Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сбалансированность бюджетов (ст. 33)

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

В России принцип сбалансированности бюджета определён в Бюджетном кодексе в качестве одного из главных принципов построения бюджетной системы. Его претворение позволяет прекратить, распространённую в 90-е годы, практику составления и утверждения фактически несбалансированных бюджетов, особенно на уровне субъектов Федерации и муниципальных образований.

На стадии составления проектов бюджетов реализация принципа сбалансированности бюджета обеспечивается благодаря соблюдению другого принципа – общего (совокупного) покрытия расходов бюджета.

На стадии исполнения бюджета дополнительными факторами, влияющими на сбалансированность бюджета, выступают:

· с одной стороны, методы оперативного регулирования бюджетных потоков, позволяющие эффективно маневрировать бюджетными средствами;

· с другой – механизм сокращения бюджетных расходов и бюджетные резервы, использование которых, позволяет финансировать внезапно возникающие непредвиденные расходы.

Сбалансированность бюджетов определяется двумя состояниями:

1. профицит бюджета;

2. дефицит бюджетов;

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета. Бюджетный дефицит не относится к числу финансовых явлений носящий чрезвычайный характер. В экономической теории отношение к нему разное, но его нельзя считать абсолютным злом или абсолютным благом, многое зависит от причин его возникновения и источников покрытия. Его пределы зависят от экономической ситуации.

Дефицит федерального бюджета утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период и определяется как разница между общим объемом расходов и общим объемом доходов федерального бюджета на очередной финансовый год и плановый период (ст. 92).

Дефицит бюджета субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год и каждый год планового периода, дефицит местного бюджета на очередной финансовый год (очередной финансовый год и каждый год планового периода) устанавливается законом (решением) о соответствующем бюджете с соблюдением следующих ограничений:

· дефицит бюджета субъекта Российской Федерации не должен превышать 15 процентов утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

· дефицит местного бюджета не должен превышать 10 процентов утвержденного общего годового объема доходов местного бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.

В состав источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

· разница между средствами, поступившими от размещения государственных ценных бумаг Российской Федерации, номинальная стоимость которых указана в валюте Российской Федерации, и средствами, направленными на их погашение;

· разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации бюджетными кредитами, предоставленными федеральному бюджету другими бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

· разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами кредитных организаций;

· разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в валюте Российской Федерации кредитами международных финансовых организаций;

· изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета в течение соответствующего финансового года;

· иные источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

· В состав иных источников внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

· поступления от продажи акций и иных форм участия в капитале, находящихся в собственности Российской Федерации;

· поступления от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, уменьшенные на размер выплат на их приобретение;

· курсовая разница по средствам федерального бюджета;

· объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в валюте Российской Федерации, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

· разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета юридическим лицам бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

· разница между средствами, полученными от возврата предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов, и суммой предоставленных из федерального бюджета другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации бюджетных кредитов в валюте Российской Федерации;

· разница между суммой средств, полученных от возврата бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований), предоставленных внутри страны, и суммой предоставленных внутри страны бюджетных кредитов за счет средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

· разница между суммой средств, полученных от возврата предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов (ссуд), и суммой предоставленных внутри страны прочих бюджетных кредитов;

· разница между средствами, перечисленными с единого счета федерального бюджета, и средствами, зачисленными на единый счет федерального бюджета, при проведении операций по управлению остатками средств на едином счете федерального бюджета;

· прочие источники внутреннего финансирования дефицита федерального бюджета.

В состав источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

· разница между средствами, поступившими от размещения государственных займов, которые осуществляются путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации и номинальная стоимость которых указана в иностранной валюте, и средствами, направленными на их погашение;

· разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), с учетом средств, перечисленных из федерального бюджета российским поставщикам товаров и (или) услуг на экспорт в счет погашения государственного внешнего долга Российской Федерации, международных финансовых организаций, иных субъектов международного права и иностранных юридических лиц;

· разница между полученными и погашенными Российской Федерацией в иностранной валюте кредитами кредитных организаций.

В состав иных источников внешнего финансирования дефицита федерального бюджета включаются:

· объем средств, направляемых на исполнение государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте, в случае, если исполнение гарантом государственных гарантий Российской Федерации ведет к возникновению права регрессного требования гаранта к принципалу либо обусловлено уступкой гаранту прав требования бенефициара к принципалу;

· разница между средствами, поступившими в федеральный бюджет в погашение основного долга иностранных государств и (или) иностранных юридических лиц перед Российской Федерацией, и средствами, направленными на предоставление государственных финансовых и государственных экспортных кредитов;

· прочие источники внешнего финансирования дефицита федерального бюджета.

Кредиты Центрального банка Российской Федерации, а также приобретение Центральным банком Российской Федерации государственных ценных бумаг субъектов Российской Федерации, муниципальных ценных бумаг при их размещении не могут быть источниками финансирования дефицита соответствующего бюджета.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

 

 Дефицит бюджета может быть краткосрочным и долгосрочным. Краткосрочный дефицит складывается в рамках одного финансового года. Он выявляется в случаях отклонения по каким-либо причинам макроэкономических условий, в которых проходило исполнение бюджета, от условий его составления и утверждения. Долгосрочный дефицит бюджета выявляется на протяжении ряда лет. Он порождается устойчивыми факторами, которые из года в год приводят к превышению расходов бюджета над его доходами. Основными причинами долгосрочного (хронического) бюджетного дефицита могут быть высокие непроизводительные расходы в период ведения войн и подготовки к ним, экономическая и политическая нестабильность в переходный период, неэффективность экономической системы, Ошибки экономической политике, ведущие к сокращению налоговой базы.

  Первичный дефицит бюджета – образуется при превышении доходов над величиной расходов (за минусом расходов на обслуживание долга). разность между величиной общего дефицита и  всей суммой выплат по долгу (скрытый дефицит бюджета, обусловленный квазифискальной деятельностью государства). Наличие первичного дефицита является фактором увеличения долгового бремени.

Различают также активный и пассивный бюджетный дефицит. Активный дефицит есть результат сознательного увеличения государственных расходов в целях регулирования экономики. Пассивный дефицит возникает в случае падения объема налоговых поступлений в условиях снижения экономической активности в стране.

 

Исторически, в отношении состояния бюджета, выдвигались три концепции:

1. Концепция ежегодного сбалансированного бюджета, состоит в том, что независимо от фазы экономического цикла каждый год расходы бюджета должны быть равны доходам. Это означает, что например, в период спада, когда доходы бюджета, налоговые поступления, минимальны, то государство, для обеспечения сбалансированности бюджета, должно снижать государственные расходы (государственные закупки и трансферты). А поскольку, снижение и государственных закупок и трансфертов ведёт к уменьшению совокупного спроса и, следовательно, объёма производства, то эта мера приведёт к ещё более глубокому спаду. И, наоборот, если в экономике бум, т.е. имеются максимальные налоговые поступления, то для уравновешивания расходов бюджета с доходами государство должно увеличивать государственные расходы, провоцируя ещё более высокую инфляцию. Таким образом, теоретическая несостоятельность такого подхода к регулированию бюджета достаточно очевидна: реализация идеи ежегодно сбалансированного бюджета ведет к усилению циклических колебаний экономики и исключает возможность проведения правительством политики по стабилизации экономики.

2. Концепция бюджета, балансируемого на циклической основе заключается в том, что иметь сбалансированный бюджет ежегодно необязательно. Важно, чтобы бюджет был сбалансирован в целом в течение экономического цикла: бюджетный излишек, увеличивающийся в период бума, наиболее высокой деловой активности, когда доходы бюджета максимальны, должен использоваться для финансирования дефицита бюджета, имеющего место в период рецессии, минимальной деловой активности, когда резко сокращаются доходы бюджета. Эта концепция также имеет существенный недостаток: дело в том, что фазы бума и рецессии различаются по продолжительности и глубине. Поэтому суммы бюджетного излишка накопленного в период экономического бума и размера бюджетного дефицита, который накапливается в период спада, как правило, не совпадают, поэтому полностью сбалансировать бюджет не удаётся.

3. Концепция стабильности экономики, а не сбалансированность бюджета. Суть настоящей концепции сформулированной Кейсом, заключается в том, что инструменты государственного бюджета, государственные закупки, налоги и трансферты должны быть использованы в качестве антициклических регуляторов, стабилизирующих экономику на разных фазах экономического развития. Если в экономике спад, то государство, в целях стимулирования деловой активности и обеспечения экономического подъёма, должно увеличивать свои расходы, государственные закупки и трансферты, и уменьшать налоги, что приведёт к росту совокупного спроса. И, наоборот, если в экономике бум, перегрев, то государство должно сокращать свою активность в расходовании средств и увеличивать налоги, что будет сдерживающим фактором деловой активности и "остудит" экономику, направит её к стабилизации. Состояние государственного бюджета при этом, значения не имеет. При использовании данной концепции многие страны скатились в ситуацию хронического бюджетного дефицита и усиления инфляционных процессов.

Природа возникновения бюджетного дефицита:

1. дефицит бюджета связан с необходимостью осуществления крупных государственных вложений в экономику (это не кризисные явления, а государственное регулирование экономической конъюнктуры);

2. дефицит бюджета связан с возникновением чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, войны) когда обычных резервов становится недостаточно и приходится прибегать к источникам иного рода;

3. дефицит бюджета связан с кризисными явлениями в экономике, неэффективностью финансово-кредитных связей, неспособностью правительства держать под контролем финансовую ситуацию в стране;

В мировой практике дефицит бюджета считается управляемым если:

– государственный долг страны не превышает 60 % от ВВП;

– бюджетный дефицит не превышает 2-3% валового внутреннего продукта;

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...