Система психолого-педагогической профилактики
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ПРОФИЛАКТИКА ЖЕСТОКОСТИ И АГРЕССИВНОСТИ В ШКОЛЬНОЙ СРЕДЕ И СПОСОБЫ ЕЕ ПРЕОДОЛЕНИЯ Составлено Мальцевой О.А., к.пс.н., доцентом кафедры педагогики и андрогогии ТОГИРРО. Насилие в школе Школьное насилие – это вид насилия, при котором имеет место применение силы между детьми или учителями по отношению к ученикам или – что в нашей культуре встречается крайне редко – учениками по отношению к учителю. Насилием является любое поведение, которое нарушает права другого. Школьное насилие подразделяется на эмоциональное и физическое. Виды эмоционального насилия: • насмешки, присвоение кличек, бесконечные замечания, необъективные оценки, высмеивание, унижение в присутствии других детей и пр.; • отторжение, изоляция, отказ от общения с жертвой (с ребенком отказываются играть, заниматься, не хотят с ним сидеть за одной партой, не приглашают на дни рождения и т. д.). Виды физического насилия: - избиение, нанесение удара, шлепки, подзатыльники, порча и отнятие вещей и др. Классификация различных видов насилия. Физическое. Сексуальное насилие или совращение. Психическое (эмоциональное) насилие. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка. В условиях школы прямыми признаками психического насилия над учащимися считаются: · угрозы в адрес обучающегося; · преднамеренная изоляция обучающегося; · предъявление к обучающемуся чрезмерных требований, не соответствующих возрасту; · оскорбление и унижение достоинства; · систематическая необоснованная критика ребенка, выводящая его из душевного равновесия; · постоянная негативная характеристика обучающегося; · демонстративно негативное отношение к обучающемуся.
Школьному насилию способствуют: 1. Анонимность больших школ и отсутствие широкого выбора образовательных учреждений. 2. Плохой микроклимат в учительском коллективе. 3. Равнодушное и безучастное отношение учителей. Влияние семьи на склонность детей к насилию Неполные семьи. Семьи, в которых у матери отмечается негативное отношение к жизни. Властные и авторитарные семьи. Семьи, которые отличаются конфликтными семейными отношениями. Семьи с генетической предрасположенностью к насилию.
Формы агрессивного поведения у подростков девиантов являются взаимосвязанными факторами, что отражает нарушенные внутрисемейные отношения, и распространяются на проявление личности в социальных группах, эмоциональная неустойчивость подростков. Уровни профилактики Первичная профилактика: 1. Изучение механизмов формирования материнского и отцовского поведения, типа семьи и воспитания. 2. Изучение и коррекция нарушения материнско-детских отношений, которые служат причиной снижения эмоционального благополучия ребенка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрасте. 3. Формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий поведения и личностных ресурсов. 4. Направленное осознание имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения. 5. Развитие личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения. 6. Развитие высокоэффективных стратегий и навыков поведения. Вторичная профилактика: • раннее вмешательство в коррекцию клинико-биологических. нарушений у ребенка; • исследование генограммы семьи; • коррекция семейных отношений, физических и эмоциональных, связей, определение детско-родителъских границ,
• наличие четких семейных ролей. Третичная профилактика проводится в отношении подростков, совершивших правонарушение, и её целью является коррекция поведения подростка и его развитие, а не само преступление. Основные факторы, провоцирующие жестокость в ученическом сообществе: • внутриличностная агрессивность учащихся, зависящая от индивидуальных особенностей; • предшествующий опыт жизнедеятельности школьников, включающий в себя проявления собственной агрессивности и наблюдения аналогичных проявлений в ближайшем; • недостаточный уровень развития коммуникативных навыков, в том числе отсутствие примеров и опыта ненасильственных взаимоотношений и знаний о собственных правах; • традиции школьной среды, провоцирующие и стимулирующие жестокость. К ним следует отнести: а) общий психоэмоциональный фон учреждения образования; б) «политическую» систему учреждения образования; г) систему взаимоотношений внутри классного коллектива; д) наличие общепризнанных социальных ролей, включающих роли «жертвы» и «хозяина»; е) традиции в социуме, пропагандируемые средствами массовой информации. Идеи ненасильственногообучения и воспитания (Г. Фигдор). · нарушения дисциплины, агрессивность, и т.д. – это важнейшие проявления, свидетельствующие о том, что ребенок не подчиняется (принудительной) системе школьных занятий. · необходимо постоянно заинтересовывать школьников учебным материалом, давать им возможность проявлять спонтанность и самостоятельность, а так же приобретать навыки эффективного общения и кооперирования. · не требовать работы от учеников, а работать вместе с ними. Дать учащимся возможность перенять рабочую позицию путем идентификации себя с (любимым) учителем, а не путем исполнения (абстрактных) требований «сверх – Я», проявляющихся в процессе педагогического манипулирования.
Агрессия рассматривается как одна из основных биологических функций, определяющая способность индивида к целеустремленным действиям в межиндивидуальной сфере. В психодиагностической методике 13ТА Г. Аммона (1990) используется представление о трех формах реализации агрессии - «конструктивной», «деструктивной» и «дефицитарной».
«Конструктивная» форма реализации агрессии подразумевает социальную приемлемость проявления агрессии, способность индивида противостоять вредным для него воздействиям. При «деструктивной» форме имеет место прямое, связанное с нарушением морально-этических норм её проявление, разрушение и деформация отношений с окружающими, присутствуют делинквентные и криминальные компоненты поведения, а также существенную роль играют различные личностные расстройства. «Дефицитарная» форма проявления агрессии характеризуется низким уровнем социальной активности, недостаточным развитием поведенческих навыков, способствующих реализации агрессивных побуждений. Система психолого-педагогической профилактики · диагностика психоэмоциональной среды и мотивационно-образовательная работа с администрацией; · консультативно-образовательная работа с педагогическими кадрами и родителями; · консультативно-коррекционная работа с детьми, подвергшимися жестокому обращению; · информационно-образовательная работа с детьми; · формирование психоэмоциональной среды учебного заведения, которая включает систему взаимоотношений между всеми субъектами образовательного процесса. Мероприятия, направленные на сплочение школьного сообщества: · улучшение психологического климата в школе; · повышение психолого-педагогической компетентности взрослых (родителей, педагогов); · повышение уровня коммуникативной культуры обучающихся. Работа с личностными конструктами: · профилактика и коррекция отклонений в эмоциональной сфере подростков; · снижение асоциального поведения школьников; · развитие стрессоустойчивых качеств личности обучающихся; · формирование здорового жизненного стиля, высокофункциональных стратегий и навыков поведения; навыков оценкисоциальной ситуации и принятия ответственности за собственное поведение в ней; навыков восприятия, использования и оказания психологической и социальной поддержки; навыков отстаивания своих границ и защиты своего персонального пространства; навыков защиты своего Я, самоподдержки и взаимоподдержки; навыков бесконфликтного и эффективного общения;
· направленное осознание и развитие имеющихся личностных ресурсов, способствующих формированию здорового жизненного стиля и высокоэффективного поведения. В содержание психолого-педагогического модуля включены: · психолого-педагогические подходы к коррекции агрессивного поведения; · рекомендации по коррекции агрессивного поведения подростков; · рекомендации по работе с детьми, склонными к суицидальному поведению; · рекомендации по профилактике тревожности и страхов у детей и подростков; · индивидуальная работа с ребенком. При работе с агрессивными подростками возможно использование следующих диагностических методик: · Опросник Басса-Дарки (агрессивность); · Шкала реактивной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина (тревожность); · Фрейбургская анкета на выявление склонности к агрессивному поведению; · Тест «Склонности к риску»; · «Шкала враждебности» Кука-Медлей; · Методика экспресс-диагностики невроза (К.Хек и Х. Хесс) При организации профилактики необходимо учитывать два основных содержательных направления: работа с потенциальными агрессорами (педагоги, родители, школьники) и работа с потенциальными жертвами (те же группы).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|