Понятие метода в психолого-педагогической литературе
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Метод (от греч. Methodos - путь к чему-либо) - способ достижения цели, определенным образом упорядоченная деятельность. В педагогике под методом педагогического процесса (обучения, воспитания) понимают способ упорядоченной совместной деятельности педагога и учащихся, направленный на решение задач обучения, воспитания, развития [18]. Известный мыслитель эпохи нового времени Ф. Бэкон (1561-1626) сравнивал метод с фонарем, освещающим путь ученого в темноте [15]. Действительно, выбранный метод достижения определенных целей порой играет важную роль в жизни человека, позволяя ему быстро достичь желаемого результата. Метод обучения реализуется в единстве целенаправленных деятельностей педагога и ученика, в их активном движении к моменту педагогической истины - усвоению учащимися знаний, овладению ими соответствующими умениями и навыками. В древние времена преобладали методы обучения, основывавшиеся на подражании. С момента организации школ появились словесные методы, доминировавшие в средние века. В эпоху великих открытий получили развитие методы наглядного обучения, помогающие применять знания на практике. На рубеже XIX-XX вв. интерес вызвала концепция, получившая название "учение через деятельность",основанная на практических методах обучения [8]. Каждый метод имеет свою структуру,состоящую из элементов (частей, деталей), которые называют методическими приемами. По отношению к методу приемы носят частный, подчиненный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод разные учителя могут реализовать с помощью различных приемов.
Метод включает в себя ряд приемов, но сам не является их простой суммой. Приемы в то же время определяют своеобразие методов работы преподавателя, придают индивидуальность манере его педагогической деятельности. К настоящему времени создан обширный научный фонд, раскрывающий сущность и закономерности функционирования методов обучения. Их классификация позволяет выявить общее и особенное, существенное и случайное, теоретическое и практическое и тем самым способствует целесообразному и более эффективному их использованию. "Вопрос о классификации методов обучения в педагогической литературе носит крайне дискуссионный характер. На это указывает многочисленность классификаций с разнообразными подходами, выдвинутыми педагогами разных лет. Плюрализм в подходах не означает, однако, неопределенности в дидактике по этому вопросу. Это естественный процесс развития методов обучения, в котором каждый автор имеет право на свой подход. Тем более, что каждая классификация в принципе задумывается автором с учетом максимального охвата факторов процесса обучения в системе: цели обучения - содержание и логическая структура учебного материала - принципы и средства обучения - преподаватель - обучающийся - методы. И все-таки большинство классификаций, хотя и рассчитываются в идеале на универсальность применения, тем не менее имеют свою функциональную направленность и практически решают какую-то определенную педагогическую задачу с позиций ведущего фактора (форма, содержание учебного материала и т.д.)" [16]. Классификация методов обучениязависит от того, какое основание избирается для их разработки. Первое наиболее полное описание системы методов обучения, сложившихся к 60-м гг. XX в., дал Е.Я. Голант, который предложил классификацию методов обучения по уровню активности учащихся:
· пассивные; · активные. Затем классификацию методов обучения по уровню включенности в продуктивную (творческую) деятельность сделали М.Н. Скаткин и И.Я. Лернер, выделившие следующие методы: · объяснительно-иллюстративные; · репродуктивные; · проблемное изложение изучаемого материала; · частично-поисковые; · исследовательские. С иных позиций к классификации подошли Е.И. Перовский и Д.О. Лордкипанидзе, предложившие классификацию методов обучения по источникам получения знаний: · словесные; · наглядные; · практические. М.А. Данилов и Б.Н. Есипов разработали классификацию методов обучения по дидактическим целям, выделив следующие методы: · приобретение новых знаний; · формирование умений и навыков и применения знаний на практике; · проверка и оценка знаний, умений и навыков. Ю.К. Бабанский предложил следующую классификацию методов обучения: · методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные и практические; индуктивные и дедуктивные; репродуктивные и проблемно-поисковые; методы самостоятельной работы; · методы стимулирования и мотивации: интерес к учению, чувство долга и ответственности в учении; · методы контроля и самоконтроля: устные, письменные и лабораторно-практические. Метод обучения - понятие весьма сложное и неоднозначное из-за его многогранности. По мере накопления наших знаний о человеке, его психических возможностях, его способностях меняются взгляды на процесс обучения, открываются новые направления работы, новые ориентиры. Это приводит к появлению новых способов обучения, разработке новых методов. Далее рассмотрим методы обучения при формировании экономических понятия в процессе изучения темы "Прибыль как цель предпринимательства" курса "Основы предпринимательства". 2.2 Метод формирования экономических понятий при изучении темы "Прибыль как цель предпринимательства"
В области обучения предпринимательству выработалась своя система методов, позволяющая решать основные задачи экономического образования и воспитания. В этой связи методы обучения основам предпринимательства представляют собой систему взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающее усвоение содержания базового и специального разделов обучения, развитие интеллектуальных способностей учащихся, овладение ими средствами и навыками самостоятельной учебной деятельности, направленные на достижение целей экономического образования, воспитания и развития школьников.
При изучении "Основ предпринимательства" могут быть использованы как традиционные методы обучения: словесные наглядные, практические, так и нетрадиционные (активные): проблемные лекции, мозговая атака, дидактические игры, ситуационные методы и др. Традиционные методы обучения предпринимательству могут быть недостаточно эффективны, поскольку не всегда адекватны структуре предпринимательской деятельности. Использование средств активного обучения способствует изучению профессиональных задач и проблем - от рассмотрения противоречий практического характера до моделирования реальных проблемных ситуаций на основе системы дидактических игр в процесс обучения. В современных условиях, когда новые сферы деятельности возникают и формируются в течение короткого промежутка времени, необходимо осуществлять подготовку молодежи к действиям в новых областях деятельности, где требуется выполнять комплекс сложно организованных работ, которые могут находиться на этапе формирования, и обучающимся предстоит участвовать в их создании и развитии. Это требует повышения эффективности подготовки учащихся на основе доступных, в том числе имитационных форм деятельности. По своему педагогическому содержанию имитация часто представляет собой деловую игру, когда в процессе учебной деятельности необязательно получение реального продукта, а целью обучения выступает приобретение опыта организации и проведения указанных работ. В условиях дидактической игры учащиеся могут выступать в роли предпринимателя, проходя через различные этапы становления малого предприятия.
Приоритетными методами для формирования экономических понятий в процессе изучения темы "Прибыль как цель предпринимательства" являются: практические методы обучения, так как на протяжении изучения данной темы учащиеся должны научиться производить различные расчеты, которые невозможно реализовать без сформированного понятийного аппарата. Таким образом, практические методы способствуют связи теории с практикой. Ведущую роль в практических методах, во взаимодействии учителя и учащихся играет деятельность последних. Практические методы применяются не только с целью приобретения новых знаний и их закрепления, но и для приобретения умений, которые необходимы для развития самостоятельной познавательной деятельности учащихся. Практические методы обучения охватывают весьма широкий диапазон различных видов деятельности обучаемых и направленные на формирование умений и навыков применять знания в стандартных или измененных условиях с целью достижения их высшего уровня. Во время использования практических методов обучения применяются приемы: постановка задачи, планирование его выполнения, управление процессом выполнения, оперативное стимулирования, регулирования, анализ результатов, выявление причин неправильных действий. При изучении темы "Прибыль как цель предпринимательства" используются такие практические методы как: упражнение, практические работы, дидактические игры. Ниже рассмотрим более подробно практические методы обучения. Упражнение - практический метод обучения, который предусматривает планомерное, организованное, повторное выполнение действий с целью овладения ими или повышения их качества. По характеру учебной деятельности учащихся упражнения делятся на устные, письменные, графические, технические. Устные упражнения способствуют развитию логического мышления, памяти и речи учащихся. Они характеризуются динамичностью, не требуют затрат времени на ведение записей. Письменные упражнения обычно используют для закрепления знаний и формирование умений их применять. Они способствуют развитию культуры письменной речи, самостоятельности. К графическим упражнениям относятся разработка схем, графиков, таблиц и др. Технические упражнения используют прежде всего для формирования практических умений и навыков, техники расчетов, речи и др. При организации технических упражнений применяют словесные методы в форме коротких указаний и инструктажа с целью уточнить задачи, конкретизировать действия, предупредить ошибки, оценить выполнение упражнения. На основе дидактических целей упражнения классифицируют на вступительные, пробные, тренировочные, контрольные и творческие.
Вводные упражнения предусматривают демонстрации учителем определенных действий с последующим воспроизведением их учениками. Когда новый материал еще слабо усвоенный школьниками, применяют пробные упражнения. Среди них выделяют предупредительные упражнения (объяснение ученика предшествует выполнению действий); комментируемые (ученик одновременно объясняет действие и выполняет ее) объяснительные (действие предшествует объяснению ее выполнения)). Тренировочные упражнения направлены на усвоение учащимися навыков действий в стандартных условиях (по образцу, по инструкции, по задачам) их используют по степени повышения сложности задач. От пробных упражнений они отличаются высоким уровнем самостоятельности учащихся. Контрольные упражнения используют для определения степени сформированности у учащихся практических умений и навыков. Творческие упражнения предусматривают применение знаний, умений и навыков в новых (измененных) ситуациях. Условиями эффективного применения метода упражнений являются: · сознательная направленность (осознание цели) учащихся на повышение качества деятельности; · теоретическая подготовленность учащихся к выполнению упражнений; · последовательность просмотр выполнения; · достаточное количество упражнений; · проверка практикой степени овладения учащимися навыками и умениями; · контроль за выполнением упражнений и развитие у учащихся умения осуществить самоконтроль. Практическая работа - метод обучения, направленный на углубление и закрепление теоретических знаний. Данный метод обеспечивает конкретизацию полученных знаний и проводится после изучения крупных разделов тем. Познавательная деятельность учащихся на практических занятиях происходит в несколько этапов: . Теоретическое осмысление основных положений темы или раздела (объяснение учителя). 2. Подробный инструктаж учащихся (показ действий) по выполнению работы. . Пробы (выполнение некоторыми учениками действий, анализ степени их правильности). . Самостоятельное выполнение работы. . Контроль и оценка результатов практической работы. Дидактическая игра - специально созданная ситуация (модель реальности) с которой учащимся предложено найти выход. Дидактическая игра создает условия для активной учебной деятельности. В ней учебная деятельность объединяется с игровой, приобретая признаки целенаправленной учебной деятельности, в процессе которой информация поступает не извне, а является внутренним продуктом и результатом этой деятельности. Полученная таким образом информация порождает новый уровень знаний, который в свою очередь способствует формированию следующего, высшего уровня знаний. Процесс дидактической игры предполагает последовательность учебных действий, отраженных в следующих этапах: . Подготовка к самостоятельным знаниям. 2. Постановка основной задачи. . Выбор имитационной модели объекта. . Решение задачи на основе имитационной модели. . Проверка, коррекция и реализация принятого решения. . Оценка реализации принятого решения. При таких условиях ученик является активным преобразователем действительности. Среди дидактических игр, используемых при изучении темы "Прибыль как цель предпринимательства" используются викторины, игры: "Я предприниматель", "Организация предприятия", "В мире бизнеса" и т.д. В процессе игры экономические понятия формируются за счет того, что каждый ученик "впитывает" информацию, либо демонстрирует свои знания, пропуская "через себя". Практические методы обучения применяются в тесном сочетании со словесными и наглядными методами обучения, так как выполнение практической работы должно предшествовать инструктивное пояснение педагога. Словесные пояснения и показ иллюстраций обычно сопровождают и сам процесс выполнения работы, а также анализ выполненной работы, что наиболее благоприятно совершить при личном контакте с обучаемым. Таким образом, при формировании экономических понятий при изучении темы "Прибыль как цель предпринимательства" необходимо использовать практические методы обучения, которым предшествуют словесные и наглядные. 3. Методика разработки календарно-тематического плана по теме "Прибыль как цель предпринимательства" 3.1 Положение о правилах составления и утверждения календарно-тематического планирования Государственного образовательного учреждения средней образовательной школы (ГОУ СОШ)
. Общие положения. Настоящее Положение о разработке и утверждении календарно-тематического планирования (далее - Положение) разработано с целью определения общих правил оформления, разработки и утверждения календарно-тематического планирования в образовательном учреждении. 1.2 Под календарно-тематическим планированием в настоящем Положении понимается последовательное тематическое планирование учителем части содержания программы по учебному курсу или предмету на один учебный год для определенного класса (параллели классов). Календарно-тематическое планирование является обязательным нормативным документом, регулирующим деятельность учителя по реализации содержания программы учебного курса или предмета. Календарно-тематическое планирование оформляется, разрабатывается и утверждается в соответствии с настоящим Положением. 2. Правила разработки календарно-тематического планирования. Календарно-тематическое планирование отражает плановость реализации содержания программы по учебному курсу или предмету в одном классе (параллели классов). 2.2 Календарно-тематическое планирование разрабатывается учителем для учебного курса по учебному предмету и классу в соответствии с учебной программой и требованиями Федерального государственного образовательного стандарта. Календарно-тематическое планирование является обязательным документом, регламентирующим деятельность учителя при организации учебных занятий с обучающимися. Разрабатывается учителем ежегодно. Календарно-тематическое планирование составляется учителем с учетом учебных часов, определенных учебным планом школы для освоения учебного курса или предмета обучающимися класса (параллели классов). 3. Структура календарно-тематического планирования. Календарно-тематическое планирование включает следующие обязательные разделы: · титульный лист - паспорт календарно-тематического планирования (см. Приложение А); · таблицу календарно-тематического планирования (см. таблицу 3.1). 4. Порядок утверждения календарно-тематического планирования. Календарно-тематическое планирование рассматриваются на заседании школьного методического объединения на предмет соответствия структуры и содержания планирования установленным требованиям. Результаты рассмотрения календарно-тематического планирования фиксируются в протоколе школьного методического объединения. При несоответствии календарно-тематического планирования установленным требованиям, оно возвращается на доработку с указанием замечаний и предложений по внесению в него изменений. Переработанное календарно-тематическое планирование повторно представляется на рассмотрение школьного методического объединения. При соответствии календарно-тематического планирования установленным требованиям на его титульном листе указываются реквизиты протокола и дата заседания школьного методического объединения, на котором данное планирование рассматривалось, после чего календарно-тематическое планирование согласовывается с заместителем директора по учебно-воспитательной работе (УВР) и утверждается директором. Сроки рассмотрения календарно-тематического планирования: · рассмотрение на заседаниях школьного методического объединения учителей - до 5 сентября; · согласование с заместителем директора по УВР - до 10 сентября; · утверждение директором - до 15 сентября. 3.2 Разработка календарно-тематического плана по теме "Прибыль как цель предпринимательства"
Календарно-тематический план по теме "Прибыль как цель предпринимательства" для 11 класса. Количество часов в неделю по учебному плану - 2 часа. Всего количество часов в году по плану - 12 часов.
Таблица 3.1 - Календарно-тематический план по теме "Прибыль как цель предпринимательства"
Итого | 12 |
Планирование составлено на основе Программы "Основы предпринимательства" для общеобразовательных учреждений.
Основной учебник: Симоненко В.Д. Основы предпринимательства: Эликтивный курс. Учебное пособие для 10-11 классов / В.Д. Симоненко. - М.: Вита-Пресс, 2005. - 176 с.
Содержание темы.
Урок 1. Тема: "Образование прибыли предприятия" - 2 часа.
Прибыль. Функции прибыли. Показатели прибыли. Основные методы планирования прибыли. Распределение прибыли предприятия. Методы расчета прибыли.
Урок 2. Тема: "Источники финансирования предприятия" - 2 часа.
Финансовый менеджмент или управление финансами. Основные источники финансирования предприятия. Кредитование. Использование финансовых ресурсов организации.
Урок 3. Тема: "Основные показатели деятельности предприятия" - 2 часа.
Эффективность производства. Производительность труда. Показатели эффективности использования материальных ресурсов. Показатели рентабельности. Показатели финансового состояния предприятия. Показатели для анализа готовой продукции. Методы расчета материалоемкости, материалоотдачи, рентабельности, платежеспособности, ликвидности.
Урок 4. Тема: "Рост и развитие, или отчет и отчетность" - 2 часа.
Основная цель составления отчетности. Внешняя и внутренняя отчетности. Виды и содержание отчетности. Формы финансовой (бухгалтерской отчетности) российских предприятий. Маркетинг.
Урок 5. Тема: "Основы бухгалтерского учета" - 2 часа.
Бухгалтерский учет. Виды бухгалтерской отчетности. Бухгалтерский баланс. Структура и наименование разделов бухгалтерского баланса. Счет - бухгалтерский документ.
Урок 6. Игра "Я предприниматель" - 2 часа.
Таким образом, в результате изучения темы "Прибыль как цель предпринимательства" у учащихся формируются экономические понятия.
4. Разработка плана-конспекта занятия по теме "Прибыль как цель предпринимательства"
Тема урока: "Образование прибыли предприятия".
Количество часов: 2 академических часа.
Тип урока: приобретения учащимися новых знаний.
Цели урока:
. Образовательная: Изучить основные понятия по теме. Научить рассчитывать прибыль.
2. Развивающая: Развивать память.
. Воспитательная: Воспитывать экономическую грамотность
Методы обучения: рассказ, беседа, практическая работа, активный метод обучения - видео-метод.
Средства обучения: Дидактический материал: учебник, программное средство пакет Microsoft Office (Power Point 2003), ТСО: компьютер, ОС Windows 98/2003 или выше, мультимедийный аппарат (проектор).
Опорные понятия: Прибыль, балансовая прибыль, валовая прибыль, чистая прибыль, методы планирования прибыли.
Структура урока:
Организационный момент - 5 мин.
Изложение нового материала - 30 мин.
Вводный инструктаж - 5 мин.
Практическая работа учащихся. Текущий инструктаж - 35 мин.
Заключительный инструктаж - 10 мин.
Уборка рабочих мест - 5 мин.
Ход урока:
Организационный момент:
Урок начинается с приветствия, проверки готовности к работе и наличие учащихся на уроке.
Учитель настраивает учащихся на работу, возбуждает у них интерес, внимание и активное отношение к занятию.
После этого сообщается тема, цель и задачи урока.
Изложение нового материала.
Любое предприятие основной целью своей деятельности считает получение прибыли. Прибыль является одним из показателей успешности работы предприятия, доходы которого превышают расходы, в противном случае предприятие несет убытки. Рост прибыли означает рост деловых возможностей предприятия, его предпринимательской активности.
В общем виде прибыль определяется по формуле 4.1, а в целом по предприятию по формуле 4.2 (слайд № 1).
П = Цп - С, ( 4.1)
где П - прибыль;
Цп - цена продукции;
С - себестоимость.
П = В - Срп, ( 4.2)
где П - прибыль;
В - Выручка от реализации продукции;
С - себестоимость реализованной продукции.
Функции прибыли (слайд № 2):
· показывает экономическую эффективность, полученную в результате деятельности предприятия;
· является основным элементам финансовых результатов предприятия;
· служит источником формирования бюджетов разных уровней.
Показатели прибыли на предприятии представлены на рисунке 4.1 (слайд № 3).
Рисунок 4.1 - Показатели прибыли на предприятии
Балансовая прибыль включает три элемента:
· прибыль от реализации товаров (работ, услуг);
· прибыль (убыток) от реализации основных средств и иного имущества предприятия;
· прибыль (убыток) от внереализационных операций (операции, не относящиеся к основной деятельности предприятия и не связанные с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнения работ, оказания услуг).
Основные методы планирования прибыли (слайд № 3):
Метод прямого счета применяется при небольшом ассортименте выпускаемой продукции. Прибыль рассчитывается как разница между выручкой от реализации продукции (за вычетом налога на добавленную стоимость (НДС) и акцизов) и полной себестоимостью продукции.
Метод аналитического счета применяется при большом ассортименте выпускаемой продукции и в дополнение к прямому методу. Прибыль по несравнимой продукции рассчитывается отдельно.
Метод совмещенного счета совмещает элементы прямого и аналитического методов расчета.
Распределение прибыли предприятия - направление прибыли в бюджет и по статьям использования на предприятии. Распределение и использование прибыли имеет свои особенности, обусловленные организационно-правовой формой предприятия (см. таблицу 4.1) (слайд № 4).
Таблица 4.1 - Распределение прибыли предприятия
Организационно-правовая форма предпринимательства | Особенности распределения прибыли |
Полное товарищество | Прибыль распределяется между участниками в соответствии с учредительным договором, в котором определяются доли каждого как в распределении прибыли, так и при покрытии убытков |
Товарищество на вере | Из полученной балансовой прибыли вносится в бюджет налог на прибыль, после этого часть прибыли выплачивается вкладчикам (коммандистам) в доле, соответствующей их вкладу в капитал товарищества, затем прибыль направляется на развитие предприятия и другие цели. Остаток прибыли распределяется между действительными (полными) товарищами |
Акционерное общество | Общие механизмы распределения прибыли и порядок выплаты дивидендов фиксируется в уставе общества. Чистая прибыль за вычетом налогов распределяется по фондам: резервному, накопления и потребления, фонду по выплате дивидендов по привилегированным и обыкновенным акциям |
Общество с ограниченной ответственностью | Прибыль облагается налогом и распределяется в общем порядке, установленном для юридических лиц. При подведении итогов хозяйственной деятельности за год каждому участнику (пайщику) выплачивается доля прибыли, соответствующая его вкладу в уставной капитал, после внесения в бюджет налогов, других обязательных платежей, направления прибыли на развитие предприятия и материальное поощрение работников |
Казенное предприятие | Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) направляется на финансирование мероприятий, обеспечивающих выполнение плана-заказа, плана развития завода и на другие производственные уели, а также на социальное развитие. Свободная часть прибыли, остающаяся после ее направления на указанные цели, подлежит изъятию в доход федерального бюджета |
Предприятие с участием иностранного капитала | Часть чистой прибыли после вычета налогов распределяется по фондам: резервному, накопления и потребления. Оставшаяся часть прибыли распределяется между российскими и иностранными участниками |
Вводный инструктаж.
Ознакомление учащихся с целями, содержанием, организацией и приемами выполнения предстоящей практической работы.
Практическая работа учащихся. Текущий инструктаж.
Проверьте себя: по какой формуле определяется валовая (балансовая) прибыль предприятия (Пб):
а) Пб = (В - З) + Пп + (-) Д;
б) Пб = В - З;
в) Пб = Пб + Пп + (-) Д - Н,
где Пб - балансовая прибыль предприятия; В - выручка от реализации продукции предприятия; З - затраты на производство и реализацию продукции; Пп - прибыль от прочей продажи; Д - доходы за вычетом расходов по внереализационным операциям; Н - выплаты по налогам.
По какой из приведенных формул в задании 1 определяется прибыль от реализации?
На какие цели может быть использована чистая прибыль предприятия:
а) на выплату заработной платы работникам предприятия;
б) на развитие производства, науки и техники;
в) на уплату налогов.
Решите задачу. Предприятие за год изготовило 125 тыс. изделий. Затраты на производство и реализацию составили 35 денежных единиц (д. е) за единицу изделия. Чему равна прибыль предприятия за год, если цена реализации за единицу изделия составляет 58 д. е.?
Решите задачу. Предприятие от реализации продукции получает в месяц по 75 тыс. руб. прибыли, а затраты на ее производство составляет 55 тыс. руб. Определите выручку от реализации продукции предприятия за месяц, за год
Ответы для проверки практического задания представлены в таблице 4.2.
Таблица 4.2 - Ответы для проверки практического задания
Номер практического задания | Вариант ответа |
1 | а |
2 | б |
3 | б |
4 | П = В - З, где В - выручка, З - затраты. В = 125 х 58 = 7250 д. е., З = 125 х 35 = 4375 д. е. П = 7250 - 4375 = 2 875 д. е. |
5 | В = 75 + 55 = 130 тыс. руб. в месяц 130 х 12 = 1 560 тыс. руб. в год |
Заключительный инструктаж.
Идет обсуждение результатов выполненной практической работы, обобщаются сведения по пройденной теме, разбираются ошибки.
Выдача домашнего задания: Ответить на вопросы по данной теме § 18, стр. 104 учебника: Симоненко В.Д. Основы предпринимательства: Эликтивный курс. Учебное пособие для 10-11 классов. - М.: Вита-Пресс, 2005. - 176 с.
Уборка рабочих мест.
Заключение
Основу национальной экономики любого государства с развитыми рыночными отношениями составляет предпринимательство, осуществляемое отдельными гражданами или предприятиями различных организационно - правовых форм.
В условиях рыночных отношений и информатизации общества возникают процессы, направленные на практическое применение получаемых знаний и умений, способных удовлетворять потребности человека. Одно из новых требований - развитие качеств делового человека. Подготовить юношей и девушек к быстрейшей адаптации в жизни можно, предоставив им возможность овладеть такими основами профессиональных знаний и умений, которые помогут сориентироваться в условиях рыночной экономики, грамотно вести собственное дело, найти свое место в жизни. В связи с этим особенно важно обеспечить экономическую грамотность молодежи, создать адекватную новым условиям систему экономической подготовки, ставящей своей целью не только овладение школьниками необходимыми знаниями но и создание условий для формирования активного субъекта экономической деятельности.
Создание системы экономического образования является актуальной задачей. Выпускники российских школ должны иметь представление об основах рыночной экономики, знать экономические термины и понятия.
Экономические понятия могут быть получены на основе систематического обучения основам предпринимательства. Изучение основ предпринимательства, как и любого предмета, происходит на основе образовательной программы. Одной из тем, входящих в состав программы "Основы предпринимательства" является тема "Прибыль как цель предпринимательства".
Значимость изучения темы: получение знаний, позволяющих производить необходимые действия, связанные с расчетами прибыли, экономической эффективности и заполнением финансовых документов предприятия. Каждый обучающийся сможет на основе полученных знаний проанализировать финансовое состояние предприятия, а также проанализировать свое отношение к вопросам предпринимательства и личные возможности для возможной в будущем предпринимательской деятельности.
При изучении темы "Прибыль как цель предпринимательства" могут быть использованы как традиционные методы обучения, так и нетрадиционные, но приоритетными являются: практические методы обучения.
Обязательным нормативным документом, регулирующим деятельность учителя по реализации содержания программы учебного курса или предмета является календарно-тематическое планирование, которое содержит основные темы обучения и распределение их по часам.
Библиографический список
1. Асаул <http://www.aup.ru/authors/asaul/>, А.Н. Организация предпринимательской деятельности <http://www.aup.ru/books/m6/> [Текст]: учебник / А.Н. Асаул <http://www.aup.ru/authors/asaul/>. - СПб.: АНО ИПЭВ, 2009. - 336с.
2. Брагин, Л.А. Торговое дело: экономика и организация [Текст]: учебник / Л.А. Брагин, Т.П. Данько, Г.Г. Иванов и др. - М.: ИНФРА-М, 1997. - 256 с.
3. Войтоловский, Н. Экономический анализ [Текст]: основы теории / Н. Войтоловский. - М: "ИНФРА-М", 2009. - 513 с.
4. Герасимов, Б.И. Экономическая теория. Ч.1. Введение в экономику. Микроэкономика [Текст] / Б.И. Герасимов, Н.С. Косов, В.В. Дробышева и др. - Тамбов.: ТГТУ, 2009. - 232 с.
5. Ермолович, Л.Л. Анализ хозяйственной деятельности предприятия [Текст]: учебное пособие / Л.Л. Ермолович. - М.: Интерпрессервис; Экоперспектива, 2010. - 576 с.
6. Зарукина, Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению [Текст]: учеб. - метод. пособие / Е.В. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. - 59 с.
7. Козлова, Е.Л. Бухгалтерский учет [Текст] / Е.Л. Козлова, Н.В. Парашутин, Бабченко. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 464 с.
8. Луковцева, А.К. Психология и педагогика. Курс лекций [Текст]: учебное пособие для студентов вузов / А.К. Луковцева. - КДУ; Москва; 2008. - 192 с.
9. Муравьев, Е.М. Обучение предпринимательству в системе технологичес
|
|