Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА

«Психология культуры и СМИ»

Наименование дисциплины «ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ»

Рекомендуется для направления подготовки 031300 «Журналистика»

 

Квалификация (степень) выпускника

«бакалавр»

 


"Психология культуры и СМИ".

Аннотация.

 

Неверно полагать, что главная задача журналистики – сбор и передача новостей. В сегодняшней ситуации новости – удел твиттера, фейсбука и других форм массовой работы пользователей в интернете. На важное место выходит компетентная составляющая профессионального журналистского труда – прочтение и расшифровка, кодирование и декодирование реальности, выявление её скрытых интенций и неочевидных закономерностей, разведка и предложение инновационных стратегий развития общества, государства, личности.

В постиндустриальном мире ход событий всё больше определяется его смысловой, виртуальной, духовно-ценностной составляющей. Корни происходящего уходят в недра культурологической проблематики, логики культуры и психологии человека. Именно в этой сфере лежат ответы на такие животрепещущие проблемы, как судьба человека и общества, политика и экономика, производство и экология, взаимоотношения народов и государств, мир семьи, человеческие чувства и отношения, здоровье и болезнь, моральное благополучие личности и само её самоопределение и развитие. Выявить, определить, как именно соотносятся психологическая и культурная составляющая, как процессы культуры переходят и воплощаются в психологических актах, и наоборот, как психологическая природа и логика опредмечиваются и реализуются в сфере культуры – важная, захватывающе интересная современная задача.

Современные СМИ России и других стран пронизаны культурологической проблематикой. Именно в культурологической сфере исследователи, публицисты, политики, общественные деятели видят как причины и истоки многих проблем, терзающих общество и человека, так и пути выхода и разрешения вызовов эпохи. Культурно-психологический взгляд на происходящее по-новому проясняет его логику, даёт более стройную объёмную картину.

Умение истолковывать происходящее с культурно-психологической точки зрения – необходимый навык для современного компетентного журналиста.

 

 

Цели освоения дисциплины

 

Целями освоения спецкурса в рамках дисциплины «Основы журналистики» являются: формирование базовых представлений о профессиональной деятельности журналиста, пишущего о проблемах современного человека и общества, а также выработать культурологический взгляд на актуальные события текущей жизни и исторического прошлого, расширить интеллектуальный кругозор, а также развить навыки расшифровки действительности с точки зрения законов культурно-психологической логики, сформировать у будущих журналистов то мировоззрение, которое можно обозначить, как «практическая культурология».

Спецкурс предполагает дать студентам факультета журналистики не только общее представление о культурологической классике в её пересечении с психологической проблематикой, но вскрыть значение в общественных процессах скрытых закономерностей, вытекающих из логики культуры и рассмотреть соотношения процессов культуры с процессами психологии, сформировать у них нестандартное отношение к проблемам жизни современного человека и общества.

В ходе спецкурса будут организованы встречи с психологами и журналистами, пишущими о проблемах «живой культурологии». Это позволит студентам в дальнейшем выбрать профилизацию и попробовать свои силы в различных жанрах.

 

Место спецкурса в структуре ООП

 

Спецкурс координируется с дисциплиной «Основы журналистики» (разделом «Печатная журналистика»), которая относится к базовой части ООП, общепрофессиональному разделу, блоку «Масс-медиа». Для освоения данного курса студентам необходимы компетенции, обеспечиваемые рядом параллельно изучаемых дисциплин, с которыми он координируется («Практикум», «Мультимедийные технологии»). Преподавание данной дисциплины проходит в рамках выбранных студентами индустриальных и тематических модулей и связано с задачей интенсификации учебного процесса и необходимостью получения специальных профессиональных знаний и навыков. Также необходимо отметить важность этого спецкурса для формирования принципов и навыков аналитической журналистики, занимающейся практической жизнью современного общества и человека.

 

Требования к результатам освоения спецкурса

 

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций по ОС МГУ:

понимание особенностей функционирования городской периодики и ответственности журналистов этих изданий;

понимание сущности журналистской деятельности как текстовой и внетекстовой; необходимости четкого осознания проблем большого города и попыток их решения;

знакомство студентов с историей и культурой Москвы, восприятие её как единого социокультурного пространства;

умение находить актуальные темы, проблемы; владение методами сбора информации, её проверки и анализа; способность в рамках отведенного бюджета времени готовить материалы для городских СМИ;

освоение научной и научно-популярной литературы о Москве.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

Знать: классическую культурологическую литературу в психологическом аспекте; основные этапы истории культуры и психологии; основную литературу по теме; систему печатных средств массовой информации; принципы культурологического анализы фактов; основные психологические проблемы и аспекты жизни современного человека.

Уметь: различать культурно-психологические проблемы; ориентироваться в психологии личности и этноса; выявлять мегатенденции и текущие особенности культурно-психологических процессов развития современного мира.

Владеть: устойчивыми навыками подготовки и создания текстов по проблемам повседневной жизни современного человека.

4. Структура и содержание спецкурса

 

Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу (36 часов).

 

Структура дисциплины

№№ п/п Раздел дисциплины Семестр Виды учебной работы (в часах) Формы текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации
Аудиторная Самостоятельная
Лекции Семинары
  Спецкурс и его специфика в системе лекционных курсов. Введение: место культуры в жизни человека.          
  Культура и человечество, культурологическая проблематика в современных СМИ          
  Культура как моделирующая система и её роль в жизни личности и общества и отражение в СМИ          
  Культуры и судьбы народов: теории движения этносов. Теория климатическая и теория энергии. Уровни пассионарности, роль СМИ в формировании мотивации и жизненной активности и её роль в истории России          
  Теории исторических судеб человечества и СМИ. Теория локальных цивилизаций и проблема всемирной истории. Морфология культуры и место в ней коммуникативных систем. Культура как система диалогов.          
  Культура и личность. Современные теории культурных потребностей и их отражение в СМИ. Личность-культурно-психологический феномен в историческом прстранстве          
  Культурные стратегии и судьбы общества. Типы культурных стратегий и их выражение в СМИ.          
  Воля к жизни и воля к культуре. Культура и судьба. Гипотезы судьбы в разных культурах. Философия счастья. Когнитивный уровень личности и успешность судьбы. Когнитивный склад общества и СМИ. Перспективы развития культуры.          
            По завершении спецкурса - зачет

Содержание разделов дисциплины (модуля)

№ п/п Наименование раздела дисциплины (модуля) Содержание раздела
  Спецкурс и его специфика в системе лекционных курсов Введение: место культуры в жизни человека.. Спецкурс как форма индивидуальных занятий. Методы самостоятельной исследовательской работы. Научные методы исследования культуры и психологии. Определение основных и производных понятий и тем курса. Определения культуры: антропологический, системный и психологический подходы.
  Культура и человечество, культурологическая проблематика в современных СМИ Природа культуры и её отражения в СМИ. Основные определения культуры. Антропология культуры. Антропологическая природа, психолого-эмоциональная, интеллектуальная. Ноосфера. Виды творческой деятельности: эмоциональная, чувства как творчество, отношения как творчество, ремесленное и другие виды специализированного творчества. Культура как система традиций и как инновационная система.  
  Культура как моделирующая система и её роль в жизни личности и общества и отражение в СМИ Культура как моделирующая система. Человеческая деятельность: прагматический и внепрагматический элементы. Культура и психика человека. Биологическое и внебиологическое в природе человека. Одоление страха. Культура как защита. Культура как противостояние смерти. Ростовые почки - «точки бессмертия». Механизмы взаимодействия психики человека и культуры. Личный опыт и культурные модели, роль медиа в передаче жизненнотворческих моделей. Генопрограммы отождествительного слияния и СМИ. «Они» и «мы». Общественная память. Культура как развитие органов чувств и квалификация журналиста.  
  Культуры и судьбы народов: теории движения этносов. Теория климатическая и теория энергии. Уровни пассионарности, роль СМИ в формировании мотивации и жизненной активности и её роль в истории России Культуры и судьбы народов. Гипотезы развития. Климатическая теория. Геопсихология и геоэстетика. Фактор «х» - пассионарность. Теория Л.Н.Гумилева и современное состояние и перспективы этносов. Народ как культурный проект и роль медиапространства. Культура как система поддержания и передачи жизненной энергии этноса и личности и роль СМИ. Культура и энергия. Роль медиа в уровне пассионарности общества, влияние СМИ на процессы общественной энергетики, мотивации и эмоциональности общества и личности.  
  Теории исторических судеб человечества и СМИ. Теория локальных цивилизаций и проблема всемирной истории. Морфология культуры и место в ней коммуникативных систем. Культура как система диалогов. Теории исторических судеб человечества и СМИ. Теория локальных цивилизаций и проблема всемирной истории. Морфология культуры и место в ней коммуникативных систем. Культура как система диалогов. Типы культур и их осмысление в СМИ. Восточная и западная модель мира и их взаимоотношения. Современные проблемы отношения культур и работа СМИ. Диалог культур в зеркалах СМИ.  
  Культура и личность. Современные теории культурных потребностей и их отражение в СМИ. Личность-культурно-психологический феномен в историческом пространстве Культура и личность. Современные теории культурных потребностей. Потребительство, консумеризм, гедонизм и творчество и их отражение в СМИ. Хосе Ортега-и-Гассет о естественности культурных потребностей. Идеи и верования. А.Моль о культуре как о системе выработки потребностей и роли СМИ в этом процессе. Система СМИ и потребности человека.  
  Культурные стратегии и судьбы общества. Типы культурных стратегий и их выражение в СМИ. Культурные стратегии и судьбы общества. Типы культурных стратегий и их выражение в СМИ, в стратегиях СМИ. Государственная культура. Массовая. Народная. Чёрная. Экспериментально-цеховая. Онтологическая.  
  Воля к жизни и воля к культуре. Культура и судьба. Гипотезы судьбы в разных культурах. Философия счастья. Когнитивный уровень личности и успешность судьбы. Когнитивный склад общества и СМИ. Перспективы развития культуры. Культура и судьба. Гипотезы судьбы в разных культурах. Философия счастья. Культура как организация воли. Когнитивный уровень личности и успешность судьбы. Когнитивный склад общества и его исторические судьбы и перспективы. Отражение когнитивных процессов в СМИ. Реальный характер и исторический характер в осмыслении СМИ. Знакомство студентов с биографиями знаменитых творцов.Развитие культуры как стимул движения общества и роль СМИ.    

 

 

Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины

обсуждение классических культурологических трудов и актуальных публикаций, разбор технологических решений, разработка и обсуждение проектов, персональные отчеты; изучение литературы; обзор СМИ с использованием современных методов анализа текстов по специальной методике

а) основная литература:

Берн Э. Игры, в которые играют люди и люди, которые играют в игры

Бодрийяр Ж. К критике политэкономии знака

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 1993.

Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб., 1997.

Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Уч. для вузов. – 2-е изд. – М., 2010

Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества: уч. пос. – М., 2011

Леви-Стросс К. Структурная антропология

Лотман Ю.М. Семиосфера культуры

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Идеи и верования. Дегуманизация искусства // Эссе о литературе и искусстве. Сборник. – М., 1991.

Проблемы СМИ: информационная повестка дня. Уч. пос. под ред. Шкондина М.В., Вычуба Г.С., Фроловой Т.И. – М., 2008

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973.

Сакулин П.Н. Филология и культурология. – М., 1990.

Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. – М., 2010

Тойнби А. Постижение истории

Франкл В. Человек в поисках смысла

Фромм Э. Искусство любить

Хейзинга Й. Хомо люденс

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

 

б) дополнительная литература:

Андреев Д. Роза мира

Архетипическиеобразы в мировой культуре. – СПб., 1998.

Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.

Вернадский В.И. Живое вещество. – М., 1978.

ВыготскийЛ.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.

Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1957, №6.

ГачевГ.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. – М., 1998.

ГачевГ.Д. Образ в русской художественной культуре. – М., 1981.

 

Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. – М., 2001

ГулыгаА.В. Русская идея и ее творцы. – М., 1995.

ГулыгаА. Формула русской культуры // Молодая гвардия. 1995. №11.

Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990.

Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М., 1989.

Князева М. Л.Ключ к самосозиданию – М.. 1990

Князева М.Л. Кризис. Чёрная культура. Светлый человек – М., 1999, 2000 г.

Кустова Л.С. Тайна национального характера. – М., 2003.

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1965. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МУ, серия «Психология», 1979, №2.

А.Н. Леонтьев и современная психология. - М., 1983.

ЛиппманУ. Общественное мнение. – М., 2004;

Лихачев Д.С. Заметки о русском. – М., 1984.

Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб., 1997.

В. Лепский: «России необходимы новые образцы жизнеустройства». www.erepoter.ru. 22.06.2004.

Локальные цивилизации в ХХIвеке. - М., 1999.

ЛосскийН.О. Характер русского народа. – М., 1990.

Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. – М., 1965.

Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник МУ, сер. Психология, 1984, №4.

Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М., 1966.

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории

Потебня А.А. Слово и миф. – М., 1989.

Пресса: теория и опыт исследования. Ежегодник. – М., 2012

Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. - СПб., 2001.

Русский космизм – сб., М., 1991

Свитич Л.Г. Профессия журналист: уч. пос. – 2-е изд. – М., 2007

Спиноза Б. Этика // Богословско-политический трактат. – Харьков, 2001.

Средства массовой информации России, под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2005

Типология периодической печати. Уч. пос. под ред. Шкондина М.В., Реснянской Л.Л. – М., 2009

Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. – М., 1995.

Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М., 1966.

Шарден Пьер Тейяр - Феномен человека

Разработчики:

 

МГУ им. Ломоносова старший научный Князева М.Л.

Фак-т журналистики сотрудник

 

ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ И ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМАТИКЕ СПЕЦКУРСА:

 

Андреев Д. Роза мира

Берн Э. Игры, в которые играют люди и люди, которые играют в игры

Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака

Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991.

Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 1993.

Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб., 1997.

Лотман Ю.М. Семиосфера культуры

Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Идеи и верования. Дегуманизация искусства // Эссе о литературе и искусстве. Сборник. – М., 1991.

Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973.

Русский космизм – сб., М., 1991

Сакулин П.Н. Филология и культурология. – М., 1990.

 

Тойнби А. Постижение истории

Франкл В. Человек в поисках смысла. Одинокая толпа

Фромм Э. Искусство любить

Хейзинга Й. Хомо люденс

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1.

Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.

Архетипическиеобразы в мировой культуре. – СПб., 1998.

Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990.

Вернадский В.И. Живое вещество. – М., 1978.

ВыготскийЛ.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956.

Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1957, №6.

ГачевГ.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. – М., 1998.

ГачевГ.Д. Образ в русской художественной культуре. – М., 1981.

ГулыгаА.В. Русская идея и ее творцы. – М., 1995.

ГулыгаА. Формула русской культуры // Молодая гвардия. 1995. №11.

Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990.

Князева М. Л.Ключ к самосозиданию – М.. 1990

Князева М.Л. Кризис. Чёрная культура. Светлый человек – М., 1999, 2000 г.

Кустова Л.С. Тайна национального характера. – М., 2003.

Леви-Стросс К. Структурная антропология

Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975.

Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1965. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МУ, серия «Психология», 1979, №2.

А.Н. Леонтьев и современная психология. - М., 1983.

ЛиппманУ. Общественное мнение. – М., 2004;

Лихачев Д.С. Заметки о русском. – М., 1984.

Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб., 1997.

В. Лепский: «России необходимы новые образцы жизнеустройства». www.erepoter.ru. 22.06.2004.

Локальные цивилизации в ХХIвеке. - М., 1999.

ЛосскийН.О. Характер русского народа. – М., 1990.

Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. – М., 1965.

Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник МУ, сер. Психология, 1984, №4.

Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории

Потебня А.А. Слово и миф. – М., 1989.

Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. - СПб., 2001

Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. – М., 1995.

Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М., 1966.

Шарден Пьер Тейяр - Феномен человека

 

По избранной студентом книге им может быть приготовлен реферат как форма отчёта по спецкурсу.

 

ВОПРОСЫ ПО КУРСУ И ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ:

1. Культурная антропология и её творцы.

2. культура и человечество. Культура как вторая генетическая система.

3. культура как моделирующая система. Культура как большая система

4. культура как проекция психологии. Прагматическое и антипрагматическое в жизни человека и общества

5. основные теории культуры. Культура и синергетика

6. понятия антропосферы и ноосферы и их творцы – Н.А.Анучин, В.Н.Вернадский. Предпосылки понятия в греческой философии

7. версии происхождения человека и человечества. Теория пяти рас. Дети индиго. Кристальные дети.

8. загадки первых цивилизаций: Шумеры, Египет, Крито-Микенская

9. основные очаги происхождения культуры

10. основные этапы движения культуры

11. основные версии развития человечества и истории народов и культур: экономическая теория, фрейдизм, бихевиоризм, гештальтпсихология, вершинная психология, психология культуры

12. понятие архетипа

13. теория локальных цивилизаций и её творцы. Открытия и просчёты этой теории.

14. типы культур и принципы классификации: «холодная» и «горячая»; традиционная и эволюционирующая; «речная», «морская», «горная», «равнинная»; моноидентичная и полиидентичная

15. морфология культуры. Семиосфера культуры. Динамика основных подсистем культуры (язык, философия, мода, вера и т.д.)

16. теория пассионарности. Л.Н.Гумилев о пассионарности. Кто такие пассионарии. Уровни пассионарности и судьбы общества.

17. теория массового общества и массовой культуры. Понятие «человека массы» у Х.Ортега-и-Гассета как человека без достоинств, но с претензиями

18. теории творческой элиты и её места в мире культуры и жизни этносов и стран. А.Тойнби и его размышления о творческой элите как о силе, движущей общество и обеспечивающей выживание этноса

19. стратегии культуры и перспективы общества

20. русский космизм

21. проблемы диалога цивилизаций. Причины кризиса идеи мультикультурализма

22. роль культуры в формировании личности. Понятие «эмоциональной интеллигентости»

23. понятие когнитивного стиля личности и его роли в личной судьбе и состоянии общества

24. воля к жизни и воля к культуре

25. проблемы историко-культурной ценности информационного продукта

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...