прогресса, активно воздействовали на историю и еще теперь сохранили жизнеспособность; это – немцы, поляки и мадьяры. Поэтому они теперь революционны. Всем остальным большим и малым народностям и народам предстоит в ближайшем будущем погибнуть в буре мировой революции. Поэтому они теперь контрреволюционны”. Таким образом, из представленной Энгельсом модели следует, что революции совершают не классы, не пролетариат, а нации. Революционны те нации, которые «сохранили жизнеспособность и являются носительницами прогресса». Не немецкие, венгерские или польские рабочие революционны, а немцы, мадьяры и поляки. Польша в то время была шляхетской, и о наличии в ней революционного пролетариата говорить не приходится. Революционность выступает у Энгельса как присущее полякам этническое качество Второй важный тезис Энгельса состоит в том, что большинство народов Центральной и Восточной Европы к носителям прогресса не принадлежит. Они контрреволюционны. Здесь опять же речь идет не о классах, а о народах (нациях). Это – взгляд на этничность через призму примордиализма – учения, согласно которому этническая принадлежность человека есть некая данная ему изначально (примордиально) сущность. Это – важный, но побочный для нашей темы вопрос (подробнее о нем см. [С.Г. Кара-Мурза. Демонтаж народа. М.: Алгоритм. 2007.]). Представления о народах самих Маркса и Энгельса были унаследованы от романтической немецкой философии, согласно которым народам присущи качества, порожденные «кровью и почвой». В целостном виде теорию нации основоположники марксизма не изложили. Это сделал австрийский марксист О. Бауэр, его книга «Национальный вопрос и социал-демократия» была издана в 1909 г. на русском языке в Петербурге. Из ее положений исходили и российские марксисты. Бауэр продолжает традицию немецкого романтизма и представляет нацию как общность, связанную кровным родством - «общей кровью» (см. [ Ю.В. Бромлей. Очерки теории этноса. М.: Наука. 1983., с. 209]). Формулу Бауэра принял Сталин, хотя и выбросив из нее «кровь». Однако революционность социальных групп – явление очевидно ситуативное, да и сами социальные группы есть общности весьма изменчивые. Если же говорят, что один народ революционен, а другой, наоборот, реакционен, то это характеристика сущностная. Энгельс как раз и утверждает, что большинство народов Центральной и Восточной Европы к носителям прогресса не принадлежат. Они контрреволюционны. Отсюда Энгельс делает важнейший вывод об исторической миссии революции, которая в советском истмате была замаскирована классовой риторикой. Из того «очищенного» марксизма, который нам преподавался и был прочно встроен в наше общественное сознание, вытекало, что революция ожидалась как «праздник угнетенных», как путь к освобождению всех народов от угнетения и эксплуатации. Именно так мы понимали смысл девиза, к которому были приучены с детства – Пролетарии всех стран, соединяйтесь! Из рассуждений Энгельса следует совершенно иное - мировая революция призвана не только открыть путь к более прогрессивной общественно-экономической формации (привести производственные отношения в соответствие с производительными силами). Она должна погубить большие и малые народы и народности, не принадлежащие к числу прогрессивных («все остальные» народы кроме революционных). Вчитаемся в этот прогноз основателей марксизма: «Всем остальным большим и малым народностям и народам [то есть, за исключением прогрессивных – С. К-М ] предстоит в ближайшем будущем погибнуть в буре мировой революции». В виду такой перспективы эти народы, естественно, становятся не просто пассивными в отношении истории, они, в соответствии с концепцией Энгельса, просто вынуждены быть контрреволюционными. И хотя такое их отношение к революции, которая грозит народам гибелью, следовало бы считать вполне разумным и оправданным и оно должно было бы вызывать у гуманистов сочувствие, Энгельс подобный сентиментализм отвергает. Он пишет в другой статье («Демократический панславизм»): «На сентиментальные фразы о братстве, обращаемые к нам от имени самых контрреволюционных наций Европы, мы отвечаем: ненависть к русским была и продолжает еще быть у немцев их первой революционной страстью; со времени революции к этому прибавилась ненависть к чехам и хорватам, и только при помощи самого решительного терроризма против этих славянских народов можем мы совместно с поляками и мадьярами оградить революцию от опасности. Мы знаем теперь, где сконцентрированы враги революции: в России и в славянских областях Австрии; и никакие фразы и указания на неопределенное демократическое будущее этих стран не помешают нам относиться к нашим врагам, как к врагам» [ Ф. Энгельс. Демократический панславизм. Соч., т. 6., с. 306]. Понятно, насколько актуальными стали эти формулировки в октябре 1917 г., когда к власти в России пришла марксистская партия, которая в 1914 г. выдвинула лозунг поражения России в войне, а с начала 1918 г. вела с Германией переговоры о «похабном» Брестском мире. В элите российского общества возникли неразрешимые концептуальные противоречия. Консерваторы прямо увидели в Октябрьской революции «Апокалипсис России», реализацию предсказанной марксизмом угрозы, что русским «предстоит в ближайшем будущем погибнуть в буре мировой революции». В отчаянной попытке защитить Россию от этой угро жающей самому ее существованию «бури мировой революции» десятки тысяч русских офицеров кинулись на Дон собирать Белую армию. С другой стороны, верные и верящие марксизму революционеры – меньшевики и эсеры – считали Октябрьский переворот контрреволюцией и прямо увидели в нем очередную попытку реакционного славянского крестьянства задушить чистый самоотверженный порыв Февраля, предвестника и первого шага великой мировой революции просвещенного пролетариата. Такую попытку «реакционного русского народа» досконально изучил Энгельс в момент революции 1848 г., и эту вторую попытку он уже предвидел в конце ХIХ века. Поэтому революционная молодежь тоже бросилась на Дон собирать Белую армию – марксистская молодежь в своем антисоветизме на время стала союзником антисоветского либерального офицерства. Ведь начиная с 1914 г. все эти статьи Энгельса стали объектом яростной дискуссии в среде российских социал-демократов, и сама идея русской крестьянской революции, подавляющей революцию либеральную, выглядела как прямо предсказанная марксизмом контрреволюция реакционного народа. Некоторые считают, что в этих статьях выразилась русофобия Энгельса. Да, выразилась, основоположники марксизма своей русофобии и не скрывали. В их личной переписке они мимоходом обмениваются такими замечаниями. Маркс – Энгельсу (24 октября 1868 г.): «Боркхейм, русофобия которого (я привил ее ему как самое невинное противоядие, чтобы дать выход его излишней жизненной энергии) принимает опасные размеры…». Но к русофобии мы вернемся позже, сейчас она для нас вещь второстепенная по сравнению с фундаментальными абстрактными постулатами, которые здесь иллюстрируются конкретными случаями взаимоотношений конкретных народов - славян, венгров, немцев. Да и не только о славянах говорит Энгельс, как о реакционных народах. О революции 1848 г. в Австрии он пишет: «Борющиеся разделились на два больших лагеря: на стороне революции оказались немцы, поляки и мадьяры; на стороне контрреволюции остальные, т.е. все славяне, кроме поляков, румыны и трансильванские саксы» [ Ф. Энгельс. Борьба в Венгрии. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 6, с. 175-186]. Или, в другом месте: «В Вене хорваты, пандуры, чехи, сережаны и прочий сброд задушили германскую свободу» [Ф. Энгельс. Революционное движение. Соч., т. 6, с. 159.]. На материале конкретной исторической ситуации Энгельс в целой серии работ формулирует важные установки своей концепции истории. Согласно его собственному описанию ситуации дело обстоит так: ослабление государственной власти Австро-Венгрии в момент революции 1848 г. дало всем угнетенным народам возможность выступить против своих угнетателей - немецких, польских и венгерских помещиков. Следуя традиционным советским представлениям о марксизме, это надо было расценить как прогрессивное движение трудящихся масс. На деле никаких симпатий это выступление против угнетателей у Энгельса не вызвало. Наоборот, это вызвало такое возмущение, что он требует ответных кар и репрессий, совершенно непропорциональных тому ущербу, который угнетенные народы нанесли своим угнетателям. В выступлении трудящихся против их угнетателей и эксплуататоров Энгельс вовсе не на стороне трудящихся. Напротив! Он на стороне угнетателей и эксплуататоров, потому что они – немцы, мадьяры и поляки, а трудящиеся – «славяне». Что значит «решительный терроризм против славянских народов» (причем, заметим, терроризм со стороны социалистов и демократов)? Почему «ненависть к русским была и продолжает еще быть у немцев их первой революционной страстью»? Разве русские – это класс, эксплуатирующий класс немцев? Ведь это – тексты основоположников марксизма, опубликованные уже после издания «Манифеста коммунистической партии», а не романтические юношеские выступления. Вот как предвидит Энгельс развитие событий в том случае, если «на один момент славянская контрреволюция нахлынет на австрийскую монархию»: «При первом же победоносном восстании французского пролетариата, которое всеми силами старается вызвать Луи-Наполеон, австрийские немцы и мадьяры освободятся и кровавой местью отплатят славянским народам. Всеобщая война, которая тогда вспыхнет, рассеет этот славянский Зондербунд и сотрет с лица земли даже имя этих упрямых маленьких наций. В ближайшей мировой войне с лица земли исчезнут не только реакционные классы и династии, но и целые реакционные народы. И это тоже будет прогрессом» [Ф. Энгельс. Борьба в Венгрии. К. Маркс и Ф. Энгельс. Соч., 2-е изд., т. 6, с. 186]. Из этого можно сделать первый вывод. Он заключается в том, что в шкале ценностей, на которой стоит обществоведение Маркса и Энгельса, ценности свободы и справедливости вовсе не занимают высшей позиции, как было принято считать в советской трактовке марксизма. Гораздо выше них находится прогресс, понимаемый как приращение благосостояния Запада. Страдания угнетенных народов (эксплуатируемых трудящихся) являются для Энгельса несущественным фактором, если угнетатели и эксплуататоры принадлежат к тем нациям, которым марксизм присваивает титул носителей прогресса. Цель исторического развития, которому служат эти избранные нации, оправдывает средства. Энгельс пишет: «Конечно, при этом дело не обходится без того, чтобы не растоптали несколько нежных национальных цветков. Но без насилия и неумолимой беспощадности ничто в истории не делается, и если бы Александр, Цезарь и Наполеон отличались таким же мягкосердечием, к которому ныне апеллируют панслависты в интересах своих ослабевших клиентов, что стало бы тогда с историей!» [Ф. Энгельс. Демократический панславизм. Соч., т. 6, с. 298]. Кто бы мог подумать! Из уст Энгельса – апология жестокости Наполеона, которого следовало бы считать первым крупномасштабным военным преступником Нового времени. Чтобы наглядно объяснить свою позицию по отношению к славянским народам, Энгельс проводит аналогию с явлением, которое ему кажется очевидно справедливым и прогрессивным – захватнической войной США против Мексики с отторжением ее самых богатых территорий. Он даже мысли не допускает, что кто-то может бросить упрек США за эту войну. Вот это рассуждение: «И бросит ли Бакунин американцам упрек в «завоевательной войне», которая, хотя и наносит сильный удар его теории, опирающейся на «справедливость и человечность», велась, тем не менее, исключительно в интересах цивилизации? И что за беда, если богатая Калифорния вырвана из рук ленивых мексиканцев, которые ничего не сумели с ней сделать? И что плохого, если энергичные янки быстрой разработкой тамошних золотых россыпей умножат средства обращения, в короткое время сконцентрируют в наиболее подходящих местах тихоокеанского побережья густое население, создадут большие города…? Конечно, «независимость» некоторого числа калифорнийских и техасских испанцев может при этом пострадать; «справедливость» и другие моральные принципы, может быть, кое-где будут нарушены; но какое значение имеет это по сравнению с такими всемирно-историческими фактами?» [Ф. Энгельс. Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии. Соч., т. 21, с. 292-293]. Здесь выражено фундаментальное положение марксизма, воспринятое от романтических мессианских представлений о роли «белого человека» («Запада») как носителя прогресса. Очевидные массовые страдания, вызываемые вторжением Запада в незападные общества, марксизм принимал за неизбежную и сравнительно невысокую цену того прогресса, который несло это вторжение. Маркс писал: «Англии предстоит выполнить в Индии двоякую миссию: разрушительную и созидательную,- с одной стороны, уничтожить старое азиатское общество, а с другой стороны, заложить материальную основу западного общества в Азии» [К. Маркс. Британское владычество в Индии. Соч., т. 9, с. 135]. Э. Саид, автор классического труда об «ориентализме», положенном в основание евроцентризма мифологизированном представлении о «Востоке», специально рассматривает это противоречие всей доктрины марксизма. Как пример он берет рассуждения Маркса об английской колонизации Индии. Он пишет: «Карл Маркс ввел понятие азиатской экономической системы при анализе в 1853 году британского владычества в Индии, но мимоходом отметил, что обнищание народа было вызвано вмешательством в эту систему английских колонизаторов, их ненасытностью и неприкрытой жестокостью. От статьи к статье у него росла уверенность в том, что, даже разрушая Азию, Британия создает предпосылки для подлинной социальной революции. Стиль Маркса подталкивает нас к тому, чтобы мы, пусть и против воли, подавили в себе естественное возмущение, вызванное страданиями наших восточных собратьев, пока их общество подвергается насильственной трансформации: ведь это происходит в силу исторической необходимости… «Однако как ни печально с точки зрения чисто человеческих чувств зрелище разрушения и распада на составные элементы этого бесчисленного множества трудолюбивых, патриархальных, мирных социальных организаций, как ни прискорбно видеть их брошенными в пучину бедствий, а каждого из членов утратившим одновременно как свои древние формы цивилизации, так и с Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|