Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Характерные причины возникновения и развития инфляции в РФ




Одной из центральных проблем для России в ходе социально-экономических преобразований стала инфляция.

Чтобы рассмотреть причины инфляции в России, сначала нужно вспомнить историю инфляции в России по годам. С момента распада Советского Союза в 1991 году, в России, в период с 1992 по 1998 годы складывалась ситуация, когда цены неуклонно росли, что вызывало необходимость систематической индексации заработной платы, в частности работникам бюджетной сферы. Это и замыкало порочный круг инфляции в России, развивающейся по спирали.

После августовского кризиса 1998г., ситуация не изменилась, а обесценивание рубля вследствие девальвации и значительного роста курса доллара, вынудило руководство страны составить бюджет на 1999 и 2000 годы таким образом, чтобы в нем уже заранее были учтены денежные средства для увеличения заработной платы бюджетникам. Это заведомо провоцировало рост уровня инфляции.

Теперь постараемся обобщить причины, влияющие на проявления инфляции в России. К таким причинам можно отнести:

· во-первых, несбалансированность государственных расходов и доходов, выражающаяся в дефиците госбюджета. Если этот дефицит финансируется за счет займов в Центральном эмиссионном банке страны, другими словами, за счет активного использования «печатного станка», это приводит к росту массы денег в обращении.

· во-вторых, инфляционный рост цен может происходить, если финансирование инвестиций осуществляется аналогичными методами. Особенно инфляционно опасными являются инвестиции, связанные с милитаризацией экономики. Так, непроизводительное потребление национального дохода на военные цели означает не только потерю общественного богатства. Одновременно военные ассигнования создают дополнительный платежеспособный спрос, что ведет к росту денежной массы без соответствующего товарного покрытия. Рост военных расходов является одной из главных причин хронических дефицитов государственного бюджета и увеличения государственного долга во многих странах, для покрытия которого государство увеличивает денежную массу.

· в-четвертых, с ростом «открытости» экономики той или иной страны, все большим втягиванием ее в мирохозяйственные связи увеличивается опасность «импортируемой» инфляции через рост цен на импортное сырье, через потоки спекулятивных капиталов и т. д.

· в-пятых, инфляция приобретает самоподдерживающийся характер в результате инфляционных ожиданий. Инфляция может воспроизводиться и из-за политической нестабильности.

Причины инфляции заключаются в несбалансированности экономики – отставании производства товаров и услуг от размеров совокупного спроса (денежных доходов потребителей). В массовое сознание внедряются представления, что проведенные в стране рыночные преобразования устранили существовавший в советский период дефицит товаров и услуг, привели их предложение в большее и лучшее соответствие с платежеспособным спросом как денежным выражением реальных общественных потребностей. Это отчасти верно, хотя упомянутые констатации не отражают всей полноты и противоречивости реальной ситуации. Появились новые (уже рыночные) деформации структуры спроса, из которых выделим главные:

· концентрация потребительского спроса преимущественно у богатой части населения (пятая группа населения с наибольшими доходами получает после 1995 г. около 46-47% общей суммы доходов);

· низкая покупательная способность семей, чьи душевые доходы остаются ниже официально действующего (и заниженного) прожиточного минимума или в его зоне. Официальная статистика показывает уменьшение масштабов бедности, измеряемой по этому критерию, в 2007г. до 13,4%. При оценке российской бедности по европейским стандартам (менее 60,0% среднего по стране уровня душевых доходов) она охватывает около 40% численности населения;

· высокая доля теневых доходов – скрытая оплата труда составляет в 2006г. 26,9% общей ее суммы и почти 12% объема ВВП;

· сосредоточение инвестиционного спроса преимущественно в сырьевых, добывающих отраслях промышленности, торговле финансовых видах деятельности при его ограниченности в сельском хозяйстве, обрабатывающей промышленности и других отраслях реальной экономики. В 2006 г. при средней рентабельности проданной продукции 14,0% она составляла в добыче полезных ископаемых 30,9%, металлургическом производстве 36,3%, финансовой деятельности 17,6%, сельском хозяйстве 9,0%, машиностроении 6-10%.

Большинство отраслей реальной экономики испытывают ставший хронический дефицит инвестиций, не в состоянии наращивать объемы производства при том, что доля сбережений в ВВП составляла в 2006 г. 30,7%, а уровень валовых инвестиций в основной капитал всего 17%. Рыночные механизмы саморегулирования работают так, что российская экономика в состоянии реально использовать на накопление 58-60 имеющихся финансовых ресурсов (при постоянных жалобах на нехватку капитала). Это обуславливает усиление диспропорций в самом производстве, а также сохранение в новых формах отставания динамики производства от увеличения номинальных и реальных параметров рыночного спроса на товары и услуги.

Поскольку указанная сбалансированность предложения и спроса не достигнута, то для инфляции остается широкое поле действий, которое в лучшем случае можно только несколько ограничить. Не случайно, что все намерения правительства в этой области чаще всего в полном объеме не осуществлялись (уровень инфляции выходил за объявленные границы), а в 2007 г. отмечен очередной всплеск инфляции, который продолжался и в 2008г.

Цели запуска механизма инфляции:

1. разрушение системы социалистической плановой экономики, использование инфляции как рычага ее разгосударствления и приватизации. Переход к рыночному ценообразованию сразу же ухудшил финансовое положение большинства государственных предприятий – возросли задолженность и неплатежи, многие предприятия стали убыточными, их активы резко обесценились. Все это подталкивало руководство предприятий к их приватизации и акционированию;

2. использование инфляции как инструмента первоначального накопления частного капитала. Государственные предприятия приобретались по заниженным (по отношению к реальной рыночной стоимости) ценам. Инфляция расширила возможности быстрого первоначального накопления путем легализации спекулятивных торговых и финансовых операций, разного рода посреднической деятельности, рейдерства. Через механизм инфляции частный капитал снижал реальную заработную плату наемного персонала, а формирующееся буржуазное государство уменьшило реальный размер (покупательную способность) пенсий, пособий и других социальных гарантий населению; фактически были демонтированы существовавшие ранее общественные фонды потребления. Быстрый рост числа частных состояний происходил на фоне снижения объемов производства и ухудшения качественных показателей работы большинства приватизированных предприятий;

3. использование государством и частным сектором экономики инфляции как ценового инструмента перераспределения доходов населения и предприятий. Благодаря инфляции государство получает дополнительный инфляционный налог, уплачиваемый потребителями товаров и услуг. При уровне инфляции один процент в месяц этот налог составит за год 12% к номинальной сумме конечных доходов (или конечных расходов) экономики. Соответственно в тех же размерах сократится покупательная способность конечных доходов. Те корпорации и банки, которые повышали цены производимых товаров и услуг в больших размерах, получили дополнительную прибыль. Наоборот, другие корпорации и предприятия, которые сделать это не смогли, столкнулись с увеличением издержек производства снижением прибыли, их финансовое состояние ухудшилось; часть из них разорились или были поглощены конкурентами.

 

2.2. Анализ динамики уровня инфляции в период 2004-2009гг.

Высокий уровень инфляции продолжает оставаться серьезной проблемой для экономики России.

В период с 2000 по 2004г. в результате проведения последовательной политики по

сдерживанию роста цен вновь наметилась устойчивая тенденция к снижению данного показателя, который уменьшился за указанный период с 20,2 до 11,7%.

Наше правительство всегда предполагает, какой будет процент инфляции в России на ближайший год или какой-нибудь период, но, как правило, эти цифры оказываются на порядок ниже, чем реальные факты. За последние шесть лет Центральному Банку России лишь однажды удалось уложиться в заявленные ориентиры по инфляции: в 2003г. уровень инфляции составлял 11,9% при ориентире ЦБ РФ в 10-12%.

По итогам 2005 г. цены в России выросли в среднем на 12,5% по сравнению с 2004г. (110,88% декабрь 2005г. к декабрю 2004г.), при этом заявленный ориентир Центрального Банка по инфляции составлял 7,5-8,5%, однако это не удалось, и он составил 10,9%.

«В программе социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008гг.), утвержденной Правительством РФ в январе 2006г., поставлена задача добиваться снижения уровня инфляции в 2006г. до 7,0-8,5%», хотя фактическая отметка составила 9,0%, в 2007г. – до 6,0-7,5%, а статистика показывает уровень инфляции 11,9%, в 2008г. – до 5,0-6,0%, но в действительности инфляция составила 13,3%, что на 1,4% больше аналогичного показателя за 2007г.

При официальном прогнозе на 2009г. инфляция должна составлять 11-12%, а статистика показывает, что в этом году инфляция может быть 10,5-11%, за август и сеньтябрь этого года инфляция была нулевая, в первую неделю октября -тоже нулевая, в целом по октябрю -0,2-0,3%. Что показывает снижение уровня инфляции.

Инфляция в России развивается совсем не так, как в других странах мира, в силу территориального устройства нашей страны, а также преобладания сырьевой промышленности, она в большей степени зависит от факторов мировой общественности, и, по мнению многих экспертов, оказывает сильное негативное влияние на стабильность нашего рынка. Интересно, но именно для России характерна повышенная инфляция не только в кризисные периоды, но и при обычных условиях.

 

   2.3. Антиинфляционная политика государства

С сентября 2008г, когда мировой экономический кризис начал оказывать серьёзное воздействие на российскую экономику, правительство Р.Ф. и Банк России приступили к осуществлению антикризисных мер. В соответствии с поручением президента Р.Ф. Д.А.Медведева в ноябре 2008г утверждён план действий, направленных на оздоровление ситуации в финансовом секторе и отдельных отраслях экономики. Он включает оперативные меры, призванные защитить граждан и экономику страны от кризисного шока, сохранить жизнеспособность российской финансовой системы. В настоящее время реализация этого плана в основном завершена. Принятые антикризисные меры позволили не допустить разрастания кризиса, его перехода в формы, угрожающие основам функционирования экономики.

Программа антикризисных мер Правительства Р.Ф. на 2009г. является документом, определяющим приоритетные задачи по преодалению кризисных явлений в экономике страны и пути их решения.

 Программа обеспечивает оптимальное сочетание антикризисных мер и долгосрочных проектов, ориентированных на строительство новой, более эффективной экономики.

Программа учитывает решения глав государств и правительств, выработанные на саммите «Группы двадцати», который состоялся 2 апреля 2009г. в Лондоне. К их числу относятся меры по восстановлению темпов экономического роста и расширению числа рабочих мест, укреплению финансовой системы и финансового регулирования, возобновению полномасштабного кредитования, сдерживанию протекционизма.

 Основные положения программы были представлены в рамках отчёта Правительства Р.Ф. о результатах его деятельности за 2008г., с которым выступил Председатель Правительства Р.Ф. В.В.Путин в Государственной Думе 6апреля 2009г.

 Программы мероприятия учтены в параметрах федерального бюджета на 2009г.,который имеет ярко выраженный антикризисный характер. Прогнозируемые доходы в 2009г. сокращаются до 6713,8млрд.рублей, утверждённых Федеральным законом от 24ноября 2008г №204-Ф3 «О федеральном бюджете на 2009г и на плановый период 2010 и 2011годов». Это потребовало существенной переструктуризации расходов федеральго бюджета в соответствии с приоритетами антикризисной политики. Общая величина расходов увеличивается до 9692,2млрд. рублей против 9024,7млрд. рублей, предусмотренных Федеральным законом №204-Ф3. При этом бюджетные расходы, не отвечающие приоритетам программы, сокращаются на 943,3млрд. рублей, а расходы, непосредственно связанные с финансовым обеспечением программных мероприятий, увеличены на 1379,9млрд. рублей.

Приоритеты антикризисных мероприятий:

 Первый приоритет — выполнение в полном обьёме социальных обязательств государства перед населением и развитие человеческого потенциала.

 Второй приоритет — сохранение и развитие промышленного и технологического потенциала для будущего роста.

 Третий приоритет — активизация внутреннего спроса на российские товары как основы для восстановления экономического роста. Правительство Р.Ф. предпринимает усилия, чтобы компенсировать сжатие рынков, ослабить зависимость от внешних факторов, максимально эффективно задействовать внутренние ресурсы.

 Четвёртый приоритет — стимулирование инноваций и структурная перестройка экономики.

Пятый приоритет — создание благоприятных условий для экономического подъёма за счёт совершенствования важнейших рыночных институтов, снятие барьеров для предпринимательской деятельности.

Шестой приоритет — формирование мощной финансовой системы как надёжной основы для развития национальной экономики.

Седьмой приоритет — обеспечение макроэкономической стабильности, сохранение российских и иностранных инвесторов.

Реализация отмеченных приоритетов обьективно требует временного усиления роли роли государства в экономической жизни страны. Правительство Р.Ф. с максимальной ответственностью подходит ко всем своим действиям, с тем, что бы не создавать в экономике неправильных стимулов, искажения мотиваций предприятий и населения, подрывающих долгосрочные перспективы развития. Приоритетность частной инициативы должна соблюдаться и в кризисных условиях. При этом участие государства в экономике по мере преодаления кризиса будет снижаться.

Важную роль в преодалении кризиса играет сотрудничество с другими странами, как на двусторонней основе, так и в рамках международных организаций. Были приняты меры по ускорению интеграционных процессов на на базе Содружества Независимых Государств, формирование Таможенного союза России, Белорусии и Казахстана.

 

           

 

                       3. Методы борьбы с инфляцией

  Борьба с инфляцией и разработка специальной антиинфляционной программы является необходимым элементом стабилизации экономики. В основе такой программы должен лежать анализ причин и факторов, определяющих инфляцию, набор мер экономической политики, способствующей устранению или снижению уровня инфляции до разумных пределов.

Возможны два подхода к управлению хозяйством в условиях инфляции: один заключается в поиске адаптационной политики, т.е. приспособлении к инфляции, другой - в попытке ликвидировать инфляцию антиинфляционными мерами.

 

3.1. Адаптационная политика

Адаптационная политика построена на том, что все субъекты рыночной экономики (домохозяйства, фирмы, государство) в своих действиях учитывают инфляцию - прежде всего через учет потерь от снижения покупательнойспособности денег.

История знает много вариантов адаптационной политики правительства. В 60-70-х гг. XX века в Англии и в других странах внедрялась политика «стоп - вперед», т.е. крайне осторожное движение вперед. Но эта политика оказалась неэффективной в плане снижения инфляции, так как сдерживание цен оплачивалось снижением производительности труда и жизненного уровня населения.

В основе иной политики лежит контроль за соотношением цен и заработной платы. Эта политика дает положительный эффект в краткосрочном плане (например, в США в 1951-1952 гг., в Финляндии в 1967-1971 гг.), но в долгосрочном периоде эта политика не прижилась, не стала популярной.

В мировой практике существует два метода компенсации потерь от снижения покупательной способности денег. Наиболее распространена индексация ставки процента. Как правило, эта операция сводится к увеличению ставки процента на величину инфляционной премии. Другой метод компенсации инфляции - индексация первоначальной суммы инвестиций, которая периодически корректируется, согласно движению определенного, заранее оговоренного индекса.

Домохозяйства пытаются адаптироваться к инфляции через поиск дополнительных источников доходов. Работники пытаются защитить себя от инфляции через введение в контракт инфляционной корректировки заработной платы. Другими способами адаптации являются перестройка семейного бюджета в сторону наиболее неэластичных товаров и услуг, быстрая материализация денег в товарно-материальные ценности и т.п.

Фирмы также изменяют свою экономическую политику в условиях инфляции. Это выражается, например, в том, что они берутся лишь за реализацию краткосрочных проектов, которые сулят более быстрое возвращение инвестиций.

Недостаток собственных оборотных средств толкает фирмы на поиск новых внешних источников финансирования через выпуск акций и облигаций, лизинг, факторинг. Это приводит к росту доли заемных средств относительно собственных и повышению финансового риска предприятий, риска неплатежеспособности (банкротства). В области управления запасами многие фирмы переходят на формирование спекулятивного запаса. Они стараются иметь превышение кредиторской задолженности над дебиторской и лишь незначительное количество денег хранить на счетах в банке.

В условиях инфляции фирмы вынуждены изменять политику использования прибыли. С одной стороны, для стимулирования экономического интереса к деятельности фирмы менеджеры вынуждены увеличивать средства, направляемые на материальное поощрение. С другой стороны, ввиду того, что в условиях инфляции поток доходов уменьшается, а поток расходов растет, собственники фирмы, если они не хотят допустить сворачивания своего капитала, вынуждены все большую часть чистой прибыли направлять на развитие производства.

Сторонники кейнсианской трактовки инфляции, представители теорий «структурной инфляции» и «экономики предложения» в своей программе предусматривают более активное регулирующее воздействие государства, включая временное замораживание роста цен и заработной платы, налоговое стимулирование предпринимательства, сбережений населения, поддержку жизненно важных отраслей и производств.

 

3.2. Антиинфляционные меры

Одним из вариантов государственной политики в условиях инфляции является минимизация государственного вмешательства в игру рыночных сил при использовании антиинфляционных мер.

Ортодоксальная программа чисто монетаристского характера предусматривает широкое поле деятельности для рыночных регуляторов наряду со свертыванием хозяйственной активности государства. Примером такой программы служит программа МВФ, принятая в России: либерализация условий деятельности предприятий на внутреннем и мировом рынках, свободные цены при ограничении роста заработной платы и поддержании плавающего курса национальной валюты.

На практике борьба с высокой инфляцией в различных западных странах используются смешанные программы, в которых в различной степени используются рекомендации обеих программ.

Посмотрим на основные экономические меры, предпринятые в Соединенных Штатах Америки в период президентства Рейгана. Антиинфляционная политика предусматривала заметное сокращение социальных программ и хозяйственных государственных расходов, ликвидацию дефицита государственного бюджета и последовательное проведение жестко ограничительной кредитно-денежной политики. Целью программы провозглашалась борьба и с высокой инфляцией и с высокой безработицей. Таким образом, «рейганомика» сочетала методы и концепции «экономики предложения», монетаристской и кейнсианской. В результате галопирующая инфляция была снижена до уровня 4-6% годовых при ускорении научно-технического прогресса и роста производительности труда.

Страны с рыночной экономикой практически все прошли через инфляцию. Изучение их опыта дает ответ на многие вопросы. Однако в России своя специфика: отсутствие самонастраивающейся, саморегулирующейся рыночной экономической системы. Многие причины и факторы инфляции в России вообще не относятся к экономике.

 

3.3. Особенности противодействия инфляции в современных условиях

В странах-лидерах отработаны разнообразные процедуры контроля за установлением и регулирования рыночных цен. Как правило, абсолютного снижения цен страны-лидеры добиваются на мировом рынке по энергоносителям, металлам и другой импортируемой ими продукции.

На внутренних товарных рынках стран-лидеров ценовые диспропорции, возникающие при инфляции, устраняются обычно путем регулирования паритетов цен. При этом на продукцию отраслей, создавших диспаритеты, цены замораживаются, что приводит к их относительному снижению по сравнению с ценами на продукцию отраслей, потерпевших урон от диспаритета. Последним, в свою очередь, "дозволяется" динамика цен в рамках допустимого темпа инфляции. Процедура относительного снижения цен на товарных рынках является сложной и применяется лишь по особо важным ценовым пропорциям. В частности, в США, в ЕС, в Японии и в других развитых странах регулируются паритеты цен сельского хозяйства. Относительное снижение цен достигается и за счет регулирования цен и тарифов естественных монополий, контроля за ценами на важнейшие виды продукции машиностроения, химической промышленности, потребительских товаров и бытовых услуг.

Однако регулирование паритетов цен не в состоянии устранить все последствия инфляции. Поэтому в развитых экономиках широко используется снижение цен потребительских товаров по отношению к цене труда, а цен на инвестиционные ресурсы относительно цены кредита.

По данным департамента статистики Международного валютного фонда (МВФ), в 23х промышленно развитых странах инфляционный рост цен полностью компенсируется повышением цены труда. Если заработная плата растет быстрее, чем цены, то одновременно происходит как бы относительное снижение цен.

Опережающий рост заработной платы (и соответственно платежеспособного спроса населения) при развитой системе регулирования цен не только не приводит к неконтролируемой инфляции, но и является инструментом антиинфляционной политики, обеспечивая относительное повышение покупательной способности (такая тенденция обусловлена снижением материалоемких, удельных накладных и сбытовых расходов, трансакционных издержек при росте и улучшение структуры производства).

Важным направлением антиинфляционной политики в развитых экономиках является регулирование валютного курса. Рост инфляции ведет к снижению курса национальных валют. Задача регулирования состоит в том, чтобы не допустить обратного воздействия обесценения национальной валюты на рост внутренних цен, т.е. не допустить возникновения инфляционной спирали.

России требуется перейти от политики регулирования инфляции по абсолютным ценам к активному регулированию относительных цен. Перед правительством, Центральным банком и законодательной властью стоят конкретные задачи: а) повысить покупательную способность населения путем выплат задолженности из федерального и местных бюджетов соответствующим группам работников; б) привести денежную массу и процентные ставки в соответствие с потребностями производства, товарного рынка, капитальных вложений и бюджетных выплат; в) сократить, а в перспективе ликвидировать диспаритеты цен по основным ценообразующим отраслям: сельскому хозяйству, топливно-энергетическому комплексу, транспорту и т.п.

Решение названных задач осложняется наличием в экономике России инфляционно-перераспределительных "синдикатов", теневых и криминальных механизмов, сложившихся, как отмечайтесь выше, еще при предоставлении экономических свобод по реформам 1987 г. Бюджетные средства не доходят до адресатов либо поступают с задержками, банки не выполняют функций кредитования капитальных вложений и т.п. Сложилась ситуация, когда решение задачи приведения денежной массы в соответствие с потребностями экономики встречает сопротивление со стороны структур, имеющих большие доходы от манипуляций с денежными суррогатами и от спекуляции денежными ресурсами.

Очевидно, что без принятия жестких мер в денежно-кредитной сфере даже обоснованная и адресная эмиссия денег будет иметь негативные последствия из- за нецелевого использования денежных средств.

Организационные усилия нужны и для восстановления паритетов цен по ценообразующим отраслям. Данная акция будет поддержана отраслями при условии соблюдения демократических процедур обсуждения и принятия решений по ценам с использованием выработанных в развитых промышленных странах механизмов заключения ценовых соглашений между ассоциациями товаропроизводителей.

Сложной является проблема товарной сбалансированности доходов населения на безинфляционной основе. Для решения этой задачи нужно либо возвращаться к директивному планированию, либо использовать методы рыночных экономик: товарную интервенцию, организацию продажи товаров в кредит, отвлечение средств населения на жилищное строительство и т.п. В рыночных условиях, как и в прежней системе, нужны детальные расчеты баланса денежных доходов и расходов потребителей. Например, даже при стопроцентном наполнении доходов бюджета необходим детальный анализ последствий выплат долгов по заработной плате. В частности, следует уточнить, за какой срок выплачивается задолженность. Если в среднем это долги за два месяца, то эта сумма эквивалентна уже не половине, а четверти месячного товарооборота, что соответственно облегчает достижение сбалансированности без повышения цен.

Рост денежной массы не ведет к инфляции, если он обусловлен замещением скорости оборота денег, которое, в свою очередь, происходит при инвестициях в реальный сектор экономики. Для России проблема заключается не в том, чтобы не допустить кредитной эмиссии, а в использовании остро необходимых кредитных средств для финансирования капитальных вложений в подъем экономики, а также для кредитования оборотных средств Последнее для России очень важно в силу ее природных особенностей. В экономике России большую роль играют сезонные затраты в сельском хозяйстве, в промышленности северных территорий, в строительстве. В.мировой практике под сезонное кредитование создаются специализированные банки или кредитные учреждения. В России этот элемент рынка, как и многие другие рыночные институты, не создан. Следовательно, нужно либо возвращать бывшие отраслевые банки к исполнению своих функций, либо создавать новые кредитные учреждения в ведении отраслевых и региональных ассоциаций товаропроизводителей.

Наряду с инвестициями в производство замедлению оборота денег способствуют и меры по организации банковской деятельности: увеличение доли безналичного оборота; расширение долгосрочных кредитов и т.п. В этом направлении пока не предпринимается необходимых усилий, хотя резервы здесь велики.

 

 

                                                           Заключение

 

В настоящее время инфляция - один из самых болезненных и опасных процессов, негативно воздействующих на финансы, денежную и экономическую систему в целом. Инфляция означает не только снижение покупательной способности денег, она подрывает возможности хозяйственного регулирования, сводит на нет усилия по проведению структурных преобразований, восстановлению нарушенных пропорций.                                                                            

По своему характеру, интенсивности, проявлениям инфляция бывает весьма различной, хотя и обозначается одним термином. Инфляционные процессы не могут рассматриваться как прямой результат только определенной политики, политики расширения денежной эмиссии или дефицитного регулирования производства, ибо рост цен оказывается неизбежным результатом глубинных процессов в экономике, объективным следствием нарастания диспропорций между спросом и предложением, производством предметов потребления и средств производства, накоплением и потреблением и т.д. В итоге процесс инфляции - в различных его проявлениях - носит не случайный характер, а весьма устойчивый.

К негативным последствиям инфляционных процессов относятся снижение реальных доходов населения, обесценение сбережений населения, потеря у производителей заинтересованности в создании качественных товаров, ограничение продажи сельскохозяйственных продуктов в городе деревенскими производителями в силу падения заинтересованности, в ожидании повышения цен на продовольствие, ухудшение условий жизни преимущественно у представителей социальных групп с твердыми доходами (пенсионеров, служащих, студентов, доходы которых формируются за счет госбюджета).

В странах с развитой рыночной экономикой инфляция может рассматриваться в качестве неотъемлемого элемента хозяйственного механизма. Однако она не представляет серьезной угрозы, поскольку там отработаны и достаточно широко используются методы ограничения и регулирования инфляционных процессов. В последние годы в США, Японии, странах Западной Европы преобладает тенденция замедления темпов инфляции. 

В отличие от Запада в России и других странах, осуществляющих преобразование хозяйственного механизма, инфляционный процесс развертывается, как правило, в возрастающих темпах. Это весьма необычный, специфический тип инфляции, плохо поддающийся сдерживанию и регулированию. Инфляцию поддерживают инфляционные отрицаожидания, нарушения народнохозяйственной сбалансированности (дефицит госбюджета, тельное сальдо внешнеторгового баланса, растущая внешняя задолженность, излишняя денежная масса в обращении).

Правительство всегда прогнозирует процент инфляции в России на ближайший год, какой-нибудь иной период и уже заявлен уровень инфляции на 2009г., который колеблется в пределах 13-14%.

Управление инфляцией представляет важнейшую проблему денежно-кредитной и в целом экономической политики. Необходимо учитывать при этом многосложный, многофакторный характер инфляции. В ее основе лежат не только монетарные, но и другие факторы. При всей значимости сокращения государственных расходов, постепенного сжатия денежной эмиссии требуется проведение широкого комплекса антиинфляционных мероприятий. Среди них - стабилизация и стимулирование производства, совершенствование налоговой системы, создание рыночной инфраструктуры, повышение ответственности предприятий за результаты хозяйственной деятельности, изменение обменного курса рубля, проведение определенных мер по регулированию цен и доходов. 

 Нормализация денежного обращения и противодействие инфляции требуют выверенных, гибких решений, настойчиво и целеустремленно проводимых в жизнь.

 

 

Библиографический список

1. Указ Президента Российской Федерации от 3 июня 1993г. № 842 “О некоторых мерах по сдерживанию инфляции”;

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 18 января 1993 г. № 33 (в ред. от 26.06.1995 № 600) “О дальнейших мерах по государственному регулированию инфляционных процессов и частичном изменении постановления Правительства РФ от 31.01.1992 №1041 “О государственном регулировании цен на отдельные виды продукции и товаров”;

3. Гукасьян Г.М. Экономическая теория: проблемы «новой экономики». СПб.: Питер. 2004.;

4. Дерябин А.А. Система ценообразования и финансов: пути совершенствования. М.: Политздат. 2006.;

5. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т.: Пер. с англ. М.: ИНФРА-М, 2001.;

6. Николаева И.П. Экономическая теория. Учебник. Издание 4-е, М.: Финстатинформ. 2005.;

7. Тарасевич Л.С. Макроэкономика. – М.: Высшее образование, 2006.

8. Экономическая теория. Учебник. /Под ред. д.э.н. В.Д.Камаева. Издание 12-е, М.: ВЛАДОС. 2006.;

9. Экономическая теория. Учебник. /Под ред. С.С.Носова. М.: ВЛАДОС. 2004.;

10. Андрианов В. Инфляция: основные виды и методы регулирования// Экономист. 2006. № 6. с.34-42.;

11. Плышевский Б. Инфляция: причины и механизмы // Экономист. 2008. № 7. с.25-33.;

12. Рогова О. Инфляция и воспроизводство // Экономист. 2007. № 1. с.37-45;

13. Смирнов В., Лукьянчикова Т. Инфляция и трудовые доходы // Экономист. 2007. № 2. с.48-54.;

14.   Амосов А. Особенности инфляции и возможность противодейсвия ей //

15. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: www.gks.ru.

17. Официальный сайт Минфина РФ: www.minfin.ru;

18. Официальный сайт РИАНовости: www.rian.ru/

19. Официальный сайт Росийская газета: www.rg.ru/

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...