Требования к результатам освоения дисциплины
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Цели освоения дисциплины Целями освоения дисциплины «Серебряный век в литературном и художественном сознании ХХ и начала ХХI столетия» являются: - овладение студентами знаниями по взаимодействию важнейших периодов отечественной словесности; - формирование представления о своеобразии восприятия традиций и интенций Серебряного века в аспекте их идейной и художественной модификации в новых исторических и социокультурных условиях; - понимание ведущих тенденций литературного процесса в плане усвоения системы жанров, стилевых особенностей, мировоззренческих позиций; - знакомство с творческими индивидуальностями писателей ХХ века различной степени одаренности, их контактными и типологическими связями; - укрепление навыков филологического анализа. В задачи освоения курса входят: понимание принципов выделения этапов внутри периода; изучение особенностей и закономерностей развития русской литературы ХХ века в ее вариациях (литература метрополии и эмиграции; усвоение представлений о трансформации ведущих художественных направлений и течений (, символизм, акмеизм, экспрессионизм, футуризм, «диффузный» модернизм, постсимволистские включения, вариации реализма, социалистический реализм и др.), выявление связей с философией и другими сферами искусства (живопись, музыка), раскрытие своеобразия общественно-политической жизни эпохи и ее влияния на литературный процесс. Место дисциплины в структуре ООП Вариативная часть. Данная дисциплина предназначена для студентов-филологов, успешно сдавших дисциплины литературоведческого цикла, предусмотренные программой бакалавриата. Для изучения дисциплины необходимы знания, умения и навыки, сформированные у обучающихся в процессе освоения обозначенных дисциплин, в частности, знание истории русской и зарубежной литератур ХIХ и ХХ веков (особенности реализма, формирование модернистских и постмодернистских течений, соотношение мировоззрения и творчества писателя).
Курс «Серебряный век в литературном и художественном сознании ХХ и начала ХХI столетия» призван интегрировать в сознании учащихся знания, полученные ими при изучении дисциплин литературоведческого и исторического цикла как базовой, так и вариативной частей ООП (теория литературы, анализ художественного произведения, история русской критики и др.), и облегчить им освоение литературоведческих и культурологических дисциплин, предусмотренных планом магистратуры. Требования к результатам освоения дисциплины Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций: С-ОПК-1, С-ОПК-2, С-ОПК-3; С-ОНК-3 (частично): овладение методологией научного исследования в профессиональной области (в частности многообразием теоретических методик при анализе литературных произведений в междисциплинарном контексте), осознания идейной и эстетической значимости русской литературы рубежа XIX-XX веков, места, которое она занимает в мировой культуре, ее смыслопорождающего новаторства и значения ее открытий для формирования литературы ХХ века в целом; С-СК-2 (частично):способность к поиску, критическому анализу, обобщению и систематизации научной информации по истории русской литературы XX в. в связи с системой теоретических знаний.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен: Знать: закономерности развития литературы конца XIX – начала XXвека; периодизацию литературного процесса, формирование литературных направлений и течений, их манифесты, а также печатные органы, связанные с тем или иным литературно-художественным образованием; наследие крупнейших писателей этого времени; особенности поэтики их художественных текстов и их восприятие последующими поколениями писателей, возможности частичного усвоения, модернизация и трансформации источников; своеобразие возникающего исторического и эстетического «резонанса»;значение «немагистральных» путей развития литературы
Уметь: анализировать художественный текст, оперировать литературоведческой терминологией, связанной с определением существенных закономерностей развития литературного процесса эпохи; сопрягать факты литературного процесса XX в. с опытом предшествующего периода развития русской литературы в аспекте вычленения традиций и новаторства искусства слова; использовать в практической деятельности эти знания, с помощью приемов литературоведческого анализа ориентироваться в отнесении текста к тому или иному литературному уровню (классика, беллетристика, массовая продукция); ориентироваться в справочной и научной литературе, посвященной теории и истории литературы ХХ века; Владеть: научной терминологией, навыками анализа произведений, относящихся к различным идейно-эстетическим системам; умением объяснять эволюцию художника и значимость созданного им, трансформацию его стилевых исканий в зависимости от имманентных и каузальных воздействий; знанием о ведущих мировоззренческих приоритетах и эстетических тенденциях эпохи и зависимости творческих принципов художников слова от веяний времени, конъюнктуры и эстетических закономерностей.
4. Структура и содержание дисциплины Общая трудоемкость дисциплины составляет 4 зачетные единиц 144 часов. 32 часа лекций – 16 часов практических занятий – 64 часа с.р.с − 32 часа подготовки к экзамену
Краткое содержание дисциплины
Курс предполагает осмысление «точечного» восприятия традиций Серебряного века, подвергшихся сложным метаморфозам и трансформациям на протяжении почти столетия. Важной частью курса является знакомство с научной биографией как писателей давших классические образцы литературных творений, так и тех, кто причисляется ко «второму» ряду литературы. Именно изучение «разнокалиберных» творческих индивидуальностей позволит слушателям уяснить закономерности усвоения наследия Серебряного века во всем объеме и многообразии, для чего понадобится проверка, обобщение и углубление представлений магистрантов об истории и ведущих тенденциях развития русской литературы ХХ вв. Планом курса предусматриваются следующие пункты: Периодизация истории русской литературы данного периода. Понимание значения литературы рубежа веков как особого этапа литературного развития. Интерпретация понятия «Серебряный век». Относительность верхней границы периода. Существование открытого и латентногоприсутствия традиций Серебряного века в литературе метрополии и эмиграции. Канонизация одних писателей Серебряного века в советское время и дискредитация других. Пересмотр роли и значения этого периода в мемуарах представителей Серебряного века на родине и в эмиграции. «Мужской» и «женский» варианты воспоминаний об этом времени. Магистральные и маргинальные фигуры литературного процесса Серебряного века и формы усвоения их наследия. Этапы изучения этого периода в истории культуры. Политика и культура: жанр политического (идеологического) романа в начале ХХ века (З.Гиппиус, В.Ропшин). Политика как способ конфронтации с властью в пьесах М.Шатрова. Демонизация, мифологизация и идеализация политических фигур. Философские интенции прозы Серебряного века (мифологемы В.Соловьева), их восприятие и реализация в советской литературе. «Тайные» соловьевцы (Г.И.Чулков, И.А.Новиков). Попытки «камуфлированного» соловьевства в биографии А.С.Пушкина (Чулков) и псевдопроизводственном романе «Страна Лекхорн» (И.А.Новиков). Мифотворчество Г.И.Чулкова и И.А.Новикова: миф о новом Адаме и Дон-Кихоте. Интерпретация художественных открытий выдающихся деятелей Возрождения в произведениях писателей Серебряного века (А.Волынский, Д.Мережковский) и советском искусствознании (Леонардо да Винчи). Биографический миф о Пушкине в произведениях советских писателей. Деятели культуры Серебряного века как «действующие лица» прозы Чулкова. Мотивы Достоевского и «реабилитация» его наследия в работах писателя начала ХХ века и советского периода. Историческое христианство как подтекст литературной деятельностиЧулкова. Отношение к традициям Серебряного века А.Н. Толстого: спор с символизмом, прочтение эпопеи «Хождение по мукам» в религиозном ключе (сопоставление с «Матерью» М. Горького). Траектория творческого падения А.С.Серафимовича: исчерпанность таланта или идеологический прессинг? Натурализм и биологизация в прозе 1920-х годов как развитие импульсов неонатурализма предшествующего времени (А.Каменский, М. Арцыбашев, М.Криницкий). Симбиоз натурализма и экспрессионизма в творчестве Н. Никандрова. Египетский след в произведениях И.Ефремова. «Оккультные» литературные практики В.И.Крыжановской как предполагаемый источник его романов «Таис Афинская», «На краю Ойкумены». Лирическая линия прозы ХХ века и бунинские традиции. Характеристика бунинского творчества В.Солоухиным, М.Рощиным, Ю.Казаковым. С.Антонова Литературный импрессионизм О.Дымова и Б.Зайцева: варианты развития в ХХ веке. Зайцев и Бунин в эмиграции: история дружбы и разрыва. Судьбы России в восприятии писателей метрополии и Зарубежья. Путь Е.Н. Чирикова к роману-панораме «Отчий дом». Фольклорные истоки как импульс к пониманию сути русского национального характера. Движение Ю.Л.Слезкина от авантюрной прозы к монументальным картинам прошлого («Отречение», «Брусилов»). Исторические концепции Е.Н.Чирикова и С.Л.Слезкина как возможные источники военных сцен в эпопее А.И.Солженицына.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|