Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

При подготовке ответа используйте справочный материал (приложения).

ТЕМА 1. ДРЕВНЕРУССКОЕ ГОСУДАРСТВО И РУСЬ УДЕЛЬНАЯ. IX - ПЕРВАЯ ПОЛОВИНА XV ВВ.

Учебные вопросы семинара:

1. Предпосылки и основные этапы становления древнерусской государственности.

2.Внутренняя и внешняя политика первых киевских князей. Принятие Русью христианства.

3. Культура, общественная мысль и быт Древней Руси.

4. Древнерусские земли в период раздробленности. Особенности их политического и социально-экономического устройства.

Темы докладов:

1. Различные точки зрения на вопрос о происхождении восточных славян.

2. Древнеславянская община.

3. Язычество и его роль в формировании древнерусской народности. Первые проявления христианства

4. Норманская и антинорманская теории образования Русского государства.

5. Русь в сфере западноевропейской торговли и путь «из варяг в греки».

6. Древняя Русь и Великая Степь. Война и сотрудничество.

7. Византия и славяне.

8. Крещение Руси.

9. Города-государства Киевской Руси.

10. Реформы княгини Ольги, князей Владимира и Ярослава «Мудрого».

11. Двоеверие.

12. «Русская правда» как памятник древнерусского законодательства. Ее особенности по сравнению с «Сапической Правдой».

13. Великой Новгород – средневековая республика в структуре феодальной Руси.

14. Население и хозяйство Новгородской Руси.

15. Демократия и общественный порядок в Новгороде.

16. Особенности процесса централизации Российского государства и его последствий.

17. Устройство русско-литовских земель.

18. Удельная раздробленность: ее причины, особенности, значение и последствия.

19. Митрополиты Руси.

Время для доклада – 10-15 минут.

Литература:

Основная литература

1. История России в новейшее время, 1985-2009 гг.: учебник для бакалавров вузов/ [А. Б. Безбородов и др.]; отв. ред. А. Б. Безбородов; РГГУ. - М., 2010.

2. Новейшая отечественная история. XX - начало XXI века: в 2 кн.: учебник / ред. Э. М. Щагин. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 2008.

3. Павленко Н.И. История России с древнейших времен до 1861 года: учебник для студ. вузов, бакалавров / Н. И. Павленко, И. Л. Андреев, В. А. Федоров; ред. Н. И. Павленко. - 5-е изд. - М., 2011.

4. Сахаров А.Н. История России с древнейших времен до наших дней: учебник для вузов / А. Н. Сахаров, А. Н. Боханов, В. А. Шестаков; ред. А. Н. Сахаров. - М.: Проспект, 2010.

5. Федоров В.А. История России с древнейших времен до наших дней: учебник / В.И. Моряков, Ю.А. Щетинов. - М., 2008.

Дополнительная литература

1. Дворниченко А.Ю. История России: учебник / А. Ю. Дворниченко, Ю. В. Тот, М. В. Ходяков. - М.: Проспект, 2007.

2. Зуев М.Н. История России: учебное пособие / М. Н. Зуев. - М.: Высшее образование, 2007.

3. История России: учебник / А. С. Орлов [и др.]. - 3-изд., перераб. и доп. - М., 2006.

4. История России: В 2 т.: учебное пособие. Т. 1. С древнейших времён до конца XVIII в. / А. Н. Сахаров, Л. Е. Морозова, М. А. Рахматуллин; ред. А. Н. Сахаров. - М., 2007.

5. История России с древнейших времен до конца XVII века: учеб. пособие / Л. Н. Вдовина, Н. В. Козлова, Б. Н. Флоря; Под ред. Л.В. Милова. - М.: Эксмо, 2009.

6. Отечественная история. / Учебник. / Под ред. Р.В. Дегтяревой и С.Н. Полторака. – М.: Гардарики, 2007.

Рекомендованные интернет-ресурсы

1. http://www.history.ru

2. http://www.allrus.info

3. http: //www.hrono.ru

4. http: //www.istorijarossii.narod.ru

5. http: //www.istoria.ru

6. http: //www.sovetika.ru

7. http: //www.praviteli.org

Методические указания студентам по подготовке к семинару

А)Общие указания

1) Подготовку к семинару рекомендуется начинать с доработки конспек­та лекций, а затем, с учетом имеющейся литературы, последовательно от­рабатывать учебные вопросы в соответствии с заданием.

Каждый обучаемый при необходимости может подготовить в своем конспекте краткие ответы (тезисы) на вопросы семинарского занятия. Объем ответа, на вопрос определяет сам обучаемый. Структура от­вета на вопрос предполагает раскрытие категориальных характеристик, его содержания, выход на практику, а также краткий вывод. Продолжи­тельность ответов на вопросы задания - до 10 минут.

2) Знать ответы на контрольные вопросы (при желании в своих конспектах составить краткие тезисы ответов на контрольные вопросы).

Выполнение заданий изложенных в пп.6,7 (Раздел: Контрольные вопросы) в письменной форме в конспектах– обязательно.

3) Подготовиться к дискуссии по логическим заданиям и проблемным вопросам (при желании в своих конспектах составить краткие тезисы ответов на логические задания и проблемные вопросы)

 

Б) Методические рекомендации при подготовке ответов на вопросы семинарского занятия

При изучении первого вопроса, обратите внимание: большинство исследователей считают, что прародиной ранних славян были земли от реки Одер на западе до Карпатских гор на востоке. Отсюда славянские племена в первой половине I тысячелетия н.э. начали расселение в среднее и верхнее течение Днепра, а также на север – в район озера Ильмень. Эта часть славян получила название восточных.

Изучите карту расселение славян на Восточно-Европейской равнине и определите места проживания восточно-славянских племен. (См. СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ, приложение 1).

Дайте характеристику хозяйственной, социальной, бытовой жизни восточных славян, их верованиям и обычаям. (См. приложение 2, 3)

Рассматривая проблемы образования Древнерусского государства, следует учитывать, что формирование государства есть сложный процесс, обусловленный многими социально-экономическими и политическим причинами.

Обратите внимание на то, что Древняя Русь территориально сформировалось вокруг торгового пути из «варяг в греки», который был в то время главной торговой артерией Европы и экономическим стрежнем объединенной Руси. Почему?

Особое место в образовании государства у восточных славян сыграл т.н. «варяжский фактор», связанный с призванием варяжских князей на правление.

Познакомтесь с описанием этого события, оставленным летописцем Нестором в «Повести временных лет» и представленным Н.М.Карамзиным в «Истороии государства Российского». (См. приложение 4, 5)

Кто, когда и почему обратился к варягам с приглашением на княжение?

Какие факторы, по мнению Н.М.Карамзина способствовали укреплению славянского могущества?

В XVIII в. летописное свидетельство «Повести временных лет» о призвании варягов на Русь было использовано приглашенными в Россию немецкими учеными Г. Байером, Г. Миллером и А. Шлецером для создания так называемой «норманнской теории» возникновения Древнерусского государства. Политический смысл их интерпретации событий сводился к тому, что славяне, якобы, неспособны к самостоятельному государственному строительству, и государственность на Русь была привнесена извне.

Споры между «норманистами» и «антинорманистами», первым из которых стал великий русский ученый М.В. Ломоносов, продолжаются по настоящее время, что свидетельствует об актуальности данной исторической проблемы. (См. приложение 6, 7)

Касаясь вопроса «норманнской теории», необходимо отметить, что она представляет собой часть сложной «норманнской проблемы», которая включает вопросы истоков древнерусской государственности и фактическую историю деятельности конкретных исторических личностей.

При подготовке ответа используйте СПРАВОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ (Приложения).

В начале рассмотрения второго вопроса семинарского занятия следует указать, что в истории Древнерусского государства выделяется три основных периода:

· I период - IX в.- середина X в. –зарождение Древнерусского государства. Правление первых киевских князей;

· II период - вторая половина X в. –первая половина XI в. – расцвет Древней Руси. Правление Владимира I Крестителя и Ярослава Мудрого;

· III период - вторая половина XI в.- начало XIII в. – упадок Древнерусского государства, переход к территориально-политической раздробленности.

Древнерусское государство формировалось как раннефеодальная монархия, что было типично для средневековой Европы.

Однако Древняя Русь имела целый ряд особенностей:

· государство первых Рюриковичей изначально было полиэтническим объединением восточно-славянских племенных княжений и их соседей. Так, князь Олег и его ближайшее окружение, пришедшее с ним с севера в Киев, были варягами, которые довольно быстро растворились – ославянились в среде восточно-славянских племен;

· Русская земля, или Русь, включала в себя широкую периферию неславянских этносов, в том числе балтийские и финно-угорские племена, находившихся в зависимости от первых правителей Руси.

При дальнейшем ответе на второй вопрос, прежде всего, следует выяснить, какие особенности имел процесс государственного образования при первых Рюриковичей и как эти особенности влияли на их внутреннюю и внешнюю политику.

В частности, раскройте:

особенности государственного устройства и характер взаимоотношений власти с населением;

основные функции первых князей и основные направления их внешней политики;

Обратите внимание на ту роль, какую играла княжеская дружина в создании Древнерусского государства, которое часто определяется как «дружинное государство» Почему? (См. приложение 10).

Рассматривая деятельность первых киевских князей, выделите наиболее значимые события правления Олега, Игоря, Ольги, Святослава, Ярополка и Владимира I с точки зрения формирования институтов государственной власти. (См. приложение 11). Постарайтесь разобраться в основных направлениях внешней политики Руси. Объясните, чем определялись различия военных походов против кочевников и хазар, с одной стороны, и походов на Византию, с другой.

Эпоха княжения сына Владимира I Ярослава Мудрого (1019-1054 г.) стала периодом подлинного расцвета Древнерусского государства. (См. приложение 14). В чем это проявилось? Каким образом Ярослав Мудрый укреплял международный авторитет Руси?

При Ярославе Мудром был составлен первый письменный свод законов Древней Руси «Русская Правда». (См. приложение 15).

Расскажите, что собой представлял древнейший письменный на Руси свод законов и какое он имел значение для развития древнерусской государственности?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...