Промежуточная аттестация обучающихся по результатам прохождения практики
Аттестация проводится перед комиссией в форме защиты отчета о прохождении практики с выставлением ему дифференцированного зачёта. На защиту представляются отчёты, допущенные заведующим кафедры (на основании отзывов с места прохождения практики и руководителя практики от кафедры; без замечаний или с замечаниями по существу практики или непосредственно к отчёту). Обучающиеся, не выполнившие программу практики по уважительной причине, проходят практику в индивидуальном порядке. Оценка по практике заносится в экзаменационную ведомость и зачетную книжку, приравнивается к оценкам (зачетам) по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости обучающихся и назначении на стипендию в соответствующем семестре. Нормативная база проведения промежуточной аттестации: | ||||||
1) действующее «Положение о текущем контроле успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся по программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) в ФГБОУ ВО Омский ГАУ» | ||||||
Основные характеристики промежуточной аттестации | ||||||
Цель промежуточной аттестации - | установление уровня достижения каждым обучающимся целей и задач обучения по данной практике, изложенным в п.2.2 настоящей программы | |||||
Форма промежуточной аттестации - | дифференцированный зачет | |||||
Место процедуры получения зачёта в графике учебного процесса | 1) участие обучающегося в процедуре получения зачёта осуществляется за счёт защиты отчета. | |||||
2) процедура проводится в рамках защиты отчета перед комиссией |
Процедура аттестации
Нормативной базой проведения промежуточной аттестации обучающихся по результатам прохождения практики является действующее «Положение о текущем контроле успеваемости, промежуточной аттестации обучающихся по программам высшего образования (бакалавриат, специалитет, магистратура) и среднего профессионального образования в ФГБОУ ВО Омский ГАУ».
|
|
Цель промежуточной аттестации – установление уровня достижения каждым обучающимся целей прохождения практики.
Форма промежуточной аттестации – дифференцированный зачет.
Для защиты отчёта по практике обучающиеся пишут доклад, готовят презентацию.
В докладе должны быть отражены:
1. Цели и задачи практики;
2. Характеристика места прохождения практики;
3. Тема исследований, актуальность, цели и задачи исследований, научная новизна темы;
4. Объекты, методы и условия проведения исследований.
5. Результаты исследований
6. Выводы.
7. Заключение.
Презентация должна включать:
1. Цели и задачи практики;
2. Характеристика места прохождения практики;
3. Тема исследований, актуальность, цели и задачи исследований, научная новизна темы;
4. Объекты, методы и условия проведения исследований.
5. Результаты исследований
6. Выводы.
7. Заключение.
Отчет о прохождении практики должен включать:
1. Титульный лист (образец представлен в Приложении).
2. Содержание (включает введение, наименование всех разделов, подразделов, пунктов, выводы, библиографический список, приложения с указанием номеров страниц, с которых начинаются эти элементы отчета).
3. Введение должно содержать актуальность темы и обосновывается необходимость исследований, цели и задачи практики (определяются федеральным государственным образовательным стандартом по направлению, местом прохождения практики, индивидуальным заданием руководителя практики от университета). Формулируется тема, обосновываются цель и задачи исследования.
4. Характеристика места прохождения практики (общие сведения о месте прохождения практики – история, структура, содержание работы подразделения, основные итоги деятельности и т.д.; характеристика основных видов работ, выполненных обучающимся за период практики).
|
|
5. Обзор литературы по теме (даётся объективный анализ научной литературы по исследуемому вопросу. В результате анализа практикант должен дать чёткое представление о том, что сделано по изучаемому вопросу, что остаётся неясным, требует изучения).
6. Объекты, методы и условия проведения исследований.
Исходя из темы исследований, может быть 1 и более объектов исследования. В данном разделе называются объекты исследования и дается их полная характеристика.
В разделе Методы исследований перечисляются все применяемые методы исследования, при необходимости дается их пояснение.
В разделе Условия проведения исследований дается характеристика физико-географических и климатических характеристик исследований. В зависимости от специфики темы исследований данный раздел может отсутствовать либо дополнен другими данными.
7. Экспериментальная часть (приводятся основные результаты исследований).
8. Выводы по теме исследований.
9. Заключение (отмечаются ее положительные и негативные стороны практики, даются пожелания).
10. Библиографический список (включаются издания, которые обучающийся использовал в процессе выполнения работы. Он должен содержать не менее 15–20 источников).
11. Приложения (таблицы, рисунки, материалы информативного характера, которые целесообразно вынести из основной части; анализ этих данных приводится в тексте работы).
Объем отчета составляет 25–30 страниц печатного текста. План написания отчета может быть изменен в связи со спецификой места прохождения практики по согласованию с руководителями.
Оформление текстовых материалов производится в соответствии с методическими указаниями и должно соответствовать ГОСТам.
Текст должен располагаться на одной стороне листа бумаги формата А4 (210*297 мм), иметь книжную ориентацию для основного текста, и альбомную (если это необходимо) – для размещения схем, рисунков, таблиц и т.п.
Отчёт должен быть выполнен на компьютере с использованием текстового редактора WORD. Плотность текста – не менее 30 строк через 1,5 межстрочный интервал. Размер шрифта – 14. Гарнитура – Times New Roman для всех элементов. Размер полей: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее – 20 мм, нижнее – 25 мм. Абзац – 10 мм. Выравнивание текста – по ширине, заголовков – по центру.
|
|
Так же как и страница текста, иллюстрации, таблицы и т. д. должны соответствовать формату А4.
Номер страницы ставится в правом нижнем углу арабскими цифрами без каких-либо обрамлений и точки. Титульный лист является первой страницей работы, но при этом не нумеруется. Страницы нумеруются, начиная с введения, и заканчивают нумерацию на последней странице приложения.
Иллюстрации и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию.
Заголовки разделов работы следует располагать в середине строки без точки в конце, не подчеркивая. Каждый раздел работы следует начинать с нового листа. Заголовки подразделов и пунктов следует начинать с абзацного отступа без точки в конце. Если заголовок включает несколько предложений, их разделяют точками. Заголовки разделов пишут заглавными буквами. Переносы и сокращения слов в заголовках не допускаются.
Подразделы и пункты нумеруются в пределах каждого раздела. В конце номера перед названием точка не ставится. Заголовки подразделов и пунктов начинаются с заглавной буквы, а далее пишутся строчными.
Следует использовать термины, определения, обозначения и сокращения, установленные действующими стандартами. Сокращения русских слов и словосочетаний должны соответствовать ГОСТ 7.12-93. Допускаются следующие сокращения: с. – страница; г. – год; гг. – годы, а также общепринятые сокращения: т. е. – то есть; т. д. – так далее; т. п. – тому подобное; и др. – и другие; пр. – прочее; см. – смотри и другие. Если в работе принята особая система сокращения слов или наименований, то перечень принятых сокращений должен быть приведен в структурном элементе «Обозначения и сокращения».
В отчёте следует применять стандартизированные единицы физических величин, их наименования и обозначения в соответствии с ГОСТ 8.417-2002. Наряду с единицами СИ при необходимости в скобках указывают единицы ранее использованных систем, разрешенных к применению. В одном тексте разные системы обозначения физических величин не допускаются.
|
|
Разделы должны иметь порядковые номера, обозначенные арабскими цифрами без точки, и записываться с абзацного отступа.
Пример:
1 ОБЪЕКТЫ, УСЛОВИЯ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЙ
Подразделы (пункты) нумеруются в пределах каждого раздела. Номер подраздела (пункта) состоит из номера раздела и номера подраздела, разделенных точкой. В конце номера подраздела точка не ставится.
Пример:
1.1. Агрохимическая характеристика почв (нумерация подраздела)
1.2.1 Почвенные условия исследований (нумерация пункта)
Таблицы
Цифровой материал систематизируют в таблицах по ГОСТ 2.105–95 и ГОСТ 1.5–92. Таблицу следует располагать непосредственно после текста, в котором она упоминается впервые, или на следующей странице. Таблицы следует нумеровать арабскими цифрами, нумерация сквозная. Допускается нумеровать таблицы в пределах раздела арабскими цифрами. В этом случае номер состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой. Точка после номера таблицы не ставится.
Пример:
1. Таблица 2 – (при сквозной нумерации);
2. Таблица 1.2 – (при нумерации в пределах раздела).
Номер таблицы следует размещать в левом верхнем углу на одной строке с заголовком. На все таблицы должны быть ссылки в тексте, при этом слово «таблица» пишется полностью с указанием номера.
Пример:
1. По данным таблицы 2 можно судить о качестве зерна.
2. Количество нитратного азота в почве до посева культуры было низким (таблица 1.3).
Заголовок таблицы выполняют строчными буквами, кроме первой прописной. Заголовок должен полностью отражать содержание таблицы, быть кратким и точным и располагаться на одной странице с самой таблицей.
Допускается помещать таблицы вдоль длинной стороны листа. Если строки и графы таблицы выходят за формат листа, таблицу делят на части, которые переносят на другие листы, помещают на одном листе рядом или одну под другой, при этом в каждой части таблицы повторяют головку и боковик. Допускается текст головки или боковика заменять номерами. При этом нумеруют арабскими цифрами графы и (или) строки первой части таблицы.
Если часть таблицы переносится на другую страницу, слово «Таблица», заголовок и порядковый номер указывают один раз над первой частью. Над последующими частями слева пишут «Продолжение» или «Продолжение таблицы…», «Окончание таблицы…» с указанием ее номера. Таблицы справа, слева, снизу ограничивают линиями.
|
|
Если цифровые данные в графах таблицы выражены различными единицами физических величин, то в заголовке каждой графы указывают соответствующую единицу физической величины. Если же параметры в таблице выражены одной и той же единицей (или в процентах), их обозначение помещают ниже заголовка с правой стороны и пишут прописными буквами.
Цифры в графах располагаются так, чтобы классы чисел по всей графе находились точно один под другим. Числовые значения величин в одной графе должны иметь, как правило, одинаковое количество десятичных знаков после запятой.
Пример:
Таблица 1 – Среднее содержание подвижных фосфатов (Р2О5)
в лугово-черноземном солонце, мг/кг
Вариант | Глубина, см | Год | ||
2004 | 2005 | 2006 | ||
Контроль | 0–20 | 2,87 | 3,56 | 2,32 |
20–40 | 0,33 | 0,73 | 0,41 |
Окончание таблицы 1
Гипс | 0–20 | 1,23 | 3,40 | 1,36 |
20–40 | 0,05 | 0,05 | 0,39 |
При отсутствии цифровых показателей в той или иной клетке таблицы следует ставить прочерк или знак «х», когда цифр в принципе не может быть.
Иллюстрации
Иллюстрации (чертежи, графики, схемы, диаграммы, фотоснимки) следует располагать непосредственно после текста, в котором они упоминаются впервые, или на следующей странице. При наличии таблиц, дополняющих графический материал, их помещают после графического материала. На все иллюстрации должны быть ссылки в тексте. Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруются сквозной нумерацией арабскими цифрами. Допускается нумеровать иллюстрации в пределах раздела. В этом случае номер иллюстрации состоит из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.
Пример:
Рисунок 1.1 – Содержание нитратного азота в почве до посева культуры
Рисунок 1.2 – и т. д.
Если иллюстрация одна, то под ней пишут: «Рисунок 1 –», то есть единственный рисунок тоже нумеруется.
Графический материал может иметь наименование, которое помещают под ним после поясняющих данных (если они имеются). Номер иллюстрации и слово «Рисунок» помещают ниже поясняющих данных.
Графический материал каждого приложения отдельно нумеруют арабскими цифрами с добавлением перед цифрой обозначения приложения.
Пример:
Рисунок В3 –.
Формулы
В качестве символов в формуле рекомендуется применять обозначения, установленные соответствующими стандартами.
Формулы выполняются чертежным шрифтом высотой 2,5 мм черными чернилами или тушью. Применение машинописных и рукописных символов в одной формуле не допускается. В конце формулы размерность не проставляется.
Формулы в работах должны нумероваться сквозной нумерацией арабскими цифрами, которые записывают на уровне формулы справа в круглых скобках. Единственная в работе формула тоже нумеруется – (1). Ссылки в тексте на порядковые номера формул дают в скобках.
Пример:
…в формуле (1).
Пояснения к формулам пишутся после запятой и с новой строки, без абзацного отступа, начиная со слова «где» без двоеточия.
Перечень пояснений располагается колонкой, причем символ отделяется от его расшифровки знаком «тире». Буквенные обозначения даются строго в той последовательности, в которой они приведены в формуле. В конце расшифровки каждого символа через запятую дается его размерность в сокращенном написании.
Пример:
Плотность каждого образца почвы p, г/см3, вычисляют по формуле,
, (1)
где m – масса образца почвы, г;
V – объем образца почвы, см3.
Перенос формулы на следующую строку допускается только на знаках выполняемых операций, причем знак в начале следующей строки повторяют. При переносе формулы на знаке умножения применяют знак «х».
Формулы в приложениях нумеруются аналогично тому, как нумеруют таблицы и рисунки.
Порядок оформления уравнений такой же, как и формул.
Уравнения и формулы следует выделять из текста в отдельную строку. Выше и ниже каждой формулы и уравнения должно быть оставлено не менее одной свободной строки.
Ссылки
Порядок построения списка используемых источников определяется автором. Распространенными способами расположения материала списка используемых источников являются алфавитный и в порядке упоминания в тексте. Алфавитное построение является наиболее простой формой организации библиографических описаний. Списком источников, составленным по алфавиту, можно пользоваться в отрыве от основного текста. В нем легко найти библиографическое описание какого-либо документа или выявить его отсутствие. Обычно используют стандартное заглавие: «Список используемой литературы».
При ссылке на источники указывают их порядковый номер по списку, который выделяют косыми скобками. При ссылке на стандарты и технические условия указывают только их обозначения. При ссылке на раздел или приложение указывают его номер и наименование, при повторных ссылках – только номер.
Библиографическое описание
Примеры библиографического описания подготовлены в соответствии с действующим ГОСТ 7.1–2003 (где можно найти более подробную информацию) и рекомендуются для использования при оформлении списка литературы к дипломной работе.
a. Книги одного, двух и трех авторов
Герасимова М.И. География почв СССР: учеб. пособие / М.И. Герасимова. – М.: Высш. шк., 1987. – 224 с.
Ильин В.Б. Микроэлементы и тяжелые металлы в почвах и растениях Новосибирской области / В.Б. Ильин, А.И. Сысо. – Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2001. – 229 с.
Амосов Я.М. Охрана почв от загрязнения / Я.М. Аммосов, Д.С. Орлов, Л.К. Садовникова. – М.: Изд-во МГУ, 1989. – 96 с.
Книги четырех и более авторов
Концепция оптимизации режима органического вещества почв в агроландшафтах / В.И. Кирюшин [и др.]. – М.: Изд-во МСХА, 1993. – 99 с.
Практикум по агрохимии / Б.А. Ягодин, И.П. Дерюгин, Ю.П. Жуков [и др.]; под ред. Б.А. Ягодина. – М.: Агропромиздат, 1987. – 512 с.
b. Переводные издания
Барбер С.А. Биологическая доступность питательных веществ в почве. Механистический подход / С.А. Барбер; пер. с англ. – М.: Агропромиздат, 1998. – 376 с.
c. Издания без автора
Химическое загрязнение почв и их охрана: словарь-справочник / Д.С. Орлов [и др.]. – М.: Агропромиздат, 1991. – 303 с.
Структура, функционирование и эволюция системы биогеоценозов Барабы. – Новосибирск: Наука, 1976. – 495 с.
Методические рекомендации по определению нормативов соотношений макро- и микроэлементов в растениях по системе ИСОД. – М., 1989. – 80 с.
Отдельный том многотомного издания
Физиология сельскохозяйственных растений. – Т. 8. Физиология овощных и бахчевых культур. – М.: Изд-во Московского университета, 1970. – 520 с.
Ковда В.А. Основы учения о почвах. – Т. 2. Общая теория почвообразовательного процесса / В.А. Ковда. – М.: Наука, 1973. – 467 с.
КнГИА о кнГИАх: библиогр. пособие: в 3 т. – М.: КнГИА, 1969. – Т. 1. – 407 с.
Стандарты
Запись под заголовком
ГОСТ 28736–90. Корнеплоды кормовые. Технические условия. – М.: Изд-во стандартов, 1991. – 16 с.
Запись под заглавием
Реферат и аннотация: ГОСТ 7. 9–77. – М.: Изд-во стандартов, 1981. – 6 с.
d. Диссертация
Бобренко И. А. Оптимизация минерального питания кормовых, овощных культур и картофеля на черноземах Западной Сибири: дис. … д-ра с.-х. наук: 06.01.04 / И. А. Бобренко. – Омск, 2004. – 446 с.
e. Автореферат диссертации
Болдырева А. В. Влияние факторов добычи угля разреза «Бородинский» на морфофизиологическое состояние животных: автореф. дис. … канд. биол. наук: 03.02.08 / А. В. Болдырева. – Томск, 2009. – 22с.
f. Статья из книги
Белик В.Ф. Физиология огурцов / В.Ф. Белик // Физиология сельскохозяйственных растений. – М., 1970. – С. 208–244.
g. Статья из журнала
Байдина Н.Л. Ртуть в почвах Новосибирска / Н.Л. Байдина // Агрохимия. – 1999. – № 10. – С. 89–92.
Статья из трудов, ученых записок
Красницкий В.М. Содержание тяжелых металлов и прогноз их накопления в почвах Омской области / В.М. Красницкий // Анализ почв, растений и проблемы применения удобрений в Западной Сибири / под общ. ред. Ю.И. Ермохина, И.А. Бобренко: монография. – Омск: Изд-во ОмГАУ, 2002. – 407 с.
Леонова В.В. Об образовании соды в процессе жизнедеятельности почвенных водорослей / В.В. Леонова // Продуктивность сельскохозяйственных культур на засоленных почвах Западной Сибири: сб. науч. тр. / Ом. с.-х. ин-т. – Омск, 1982. – С. 49–54.
Лихоманова Л.М. Нитраты в овощной продукции открытого грунта / Л.М. Лихоманова, Н.К. Трубина // Роль России и Сибири в развитии экологии на пороге ХХI века: материалы Междунар. конф. по экологии. – 27–28 мая 1997 г. – Омск, 1997. – С. 164–165.
Приложения
Материалы, дополняющие основной текст, следует помещать в приложениях. Они могут быть обязательными (без них невозможно уяснить суть тех или иных положений), информационными и справочными.
Ссылки на приложения в тексте ВКР обязательны. При этом указывают номера и страницы, при повторных ссылках – только номера.
Приложения в дипломной работе выделяются в отдельный раздел и оформляются с новой страницы. По центру страницы пишут слово «Приложения». Каждое приложение должно начинаться с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и буквы. Название пишется отдельной строкой, начинается с заглавной буквы.
Приложения обозначают заглавными буквами русского алфавита (кроме Е, З, Й, О, Ч, Ъ, Ы, Ь); латинскими буквами (кроме I и О). Если букв не хватает, то обозначают цифрами.
В качестве приложения к отчету предоставляются Рабочие документы производственной и научно-исследовательской практик.
Требования к ведению Рабочих документов производственной и научно-исследовательской практик:
- являются документом, по которому обучающийся подтверждает выполнение практики;
- записи в Рабочих документах производственной и научно-исследовательской практик должны вестись ежедневно и содержать перечень выполненных работ за день;
- по окончанию практики Рабочие документы производственной и научно-исследовательской практик заверяется подписью руководителя.
Критерии оценивания
Оценка «отлично» выставляется при условии:
- успешного выполнения программы практики
- при получении отзыва и характеристики с места практики на оценки отлично и хорошо;
- в срок представленного отчета и Рабочих документов производственной и научно-исследовательской практик, оформленных в соответствии с предъявляемыми требованиями;
- при защите отчёта обучающийся выступает с презентацией, оформленной по требованиям, четко, логично и грамотно излагает собственные размышления, делает умозаключения и выводы, использует нормативные документы, связанные с профессиональной деятельностью, дает полные и исчерпывающие ответы на вопросы;
Оценка «хорошо» выставляется при условии:
- успешного выполнения программы практики;
- при получении отзыва и характеристики с места практики на оценки отлично и хорошо;
- в срок представленного отчета и Рабочих документов производственной и научно-исследовательской практик, оформленных в соответствии с предъявляемыми требованиями;
- при защите отчёта обучающийся выступает с презентацией, оформленной по требованиям, четко, логично и грамотно излагает собственные размышления, но допускает незначительные неточности в формулировках, выводах, ответах на вопросы;
Оценка «удовлетворительно» выставляется при условии:
- успешного выполнения программы практики;
- получения положительного отзыва и характеристики с места практики с замечаниями;
- в срок представленного отчета и Рабочих документов производственной и научно-исследовательской практик, оформленных не в соответствии с предъявляемыми требованиями;
- при защите отчёта обучающийся выступает с презентацией, оформленной не по требованиям, дает поверхностные формулировки, неточности в выводах, ответах на вопросы.
|
|