Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Требования к результатам освоения дисциплины




Цели освоения дисциплины

Целями освоения дисциплины «Серебряный век в литературном и художественном сознании ХХ и начала ХХI столетия» являются:

- овладение студентами знаниями по взаимодействию важнейших периодов отечественной словесности;

- формирование представления о своеобразии восприятия традиций и интенций Серебряного века в аспекте их идейной и художественной модификации в новых исторических и социокультурных условиях;

- понимание ведущих тенденций литературного процесса в плане усвоения системы жанров, стилевых особенностей, мировоззренческих позиций;

- знакомство с творческими индивидуальностями писателей ХХ века различной степени одаренности, их контактными и типологическими связями;

- укрепление навыков филологического анализа.

В задачи освоения курса входят:

понимание принципов выделения этапов внутри периода; изучение особенностей и закономерностей развития русской литературы ХХ века в ее вариациях (литература метрополии и эмиграции; усвоение представлений о трансформации ведущих художественных направлений и течений (, символизм, акмеизм, экспрессионизм, футуризм, «диффузный» модернизм, постсимволистские включения, вариации реализма, социалистический реализм и др.), выявление связей с философией и другими сферами искусства (живопись, музыка), раскрытие своеобразия общественно-политической жизни эпохи и ее влияния на литературный процесс.

Место дисциплины в структуре ООП

Вариативная часть.

Данная дисциплина предназначена для студентов-филологов, успешно сдавших дисциплины литературоведческого цикла, предусмотренные программой бакалавриата.

Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, сформированные у обучающихся в процессе освоения обозначенных дисциплин, в частности, знание истории русской и зарубежной литератур ХIХ и ХХ веков (особенности реализма, формирование модернистских и постмодернистских течений, соотношение мировоззрения и творчества писателя).

Курс «Серебряный век в литературном и художественном сознании ХХ и начала ХХI столетия» призван интегрировать в сознании учащихся знания, полученные ими при изучении дисциплин литературоведческого и исторического цикла как базовой, так и вариативной частей ООП (теория литературы, анализ художественного произведения, история русской критики и др.), и облегчить им освоение литературоведческих и культурологических дисциплин, предусмотренных планом магистратуры.

Требования к результатам освоения дисциплины

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций:

С-ОПК-1, С-ОПК-2, С-ОПК-3; С-ОНК-3 (частично): овладение методологией научного исследования в профессиональной области (в частности многообразием теоретических методик при анализе литературных произведений в междисциплинарном контексте), осознания идейной и эстетической значимости русской литературы рубежа XIX-XX веков, места, которое она занимает в мировой культуре, ее смыслопорождающего новаторства и значения ее открытий для формирования литературы ХХ века в целом; С-СК-2 (частично):способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации по истории русской литературы XX в. в связи с системой теоретических знаний.

 

В результате освоения дисциплины обучающийся должен:

Знать: закономерности развития литературы конца XIX – начала XXвека; периодизацию литературного процесса, формирование литературных направлений и течений, их манифесты, а также печатные органы, связанные с тем или иным литературно-художественным образованием; наследие крупнейших писателей этого времени; особенности поэтики их художественных текстов и их восприятие последующими поколениями писателей, возможности частичного усвоения, модернизация и трансформации источников; своеобразие возникающего исторического и эстетического «резонанса»;значение «немагистральных» путей развития литературы

Уметь: анализировать художественный текст, оперировать литературоведческой терминологией, связанной с определением существенных закономерностей развития литературного процесса эпохи; сопрягать факты литературного процесса XX в. с опытом предшествующего периода развития русской литературы в аспекте вычленения традиций и новаторства искусства слова; использовать в практической деятельности эти знания, с помощью приемов литературоведческого анализа ориентироваться в отнесении текста к тому или иному литературному уровню (классика, беллетристика, массовая продукция); ориентироваться в справочной и научной литературе, посвященной теории и истории литературы ХХ века;

Владеть: научной терминологией, навыками анализа произведений, относящихся к различным идейно-эстетическим системам; умением объяснять эволюцию художника и значимость созданного им, трансформацию его стилевых исканий в зависимости от имманентных и каузальных воздействий; знанием о ведущих мировоззренческих приоритетах и эстетических тенденциях эпохи и зависимости творческих принципов художников слова от веяний времени, конъюнктуры и эстетических закономерностей.

 

4. Структура и содержание дисциплины

Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единиц 144 часов. 32 часа лекций – 16 часов практических занятий – 64 часа с.р.с − 32 часа подготовки к экзамену

 

№ п/п Раздел дисциплины Семестр Неделя семестра Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов (с.р.с.) и трудоемкость (в часах) Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам)
        Лекции с.р.с. семинары с.р.с.  
  Вводная лекция. Наследие Серебряного века в историко-литературном и теоретическом плане; реалистические традиции и модернистские эксперименты. Вариации судеб художников: оставшиеся на родине, эмигрировавшие, вернувшиеся. Их идейный и художественный багаж. Панорама литературных исканий и открытий.     2 ч.        
  Осмысление Серебряного века в мемуарной литературе. Попытки реабилитации творческих «заблуждений» («Годы странствий» Г.И.Чулкова, «Встречи» В.Пяста, мемуары Андрея Белого, «Воспоминания» В.Перцова)     2 ч. 2 ч. план-конспект: выявление «схожих» моментов литературной истории Серебряного века и их интерпретация авторами 2 ч. 2 ч. Обсуждение докладов сопоставительного характера (сравнение оценок Серебряного века в мемуарах)
  Женский ракурс воспоминаний о Серебряном веке: стремление к демифологизации («И быль и небылицы о Блоке и о себе» Л.Д.Блок; «Воспоминания» Н.Петровской; «Курсив мой» Н.Берберовой; «На берегах Невы» И.Одоевцевой).     2ч. 2 ч.   2 ч.  
  Политический роман и политическая драма в жанровом преломлении. Идеология и коньюнктура. Романы З.Гиппиус («Роман-царевич», «Чертова кукла»), В.Ропшина («Конь бледный», «То, чего не было»). Восприятие заветов Л.Толстого и Ф.Достоевского. Идеализация и демонизация политических фигур в драматургии М.Шатрова.     2 ч. 2 ч. Выявление политических деятелей на страницах произведений писателей и трансформация их трактовок. 2 ч. 2 ч. Опрос: политическая история России на страницах литературных произведений; сценическая судьба пьес М.Шатрова.
  Мифопоэтика Серебряного века: миф о Леонардо да Винчи. Вариации прочтения биографии художника Д.Мережковским и А.Волынским. Документальные, искусствоведческие тексты о да Винчи советского времени. Синтетическая природа книги А.Гастева «Леонардо да Винчи»..     2ч. 2 ч.   2 ч.  
  Творческая биография И.А.Новикова: вынужденная мимикрия. «Комбинация» идей Платона, Ф.Достоевского, Вл. Соловьева, К.Гамсуна в трилогии «Из жизни идей», «Золотые кресты», «Между двух зорь». Миф о Новом Адаме. Соловьевство в производственной «оболочке! (роман «Страна Лекхорн»).     2 ч.   2 ч. Конспект предисловий к книгам И.А.Новикова «Золотые кресты» и «Яблочный барин». 2 ч. 2 ч. Опрос: античность и идеи Вл.Соловьева в восприятии писателей Серебряного века и ее «отзвуки» в произведениях советских писателей.
  Пушкинский миф как пространство свободы в 20-е и 30-е годы ХХ в. Пушкинский юбилей 1898 года как источник будущей мифологизации. Советская пушкиниана: «Жизнь Пушкина» Г.И.Чулкова, дилогия И.А.Новикова     2 ч. 2 ч.   2 ч.  
  Последний соловьёвец Г.И.Чулков. Блок, Белый, Вяч. Иванов, Зиновьева-Аннибал, А.Мире как персонажи произведений писателя. Римейк «Бесов» Достоевского – роман «Сатана». Бесовщина революции и пути ее исправления (сборник апокрифов «Посрамленные бесы»). Пушкинские сюжеты у Чулкова (романы «Метель», «Salto mortale, или Повесть о молодом вольнодумце Пьере Волховском»). Эволюция стилевых и мировоззреческих предпочтений Чулкова: от символичности к актуализм, от мистического анархизма к историче скому христианству. Отражение этих идей в драматургии («Тайга», «Душенька», «Дон-Кихот»)     2 ч. 2 ч. Изложение основных идей дневника Чулкова «Откровенные мысли». 2 ч. 2 ч. Коллоквиум: пушкинский миф и пушкиниана советского времени. .
  А.С.Серафимович: кривая падения. Превращение «потока жизни» в «железный поток». Исчезновение чеховского влияния. Воплощение образа массы. Творческие неудачи последних лет.     2ч. 2 ч.   2 ч.  
  Колебания А.Н.Толстого между реализмом и модернизмом как вариант неореализма. Лицо писателя сквозь лик Прекрасной Дамы (женские образы художника: от тургеневских героинь до богородичного «хождения по мукам»). «Аэлита» как ироническое освоение символистского дискурса. Динамика замысла и воплощения в эпопее «Хождение по мукам».     2 ч.   2 ч. Эссе на тему: полемика с символизмом и усвоение его идей в романе А.Толстого «Аэлита». 2 ч. 2 ч. Опрос: Символистский подтекст произведений И.А.Новикова, Г.И.Чулкова, А.Толстого.
  Неонатурализм и «нана-туралисты»: М.Арцыбашев, А.Каменский, М.Криницкий. Биологический ракурс представления человека в творчестве Н. Никандрова. Синтез экспрессионизма и натурализма как основа его творческой манеры. Проблема пола в дискуссиях 20-х годов (П.Романов «Без черемухи», А.Тарасов-Родионов «Шоколад», Л.Гумилевский «Собачий переулок»).     2 ч. 2 ч.   2 ч.  
  Символизация и стилизация, египетский след, утопические идеи в фантастике И.Ефремова («Таис Афинская», «На краю Ойкумены»). Традиции М.Кузмина и мистико-авантюрных романов В. И. Крыжановской-Рочестер.     2 ч.   2 ч. Конспект главы о стилизации в книге «Поэтика русской литературы конца ХIХ - начала ХХ века. Динамика жанра» 2 ч. 2 ч. Опрос по книге Н.А.Богомолова «Русская литература начала ХХ века и оккультизм»
  Наследие И.А.Бунина: лирическая проза, феномен памяти (творчество Г.Кузнецовой, Вл. Солоухина, Ю.Казакова, С.Антонова, проза М.Рощина).     2 ч. 2 ч.   2 ч.  
  Судьбы импрессионизма в Серебряном веке и эмиграции. Творчество Осипа Дымова и динамика творческого развития Б.Зайцева     2 ч. 2 ч. Анализ (письменно) романа М.Рощина «Бунин» (выявление бунинских элементов). 2 ч. 2 ч. Опрос по теме: И.А. Бунин и Г. Кузнецова
  От бытописательства к сказочности: творческий путь Е.Н.Чирикова-прозаика и драматурга     2 ч. 2 ч.   2 ч.  
  Судьба России в освещении Е.Н.Чирикова («Отчий дром») и Ю.Л.Слезкина («Отречение», «Брусилов») как импульс к раздумьям А.И.Солженицына     2 ч.   2 ч. Сопоставление (письменное) образов военачальников в романе Ю.Слезкина «Брусилов» и «Август 14» А.И.Солженицына 2 ч. 2 ч. Самостоятельная письменная работа по выбранной теме
Итого   1-16= 32ч. 32 ч.+32 ч. (подготовка к экзамену) = 64 ч. 16 ч. 32 ч.  
Всего Текущая аттестация Экзамен

Краткое содержание дисциплины

Курс предполагает осмысление «точечного» восприятия традиций Серебряного века, подвергшихся сложным метаморфозам и трансформациям на протяжении почти столетия. Важной частью курса является знакомство с научной биографией как писателей давших классические образцы литературных творений, так и тех, кто причисляется ко «второму» ряду литературы. Именно изучение «разнокалиберных» творческих индивидуальностей позволит слушателям уяснить закономерности усвоения наследия Серебряного века во всем объеме и многообразии, для чего понадобится проверка, обобщение и углубление представлений магистрантов об истории и ведущих тенденциях развития русской литературы ХХ вв. Планом курса предусматриваются следующие пункты:

Периодизация истории русской литературы данного периода. Понимание значения литературы рубежа веков как особого этапа литературного развития. Интерпретация понятия «Серебряный век». Относительность верхней границы периода. Существование открытого и латентногоприсутствия традиций Серебряного века в литературе метрополии и эмиграции. Канонизация одних писателей Серебряного века в советское время и дискредитация других. Пересмотр роли и значения этого периода в мемуарах представителей Серебряного века на родине и в эмиграции. «Мужской» и «женский» варианты воспоминаний об этом времени. Магистральные и маргинальные фигуры литературного процесса Серебряного века и формы усвоения их наследия. Этапы изучения этого периода в истории культуры. Политика и культура: жанр политического (идеологического) романа в начале ХХ века (З.Гиппиус, В.Ропшин). Политика как способ конфронтации с властью в пьесах М.Шатрова. Демонизация, мифологизация и идеализация политических фигур. Философские интенции прозы Серебряного века (мифологемы В.Соловьева), их восприятие и реализация в советской литературе. «Тайные» соловьевцы (Г.И.Чулков, И.А.Новиков). Попытки «камуфлированного» соловьевства в биографии А.С.Пушкина (Чулков) и псевдопроизводственном романе «Страна Лекхорн» (И.А.Новиков). Мифотворчество Г.И.Чулкова и И.А.Новикова: миф о новом Адаме и Дон-Кихоте. Интерпретация художественных открытий выдающихся деятелей Возрождения в произведениях писателей Серебряного века (А.Волынский, Д.Мережковский) и советском искусствознании (Леонардо да Винчи). Биографический миф о Пушкине в произведениях советских писателей. Деятели культуры Серебряного века как «действующие лица» прозы Чулкова. Мотивы Достоевского и «реабилитация» его наследия в работах писателя начала ХХ века и советского периода. Историческое христианство как подтекст литературной деятельностиЧулкова. Отношение к традициям Серебряного века А.Н. Толстого: спор с символизмом, прочтение эпопеи «Хождение по мукам» в религиозном ключе (сопоставление с «Матерью» М. Горького). Траектория творческого падения А.С.Серафимовича: исчерпанность таланта или идеологический прессинг? Натурализм и биологизация в прозе 1920-х годов как развитие импульсов неонатурализма предшествующего времени (А.Каменский, М. Арцыбашев, М.Криницкий). Симбиоз натурализма и экспрессионизма в творчестве Н. Никандрова. Египетский след в произведениях И.Ефремова. «Оккультные» литературные практики В.И.Крыжановской как предполагаемый источник его романов «Таис Афинская», «На краю Ойкумены». Лирическая линия прозы ХХ века и бунинские традиции. Характеристика бунинского творчества В.Солоухиным, М.Рощиным, Ю.Казаковым. С.Антонова Литературный импрессионизм О.Дымова и Б.Зайцева: варианты развития в ХХ веке. Зайцев и Бунин в эмиграции: история дружбы и разрыва. Судьбы России в восприятии писателей метрополии и Зарубежья. Путь Е.Н. Чирикова к роману-панораме «Отчий дом». Фольклорные истоки как импульс к пониманию сути русского национального характера. Движение Ю.Л.Слезкина от авантюрной прозы к монументальным картинам прошлого («Отречение», «Брусилов»). Исторические концепции Е.Н.Чирикова и С.Л.Слезкина как возможные источники военных сцен в эпопее А.И.Солженицына.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...