Свойство цвета и его изучение на уроках изобразительного искусства
Свойства цвета и его изучение на уроках изобразительного искусства. Свойства цвета. «Цвет – одно из основныххудожественных средств в живописи. Изображение предметного мира, разнообразных свойств и особенностей натуры в живописи передаются посредством отношений цвета и цветовых оттенков».[Художественно-педагогический словарь / Сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. – М.: Академический проект: Трикста, 2005. – 480 с. – С. 444]. В книге Р.В. Паранюшкина и Г.В. Хандовой «Цветоведение для художников: колористика» [Цветоведение для художников: колористика / Р.В. Паранюшкин, Г.Н. Хандова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 96 с.] пишут «что наиболее полно характеризуют цвет три главных его свойства: тон, насыщенность, светлота. 1. Цветовой тон – основное отличие его от других цветов, то есть собственно цвет: красный, синий, желтый и т.д. – название цветовой основы. (рис. 1) 2. Насыщенность – степень приближения цвета к спектральному цвету, то есть степень чистоты цвета, мера отсутствия ахроматической (например, серой) составляющей. Насыщенность тем выше, чем сильнее выражен цветовой тон. ахроматические цвета можно назвать цветами нулевой насыщенности. (рис. 2) 3. Светлота – степень приближения цвета к белому. Свойство цвета, связанное с примесью белого или силой освещения. Светлота присуща и хроматическим и ахроматическим цветам» (рис. 3) [Цветоведение для художников: колористика / Р.В. Паранюшкин, Г.Н. Хандова. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 96 с. – С. 12]. Свойство цвета и его изучение на уроках изобразительного искусства Кроме того, для лучшего изучения «важно знать о таких характеристиках цвета, как контраст, тепло-холодность цвета, хроматические и ахроматические цвета» [Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе: Учеб. Пособие для студ. Высш. Пед. Учеб. Заведений. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 368 с. – C.139].
Рис.1 Рис.2 Рис.3,4 Рис. 5 Рис.6
В Художественно-педагогическом словаре дано понятие контраст: «Контраст – художественный прием, представляющий собой сопоставление каких-либо противоположный качеств цвета. Наибольшее значение имеет цветовой и тональный контраст. Цветовой контраст (рис.1) обычно состоит в сопоставлении дополнительных цветов или цветов, отличающихся друг от друга по светлоте. Тональный контраст (рис.2) – сопоставление светлого и темного. В композиционном построении контраст служит приемом, благодаря которому сильнее выделяется главное и достигаются большая выразительность и острота характеристики образов»».[Художественно-педагогический словарь / Сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова, М.С. Тарасова, Т.Д. Пронина. – М.: Академический проект: Трикста, 2005. – 480 с. – С. 199]. Определения понятиям теплые и холодные цвета даны в книге Алексеева С.С. «О колорите»: «Теплые цвета (Рис.3) – цвета, ассоциирующиеся с цветом огня, солнца, накаленных предметов: красные, красно-оранжевые, оранжевые, желто-оранжевые, желто-зеленые. Холодные цвета (Рис. 4) – цвета, ассоциирующиеся с цветом воды, льда и других холодных объектов: голубо-зеленые, голубые, голубо-синие, синие, сине-фиолетовые» [Алексеев С.С. О колорите. – М.: Изобразительное искусство, 1974. – 176 с. – С. 123]. В этой же книге мы увидим такие понятия как ахроматические и хроматические цвета: «Ахроматические цвета – цвета, не имеющие цветового тона и отличающиеся друг от друга только по светлоте (белые, серые и черные цвета). Хроматические цвета – цвета, обладающие цветовым тоном; все цвета кроме белых, серых и черных» [Алексеев С.С. О колорите. – М.: Изобразительное искусство, 1974. – 176 с. – С. 121; 123].
Свойство цвета и его изучение на уроках изобразительного искусства Изучение цвета на уроках изобразительного искусства Проанализируем, как в школьных общеобразовательных программах разработано изучение цвета на уроках изобразительного искусства. В программе, составленной под руководством Неменского Б.М. «Изобразительное искусство (1-7 классы)», изданной в 1988 году [Экспериментальная программа с краткими методическими рекомендациями. Изобразительное искусство 1-7 классы, 8 класс (факультативный курс), научн. рук. Неменский Б.М. – М.: Просвещение, 1988. – 144 с.], во 2 классе I четверти на тему «Чем и как работают художники», на уроке 1 «Гуашь, три основных цвета» стоит задача изобразить цветы, используя только основные цвета – желтую, синюю, красную. [Там же С.10]. Далее проанализируем программу, разработанную Шпикаловой Т.Я., составленную Кузиным В.С. и Яременко Е.О. «Изобразительное искусство и художественный труд. Начальная школа» вышедшую в 2001 году. [Программно – методические материалы: Изобразительное искусство. Начальная школа / Сост. Кузин В.С., Яременко Е.О. – 3-изд., перераб. – М.: Дрофа, 2001. – 224 с. – С. 163-220]. В разделе «Основы художественного изображения: художественный образ и изобразительное творчество учащихся» в 1 классе, стоит задача обучить детей передачи состояния времен года с помощью цвета, составлять палитру теплых и холодных цветов. Познакомить детей с основными цветами и приемами их смешения в рисовании с натуры, по памяти и представлению [Там же С.165]. Во 2 классе стоит задача обучить детей приемам создания различных цветовых сочетаний в живописных композициях (светлое на темном, темное на светлом, сочетание сближенных и контрастных цветов). [Там же С. 171]. В 3 классе стоит задача обучить детей цветовым и тональным отношениям в изображении пейзажа, цветовой гармонии при передачи объема предметов несложной формы в рисовании с натуры. [Там же С. 178]. В 4 классе стоит задача обучить детей многообразию цветовых оттенков, приемам получения чистых, мягких цветовых пятен, цветовых сочетаний. [Там же C. 185].
Проведем анализ программы, составленной Кузиным В.С. под редакцией Шпикаловой Т.Я., «Изобразительное искусство. Основы народного декоративно – прикладного искусства (1-8 классы)» 2002 года. [Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев. Изобразительное искусство: Рисунок. 1-11 кл. Живопись. 1-11 классы. Основы живописи. 5-9 кл. Основы дизайна. 5-9 кл. Основы народного и декоративно – прикладного искусства. 1-8 кл. – 4-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 228 с. – С. 54-225]. В начальном общем образовании, в 1 части на тему «Изобразительное, народное и декоративно – прикладное искусство», в 1 классе, в 1 разделе «Основы художественного изображения» даны задания поэкспериментировать с красками на различной бумаге (белой, цветной, черной). [Там же С. 72]. Далее проанализируем программу, составленную Неменским Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд (1-9 классы)», вышедшую в 2009 году. [Программы общеобразовательных учреждений. Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 классы. Сост. Неменский Б.М. – М.: Просвещение, 2009. – 144 с.]. В 1 классе на тему «Ты изображаешь, украшаешь и строишь», в I четверти «Ты изображаешь. Знакомство с мастером изображении», в разделе «Разноцветные краски» стоит задача обучить детей цветам красками гуаши, эмоциональному и ассоциативному звучанию каждого цвета. [Там же С. 16]. Во 2 классе на тему «Ты и искусство», в I четверти «Чем и как работают художники», в разделе «Пять красок – все богатство цвета и тона» стоит задача обучить учащихся смешивать цветные краски с черной и белой. Дано задание изобразить природные стихии – туман, солнечный день. [Там же C.26]. В IV четверти «Как говорит искусство», в разделе «Цвет как средство выражения: тихие и звонкие цвета» дано задание изобразить весеннюю землю. Задача урока – обучить детей умению добиваться колористического богатства внутри одной цветовой гаммы. [Там же С. 33]. В 6 классе на тему «Изобразительное искусство в жизни человека», в I четверти «Виды изобразительного искусства и основы образного языка», в разделе «Цвет в произведениях живописи» дано задание ознакомить детей с понятиями «колорит», «локальный цвет», «тон», «гармония цветов» и «цветовые отношения». [Там же С. 77].
Проанализируем программу, составленную Кузнецовым А.А., Рыжаковым М.В. и Кондаковым А.М. «Изобразительное искусство (5-7) классы», вышедшую в 2011 году. [Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство, 5-7 классы. Музыка, 5-7 классы. Искусство, 8-9 классы: проект. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2011. – 176 с.]. В разделе «Язык пластических искусств и художественный образ» стоит задача обучить детей цветовым отношениям, колориту картин и умению создавать напряженность и насыщенность цвета. [Там же С.26]. Так же, проанализировав знания и умения в 5,6 и 7 класса мы выяснили, что: К концу 5 класса учащиеся должны знать: цвет, элементы цветоведения. Учащиеся должны уметь: передавать цвет натуры с учетом источника освещения; использовать цвет как средство выразительности; применять цветовой контраст, теплый и холодный колорит. К концу 6 класса учащиеся должны знать: элементы цветоведения. Учащиеся должны уметь: видеть цвет изображаемых предметов; передавать тоном и цветом объем и пространство. К концу 7 класса учащиеся должны знать: основы цветоведения. Учащиеся должны уметь: применять различные цветовые решения, контрасты; определять степень холодности и теплоты оттенков различных цветов, колорит; контрасты светлого и темного, теплого и холодного.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|