Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины
ПРОГРАММА СПЕЦКУРСА «Психология культуры и СМИ» Наименование дисциплины «ОСНОВЫ ЖУРНАЛИСТИКИ» Рекомендуется для направления подготовки 031300 «Журналистика»
Квалификация (степень) выпускника «бакалавр»
"Психология культуры и СМИ". Аннотация.
Неверно полагать, что главная задача журналистики – сбор и передача новостей. В сегодняшней ситуации новости – удел твиттера, фейсбука и других форм массовой работы пользователей в интернете. На важное место выходит компетентная составляющая профессионального журналистского труда – прочтение и расшифровка, кодирование и декодирование реальности, выявление её скрытых интенций и неочевидных закономерностей, разведка и предложение инновационных стратегий развития общества, государства, личности. В постиндустриальном мире ход событий всё больше определяется его смысловой, виртуальной, духовно-ценностной составляющей. Корни происходящего уходят в недра культурологической проблематики, логики культуры и психологии человека. Именно в этой сфере лежат ответы на такие животрепещущие проблемы, как судьба человека и общества, политика и экономика, производство и экология, взаимоотношения народов и государств, мир семьи, человеческие чувства и отношения, здоровье и болезнь, моральное благополучие личности и само её самоопределение и развитие. Выявить, определить, как именно соотносятся психологическая и культурная составляющая, как процессы культуры переходят и воплощаются в психологических актах, и наоборот, как психологическая природа и логика опредмечиваются и реализуются в сфере культуры – важная, захватывающе интересная современная задача.
Современные СМИ России и других стран пронизаны культурологической проблематикой. Именно в культурологической сфере исследователи, публицисты, политики, общественные деятели видят как причины и истоки многих проблем, терзающих общество и человека, так и пути выхода и разрешения вызовов эпохи. Культурно-психологический взгляд на происходящее по-новому проясняет его логику, даёт более стройную объёмную картину. Умение истолковывать происходящее с культурно-психологической точки зрения – необходимый навык для современного компетентного журналиста.
Цели освоения дисциплины
Целями освоения спецкурса в рамках дисциплины «Основы журналистики» являются: формирование базовых представлений о профессиональной деятельности журналиста, пишущего о проблемах современного человека и общества, а также выработать культурологический взгляд на актуальные события текущей жизни и исторического прошлого, расширить интеллектуальный кругозор, а также развить навыки расшифровки действительности с точки зрения законов культурно-психологической логики, сформировать у будущих журналистов то мировоззрение, которое можно обозначить, как «практическая культурология». Спецкурс предполагает дать студентам факультета журналистики не только общее представление о культурологической классике в её пересечении с психологической проблематикой, но вскрыть значение в общественных процессах скрытых закономерностей, вытекающих из логики культуры и рассмотреть соотношения процессов культуры с процессами психологии, сформировать у них нестандартное отношение к проблемам жизни современного человека и общества. В ходе спецкурса будут организованы встречи с психологами и журналистами, пишущими о проблемах «живой культурологии». Это позволит студентам в дальнейшем выбрать профилизацию и попробовать свои силы в различных жанрах.
Место спецкурса в структуре ООП
Спецкурс координируется с дисциплиной «Основы журналистики» (разделом «Печатная журналистика»), которая относится к базовой части ООП, общепрофессиональному разделу, блоку «Масс-медиа». Для освоения данного курса студентам необходимы компетенции, обеспечиваемые рядом параллельно изучаемых дисциплин, с которыми он координируется («Практикум», «Мультимедийные технологии»). Преподавание данной дисциплины проходит в рамках выбранных студентами индустриальных и тематических модулей и связано с задачей интенсификации учебного процесса и необходимостью получения специальных профессиональных знаний и навыков. Также необходимо отметить важность этого спецкурса для формирования принципов и навыков аналитической журналистики, занимающейся практической жизнью современного общества и человека.
Требования к результатам освоения спецкурса
Процесс изучения дисциплины направлен на формирование следующих компетенций по ОС МГУ: понимание особенностей функционирования городской периодики и ответственности журналистов этих изданий; понимание сущности журналистской деятельности как текстовой и внетекстовой; необходимости четкого осознания проблем большого города и попыток их решения; знакомство студентов с историей и культурой Москвы, восприятие её как единого социокультурного пространства; умение находить актуальные темы, проблемы; владение методами сбора информации, её проверки и анализа; способность в рамках отведенного бюджета времени готовить материалы для городских СМИ; освоение научной и научно-популярной литературы о Москве. В результате освоения дисциплины обучающийся должен Знать: классическую культурологическую литературу в психологическом аспекте; основные этапы истории культуры и психологии; основную литературу по теме; систему печатных средств массовой информации; принципы культурологического анализы фактов; основные психологические проблемы и аспекты жизни современного человека. Уметь: различать культурно-психологические проблемы; ориентироваться в психологии личности и этноса; выявлять мегатенденции и текущие особенности культурно-психологических процессов развития современного мира.
Владеть: устойчивыми навыками подготовки и создания текстов по проблемам повседневной жизни современного человека. 4. Структура и содержание спецкурса
Общая трудоемкость дисциплины составляет 1 зачетную единицу (36 часов).
Структура дисциплины
Содержание разделов дисциплины (модуля)
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины обсуждение классических культурологических трудов и актуальных публикаций, разбор технологических решений, разработка и обсуждение проектов, персональные отчеты; изучение литературы; обзор СМИ с использованием современных методов анализа текстов по специальной методике а) основная литература: Берн Э. Игры, в которые играют люди и люди, которые играют в игры Бодрийяр Ж. К критике политэкономии знака Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 1993. Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб., 1997. Лазутина Г.В. Основы творческой деятельности журналиста. Уч. для вузов. – 2-е изд. – М., 2010 Лазутина Г.В., Распопова С.С. Жанры журналистского творчества: уч. пос. – М., 2011 Леви-Стросс К. Структурная антропология Лотман Ю.М. Семиосфера культуры Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Идеи и верования. Дегуманизация искусства // Эссе о литературе и искусстве. Сборник. – М., 1991. Проблемы СМИ: информационная повестка дня. Уч. пос. под ред. Шкондина М.В., Вычуба Г.С., Фроловой Т.И. – М., 2008 Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973. Сакулин П.Н. Филология и культурология. – М., 1990. Тертычный А.А. Аналитическая журналистика. – М., 2010 Тойнби А. Постижение истории Франкл В. Человек в поисках смысла Фромм Э. Искусство любить Хейзинга Й. Хомо люденс Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996.
б) дополнительная литература: Андреев Д. Роза мира Архетипическиеобразы в мировой культуре. – СПб., 1998. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990. Вернадский В.И. Живое вещество. – М., 1978. ВыготскийЛ.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1957, №6. ГачевГ.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. – М., 1998. ГачевГ.Д. Образ в русской художественной культуре. – М., 1981.
Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. – М., 2001 ГулыгаА.В. Русская идея и ее творцы. – М., 1995. ГулыгаА. Формула русской культуры // Молодая гвардия. 1995. №11. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая Степь. – М., 1989. Князева М. Л.Ключ к самосозиданию – М.. 1990 Князева М.Л. Кризис. Чёрная культура. Светлый человек – М., 1999, 2000 г. Кустова Л.С. Тайна национального характера. – М., 2003. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1965. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МУ, серия «Психология», 1979, №2. А.Н. Леонтьев и современная психология. - М., 1983. ЛиппманУ. Общественное мнение. – М., 2004; Лихачев Д.С. Заметки о русском. – М., 1984. Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб., 1997. В. Лепский: «России необходимы новые образцы жизнеустройства». www.erepoter.ru. 22.06.2004. Локальные цивилизации в ХХIвеке. - М., 1999. ЛосскийН.О. Характер русского народа. – М., 1990. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. – М., 1965. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник МУ, сер. Психология, 1984, №4. Поршнев Б.Ф. Социальная психология и история. – М., 1966. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории Потебня А.А. Слово и миф. – М., 1989. Пресса: теория и опыт исследования. Ежегодник. – М., 2012 Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. - СПб., 2001. Русский космизм – сб., М., 1991 Свитич Л.Г. Профессия журналист: уч. пос. – 2-е изд. – М., 2007 Спиноза Б. Этика // Богословско-политический трактат. – Харьков, 2001. Средства массовой информации России, под ред. Я.Н. Засурского. – М., 2005 Типология периодической печати. Уч. пос. под ред. Шкондина М.В., Реснянской Л.Л. – М., 2009 Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. – М., 1995. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М., 1966. Шарден Пьер Тейяр - Феномен человека Разработчики:
МГУ им. Ломоносова старший научный Князева М.Л. Фак-т журналистики сотрудник
ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ И ПРЕДПОЧТИТЕЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМАТИКЕ СПЕЦКУРСА:
Андреев Д. Роза мира Берн Э. Игры, в которые играют люди и люди, которые играют в игры Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака Данилевский Н.Я. Россия и Европа. – М., 1991. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. – М., 1993. Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб., 1997. Лотман Ю.М. Семиосфера культуры Ортега-и-Гассет Х. Восстание масс. Идеи и верования. Дегуманизация искусства // Эссе о литературе и искусстве. Сборник. – М., 1991. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии. – М., 1973. Русский космизм – сб., М., 1991 Сакулин П.Н. Филология и культурология. – М., 1990.
Тойнби А. Постижение истории Франкл В. Человек в поисках смысла. Одинокая толпа Фромм Э. Искусство любить Хейзинга Й. Хомо люденс Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. 1. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис. – М., 1996. Архетипическиеобразы в мировой культуре. – СПб., 1998. Бердяев Н.А. Смысл истории. – М., 1990. Вернадский В.И. Живое вещество. – М., 1978. ВыготскийЛ.С. Избранные психологические исследования. – М., 1956. Гальперин П.Я. Умственное действие как основа формирования мысли и образа // Вопросы психологии. 1957, №6. ГачевГ.Д. Национальные образы мира: Курс лекций. – М., 1998. ГачевГ.Д. Образ в русской художественной культуре. – М., 1981. ГулыгаА.В. Русская идея и ее творцы. – М., 1995. ГулыгаА. Формула русской культуры // Молодая гвардия. 1995. №11. Гумилев Л.Н. География этноса в исторический период. – Л., 1990. Князева М. Л.Ключ к самосозиданию – М.. 1990 Князева М.Л. Кризис. Чёрная культура. Светлый человек – М., 1999, 2000 г. Кустова Л.С. Тайна национального характера. – М., 2003. Леви-Стросс К. Структурная антропология Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1975. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. – М., 1965. Леонтьев А.Н. Психология образа // Вестник МУ, серия «Психология», 1979, №2. А.Н. Леонтьев и современная психология. - М., 1983. ЛиппманУ. Общественное мнение. – М., 2004; Лихачев Д.С. Заметки о русском. – М., 1984. Каган М.С. Философская теория ценности. – СПб., 1997. В. Лепский: «России необходимы новые образцы жизнеустройства». www.erepoter.ru. 22.06.2004. Локальные цивилизации в ХХIвеке. - М., 1999. ЛосскийН.О. Характер русского народа. – М., 1990. Миллер Д., Галантер Ю., Прибрам К. Планы и структура поведения. – М., 1965. Петухов В.В. Образ мира и психологическое изучение мышления // Вестник МУ, сер. Психология, 1984, №4. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории Потебня А.А. Слово и миф. – М., 1989. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения. - СПб., 2001 Трубецкой Н.С. История. Культура. Язык. – М., 1995. Узнадзе Д.Н. Психологические исследования. – М., 1966. Шарден Пьер Тейяр - Феномен человека
По избранной студентом книге им может быть приготовлен реферат как форма отчёта по спецкурсу.
ВОПРОСЫ ПО КУРСУ И ПРОБЛЕМНЫЕ ТЕМЫ ДЛЯ РЕФЕРАТОВ: 1. Культурная антропология и её творцы. 2. культура и человечество. Культура как вторая генетическая система. 3. культура как моделирующая система. Культура как большая система 4. культура как проекция психологии. Прагматическое и антипрагматическое в жизни человека и общества 5. основные теории культуры. Культура и синергетика 6. понятия антропосферы и ноосферы и их творцы – Н.А.Анучин, В.Н.Вернадский. Предпосылки понятия в греческой философии 7. версии происхождения человека и человечества. Теория пяти рас. Дети индиго. Кристальные дети. 8. загадки первых цивилизаций: Шумеры, Египет, Крито-Микенская 9. основные очаги происхождения культуры 10. основные этапы движения культуры 11. основные версии развития человечества и истории народов и культур: экономическая теория, фрейдизм, бихевиоризм, гештальтпсихология, вершинная психология, психология культуры 12. понятие архетипа 13. теория локальных цивилизаций и её творцы. Открытия и просчёты этой теории. 14. типы культур и принципы классификации: «холодная» и «горячая»; традиционная и эволюционирующая; «речная», «морская», «горная», «равнинная»; моноидентичная и полиидентичная 15. морфология культуры. Семиосфера культуры. Динамика основных подсистем культуры (язык, философия, мода, вера и т.д.) 16. теория пассионарности. Л.Н.Гумилев о пассионарности. Кто такие пассионарии. Уровни пассионарности и судьбы общества. 17. теория массового общества и массовой культуры. Понятие «человека массы» у Х.Ортега-и-Гассета как человека без достоинств, но с претензиями 18. теории творческой элиты и её места в мире культуры и жизни этносов и стран. А.Тойнби и его размышления о творческой элите как о силе, движущей общество и обеспечивающей выживание этноса 19. стратегии культуры и перспективы общества 20. русский космизм 21. проблемы диалога цивилизаций. Причины кризиса идеи мультикультурализма 22. роль культуры в формировании личности. Понятие «эмоциональной интеллигентости» 23. понятие когнитивного стиля личности и его роли в личной судьбе и состоянии общества 24. воля к жизни и воля к культуре 25. проблемы историко-культурной ценности информационного продукта
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|