Производные ступени. Знаки альтерации
Выше уже говорилось, что из двенадцати звуков равномерно-темперированной системы семь диатонических ступеней, соответствующих белым клавишам фортепиано, считаются основными и имеют собственные названия. Остальные звуки (на фортепианной клавиатуре они в большинстве случаев соответствуют черным клавишам) являются производными. Они возникают в результате повышения или понижения соседних с ними основных ступеней на полтона или на тон.
Повышение или понижение диатонических ступеней называется альтерацией. Знаки, указывающие на повышение или понижение данного звука, называются знаками альтерации. Их всего пять:
1) диез (
) — указывает на повышение звука на полтона;
2) дубль-диез (двойной диез, обозначается —
) — указывает на повышение звука на целый тон (или два полутона);
3) бемоль (
) — указывает на понижение звука на полтона;
4) дубль-бемоль (двойной бемоль, обозначается —
или
)— указывает на понижение звука на целый тон (или два полутона);
5) бекар (буквально — отказ, обозначается —
) — указывает на отмену действия любых предыдущих знаков альтерации, то ест. восстанавливает звучание основной ступени в ее первоначальном виде* [В старых нотных изданиях встречается еще знак
(дубль-бекар, который ставился после дубль-диеза или дубль-бемоля), а также комбинации из разнородных знаков —
или
, восстанавливающие, соответственно, диез или бемоль после дубль-диеза или дубль-бемоля. В настоящее время этими обозначениями не пользуются, поскольку принято считать, что всякий новый знак альтерации снимает действие предыдущего.] Все знаки альтерации пишутся слева точно против ноты, к которой они относятся.


Знаки альтерации, выставленные при ключе, называются ключевыми и действуют на соответствующий звук во всех октава до конца пьесы или до перемены ключевых знаков.
Знаки альтерации, выставленные при отдельных нотах, называются неключевыми и действуют на звук, перед которым, стоят, только в данной октаве и в пределах одного такта. Тактовая черта аннулирует действие всех неключевых знаков альтерации, поэтому в следующем такте (в случае необходимости) их надо ставить снова.
Названия и обозначения производных ступеней
Название любой производной ступени состоит из наименования основной ступени с добавлением названия соответствующего знака альтерации.
В записи по слоговой системе знак альтерации чаще заменяется словом «диез», «бемоль» и т.д. или же сохраняется знак, прибавленный к слогу, обозначающему тот или иной звук. Например:
фа-диез (или — фа
), ре-бемоль (или
),
до-дубль-диез (или — до
), ля-дубль-бемоль (или ля
).
В буквенной системе для обозначения знаков альтерации используются соответствующие приставки, добавляемые к буквам, дающим названия основных ступеней. Так,
диез
| обозн. прист.
| is
| напр
| cis
| =до-диез
|
дубль-диез
| —»— —»—
| isis
| —»—
| fisis
| =фа-дубль-диез
|
бемоль
| —»— —»—
| es
| —»—
| ges
| =соль-бемоль
|
дубль-бемоль
| —»— —»—
| eses
| —»—
| deses
| =ре-дубль-бемоль
|
Однако тут есть три исключения:
вместо
| aes
| пишется
| as
| (=ля-бемоль)
|
—»—
| ees
| —»—
| es
| (=ми-бемоль)
|
—»—
| bes
| —»—
| heses
| (=си-дубль-бемоль)*. [Звук си-бемоль по буквенной нотации, как известно, обозначается буквой b.]
|
Энгармонизм звуков
В равномерно-темперированном строе вследствие равенства всех полутонов (в каждой октаве) имеет место явление энгармонизма.
Энгармонизмом называется тождество звуков по высоте при их различном обозначении. Каждая ступень (как основная, так и производная) может быть заменена ступенью другого наименования, но высота звука при этом не изменится. Таких энгармонических замен у всех ступеней (если не считать их основных названий) может быть всего две, за исключением тона ля-бемоль, который может иметь только одну энгармоническую замену. Например:
до-диез=си-дубль-диез=ре-бемоль,
ми=фа-бемоль=ре-дубль-диез,
си-бемоль=ля-диез=до-дубль-бемоль и т.д.
В то же время: ля-бемоль=соль-диез (в данном случае других вариантов нет).
Воспользуйтесь поиском по сайту: