Московско-владимирско-черниговская система
ЛЕКЦИЯ 2. Русская метрология IX – XV вв. План Источники для изучения русской метрологии IX – XV вв. Русские меры длины в IX – XV вв. Измерение площадей и емкостей в IX – XV вв. Русские меры веса и денежный счет в IX – XV вв. Вопрос 1 Метрологические сведения древнерусских письменных источников скудны и обычно фрагментарны. Но они дают определенные сведения о различных мерах, употреблявшихся на Руси. Привлечение памятников археологии позволяет постоянно расширять круг источников метрологических исследований, дает возможность проверить, а в ряде случаев и уточнить сведения письменных источников. Для изучения метрологии Русская Правда и летописи, а также описания путешествий и сочинения иностранцев. Перспективными для метрологических исследований представляются берестяные грамоты, фонд которых ежегодно пополняется. Для определения древнерусских мер длины важные сведения заключены в замечательном памятнике русской литературы XII в. «Хождение игумена Даниила в Святую землю». Правда, это сочинение сохранилось лишь в поздних списках (от XV в), но сведения Даниила, совершившего свое паломничество в 1113– 1115 гг., заслуживают доверия. Важным источником являются переводные произведения, так как обычно при переводе на древнерусский язык иноземные меры, чаще всего греческие, если они были известны на Руси, назывались соответствующими древнерусскими терминами. Например, древнегреческая мера длины «оргия» в переводе обозначалась термином «сажень». Отсюда можно сделать вывод о совпадении размеров этих двух мер или их приблизительном равенстве. Замечательный памятник древнерусской эпиграфики, так называемый «Тмутараканский камень», подлинность которого в настоящее время убедительно доказана, содержит важные данные для выяснения размера древнерусской сажени.
Для периода феодальной раздробленности круг источников метрологии остается по сути прежним. Среди них следует выделить «Дневник путешествия Исидора в Западную Европу» (XV в.), «Записки» Сигизмунда Герберштейна (правда, он был в Москве в начале XVI в., но часть его сведений относится к более раннему времени), договоры Новгорода с Готским берегом и немецкими городами 1189–1199 гг., Смоленска с Ригой и Готским берегом 1229 г. Вопрос 2. Неопределенные меры: вержение камня = 42 м, перестрел – 60-70 м, день пешего пути = 25 км, день конного пути = от 50 до 75 км Пядь упоминается с XII в., но указания на ее размер встречаются в более поздних памятниках. Исключительное удобство измерений пядью способствовало большой живучести этой меры. Игумен Даниил в описании своего путешествия употребляет пядь, но не дает достаточных данных для определения ее размера. Метрическое значение пяди было выяснено путем сравнительного анализа данных ряда паломников в Палестину в XII–XVI вв., описавших гроб Господень, например дьякона Игнатия (1391 г.), дьякона Троицкого монастыря Зосимы (1420 г.). Б.А. Рыбаков подтвердил существование «пяди с кувырком» изучением размеров древнерусских кирпичей. В качестве народной бытовой меры пядь употреблялась очень долго, ею измеряли, например, иконы или толщину снежного покрова еще в XVII в. Ее название сохранилось до наших дней в поговорке «семь пядей во лбу». О пяди как официальной мере с четко установленным соотношением ее с другими единицами (3/8 сажени, 1/2 локтя) можно говорить только с XVI в. Впоследствии в официальной метрологии пядь уступила свое место четверти, но продолжала употребляться в качестве бытовой меры вплоть до XX в. Малая или простая пядь = 19 см (расстояние от конца вытянутого большого пальца до конца указательного пальца)
Великая пядь = 22-23 см (расстояние между концами большого пальца и мизинца; иногда ширина ладони) Пядь «с кувырком» = прибавление к малой пяди двух или трех фаланг пальца (27-31 см) Другой древнейшей единицей измерения длины был локоть, равный расстоянию от локтевого сустава до конца вытянутого среднего пальца. Как мера он известен у многих народов мира и в древности был широко распространен у славян, германцев и финно-угров. Аналогично пяди, он имел несколько значений – неполный локоть, двухладонный локоть, большой локоть. Большой локоть (почти в два раза больше локтя), равный длине руки от плеча, вытеснил первоначальный обычный локоть. И в этом случае название измерителя (части тела) стало обозначением меры. Современное значение слова «локоть» – локтевой изгиб, сустав – прослеживается в письменных источниках только с середины XV в. Локоть употреблялся в качестве официальной торговой меры и народно-бытовой. Хорошо известна новгородская официальная мера – иванский локоть. Образец натуральной меры был найден в Новгороде во время археологических работ в 1955г. Это был стержень из можжевельника с круглым сечением и ровно обрезанными концами. Характерно, что его поверхность была заполирована до блеска в результате длительного употребления. Длина стержня 54,7 см, дата – рубеж XI–XII вв. Б.А. Рыбаков обратил также внимание на то, что локоть, найденный в 1955 г., на 6 мм больше «законного», и предположил, что он использовался не при продаже тканей, а для отмеривания тканей, поступавших в пользу владельца локтя. Им мог быть, например, княжеский мытник, собиравший пошлину в локтях сукна. В этом случае «ошибка» в размере меры в 6 мм была преднамеренной и с 8 намеренных локтей сукна 1 локоть поступал мытнику. Подтверждением метрологического значения находки 1955 г. являются измерительные стержни (фрагменты) из раскопок в Старой Ладоге в слоях XIII–XIV вв., имевшие деления, равные 3,4 см. Очень употребительной единицей измерения длины являлась древнерусская сажень. Первое ее упоминание содержит «Слово о начале Киево-Печерского монастыря», автором которого считают Нестора. Здесь сажень как мера упоминается в рассказе о том, что около 1017 г. инок Илларион (будущий киевский митрополит) «ископа себе печерку малу – дву сажен». Определить ее реальный размер помогает надпись на «Тмутараканском камне», рассказывающая о том, что в 1068 г. князь Глеб «мерил море по леду от Тмутороканя до Кърчева 10000 и 4000 сажен». Б.А. Рыбаков, привлекая данные о ширине Керченского пролива, содержащиеся в сочинении Константина Багрянородного, приравнивает сажень к 152 см. Эта величина равна расстоянию между большими пальцами вытянутых в стороны рук человека. Данная сажень, называвшаяся простой или прямой саженью, содержала 4 локтя в 38 см или 8 пядей в 19 см.
Измерения памятников древнерусской архитектуры позволяют говорить о существовании сажени в 176 см, названной позднее мерной или маховой. Последнее название свидетельствует о том, что в быту она определялась размахом рук человека в стороны. В Древней Руси была известна и так называемая косая сажень, равная 216 см и определявшаяся расстоянием от пальцев ноги до конца пальцев вытянутой вверх по диагонали руки. Простая или прямая сажень = 152 см (расстояние между большими пальцами вытянутых в стороны рук) Мерная или маховая сажень = 176 см (расстояние между кончиками пальцев рук, вытянутых в стороны) Косая сажень = от 216 до 248 см (расстояние от конца пальцев ноги до конца пальцев руки, вытянутых по диагонали) Самой крупной единицей измерения длины на Руси служила верста и поприще, которые не имели фиксированной длины и в строгом смысле не были синонимами. В позднейшее время она заключала в себе 500 саженей, а в древности же, как можно судить по имеющимся в нашем распоряжении источникам, верста складывалась из 750 саженей. Некоторые исследователи доказывали первоначальное равенство версты 1000 саженям, считая, что именно такой верстой пользовался игумен Даниил, измерявший отдельные расстояния в «великих верстах». Вполне возможно, что первоначально этот термин обозначал единицу измерения площади. В ранней переводной литературе верста соответствует греческим единицам стадии и миле, т.е. очень различным мерам – 185 м и 1,388 км. Реальное содержание версты не может считаться выясненным, оно фиксируется метрологически в более позднее время.
Верста=750 сажен Сажень = 4 локтя = 8 пядей = 1,52 см Локоть = 2 пядям = от 28 до 46 см пядь = 4,5 – 5,5 вершка = от 19 до 23 см Вершок = 4,5 см
Московско-владимирско-черниговская система
Новгородско-псковская система
Вопрос 3. Основные меры поверхности: села, плуги и десятины. По мнению Каменцевой и Устюгова, село = 2 плугам = 16 десятинам; плуг = 8 десятин (земельная площадь, которую могут запахать 2 вола или одна лошадь за один сезон). По мнению Струмилина, плуг = 16 десятинам. Меры поверхности часто определялись мерами сыпучих тел, т.е. определенными количествами зерна, высеваемого на определенной площади. Могли они определяться и затратами труда на обработку определенного участка пашни. Одна из статей Пространной редакции Русской Правды позволяет приблизительно установить величину плуга – «а в селе сеяной ржи на два плуга 16 кадей ростовских». Отсюда можно заключить, что село составляли два плуга, а на плуг приходилось 8 ростовских кадей ржи. В дальнейшем единицы измерения площадей также совпадают с единицами прямого налогообложения: соха = 10 сошкам = 30 обжам (пространство земли, равное площади запашки, производимой одним пахарем при помощи одной лошади; приблизительно 10 четвертей, 15 десятин, 150 копен) Некоторые исследователи приравнивают обжу к десятине, но подобное представление является в достаточной степени упрощенным
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|