ПРИЛОЖЕНИЕ . Примерная характеристика особенностей видов ненаучного познания
НАПИСАТЬ эссе на тему «Познание подобно морю – тот, кто барахтается и плещется на поверхности, всегда больше шумит и потому привлекает к себе больше внимания, чем искатель жемчуга, без лишнего шума проникающий в поисках сокровищ до самого дна неизвестных глубин». Ненаучные способы познания мира. Ненаучное познание – верный спутник человечества во всю его многовековую историю развития. Наука в её нынешнем понимании – довольно молодая сфера человеческой деятельности. Ей всего около пяти веков от роду, тогда как история человека разумного началась намного раньше, в пятом тысячелетии до нашей эры. При этом процесс познания человеком мира и своего места в нём шел непрерывно, во все времена. И только очень отважный мыслитель решится заявить, что достижения человечества донаучного периода уступают по важности и значимости тем, которыми сегодня гордится современная наука. Научное и ненаучное познание – два основных инструмента получения знаний об объективной действительности. Кроме этих двух форм, существует еще и субъективное познание, а также самопознание. На первый взгляд кажется, что ненаучным знанием можно назвать всё, что не входит в предмет изучения науки. Но это далеко не так. В действительности ненаучное знание – это чётко сформулированная категория философии, которая имеет свои границы, законы и правила применения. Под ненаучным понимается знание, которое нарабатывается человечеством без определенной системы. Оно формально не закреплено в сводах законов наук естествознания и его основные положения не рассматриваются и не исследуются теми теориям, которые наработаны наукой. Характерные черты, которыми обладает ненаучное познание:
· максимальная приближенность к чувственному опыту человека и отсутствие исследований идеальных моделей явлений, характерных для научных абстракций и эмпирических построений. · связанность с практическими жизнью и опытом человека и с его насущными утилитарными потребностями; · отсутствие специальных средств и методов, которые позволили бы исследовать проблемы и гипотезы, возникающие при любых формах вненаучного познания; · отсутствие единых правил, стандартов, норм, критериев оценки результатов проведенных вненаучных исследований; · отсутствие возможности взаимодействия ненаучных знаний между собой и невозможность проверить их на внутреннюю противоречивость, ввиду того, что не разработана систематика ненаучного познания. Разновидности · мифологическое; · обыденное; · народная мудрость · паранаука. Мифология как вид познавательной деятельности. Мифология – дошедший до нас из глубины веков способ объяснения человеком некоторых событий объективной реальности. Те явления, которые не могли быть исследованы людьми при помощи имеющегося массива общепризнанных познаний, объяснялись ими с самых разных позиций. Каждая народность наделяла объективную реальность теми чертами и характеристиками, которые сформировали бы целостный образ взаимодействия действительности с конкретным социумом. Основные характеристики социума, которые становились основой для создания мифов: · структура общественного устройства (распределение основных прав и обязанностей между всеми членами общества); · структура семьи (положение женщины, способы воспитания детей, отношение к родителям и т.д.); · способы добычи продовольствия и предметов первой необходимости (земледелие, скотоводство и т.д.); · природные условия, в которых проживала община. Форма приобретения ненаучных знаний в процессе повседневной жизни называется обыденным или бытовым познанием. Обыденные знания имеют большую практическую ценность и подсказывают человеку способы поведения в тех или иных житейских ситуациях.
Польза обыденного знания: · даёт нюансы применения накопленного опыта в повседневной жизни; · может передаваться из поколения в поколение путем поучений; · нарабатывает базу универсальных познаний, которые упрощают бытовую жизнь человека. Недостатки применения обыденного знания – оно всегда субъективно и перед тем, как полагаться на чужой опыт, необходимо убедиться в его полезности на собственном опыте. Народная мудрость Это ненаучное познание в виде своеобразной компиляции мифов и обыденных знаний, которая передается из поколения в поколение в виде примет, пословиц, поговорок, сказок, песен и т.д. Содержание этих источников народной мудрости наполнено инструкциями, регламентами и предписаниями, как вести себя в тех или иных житейских ситуациях, чтобы не причинить вреда ни себе, не тем людям, которые живут рядом. Народная мудрость как форма познания характеризуется: · обобщенностью; · неоднородностью и противоречивостью; · стихийностью; · стереотипностью; · большой вероятностью заблуждений. Паранаука Эта форма познания человеком объективной реальности существует гораздо дольше, чем сама наука, и всегда была интересна человеку. Для понимания процессов в рамках паранауки нет необходимости нарабатывать специальный категорийный аппарат или использовать специальные приспособления, как этого требует наука. Решения, которые предлагает паранаука, направлены на то, чтобы быстро и эффективно удовлетворить насущные утилитарные потребности человека и освободить его тяжеловесных сомнений. Но очевидные минусы говорят о том, что паранаука не способна добиться тех результатов, о которых заявляет во время проведения своих специальных исследований. Недостатки паранауки: · использование сведений, которые не подтверждены экспериментальным путем и зачастую противоречат данным науки; · несоответствие гипотез и выводов основным научным представлениям; · спекуляции на неисследованных феноменальных явлениях.
Однако несмотря на то, что паранаука в некоторых моментах способствует укоренению регрессивных идей и тормозит рост уровня общественного самосознания, есть и полезные моменты: · паранаука дает науке новые идеи, способствует постановке новых научных проблем; · поддерживает интерес человека к тому миру, который его окружает и дает мотивацию для дальнейших исследований.
ПРИЛОЖЕНИЕ. Примерная характеристика особенностей видов ненаучного познания
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|