Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Концептуальная модель предметной области. ER-диаграмма. Язык концептуального моделирования (ЯКМ).




 

 

1.На основе анализа предметной области и технического задания построить концептуальную модель предметной области. Концептуальную модель построить в двух видах: 1)ER-диаграмма; 2)модель на языке концептуального моделирования. Модель должна включать не менее 7-9 сущностей.

2.В пояснительную записку надо включить:

· последовательные варианты ER-диаграммы. Как минимум два варианта: 1) со связями «многие-ко-многим» 2) с «расшитыми» связями «многие-ко-многим»;

· концептуальную модель на ЯКМ.

Учебный пример разработки базы данных

Проведённый анализ предметной области позволяет построить её концептуальную модель. То есть, выделить сущности с их атрибутами и определить смысловые связи между сущностями.

Концептуальная модель строиться либо в виде диаграммы «Сущность-Связь» (Entity-Relationship-диаграммы, ER-диаграммы), либо записывается на языке концептуального моделирования (ЯКМ). В рамках работы надо построить как ER-диаграмму, так и модель на ЯКМ.

Построение ER-диаграммы.

Рассмотрим для краткости лишь фрагмент предметной области.

К сущностям предметной области относятся: Читатели, Переплёты(экземпляры изданий).

Сущность Читатели имеет следующие атрибуты(свойства):

- Номер читательского билета

- Фамилия читателя

- Имя читателя

- Отчество читателя

- Адрес читателя

- Телефон читателя

 

Сущность Переплёты имеет следующие основные атрибуты:

- Номер (инвентарный номер) переплета

- Дата приобретения конкретного переплета

- Цена конкретного переплета

 

Между сущностью Читатели и сущностью Переплёты есть смысловая связь. Обычно её выражают глаголом. То есть, «Переплёты выдаются Читателям».

 

 

Изобразим это в виде диаграммы «Сущность-Связь» (ER-диаграммы).

 

 

Атрибут Номер_билета подчёркнут сплошной линией, это означает, что мы выбрали его в качестве первичного ключа для сущности Читатели. То есть, именно по нему мы будем отличать одного читателя от другого. Значения первичного ключа не могут повторяться. Также Номер_переплёта выбран первичным ключом для сущности Переплёты.

Связь Выдаются имеет размерность M:N, то есть «многие-ко-многим». Так как один переплёт может выдаваться многим читателям и один читатель может брать много переплётов.

Все связи «многие-ко-многим» необходимо «расшить», то есть представить подробно. Каждая связь «многие-ко-многим» представляется двумя связями «один-ко-многим» и ассоциацией. Ассоциация это полноправная сущность, в частности она может иметь свои атрибуты и ключи. Имя ассоциации образуют обычно как отглагольное существительное от имени связи. Например, имя связи – Выдаются, имя ассоциации – Выдача.

Получаем окончательный вариант ER-диаграммы.

Теперь, с помощью ассоциации Выдача мы всегда можем определить какой конкретный переплёт выдавался какому читателю и когда. Пунктиром подчёркнуты внешние ключи, то есть копии первичных ключей из родительских сущностей.

Обратим внимание, что ассоциация Выдача имеет составной первичный ключ, состоящий из трёх полей Номер_переплёта, Номер_билета, Дата_выдачи.

Здесь рассмотрен лишь фрагмент ER-диаграммы. Вам необходимо построить всю модель. ER-диаграмма должна включать не менее 7-9 сущностей.

 

Запись модели на ЯКМ.

Перепишем теперь нашу модель (фрагмент) в виде текста на ЯКМ.

 

 

Переплеты (Номер_переплета(Pk), Цена, Дата_приобретения)

Читатели (Номер_билета(Pk), Фамилия, Имя, Отчество, Адрес, Телефон)

Выдача (Номер_билета(Pk,Fk), Номер_переплета(Pk,Fk), Дата_выдачи(Pk), Срок, Дата_возврата)

 

Здесь поля, входящие в первичные ключи обозначены Pk (Primery key). Внешние ключи обозначены Fk (Foreign key). Вместо этого можно использовать подчёркивания, как в ER-диаграмме.

При такой записи связи между сущностями надо мысленно восстанавливать по первичным и внешним ключам.

 

Задание № 3

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...